В процессе эксплуатации зубчатых колес возможно возникновение различных дефектов, в том числе: поломка колес (рис. 102, а), у колес непостоянного зацепления — износ зубьев по длине (рис. 102, б), усталостное выкрашивание (рис. 102, в), излом зубьев (рис. 102, г), износ зубьев по толщине, износ отверстий ступицы, шлицев и шпоночных пазов и др.
Рис. 102. Виды разрушений зубчатых колес
Зубчатые колеса, имеющие трещины любого размера и расположения, а также бандажированные колеса с наличием сдвига бандажа не подлежат использованию в механизмах кранов независимо от степени износа.
Предельный износ зубьев колес механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы по толщине составляет 15%, остальных механизмов — 20%, агрегатов трансмиссии автомобилей и тракторов — в пределах глубины термической обработки 0,2— 1,4 мм.
Крупномодульные зубчатые колеса тихоходных передач, у которых количество сломанных зубьев не превышает 5—8%, ремонтируют установкой зубчатой вставки (см. рис. 73). С этой целью в ободе колеса фрезеруют паз глубиной Va—V8 высоты зуба, в который вставляют и приваривают вставку.
При повреждении отдельных зубьев (не более двух рядом) колеса можно восстанавливать следующим способом: поврежденный зуб выфрезеровывают по всей длине зуба, на ободе высверливают ряд отверстий диаметром, равным половине толщины зуба, нарезают в них резьбу и ввертывают шпильки, которые затем приваривают к ободу, обваривают по профилю зуба с припуском 3—5 мм на последующую механическую обработку.
Зубья колес с модулем 10 мм и выше, изношенные не более чем на 35%, восстанавливают ручной электродуговой наплавкой износостойкими электродами 03H-350, ЭН-18ГН-35 и др. Вначале на зуб (рис. 103) наплавляют валик 2, затем промежуточные слои и слой твердого сплава. Каждый слой уплотняют в горячем состоянии и зачищают до металлического блеска. -Толщина наплавленного слоя должна быть не менее 1,5—2 мм. При наплавке необходимо принимать меры, исключающие коробление зубчатого колеса (предварительный нагрев до температуры 250 °С, постепенное охлаждение, наплавка зубьев вразброс).
Помимо рассмотренных выше способов, зубчатые колеса можно восстанавливать перевертыванием изношенного элемента (рис. 104), заменой зубчатого венца блок-шестерни, методом коррегирования (зубчатые колеса барабанов лебедки и др.);шестерни небольшого диаметра с модулем до 5—6 мм — сплошной заваркой впадин с последующей механической и термической обработкой, методом пластической деформации (вдавливанием).
В зубчатых колесах непостоянного включения допускается уменьшение зубьев по длине до 10%. Зубья конических шестерен можно восстанавливать углублением профиля зуба. Так как высота зуба при этом не должна увеличиваться, шестерню необходимо проточить по поверхности вершин зубьев, а регулировку зацепления пары шестерен произвести прокладкой, компенсирующей углубление зубьев.
Допустимый износ боковых поверхностей кольцевых канавок зубчатых колес и муфт под вилку составляет 0,5—0,6 мм. Изношенные более допустимого канавки восстанавливают наплавкой.
Шпоночные пазы в ступицах зубчатых колес восстанавливают наплавкой одной . боковой поверхности паза. Механическая обработка паза выполняется на долбежных станках или с применением долбежных головок на вертикально-фрезерных станках.
При износе шлицев ступицу колеса растачивают, в отверстие запрессовывают и обваривают новую шлицевую втулку.
Изношенные зубья звездочек цепных передач восстанавливают заплавкой пространства между зубом и шаблоном (рис. 105). Применение приспособления, состоящего из двух медных шаблонов, прикрепленных к коромыслу, позволяет строго выдерживать профиль и шаг зубьев звездочки при наплавке и исключает последующую механическую обработку. Храповые колеса при наличии трещин и отсутствии хотя бы одного зуба выбраковываются.
Если восстанавливаемые наплавкой, сваркой или вдавливанием зубчатые колеса должны быть подвергнуты механической обработке, то перед обработкой необходимо произвести нормализацию их нагревом до температуры 830—850 С, а после механической обработки — термическую обработку.
В процессе эксплуатации в пластинчатых и втулочно-роликовых цепях образуется односторонний износ валиков и втулок, в результате чего шаг цепи увеличивается.
Рис. 103. Наплавка зуба
Рис. 104. Восстановление зубчатого колеса перевертыванием: 1 — дополнительная часть ступицы, приваренная к ве- изношенной стороне; 2 — изношенная часть зубьев; 3 — участок ступицы, подлежащий удалению
Допустимое увеличение цепи составляет для передач с числом зубьев большой звездочки до 26 — 6,4%, до 140 — 1,1%. При достижении предельно допустимого увеличения шага цепь необходимо восстанавливать.
Для восстановления втулочно-роликовых цепей применяется безразборный метод, основанный на пластической деформации наружных пластин цепи.
Восстановление цепей производится на специальном стенде (рис. 106), в котором пара наружных пластин с помощью контура установки ТВЧ нагревается до температуры 900—1000 °С, а затем перемещающимися под воздействием силы Р клиньями обжимаются с усилием Pi на величину, ограничиваемую калибром-фиксатором. После обжатия цепи тщательно промывают, погружают в нагретое до температуры 60—70 °С масло, после чего в течение 15—20 мин обкатывают на стенде при частоте вращения 250—300 об/мин.
—-
В процессе эксплуатации зубчатых колес возможно возникновение различных дефектов, в том числе поломка колес (рис. 66, а), износ зубьев по длине (рис. 66,6), усталостное выкрашивание (рис. 66, в), излом зубьев (рис. 66, г), износ зубьев по толщине, износ отверстий ступицы, шлицев, шпоночных пазов и др.
Зубчатые колеса, имеющие трещины любого размера и расположения, а также бандажирование колеса с наличием сдвига бандажа не подлежат использованию в механизмах кранов независимо от степени износа.
Предельный износ зубьев колес механизмов подъема груза и изменения вылета стрелы по толщине составляет 8%, остальных механизмов — 20%, агрегатов трансмиссии автопогрузчиков и тракторных погрузчиков — в пределах глубины термической обработки 0,2—1,4 мм.
Крупномодульные зубчатые колеса тихоходных передач, у которых число сломанных зубьев не превышает 5—8%, восстанавливают установкой вставок, для чего в ободе колеса фрезеруют паз глубиной 1/2—1/3 высоты зуба, в который вставляют дополнительную деталь и крепят ее к ободу винтами (рис. 67, в) или с помощью сварки (рис. 67,6). Зубья таких колес, изношенные не более чем на 35%, восстанавливают ручной электродуговой послойной наплавкой износостойкими электродами. Вначале на зуб (рис. 68) наплавляют валик и промежуточные слои, а затем — слой твердого сплава. Каждый слой уплотняют в горячем состоянии и зачищают до блеска. Общая толщина наплавленного слоя должна быть не менее 1,5—2 мм. При наплавке необходимы предварительный нагрев до 250 °С, постепенное охлаждение, наплавка в разброс.
Рис. 66. Виды разрушений зубчатых колес
Рис. 67. Восстановление зубчатых колес:
а — перевертыванием; б — сваркой; в — наплавкой зуба с помощью медных шаблонов; 1 — новое кольцо; 2 — изношенные зубья; 3 — изношенное кольцо; 4, 5 — планки
Когда применение других способов невозможно, зубья средних и больших модулей наплавляют с помощью медных шаблонов, скрепленных между собой планками (см. рис. 67, в) и прикрепленных к ступице колеса планками. Помимо рассмотренных методов, применяют коррегирование, вдавливание и сплошную заварку впадин шестерен небольшого диаметра, замену зубчатого венца у блок-шестерен (см. рис. 67, а).
Шпоночные пазы в ступицах зубчатых колес восстанавливают наплавкой одной боковой поверхности паза с последующей механической обработкой пазов на долбежных или вертикально-фрезер-ных станках. При износе шлицев ступицу колеса растатачивают, в отверстие запрессовывают и обваривают новую шлицевую втулку.
Изношенные зубья звездочек цепных передач восстанавливают заплавкой пространства между зубом и шаблоном (рис. 69). Применение приспособления, состоящего из двух медных шаблонов, прикрепленных к коромыслу, позволяет строго выдерживать профиль и шаг зубьев звездочки при наплавке и исключает последующую механическую обработку. Храповые колеса при наличии трещин и отсутствии хотя бы одного зуба выбраковывают.
Рис. 68. Наплавка зуба
Рис. 69. Наплавка зубьев звездочек
Если восстанавливаемые наплавкой, сваркой или вдавливанием зубчатые колеса должны быть подвергнуты механической обработке, то перед обработкой необходимо произвести нормализацию их нагревом до 830— 850 °С, а после механической обработки— термическую обработку.
В процессе эксплуатации в пластинчатых и втулочно-роликовых цепях образуется односторонний износ валиков и втулок, в результате чего шаг цепи увеличивается. Допустимое увеличение цепи составляет для передач с числом зубьев большой звездочки до 26— 6,4%, до 140— 1,1%. При достижении предельно допустимого увеличения шага цепь необходимо восстанавливать. Для восстановления втулочно-роликовых цепей применяют безразборный метод, основанный на пластической деформации наружных пластин цепи.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Зубчатые колеса и детали цепных передач"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы