Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Публикация:
   Зубчатые, ременные и цепные передачи

Читать далее:




Зубчатые, ременные и цепные передачи

В различных механизмах погрузочно-разгрузочных машин при­меняются открытые и закрытые зубчатые передачи. При техниче­ском обслуживании этих передач проверяется величина износа рабочих поверхностей, отсутствие трещин, сколов и поломок зубьев, обращается внимание на нарушение правильности зацеп­ления колес и шестерен (отсутствие недопустимых боковых и радиальных зазоров, торцового биения, смещения валов, т. е. нарушение их параллельности или перпендикулярности), контро­лируется наличие смазочного материала на поверхностях трения. Признаком нормальной работы зубчатого зацепления является плавная передача вращающего момента, сопровождающаяся однообразным умеренным шумом. Нарушения в работе зубча­тых передач, как правило, связаны с изменением характера шума и отсутствием плавности вращения ведущего и ведомого валов.

Разность между теоретической толщиной зуба и полученной в результате замера штангензубомером равна абсолютной вели­чине износа. На основании сравнения фактической величины износа зубьев с предельно допустимым значением устанавливают возможность дальнейшей эксплуатации передачи.

Долговечность работы передачи и интенсивность изнашивания зубьев в значительной мере определяются положением валов относительно друг друга.

Рис. 13. Схема проверки положения валов:
а — перпендикулярности; б — параллельности

Перпендикулярность валов для конической зубчатой передачи проверяется рейсмусом и струной, закрепленной на одном из валов и вытянутой параллельно другому валу (рис. 13, а), а па­раллельность ведущего и ведомого валов —штангенциркулем или штихмасом (рис. 13, б).

При нормальном положении валов радиальный зазор, изме­ренный между верхней кромкой головки шестерни и основанием впадины колеса, должен составлять около 0,2 модуля.

Боковой зазор в зацеплении определяют при помощи мягкой проволоки или пластинки. Проволоку или пластинку заклады­вают между рабочими поверхностями зубьев шестерни и колеса, после чего последние проворачивают. Толщина деформированной проволоки или пластинки в месте контакта с рабочими поверх­ностями зубьев (в месте наибольшего сжатия) будет равна боко­вому зазору.

Боковой зазор между зубьями новых шестерен и колес при окружной скорости более 2 м/с в зависимости от модуля и суммы чисел зубьев составляет: верхний предел —0,4—1,2 мм; нижний предел —0,15—0,8 мм.

На открытые зубчатые передачи, как правило, наносят кон­систентные смазочные материалы. Перед смазкой необходимо очистить передачу от пыли, грязи и продуктов изнаши­вания.

Тихоходные открытые зубчатые передачи поливают жидкими маслами в процессе работы.

В закрытых зубчатых передачах смазка производится разбрыз­гиванием масла. При работе передачи в ванну погружается зуб­чатое колесо, а шэстерня смазывается от колеса. Вместимость ванны редуктора при одноступенчатой передаче обычно равна 0,18—0,37 л/кВт. При техническом обслуживании производится контроль уровня масла и доливка его, а также замена масла по мере необходимости с промывкой корпуса ванны.Эксплуатация ременных пере­дач должна производиться в со­ответствии с установленными требованиями. Профили ремней и канавок необходимо содержать в таком состоянии, чтобы осуще­ствлялся контакт только между боковыми поверхностями ремней и боковыми гранями канавок шки­вов.

Недостаточное натяжение снижает эффективность работы передачи, уменьшая передаточное отноше­ние, а повышенное приводит к сокращению срока службы ремней, увеличению нагрузок на валы и опоры.

Допстимые значения общего натяжения ремня, которые должны соблюдаться в эксплуатации, приведены в табл. 5.

При проверке натяжения ремня определяется усилие, необходимое для смещения ветви ремня на f = 1,55 мм на каждые 100 мм межцентрового расстояния.

При техническом обслуживании канавки шкивов очищают от грязи. Попадание в канавки смазочного материала не допускается. Рабочие канавки шкивов не должны закрашиваться краской.

Валы ременных передач должны располагаться параллельно, а канавки — одна против другой. Допускаемая непараллельность валов не более 1 мм на 100 мм длины, а допуск на смещение кана­вок — не более 2 мм на 1 м межцентрового расстояния. При межцентровом расстоянии свы­ше 1 м допуск можно увеличить не более чем на 0,2 мм на каж­дые 100 мм межцентрового рас­стояния.

Таблица 5

Нормальная работа цепных передач может нарушаться вследствие износа звездочек, шарниров и отверстий, вызы­вая ослабление и провисание цепи. Слабое натяжение цепи приводит к возникновению ударных нагрузок, не обеспечивает плавности частоты вращения валов при пусках и остановках дви­гателей, повышает интенсивность изнашивания. Вместе с тем уве­личение натяжения цепи отрицательно влияет на долговечность деталей передачи, так как в опорах валов имеют место повышен­ные нагрузки.

Рис. 15. Схема измерения шага цепи

Длительность эксплуатации цепей до замены определяется сроком, в течение которого достигается предельное состояние звеньев цепей. Роликовые цепи заменяют, если разрушены или деформированы детали, имеются трещины, выкрашивание металла, нарушена прочность соединений валиков или втулок в пластинах, подвижность шарниров, а также если увеличение среднего шага звеньев цепей против номинальных размеров превысило допу­стимую величину.

При определении среднего шага цепи измеряется длина звеньев цепи (рис. 15) с учетом зазора, имеющегося между край­ними роликами и втулками на измеряемом участке цепи. Для этого крайние ролики смещаются в одну сторону при помощи специального клина и подвижной губки штангенциркуля.

Сравнение полученной вели­чины с допустимым значением предельной длины позволяет принять решение о возможности дальнейшей эксплуатации или о необходимости замены цепи.

Степень натяжения цепи определяют измерением провисания ее холостой ветви. К звездочкам одновременно прикладывают рейку и в месте наибольшего провисания ветви замеряют линейкой расстояние от рейки до цепи. Стрела про­висания не должна превышать 0,02 величины межцентрового расстояния для передач с углом наклона менее 30° и 0,002— 0,006 —для передач с углом наклона более 30°. Смазка цепных передач уменьшает их изнашивание, смягчает ударные нагрузки. При техническом обслуживании закрытых зубчатых .передач проверяют уровень масла и при необходимости доливают. Масля­ные ванны закрытых цепных передач необходимо периодически очищать от осадка и пополнять свежим маслом.

В различных механизмах погрузочно-разгрузочных машин применяются открытые и закрытые передачи. При техническом обслуживании этих передач проверяют износ рабочих поверхностей, отсутствие трещин, сколов и поломок зубьев, обращают внимание на нарушение правильности зацепления колес и шестерен (отсутствие недопустимых боковых и радиальных зазоров, торцового биения), контролируют наличие смазочного материала на поверхности трения. Признаком нормальной работы зубчатого зацепления является плавная передача крутящего момента, сопровождающаяся однообразным умеренным шумом. Нарушения в работе зубчатых передач, как правило, связаны с изменением характера шума и отсутствием плавности вращения ведущего и ведомого валов.

Разность между расчетной толщиной зуба и полученной в результате замера штангензубомером равна абсолютному износу. На основании сравнения фактического износа зубьев с предельным значением устанавливают возможность дальнейшей эксплуатации передачи.

При проведении технического обслуживания зубчатых передач обращается внимание на торцовое биение и радиальный зазор, которые контролируют индикаторами. Радиальный зазор зубчатых передач должен быть равен 0,2 их модуля. Для зубчатых колес диаметром до 300 мм торцовое биение не должно превышать ±0,2 мм, для колес диаметром 300—600 мм — ±0,3 мм, а для колес большего диаметра — ±0,5 мм.

Боковой зазор в зацеплении определяют при помощи мягкой проволоки или свинцовой пластинки. Проволоку или пластинку закладывают между рабочими поверхностями зубьев шестерни и колеса, после чего последние проворачивают. Толщина деформированной закладки в месте контакта с рабочими поверхностями зубьев (в месте максимального сжатия) численно равна боковому зазору.

Допустимые значения бокового зазора для цилиндрических и конических зубчатых передач с термически обработанными или шлифованными зубьями зависят от модуля. При модуле, равном 2 мм, боковой зазор должен находиться в пределах 0,12—0,15 мм, при модуле 2,5 мм — 0,15—0,18 мм, а при модуле 3 и 4 мм — соответственно 0,18—0,24 и 0,24—0,3 мм и т. д. Изменение бокового зазора достигается за счет регулирования межцентрового расстояния.

Для определения правильности зацепления зубчатых передач после их разборки и последующей сборки используют краску, нанесенную на несколько зубьев. Не дожидаясь высыхания краски, валы передачи проворачивают на три-четыре оборота. На основании полученных отпечатков судят о правильности работы зацепления. При нормально отрегулированном зацеплении пятно контакта должно располагаться примерно в средней части зуба по высоте, занимая по длине зуба не менее 70—80 %. Форма пятна близка к вытянутому эллипсу.

Регулирование зубчатых передач главным образом заключается в изменении числа прокладок в подшипниках. Уменьшают зазор, увеличенный вследствие износа, постепенным удалением числа прокладок до тех пор, пока свинцовая пластинка или мягкая проволока при проворачивании валов не будет полностью или почти полностью перерезаться гранью вершины зуба. Затем под оба подшипника вала цилиндрической зубчатой передачи или под неупорный подшипник конической передачи ставят такое число прокладок, которое в сумме соответствует требуемому зазору. Из-под упорного подшипника конической передачи следует такое число прокладок удалить. После этого крышки подшипников фиксируют.

Открытые зубчатые передачи смазывают пластичным смазочным материалов. После удаления старого материала и очистки от пыли, грязи и продуктов износа с помощью деревянной лопатки наносят свежий смазочный материал. Тихоходные открытые зубчатые передачи смазывают жидким смазочным материалом посредством полива в процессе работы.

Закрытые зубчатые передачи смазывают при помощи разбрызгивания масла. В период работы передачи в ванну погружают зубчатое колесо, а шестерня смазывается от колеса. При техническом обслуживании производится контроль уровня смазочного материала, доливка его, а также замена масла по мере необходимости с промывкой корпуса ванны.

Техническое обслуживание ременных передач должно производиться в соответствии с требованиями государственных стандартов. При этом в процессе эксплуатации передач контакт клиновых ремней в канавках шкивов должен осуществляться только между боковыми поверхностями ремней и боковыми гранями канавок шкивов. При смене ремни следует надевать на шкивы вручную в ненапряженном состоянии без применения каких-либо инструментов.

Расположение валов шкивов ременной передачи должно быть параллельным, а канавок — друг против друга. В эксплуатации допускается непараллельность валов из расчета не более 1 мм на 100 мм длины. Осевое смещение канавок шкивов не должно превышать 2 мм на 1 м межосевого расстояния и увеличивается не более чем на 0,2 мм на каждые 100 мм межосевого расстояния свыше 1 м.

При работе передачи канавки должны очищаться от грязи, на них не должны попадать смазочные материалы, растворители и другие вещества. Закрашивание канавок краской не допускается.

В процессе эксплуатации необходимо контролировать и регулировать натяжение ремней, особенно в первые 48 ч работы.

Для одноковшового погрузчика ТО-18 нормальное натяжение ремня привода компрессора должно быть таким, чтобы прогиб ремня от усилия в 4 кг составлял 11 мм, а предельные значения этого показателя 8 и 14 мм.

В случае выхода из строя одного из ремней комплекта заменяется весь комплект. Использование новых ремней с бывшими в употреблении недопустимо. Ремни, бывшие в эксплуатации, подбираются отдельными комплектами.

Нарушение нормальной работы цепных передач наступает вследствие износа звездочек, шарниров и отверстий, вызывая ослабление и провисание цепей. Недостаточное натяжение цепей приводит к возникновению ударных нагрузок, не обеспечивает плавности вращения валов при пусках и остановках двигателей, повышает интенсивность изнашивания. Однако увеличенное натяжение цепи отрицательно влияет на долговечность деталей передачи, так как в опорах валов имеют место повышенные нагрузки.

При выполнении технического обслуживания в цепных передачах проверяют стрелу прогиба ненатянутой ветви цепи, параллельность валов, положение звездочек и степень износа их звеньев. Измерение стрелы прогиба производится в средней части ненатянутой ветви обычной линейкой. Изменение прогиба для горизонтальных цепных передач не должно превышать 2% межосевого расстояния, для наклонных цепных передач в 45° — до 1%, а соответственно для цепных передач с наклоном ветви в 60° и вертикальных — 0,4 и 0,2%.

Рис. 8. Замер натяжения ремня

Положение звездочек определяют с помощью жестких линеек или туго натянутых струн. Отклонение в совпадении плоскостей звездочек передачи не должно быть более ±0,5 мм.
При определении среднего шага цепи измеряется длина десяти звеньев цепи (рис. 9) с учетом зазора, имеющегося между крайними роликами и втулками на измеряемом участке цепи. Для этого крайние ролики смещаются в одну сторону при помощи специального клина и подвижной губки штангенциркуля.

Сравнение полученного значения с допустимой длиной позволяет принять решение о возможности дальнейшей эксплуатации или необходимости замены цепи.

Рис. 9. Измерение шага цепи

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Эксплуатация и ремонт погрузочночных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Зубчатые, ременные и цепные передачи"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства