Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, принадлежащих гражданам, на всех СТО проводятся в соответствии с разработанной и утвержденной нормативно-технической документацией.
Основополагающими документами являются прежде всего:
«Положение о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам», утвержденным Минавтопромом СССР в 1987 г.;
«Руководство по организации работ на станции технического обслуживания автомобилей» (Минавто-транс РСФСР, 1980 г.);
«Правила предоставления услуг станциями технического обслуживания системы автотехобслуживания Министерства автомобильного транспорта РСФСР (1983 г.);
«Методика планирования и учета объемов реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам», утвержденная Минавтопромом СССР в 1983 г.*;
прейскуранты и дополнения к ним на оказываемые услуги и запасные части для автомобилей всех моделей;
каталоги деталей и номенклатурные тетради запасных частей к отечественным легковым автомобилям всех моделей;
«Положение о порядке приема и расчетов с населением за детали, узлы и агрегаты, подлежащие восстановлению и использованию при ремонте легковых автомобилей», утвержденное Минавтопромом СССР в 1984 г.;
сервисные книжки на легковые автомобили;
ТУ 37.001.1131-83. «Приемка, ремонт и выпуск из ремонта кузовов и кузовных деталей легковых автомобилей на предприятиях автотехобслуживания»;
«Требования к техническому состоянию элементов автомобиля при выполнении работ по заявкам населения на предприятиях автотехобслуживания», утвержденные Минавтопромом СССР и Минавтотрансом РСФСР в 1985 г.;
технологические карты по видам проводимых при обслуживании работ;
Руководства по ремонту легковых автомобилей различных моделей;
комплект стандартов предприятия по комплексной системе управления качеством услуг;
«Положение о гарантийном обслуживании легковых автомобилей»;
«Правила по охране труда на автомобильном транспорте»;
государственные стандарты по охране труда, охране окружающей среды, стандарты на изделия, материалы и отдельные виды работ по диагностированию, ТО и ремонту, метрологии, применению специального инструмента, приспособлений, оборудования.
Положение определяет единую техническую политику и принципиальные основы организации ТО и ремонта, устанавливает единые требования к предприятиям автотехобслуживания, определяет типовые правила предоставления услуг на СТО, регулирует взаимоотношения между СТО, заказчиками и автомобильными заводами. В этом документе определены система проведения работ и все виды технических воздействий: уборочные, моечные, заправочные, смазочные, диагностические, крепежные, регулировочные, электротехнические.
В Положение включены нормативы трудоемкости ТО и TP, которые устанавливаются с.учетом класса автомобилей, года их выпуска, вида работ для каждого воздействия и предназначаются для планирования производства на СТО. Приведен перечень агрегатов, узлов и деталей, техническое состояние которых влияет на безопасность движения, порядок проведения государственного периодического технического осмотра автомобилей. Указаны технические требования на сдачу и выпуск из ТО и TP автомобилей, приведены данные для контроля и регулировки узлов, агрегатов и рекомендуемые формы первичных документов.
Положением предусмотрено два вида ремонта автомобилей: текущий и капитальный. Для автомобилей, принадлежащих гражданам, такое деление носит в известной мере условный характер. Поэтому на практике при определении объема и трудоемкости ремонта руководствуются фактическим техническим состоянием транспортного средства. Такая форма ремонта наиболее удобна для владельца автомобиля.
Руководство устанавливает термины и определения, применяемые на станциях. Например, даются названия и характеристики рабочим и вспомогательным постам, автомобиле-месту ожидания (предназначено для постановки автомобиля перед его принятием в производство) и т. п. В Руководство включены рекомендации по технологическому проектированию СТО при их реконструкции с указанием видов работ на станции, нормативов трудоемкости по ТО и ремонту, их распределение по видам работ, перечень производственных, вспомогательных, складских, служебно-бытовых помещений, необходимых для обеспечения производственной деятельности. Даются рекомендации по содержанию и организации производства по ТО и ремонту, приведена методика расчета потребности в автомобильных запасных частях для СТО, изложены основы комплексной системы управления качеством услуг, приведен перечень основного технологического оборудования для производственных участков.
Правила состоят из пяти разделов и приложений. Они предусматривают, кроме ранее установленных видов услуг (включающих в себя обязательный комплекс работ), также ремонт в зависимости от технического состояния транспортного средства, в том числе кузовные, малярные работы и ремонт агрегатов.
Перечень работ и услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, принадлежащих гражданам, за последние годы увеличился вдвое и достиг 76 наименований. Получили распространение такие прогрессивные виды услуг, как противокоррозионная защита кузовов, комплексное ТО по сервисным книжкам, подготовка автомобилей к годовому техническому осмотру, контрольно-диагностические работы, переоборудование транспортных средств.
Правилами предусмотрен порядок переоборудования транспортных средств, который производится в соответствии с «Инструкцией о порядке переоборудования транспортных средств и замене номерных агрегатов на станциях технического обслуживания». Инструкцией предусмотрено, что замена кузова, а также агрегатов одной и той же модели может производиться как на СТО, так и владельцем автомобиля самостоятельно. Разрешения ГАИ для проведения этих работ не требуется, так как Инструкция согласована с этим ведомством.
В случае повреждения номеров агрегатов при ремонте или при замене деталей кузова или агрегатов, на которых нанесены номера, СТО составляет об этом акт, на основании которого владельцу выдается справка о повреждении номеров на номерных агрегатах (кузове, раме, двигателе, шасси, блоке двигателя), их восстановление или нанесение вновь не допускается. При восстановлении поврежденных частей кузова с нанесенными на них номерами шасси и кузова использование таких же частей (с заводскими номерами шасси, кузова) от кузова других автомобилей не разрешается. По правилам на ТО и в ремонт не принимаются транспортные средства, агрегаты, узлы и детали, не подлежащие восстановлению.
В Правилах четко сформулировано, что нахождение заказчиков в производственных помещениях, за исключением постов самообслуживания, срочного ремонта, мойки, диагностирования, приема-выдачи автомобилей без разрешения администрации станции запрещается. Этим пунктом Правил администрации СТО дается право решать этот вопрос по своему усмотрению в зависимости от условий, в которых работает станция.
Второй раздел Правил предусматривает порядок приема транспортных средств и оформление заказов. В случае когда по производственной возможности на ТО и в ремонт нельзя принять транспортное средство в день его представления, СТО записывает заказчика на планируемый (недельный) период в журнале, где указывается дата представления транспортного средства на станцию. Если заказчик в назначенное время не прибыл на СТО, то его очередь ликвидируется. Предварительная запись на станции может осуществляться по телефону.
В целях определения точного и объективного технического состояния автомобиля при приеме на ТО и в ремонт в соответствии с заявкой на производство работ на станции в присутствии заказчика проводятся контрольно-осмотровые работы для определения технического состояния агрегатов, узлов, деталей, по поводу ремонта которых обращается заказчик, и комплектности транспортного средства. При невозможности определения дефекта контрольным осмотром должно быть произведено диагностирование на специальном оборудовании или разборка агрегатов с согласия заказчика и за его счет.
Прием заявки заказчика к исполнению станция оформляет заказом-нарядом, в котором указывает согласованные с заказчиком виды и объем работ, а также срок выполнения заказа. Заказ-наряд заполняется в четырех экземплярах, из них четвертый передается заказчику при сдаче им транспортного средства на ТО и ремонт для подтверждения принятия заказа к исполнению, оплаты за выполненные работы. При оформлении заказа-наряда станция одновременно составляет акт комплектности транспортного средства, что прежними Правилами не предусматривалось. Акт заполняется в двух экземплярах, из них второй прилагается к четвертому экземпляру заказа-наряда, выдаваемому заказчику. При выдаче транспортного средства из ТО и ремонта заказчик обязан проверить комплектность получаемого транспортного средства согласно акту.
В целях сокращения потерь времени заказчиком на оформление таких услуг и работ, как подкачка шин, диагностические работы, срочный ремонт, мойка и др. (их перечень определяется вышестоящей организацией), их выполняют на основании заказа-квитанции, составляемой в двух экземплярах.
Для ремонта транспортного средства могут быть использованы представляемые заказчиком запасные части и материалы, отвечающие требованиям стандартов и технических условий. О представлении заказчиком запасных частей и материалов делается запись во всех экземплярах заказа-наряда или заказа-квитанции, после чего они передаются на производство.
При приемке транспортного средства для ремонта или замены номерных агрегатов и кузова станция сличает их номера с соответствующими записями в техническом паспорте. При обнаружении признаков подделки документов, перебития номеров агрегатов или несоответствия их записям в техническом паспорте станция обязана немедленно сообщить об этом в территориальные органы внутренних дел или регистра-ционно-экзаменационные подразделения Госавтоинспекции.
Порядок исполнения заказов и выдача транспортного средства заказчику изложены в третьем разделе Правил. Установлены предельные сроки, в течение которых станция обязана выполнить принятый заказ: для ТО — до 2 сут; текущий ремонт — до 15 сут; малярные работы со снятием старой краски — до 30 сут; сложные жестяницко-сварочные работы с последующей окраской автомобиля — до 45 сут.
В случае выявления в процессе ремонта необходимости выполнения дополнительных работ, не предусмотренных при первоначальном оформлении заказа-наряда, станция вправе выполнить эти работы в пределах 10% стоимости работ по заказу без предварительного согласования с заказчиком, о чем заказчика предупреждают при первоначальном оформлении заказа-наряда. При стоимости дополнительных работ свыше 10% заказчику направляется почтовое приглашение для согласования новой стоимости ремонта. Из срока исполнения заказа исключается время с момента отправления такого приглашения и до прибытия заказчика.
При производстве дополнительных работ общий срок выполнения заказа увеличивается. О продлении срока выполнения заказа (в том числе и по вине станции) заказчик должен быть уведомлен заблаговременно. Заказчик вправе отказаться от услуг станции и получить транспортное средство, оплатив стоимость фактически выполненных работ.
При несогласии заказчика на проведение работ по устранению в агрегатах, узлах и деталях неисправностей, угрожающих безопасности движения, или при невозможности в процессе ремонта транспортного средства по техническим причинам произвести замену или ремонт указанных узлов и деталей станция при выдаче транспортного средства на втором и четвертом экземплярах заказа-наряда делает отметку: «Транспортное средство имеет дефекты, угрожающие безопасности движения: …» (приводится их перечень).
Предпоследний раздел Правил посвящен порядку оплаты. Стоимость выполненных станцией работ и использованных для этого запасных частей и материалов оплачивается заказчиком по прейскурантам. При стоимости работ до 50 р.— полностью после выполнения заказа, если стоимость работ более 50 р., то при оформлении заказа вносится аванс в размере 50% ориентировочной стоимости работ и полной стоимости используемых для ремонта запасных частей и материалов. Окончательный расчет производится после выполнения заказа.
В пятом разделе Правил устанавливается ответственность станции за качество выполняемых ремонтных работ, сохранность и комплектность принятых в ремонт транспортных средств. Гарантийные сроки после ТО и ремонта составляют для ТО 20 сут; для ремонта — 30 сут; для ремонта с заменой агрегатов и узлов на новые или капитально отремонтированные — гарантийные сроки, установленные заводами-изготовите-лями; для малярных работ, связанных со снятием старой краски,— 6 мес; то же без снятия старой краски — 1 мес. Дефекты, связанные с некачественным ремонтом, станция устраняет за свой счет в течение 3 сут и с некачественным ТО — в течение суток; дефекты малярных работ — в технически возможные сроки, но не более чем за 10 сут.
В случае несогласия заказчика с заключением акта рекламации за ним сохраняется право направить транспортное средство на техническую экспертизу (за соответствующую плату), и при подтверждении обоснованности рекламации станция несет расходы, связанные с определением и устранением дефектов.
Правилами предусмотрено нормативное и правовое регулирование взаимоотношений между станцией и заказчиком. Возникшие между заказчиком и станцией разногласия о качестве ТО и ремонта транспортных средств, а также связанных с ними других работ рассматриваются по заявлению заказчика и решаются комиссией, назначенной вышестоящей организацией, с участием в ней представителей незаинтересованной организации. Иск заказчика к станции и станции к заказчику разрешается в судебном порядке.
Для соблюдения порядка при оформлении документации на СТО, повышения дисциплины при прохождении документов в производстве, исключения фактов неправильного делопроизводства, установления единообразия документооборота для всех СТО в РСФСР к правилам дано 12 приложений, регламентирующих формы технической документации. Среди них: заказ-наряд и заказ-квитанция, утвержденные ЦСУ СССР; справка, подтверждающая эксплуатационный уровень технического состояния транспортного средства; справка учета перерегистрации агрегатов, согласованная с Госавтоинспекцией; акт комплектности автомобиля; акт рекламации на ТО и ремонт, а также другие документы.
Подробно с Правилами и упомянутыми документами заказчику предоставляется возможность ознакомиться на каждой СТО в помещении приема заказов станции, где на видном для заказчика месте вывешиваются основные справочные материалы: распорядок работы, Правила, перечень и условия выполнения дополнительных работ и услуг, выполняемых данной станцией, образцы оформления заказов, адреса и номера телефонов станции и вышестоящей организации. В этом же помещении находится книга жалоб и предложений.
В Методике изложены основные положения по планированию и учету объемов реализации бытовых услуг по ремонту и техническому обслуживанию легковых автомобилей и других транспортных средств, принадлежащих гражданам, а также основные нормативы, необходимые для составления текущих и перспективных планов.
Методика предназначена для всех предприятий и организаций независимо от их ведомственной подчиненности, которые полностью или частично занимаются ремонтом и техническим обслуживанием транспортных средств, принадлежащих гражданам. В этом документе сформулирован ряд понятий, в том числе отражающих производственные возможности предприятий автотехобслуживания.
Разработке текущих планов предшествует анализ выполнения плана за предшествующий период. Важнейшая задача этого анализа состоит в выявлении резервов роста объемов услуг по ремонту и техническому обслуживанию транспортных средств, принадлежащих гражданам, в изучении возможности наиболее эффективного использования производственных мощностей, роста производительности труда на основе совершенствования производства и улучшения организации труда, а также распространения опыта работы передовых предприятий автотехобслуживания. Особое внимание при проведении анализа должно быть уделено вопросам повышения качества услуг и культуры обслуживания населения.
В текущем планировании основная роль принадлежит определению фактических производственных мощностей и улучшению их использования, а также вводу в действие новых производственных мощностей и быстрейшему их освоению.
Производственная мощность предприятия автотехобслуживания — максимально возможный (нормативный) общий годовой объем реализации услуг и продукции при полном использовании производственного оборудования и производственных площадей с учетом осуществленных (для отчетного периода) и намечаемых (для планируемого периода) мероприятий по внедрению передовой технологии, научной организации труда и производства.
Годовая производственная мощность предприятия автотехобслуживания определяется в стоимостном выражении и натуральном (число условных автомобилей, объем комплексного обслуживания на предприятиях в течение года).
Условный автомобиль парка — это автомобиль, комплексно обслуживаемый предприятием автотехобслуживания в течение года, на котором выполняется полный объем работ по техническому обслуживанию и ремонту, обеспечивающих его исправное состояние. Расчетно принимается, что условный автомобиль парка должен сделать в течение года два заезда на СТО.
Производственная мощность рабочего поста — максимально возможный (нормативный) общий годовой объем услуг, получаемый с одного рабочего поста при полном использовании производственного оборудования и производственных площадей с учетом годового фонда рабочего времени поста, нормативной численности основных производственных рабочих и нормативной часовой выработки основного производственного рабочего в стоимостном выражении, или расчетное количество условных автомобилей, комплексно обслуженных на рабочем посту в течение года (пропускная способность рабочего поста) в натуральном выражении. Размер предприятия автотехобслуживания — расчетное число рабочих постов.
Расчет ведется в статистической форме на окончание планового периода (год, пятилетка) для анализа выполнения объема реализации бытовых услуг населению по ТО и ремонту автомобилей относительно производственных мощностей.
Требования к техническому состоянию элементов автомобиля при выполнении работ по заявкам населения на предприятиях автотехобслуживания регламентируют техническое состояние после выполнения технического обслуживания и ремонта, проводимого предприятиями автотехобслуживания по заявкам населения. Эти требования могут быть предъявлены только в рамках заявленных заказчиком работ и услуг. При выполнении отдельных работ технические требования распространяются на все виды сопутствующих работ. Обнаруженные во время технического обслуживания и ремонта неисправности устраняются по согласованию с заказчиком.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Управление производством"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы