Строительные машины и оборудование, справочник






Хранение запасных частей


Категория:
   Станции технического обслуживания


Хранение запасных частей

Автомобильные запасные части от их изготовления до потребления продвигаются в обширной и сложной сфере современного производства, связанной с доставкой, хранением, распределением и сбытом, в том числе с розничной продажей. Под складами и базами хранения понимаются сооружения и устройства, площадки и помещения, предназначенные для приема, хранения и отпуска запасных частей с целью последующего их использования в процессах ТО и ремонта автомобилей или потребления (продажи) через торговую сеть. На складах выполняются и другие внутрискладские операции — расконсервирование, технический контроль, комплектование.

Сфера влияния склада в системе предприятий автотехобслуживания ограничивается установленными технологическими функциями хранения запасных частей. На складах СТО хранятся запасные части, предназначенные для выполнения ТО и ремонта автомобилей, прибывающих на станцию, а также для продажи некоторой номенклатуры запасных частей через пункт продажи (киоск) при СТО.

На складах областных производственных объединений автотехобслуживания хранится более широкая номенклатура для большинства моделей легковых автомобилей, эксплуатируемых в конкретной области, крае, автономной республике. В союзных республиках имеются центральные республиканские базы снабжения (ЦРБС) автомобильными запасными частями, входящие в состав республиканских организаций автотехобслуживания. В Российской Федерации, кроме того, организованы межобластные (региональные) базы. На заводах, изготовляющих запасные части, в том числе и на автомобильных заводах, проектируются и строятся склады предприятий-изготовителей. В торговой сети при магазинах по продаже запасных частей (спорттоваров) имеются складские помещения.



В дальнейшем рассматриваются склады запасных частей, входящие в состав предприятий автотехобслуживания трех соответствующих уровней — станций, областных производственных объединений, ЦРБС и ММОРТ.

В зависимости от назначения склада или базы, объема, грузооборота, номенклатуры запасных частей, габаритных характеристик, способов хранения, применяемого подъемно-транспортного оборудования, тары, в практике автотехобслуживания в настоящее время сложились три направления складского строительства: одноэтажные отдельно стоящие или встроенные складские помещения, многоэтажные и смешанные. В зависимости от характера груза применяются стеллажный, штабельный и смешанный способы хранения.

Складские помещения предназначаются для различных целей: прием груза и его распаковка, хранение запасных частей, комплектование груза для адресата, упаковка и маркировка, отпуск груза, хранение порожней тары и поддонов. При строительстве областных и региональных баз снабжения предусматриваются административные, бытовые, хозяйственные, вспомогательные и другие помещения. Накопление и хранение запасных частей на базе производятся в количествах, позволяющих без задержки комплектовать транспортные партии по заказам областного производственного объединения автотехобслуживания, вне зависимости от выпуска нужных наименований изделий заводами-изготовителями.

Анализ технологии обработки запасных частей, их номенклатуры, порядок обработки информации и управления складскими процессами дает основание отнести систему производственно-технологического процесса на складе к категории сложных.

Областная и республиканская базы снабжения имеют в своем составе грузоподъемные и транспортные механизмы и приспособления, позволяющие осуществить технологический процесс прохождения запасных частей через склад. Помимо этого, имеются автоматизированные средства учета складскими операциями, что позволяет оперативно обрабатывать значительную информацию о поступлении, наличии и объемах выдачи запасных частей.

Механизмы обслуживания на складе характеризуются определенными параметрами: временем между Двумя последовательными операциями, временем обработки изделий, вероятностью возникновения поломки механизмов, временем устранения неисправностей механизма, временем загрузки и освобождения ячеек. Сопоставление этих параметров для различных механизмов и приспособлений позволяет вскрыть их простои и определить меры для обеспечения равномерной загрузки оборудования.

Рис. 1. Схема главного корпуса ЦРБС:

Схема производственно-технологического процесса прохождения запасных частей через механизированную базу показана на рис. 1. Размещение участков базы произведено по кратчайшим однонаправленным путям перемещения запасных частей (прямой грузовой поток) от разгрузки к складированию и далее к отгрузке. В состав приемной и отпускной площадок крупной базы входят автомобильная или железнодорожная рампы, оборудованные мостовыми кранами, кран-балками или монорельсами с тельфером.

На участке комплектования производится подбор партий запасных частей конкретному потребителю (СТО), где номенклатура изделий подбирается соответственно выполняемому СТО объему реализации бытовых услуг населению на планируемый период (неделя, месяц).

Обеспечение запасными частями к легковым автомобилям «Запорожец», «Москвич», «Жигули» ряда областей Центральной зоны РСФСР производится с упомянутой ранее центральной республиканской базы снабжения, расположенной около г. Бронницы Московской обл. База имеет общую производственную площадь 9,5 тыс. м2.

На базе применяются два способа складирования грузов: стеллажный и бесстеллажный (штабельный). База рассчитана на годовой товарооборот 45—60 млн. руб. Поступление и отправка запасных частей осуществляется автомобильным транспортом. Проектом предусматривается строительство железнодорожной ветки для приема вагонов с поступающими на базу запасными частями. В зоне приемки базы производится разгрузка автомобильного транспорта. Выгрузка и прием грузов производятся на платформе (рампе), расположенной вдоль автомобильного проезда перпендикулярно к оси складского корпуса. Уровень пола рампы для удобства выполнения операций по разгрузке автомобилей выполнен выше уровня проезда на 1,1 м, что соответствует уровню пола платформы грузового автомобиля. По длине приемочная рампа позволяет разгружать до четырех автомобилей одновременно. Разгрузка автомобилей и прицепов с открытыми кузовами производится мостовым краном грузоподъемностью 20 т, позволяющим снимать с автомобиля большегрузные контейнеры. Для разгрузки крытых автомобилей и прицепов применяются электро- и автопогрузчики грузоподъемностью от 1 до 5 т. При распаковке и приемке груза производят количественную проверку запасных частей и сличение с сопроводительным документом — товарно-транспортной накладной, а также выборочный качественный контроль.

В центральной зоне базы между участками приема и выдачи груза располагается складская зона, которая включает высотные стеллажные системы, оснащенные кранами-штабелерами. В зоне хранения предусмотрены площадки для напольного штабельного размещения груза, допускающие многоярусное хранение в специальной стоечной таре.

Стеллажи, обслуживаемые кранами-штабелерами, расположены вдоль оси пролета склада. Стеллажи и штабеля, обслуживаемые напольными электро- и автопогрузчиками, располагаются в основном перпендикулярно к оси пролета склада. Такое расположение обеспечивает кратчайший путь грузов с главного проезда к местам складирования и лучшее естественное освещение проходов между-стеллажами, так как окна расположены в стенах параллельно оси склада.

Высотные стеллажи длиной 56 м и шириной 24 м расположены в шесть рядов. Высота стеллажей 1 1,6 м, ширина прохода 1000 и 1450 мм. В каждом ряду стеллажей имеется по два крана-штабелера грузоподъемностью 0,5 т, управляемых операторами. Оператор выполняет операции по погрузке и выгрузке запасных частей из стеллажа. Горизонтальная скорость перемещения крана 30 м/мин, вертикальная 6 м/мин. Питание электрической энергией осуществляется гибким кабелем, ограничение движения в крайних положениях при подъеме и передвижении осуществляется концевыми выключателями. Стеллажи имеют несколько типоразмеров ячеек размерами 1500X850X520 и 1250Х X 1000X750 мм, в которых изделия размещаются на поддонах в ящиках или поштучно. Металлические высотные стеллажи одновременно служат несущими элементами верхних частей крана-штабелера. Нижняя часть крана перемещается по металлическому рельсу. Размещение запасных частей по стеллажам производится в соответствии с номенклатурой по агрегатам конкретной модели автомобиля. В зоне хранения запасных частей смонтирована автоматизированная система пожаротушения.

Штабельный способ хранения запасных частей позволяет на базе использовать производственную и специальную тару, пакеты на поддонах и пакеты без поддонов. При штабельном хранении нужны только складские помещения и электропогрузчики с достаточной высотой подъема грузовых вил для многоярусного штабелирования, внутрискладского транспортирования и погрузочно-разгрузочных работ. Многоярусное штабелирование в производственной таре упрощает учет запасных частей при их отправке.

В зоне отправки запасных частей организован участок их упаковки. При упаковке изделия группируются для выполнения определенного заказа, отгружаемого в определенное направление области, края. Для проверки правильности отбора изделий производится их выборочный контроль.

Административно-бытовые помещения, информационно-вычислительный центр расположены в отдельно стоящем здании, связанном с главным складским корпусом закрытым теплым переходом. Состав и площадь бытовых помещений определены по Санитарным нормам проектирования. В здании, помимо служебных помещений, расположены раздевалка, душевые, помещения для приема пищи и отдыха. В состав базы также входят помещения для подзаряда аккумуляторных батарей электротранспорта и других механизмов, расположенные во вспомогательном корпусе ЦРБС.

На базах снабжения применяется различная тара. Ящичная мелкая тара предназначена для многоярусного хранения и перемещения некрупных запасных частей. Укладка изделий в тару осуществляется с помощью прокладок или навалом. Металлическая ящичная тара может устанавливаться в штабель. Изготовляется тара из металлического листа толщиной 0,6—1 мм. Унифицированные размеры металлической тары для груза 50 кг: длина 300—400 мм, ширина 200—300 мм, высота 125—200 мм; для груза 250 кг — 800X600X300 мм.

Пластмассовая тара в 3—5 раз легче деревянной и металлической, а срок службы в 2 раза больше, чем деревянной. Унифицированные размеры пластмассовой тары для груза 10 кг — 200Х 125X90 мм, для груза 50 кг — 260X190X127 мм.

Ящичная тара выпускается с неразборными стенками с крышкой или без крышки, на опорах с фиксирующими элементами для штабелирования. Имеется такая же тара с открывающейся стенкой и полностью складная со съемными стенками. Выпускается каркасная тара — с угловыми стойками и несъемными верхними связями, на опорах с фиксирующими элементами для штабелирования, а также стоечная тара с фиксирующими элементами. Подобная тара предназначена для межзаводского, внутризаводского перемещения грузов и многоярусного складирования. Изготовляется она из металлического проката, в том числе из труб квадратного и прямоугольного сечения. Производственная тара выпускается грузоподъемностью 500, 1000 и 2000 кг. Габаритные размеры: длина 1040—1250 мм, ширина 800—1050 мм, высота 690— 1050 мм.

Для хранения и перевозки запасных частей, имеющих специфические транспортные свойства (стекла, шины, двигатели в сборе, аккумуляторные батареи, диски колес, кузовные изделия), применяется специальная тара (поддоны), изготовленная только для одного определенного изделия, и укладывать в нее можно только то, для чего она предназначена. Специальная тара изготовляется ящичного, стоечного и каркасного типов, иногда в виде специальных поддонов. Материалы для изготовления специальной тары те же, что для типовой.

Замочное устройство многооборотной тары позволяет производить опломбирование тары, помимо пломбы, и мягкой металлической лентой, что уменьшает вероятность срыва пломб при погрузочно-разгрузоч-ных операциях, осуществляемых вилочными погрузчиками.

В металлическую ящичную тару изделия укладываются как без упаковки, так и в картонных ящиках и специальной оснастке, что определяется транспортными свойствами изделий. В картонные ящики упаковываются обычно мелкие или хрупкие изделия, так как, помимо защитных свойств, картонные ящики облегчают операции укладки и выемки изделий, перевозимых в многооборотной таре, а также упрощают учет.

Изделия, имеющие резьбу или какой-либо вид покрытия, обертываются в ингибированную или оберточную бумагу, а затем укладываются в картонный ящик. Крупные изделия, не боящиеся тряски и трения.

Широкое распространение для обеспечения сохранности изделий при перевозках и механизации по-грузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ получил пакетный способ. Пакет является основой для рационализации перевозок тарно-штучных грузов. Видами пакетов являются пакеты без поддонов, сформированные из перевозимого груза в упаковке или без нее, пакеты на плоском поддоне и пакеты в многооборотной производственной таре ящичного, стоечного и каркасного типов или в специальной таре.

Растущие грузопотоки автомобильных запасных частей вынуждают совершенствовать способы перевозок. В настоящее время благодаря высокой эффективности значительное распространение получила система транспортирования грузов в контейнерах, в том числе и крупнотоннажных. При перевозках в контейнерах повышается сохранность перевозимых грузов, сокращаются сроки доставки, уменьшаются простои подвижного транспорта под грузовыми операциями и повышается культура перевозок.

Склады при станциях технического обслуживания желательно располагать близко к зоне технического обслуживания и ремонта для выдачи запасных частей непосредственно на производственный участок. В состав склада входит приемная площадка, помещение хранения, комплектовочный участок, отпускная площадка и место кладовщика. К приемной площадке предусмотрен подъезд грузовых автомобилей. На отпускной площадке предусмотрен прилавок и окно для выдачи запасных частей.

На СТО хорошо себя зарекомендовали металлические одно- или двухъярусные стеллажи, стенки которых выполнены из листовой стали. Полки могут быть из дерева или листовой стали. Стандартные элементы стеллажей при необходимости можно делить на секции, что важно для хранения мелких запасных частей, прокладок, крепежа. Несущие элементы стеллажей выполняются из металлических труб различного профиля. Стеллажи могут быть сборными, что является их преимуществом, так как их можно переставлять, снимать или дополнять, и цельносварными.

На СТО хранится ограниченная номенклатура запасных частей и в оптимальных количествах. Поэтому на складе их надо размещать не только по размерностям и количеству, но и учитывать их расход, т. е. частоту спроса заказчиков. Ближе к выдаче размещаются изделия повседневного спроса, особенно влияющие на безопасность движения. Хранение деталей кузова, крупногабаритных узлов и агрегатов может производиться в отдельном й даже неотапливаемом помещении на стеллажах, имеющих большую глубину и высоту, или на поддонах. Удобство работы на складе, его мобильность достигаются продуманной организацией размещения изделий и хорошей обзорностью. Предпосылкой для этого служит необходимое наличие стеллажей с удобными ячейками оптимальных размеров и хорошо организованная система учета. Наряду с картотекой учета запасных частей необходимо регистрировать каждую выдачу изделия и оставшееся наличие. При уменьшении запаса до страхового необходимо сигнализировать о новом поступлении.

На складах СТО, помимо запасных частей для ремонта легковых автомобилей, хранятся материалы: краски, масло, специальные жидкости, металлы, инструмент и приспособления, спецодежда, принадлежности к эксплуатируемому оборудованию, вспомогательные и другие материалы.

Основными положениями, определяющими правильное складское хранение запасных частей, являются условия и техника их хранения. Под условиями подразумевается та окружающая среда (темпаратура, освещение, вентиляция, влажность воздуха и т. д.), в которой запасные части размещаются на складах; под техникой — способы хранения и укладки запасных частей.

Техника хранения должна предусматривать хранение запасных частей по маркам машин и номерам деталей. Запасные части, поступающие на склад в разные сроки, размещаются так, чтобы был обеспечен отпуск в порядке их поступления на склад.

Организация складского хранения должна обеспечивать: количественную и качественную сохранность; максимальное использование складских помещений и устройств (стеллажей, поддонов и др.); наилучшее размещение запасных частей на складе, позволяющее быстро находить и отбирать их; наиболее удобное расположение складского оборудования, предназначенного для выполнения складских операций по приемке, рассортировке, укладке, отпуску, контролю и учету запасных частей.

По условиям и способам хранения все запасные части делятся на две основные группы: 1) портящиеся от атмосферных влияний в небольшой степени, не имеющей практического значения; 2) портящиеся от атмосферных влияний в значительной степени, то есть приходящие в полную негодность.

К первой группе относятся, например, крупногабаритные детали, не имеющие точной механической обработки: рамы, катки, ведущие колеса, звенья гусениц и др Ко второй группе относятся запасные части, имеющие точную обработку, а также изделия из резины, кожи и т. д.

Запасные части, отнесенные к первой группе, допускается хранить в приспособленных помещениях, под навесами, на стеллажах-навесах, на открытых площадках.

Открытые площадки должны быть с твердым покрытием (бетон или асфальт) и оборудованы стоками для атмосферных и грунтовых вод. О размещении запасных частей на хранение на стеллажах-навесах и на открытых площадках упоминалось ранее.

Запасные части, отнесенные ко второй группе, следует хранить в сухих отапливаемых и хорошо вентилируемых помещениях.

Складские помещения для запасных частей должны отвечать следующим требованиям:
а) быть изолированными от проникновения атмосферных осадков и пыли;
б) иметь твердое покрытие пола (бетонно-асфальто-вое или другое) для возможности транспортировки деталей внутри склада на тележках, электропогрузчиках и других видах внутрискладского транспорта;
в) вентилироваться с помощью отдушин, вытяжек, форточек и т. д. для достижения равномерного обмена воздуха и избежания сырости;
г) иметь достаточное освещение.

На складах для хранения запасных частей не должно быть резкого колебания температур. Наиболее благоприятной считается температура от +5 до +30° С при допустимой влажности воздуха 40…70%. Резкие колебания температур вызывают коррозию деталей; при низкой температуре может произойти кристаллизация смазки, а следовательно, попасть влага на поверхность деталей через появившиеся в смазке поры и трещины; высокие температуры приводят к расплавлению и отеканию смазки, а резкие температурные колебания — к конденсации влаги на поверхности деталей.

Не допускается засорения, загрязнения и запыления запасных частей, уложенных в штабелях и на стеллажах. Пыль с коробок и стеллажей следует удалять только отжатой тряпкой, смоченной керосином, но ни в коем случае водой.

Проветривание хранилищ осуществляется в хорошую погоду, тихую и ясную. Сырые помещения надо проветривать возможно чаще, даже в холодное время года, избегая лишь сильного охлаждения склада.

Запасные части в заводской упаковке хранятся на плоских поддонах в штабелях или на стеллажах. Малогабаритные запасные части, поступающие на базу без жесткой упаковки, укладываются на ящичные поддоны или в ячейки стеллажа. Неупакованные радиаторы и дверки кабин размещаются в вертикальном положении на стоечных поддонах со специальным ограждением. Коробки передач, раздаточные коробки, муфты сцепления, картеры хранятся на плоских или стоечных поддонах на стеллажах или в штабелях. Неупакованные коленчатые валы устанавливают на специальных стеллажах в горизонтальном положении так, чтобы все коренные шейки покоились на опорах (это позволяет избежать деформации валов от провисания); шейки должны быть надежно законсервированы и защищены рекомендованным заводом-изготовителем способом.

Поршневые пальцы, втулки распределительных валов, клапаны, пружины и другие подобные запасные части хранят в ячейках стеллажей в заводской упаковке. Топливные насосы рекомендуется хранить на ящичных и стоечных поддонах, а карбюраторы, бензиновые насосы, отстойники — в ячейках стеллажей. Топливные баки, карданные валы, тяги рулевого управления, выхлопные трубы размещаются в стоечных поддонах штабелем.

Пробковые и асбестовые изделия хранят в стоечных и ящичных поддонах или при небольших запасах в ячейках стеллажей. Двигатели устанавливаются на плоских поддонах и размещаются в специализированных внутрихранилищных стеллажах.

Забракованные и принятые на ответственное хранение запасные части во избежание смешивания с доброкачественными деталями располагают отдельно в условиях, исключающих дальнейшую их порчу.

При переносе и передвижении оборудования, особенно ценных агрегатов и приборов, необходимо соблюдать осторожность, не допуская резких толчков, ударов и других небрежных приемов, которые могут повредить оборудование.

Неупакованные запасные части с необработанными наружными поверхностями, отнесенные к первой группе (рессоры, тормозные барабаны, ведущие и направляющие колеса, звенья гусениц, отвалы, транспортеры картофелеуборочных машин и др.), хранятся в штабелях на плоских поддонах.

Высота штабелей устанавливается в зависимости от допустимой нагрузки на детали в нижних рядах и нагрузки на пол, прочности тары, степени механизации погрузочно-разгрузочных работ.

Читать далее:

Категория: - Станции технического обслуживания

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины