Строительные машины и оборудование, справочник







Производство работ грейдерами

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры


Производство работ грейдерами

При выполнении работ сцепка грейдера с базисным трактором мо­жет быть жесткой (когда трактор сцепляется с грейдером неп9средствен- но за дышло) и гибкой (когда сцепка обеспечивается посредством кана­та или цепи, длина которых должна быть 5,5—7,5 м для легких грейде­ров и 7,5 — 10 м для тяжелых). Механизм управления дышлом грейдера обеспечивает возможность трактору двигаться в стороне от грейдера, при жесткой сцепке — на расстоянии 1,1м между осями грейдера и трак­тора; при гибкой сцепке — на расстоянии 2,5—4,0 м, но не более 5,0 м (при повороте дышла грейдера до 15°). При гибкой сцепке небольшие отклонения базисного трактора от прямолинейного движения не оказы­вают влияния на прямолинейность движения грейдера и на его работу. Следовательно, машинист грейдера в какой-то мере может управлять ма­шиной независимо от движения трактора. При жесткой сцепке все от­клонения трактора оказывают влияние на грейдер, что усложняет управ­ление этой машиной. В связи с тем что идущий впереди грейдера трактор ограничивает видимость, все круговые повороты (во избежание полом­ки дышла) следует выполнять по возможно болыпему.радиусу.

Перед выполнением земляных работ грейдером необходимо очиг стить площадку от кустарника, пней и убрать крупные камни, произвес­ти разбивку объекта на отдельные участки с закреплением соответ­ствующих знаков (например, ось дороги и др.).

Работа прицепных грейдеров состоит из ряда последовательных про­ходов, выполняющих операции по зарезанию и перемещению грунта, характер и последовательность которых определяются видом сооруже­ний, рельефом местности и состоянием грунтов.

Зарезание и перемещение, являющиеся основными операциями грейдерных работ, требуют установки рабочего органа грейдера (отва­ла) на определенный угол относительно его рамы (рис. 5.9) . угол захва­та а, образованный пересечением продольной оси грейдера с направлени­ем отвала; угол резания у между касательной к поверхности ножа от­вала, проведенной через режущую кромку ножа, и плоскостью резания грунта (показывает, под каким углом разрабатываемой поверхности находится нож грейдера); угол наклона показывающий величину поперечного наклона отвала к линии горизонта.

Кроме угла резания, имеются затылочный угол и угол заточки ножа.

Затылочный угол в зависимости от угла резанья может колебаться от 3 до 35°, а угол заточки принимается в пределах 25—30°, но не более.

Рис. 5.9. Углы установки отвала прицепных грейдеров:
1 — рама; 2 — отвал грейдера; 3 — удлинитель отвала; 4 — валик отсыпанного грунта

При зарезании угол наклона отвала, как правило, принимается в пределах 15—20°. Конструкция грейдеров позволяет угол наклона иметь до 70°.

При смешивании грунтов с вяжущими добавками и особенно при от­дельных работах (планировка) угол резания принимается не более 60°.

Резание грунтов грейдеров выполняется одним концом отвала на 1/3 — 1/2 его длины. Глубина резания принимается в среднем на 1/2 вы­соты ножа отвала.

Выполнение грейдерных работ с углом захвата менее 30° не допу­скается, так как возникает опасность бокового заноса и опрокидывание грейдера. При зарезании угол захвата должен находиться в пределах 35-40°.

Профилирование грунтовой дороги грейдеров состоит из трех ос­новных операций: зарезания грунта в кювете дороги с образованием не­большого валика (рис. 5.10, а); перемещения полученного валика к оси дороги (рис. 5.10, б); разравнивания валика (рис. 5.10, в). Выполнение и чередование операций продолжается до тех пор, пока весь грунт, не­обходимый для сооружения земляного полотна дороги, не будет выбран из канавы или резерва, перемещен и спланирован в соответствии с задан­ным профилем. Наиболее целесообразно применять прицепные грейде­ры для профилирования грунтовых дорог в равнинной местности и устройства канав глубиной 0,6—0,8 м.

Рис. 5.10. Последовательность про­ходов прицепного грейдера при про- фил!фовании дороги

При проходах по зарезанию грунта передние колеса грейдера уста­навливают строго отвесно, а задние наклоняют в сторону перемещения грунта. При перемещении грунта передние колеса устанавливают также отвесно, а задние наклоняют в сторону оси дороги. Если грунт переме­щают с бровки дороги, передние и задние колеса как можно больше на­клоняют в сторону перемещения грунта. В процессе разравнивания грун­та и выполнения отделочных работ передние и задние колеса грейдера устанавливают отвесно. Необходимо также следить за тем, чтобы колеса грейдера не катились по валику перемещаемого грунта, так как такое положение колес (особенно передних) вызывает неустойчивость грей­дера, затрудняет управление им и увеличивает потери мощности базо­вого трактора на перемещение грейдера.

Особенно важное значение имеет первый проход грейдера, который называется пробивкой. При пробивке участка с самого начала работ не­обходимо правильно установить отвал для зарезания и правильно про­вести первую борозду, которая определит направление всех последую­щих проходов грейдера. Пробивку выполняют по отметкам, которые устанавливают при разбивке дороги или после специальной разбивки, по колышкам, вехам и по движущейся вешке (рис. 5.11).

При разбивке участка дороги по колышкам на расстоянии несколь­ко больше половины ширины дороги от оси полотна забивают колышки 1 высотой 0,8 м на расстоянии 10—15 м друг от друга (рис. 5.11,а). Ре­жущий конец отвала при этом устанавливают так, чтобы край его шел по следу обода переднего колеса, зарезая грунт на расстоянии 15—20 см от забитых колышков. Тракторист ведет трактор по возможности ближе к колышкам, а машинист направляет грейдер так, чтобы внешний край обода переднего колеса проходил рядом с колышками (около 5 см), не сбивая их.

При разбивке участка дороги по вехам замеряют расстряние от линии первого зарезания до середины трактора (рис. 5.11, б) и выстав­ ляют по этой оси вехи на расстоянии 100-150 м друг от друга. При этом тракторист ведет трактор точно по направлению, обозначенному вехами, визируя направление через пробку радиатора, а машинист на­правляет грейдер так, чтобы внешний край обода переднего колеса грейдера шел по следу края гусеницы трактора.

Разбивка участка дороги по движущейся вешке наиболее экономична. По этому способу рабочий с вешкой идет на расстоянии 15—20 м Впереди трактора по линии зарезания отвала, а параллельно ему по оси дороги, размеченной вешками, идет второй рабочий. Оба рабочих дер­жат натянутый шнур или рулетку так, чтобы рабочий с вешками мог выдержать требуемое расстояние от оси полотна.

Рис. 5.11. Схема разбивки участка дороги и иробивки борозда при первом зарезании грейдера:
а — пробивка по колышкам при гибкой сцепке; б — то же, при жесткой сцепке; в —пробивка но вехам при гибкой сцепке; г — то же при жесткой сцепке; д – про­бивка при помощи движущейся вешки

В процессе работы грейдера “зарезание ведут послойно по двум ос­новным схемам. В первом случае (рис. 5.12, а) зарезание начинают от внешней бровки резерва, срезаемая при этом стружка получается тре­угольного сечения. При работе грейдера по этому варианту дно резерва получается неровным, требующим в последующем планировки и снова выполнения операции зарезания. Во втором случае (рис. 5.12, б) заре­зание начинается от внутренней бровки резерва, при этом в первом слое получаются треугольная стружка, затем три-четыре стружки переход­ного профиля, а дальше стружка до конца имеет в сечении форму парал­лелограмма. При этом варианте дно резерва получается ровным, не требующим дополнительной работы. Второй способ является наиболее экономичным.

При перемещении и разравнивании грунта рекомендуется работать с удлинителем отвала. Разравнивание производится на повышенных скоростях трактора.

Возведение насыпи прицепными грейдерами целесообразно выпол­нять на высоту до 0,6 м. При высоте насыпи 0,7—0,8 м производитель­ность грейдера значительно уменьшается.

К наиболее рациональным методам перемещения грунта в насыпь от­носится укладка валиков из перемещаемого грунта вразбежку, вполу- прижим и вприжим. При укладке грунта вразбежку (рис. 5.13, а) валики располагают так, чтобы они касались друг друга только основаниями. При укладке грунта вполуприжим (рис. 5.13, б) валики укладывают так, чтобы перемещаемый валик только частично прижимался к ранее уложенному валику, т. е. чтобы гребни валиков находились на расстоя­нии один от другого на 20-40 см. При укладке грунта вприжим каж­дый последующий валик (1-6) прижимают к ранее уложенному валику без зазора, в результате чего получается один плотный и широкий слой насыпи (рис. 5.13, в, г). Такой результат достигается тем, что край ножа грейдера, перемещающий вновь образуемый валик, подходит вплотную к ранее уложенному валику или несколько (на 5—10 см) захватыва­ет его.

Рис. 5.12. Схема зарезаний при послойной разработке грунта прицепным грейде­ром

Рис. 5.13. Схема укладки валиков в насыпи прицепным грейдером

Наиболее широкое применение прицепные грейдеры находят при профилировании грунтовых дорог. В этом случае грейдер выполняет следующие операции (рис. 5.14): зарезание грунта в кювете дороги с образованием из грунта небольшого валика; перемещение получен­ного валика к оси дороги; разравнивание валиков. Чередование опера­ций продолжается до тех пор, пока весь грунт, необходимый для соору­жения полотна дороги, не будет выбран из канавы или резерва, переме­щен и спланирован в соответствии с заданным профилем. Количество проходов грейдера составляет 12—18.
Отделочные работы, состоящие в разравнивании и планировке по­верхности земляного полотна, выполняют грейдерами с применением от­косников и удлинителей. Планировать откосы насыпей рекомендуется планировщиками. Грунт разравнивают послойно при круговых движе­ниях грейдера за один-два прохода по одному следу (рис. 5.15, а, б). Разравнивание выполняют от краев насыпи с перемещением грунта по ножу в сторону от оси полотна к бровке, а при следующем проходе — от бровки к оси насыпи.

Способы работы грейдера при сооружении земляного полотна на косогорах зависят от крутизны склона и поперечного профиля земля­ного полотна. При пологом склоне возведение насыпей или профили­ровочные работы выполняют так же, как и в равнинной местности. При значительной крутизне склона вырезание и перемещение грунта из подгорной канавы на полотно дороги являются трудоемкой операци­ей, поэтому грунт для насыпи вырезают только с нагорной стороны, где устраивают уширенную канаву (рис. 5.16).

Рис. 5.14. Последовательность про­ходов прицепного грейдера при про­филировании грунтовых дорог:
1 — правая гусеница трактора;
2 — правое переднее колесо грейдера;
3 — левое заднее колесо грейдера;
4 — левая гусеница трактора; I, II, III — включенные передачи трактора при выполнении операций проходов (цифры, указанные в кружках, — последовательность проходов)

Рис. 5.15. Схема работы грейдера по разравниванию грунта в насыпи за два прохода по одному месту:
а — при первом проходе; б — при втором проходе по тому же следу; I, II — после­довательность проходов грейдера

Грейдер при этом зарезает грунт то правым, то левым концом ножа и только последними тремя-четырьмя проходами перемещает и разрав­нивает грунт.

При сооружении на косогоре полунасыпи-полувыемки требуется предварительная разметка колышками границ перехода выемки в насыпь. Если грунт песчаный, супесчаный или легкий суглинистый, полунасыпь-полувыемку устраивают грейдером, в остальных случаях — бульдозером.
Первыми проходами грейдер срезает дерновый покров выемки, который перемещает в насыпь. Для устойчивости грейдера целесообраз­но вырезать стружку прямоугольного сечения. Зарезание можно вести при движении в обоих направлениях. Канаву устраивают после того, как будет вырезана выемка и отделан откос.

Выемку можно разрабатывать снизу методом подрезания, при ко­тором конец ножа грейдера разрабатывает косогор с подошвы, при этом верхний слой грунта будет обваливаться сам.

Рис. 5.16. Схема возведения земля­ного дорожного полотна прицепным грейдером на косогоре:
1—18 — последовательность прохо­дов; I – проход вперед; II – про­ход обратно; III — отделка

Нож грейдера в этом слу­чае устанавливают на средние проушины отвала. Основная рама при этом выносится в сторону режущего конца ножа. В ту же сторону наклоняют задние колеса.

Работы на террасе не могут быть выполнены круговыми рейсами – их производят при переменной работе то одним концом отвала (ход впе­ред) , то другим (ход назад). Первым проходом грейдера зарезают грунт с нагорной стороны и перемещают его в подгорную. Угол захвата мини­мальный. Колесам и ножу придают наклон в нагорную сторону. Нож устанавливается так, чтобы задние колеса шли по дну вырезанной бо­розды.

Прицепные грейдеры применяют также для устройства дорожного корыта. Возможны два способа устройства корыта — с присыпными и с полуприсыпными обочинами. По первому способу корыто устраивают одновременно с устройством земляного полотна. В этом случае грунт вырезают из боковых канав так же, как при профилировании полотна дороги, но перемещают его не до оси полотна, а разравнивают на обочи­нах, образуя стенки корыта. По второму способу корыто устраивают по ранее отсыпанному полотну дороги, когда между отсыпкой земля­ного полотна и устройством одежды проходит длительное время, а так­же при строительстве дороги и выемке.

В современных условиях поточного строительства лучшим являет­ся способ присыпных Обочин. Обсыпать обочины следует непосред­ственно перед устройством основания. Для увеличения производитель­ности грейдера рекомендуется применять левосторонний удлинитель и работать на гибкой сцепке, что позволяет трактору поворачиваться в конце участка на 180° без отцепки от грейдера.

При возведении насыпи высотой до 0,6 м, когда дорожную одежду укладывают вслед за устройством насыпи, корыто устраивают одно­временно с возведением насыпи. Грунт вырезают из боковых канав и разравнивают его на обочинах до требуемого уклона и толщины, обра­зуя стенки корыта (рис. 5.17, а). После этого производят разбивку ко­рыта и ведут зарезание грунта по расставленным колышкам на глубину корыта. Вырезанный грунт перемещают в сторону оси полотна дороги с одновременным его разравниванием и планировкой по дну корыта до придания требуемого по проекту профиля (рис. 5.17, б).

При возведении земляного полотна высотой более 0,6 м (до 0,8 м) корыто устраивают обычно по схеме, представленной на рис. 5.17, в. Пер­вый (нижний) слой укладывают наращиванием грунта от края насыпи к ее оси вразбежку и после разравнивания уплотняют его. Второй слой укладывают вполуприжим, перемещая грунт от оси дороги до середины обочины, а затем до края обочины вприжим. После разравнивания вто­рого слоя и его уплотнения устраивают корыто.

Рис. 5.17. Схема устройства корыта с присыпными обочинами:
а — возведение насыпи; б — устройство корыта в насыпях высотой до 0,6 м; в — устройство корыта в насыпях высотой до 0,8 м; 1-9 — последовательность укладки грунта

Рис. 5.18. Схема устройства корыта с полуприсыпными обочинами: 1, 3, 5, 6 и 7 – зарезание; 2 и 4 — пе­ремещение; 8 — разравнивание дна корыта

При устройстве корыта по второму способу в готовом земляном полотне и в выемках профиль корыта с уплотнением стенок создают путем вырезки грунта из земляного полотна и перемещения его на обо­чины (рис. 5.18). Работу выполняют продольными проходами грейдера, а зарезание начинают от оси корыта в обе стороны дороги.

Рис. 5.19. Схема проходов прицепного грейдера при перемешивании материалов при строительстве дорог местного значения:
1 — разрыхленный грунт дорожного полотна; 2 — слой добавок; J-V — последо­вательность перемешивания материалов

При первом зарезании отвал заглубляют по оси дороги на 10—20 см ниже отметки корыта. При втором проходе вырезанный грунт перемешают на обочи­ну и укладывают его в виде валика. При третьем проходе зарезание про­изводят на глубину не более 2—4 см от отметки дна корыта. Следующим четвертым проходом на обочине разравнивают два валика грунта, уло­женные при втором проходе. Перед пятым проходом меняют угол на­клона ножа грейдера до 0° или в пределах 3—6° и зарезают грунт корыта в месте примыкания его к обочине. В этом случае зарезание выполняют сбрасывающим концом ножа, при этом валик грунта укладывают на обо­чину вприжим, уплотняя его в месте перехода в корыто. При шестом проходе угол наклона увеличивают и повторяют операцию. Следующими проходами грейдера корыто зачищают, зарезая грунт от обочины к оси дороги, и разравнивают грунт в средней части корыта.

Прицепные грейдеры находят применение при улучшении грунтовых дорог и гравийных покрытий различными добавками. Рабочие операции, выполняемые грейдером в этом случае, аналогичны операциям при воз­ведении и профилировании земляного полотна.

Для улучшения грунтовой дороги добавками земляное полотно предварительно рыхлят кирковщиками или другими машинами и меха­низмами, после чего измельчают комья грунта дорожными фрезами. За­тем на измельченную поверхность завозят улучшающие добавки и разме­щают их сплошными валами. Добавки грейдером равномерно распреде­ляют по ширине полотна. В зависимости от количества добавок и попе­речного профиля покрытия применяют различные схемы размещения, перемещения и разравнивания материалов.При серповидном поперечном профиле (рис. 5.19, а) первым прохо­дом производят зарезание ножом по краю полотна с перемещением ма­териалов по ножу в сторону бровки. Разрыхленный грунт полотна и за­хваченные ножом добавки, передвигаясь по ножу, перемещаются и от­брасываются на бровку. Вторым проходом производят зарезание ножом по оси полотна, а также перемешивание и передвижение смеси в сторону бровки. После этого материалы перемещают от бровки к оси полотна дороги.

Проходы грейдера с перемещением валиков в сторону к бровке и обратно совершают до тех пор, пока не получится смесь требуемого ка­чества. Затем эту смесь разравнивают и профилируют. Таким же спосо­бом смешивают каменные материалы, имеющие различные размеры. Эти материалы завозят и складывают в виде валиков на обочинах. На одной обочине складывают крупный, а на другой – мелкий каменный материал. Вначале разравнивают крупный щебень, затем по всей ширине проезжей части поверх этого слоя разравнивают более мелкий щебень и перемешивают их. В таком же порядке выполняют работы по смеше­нию каменных материалов с органическими вяжущими.

Иногда перемешивание выполняют без предварительного распреде­ления каменных материалов по проезжей части (рис. 5.19, б). В этом случае каменный материал укладывают грейдером по оси земляного по­лотна в виде валика и после распределения вяжущих материалов по ва­лику начинают перемешивание.

Для перемешивания материалов рекомендуется применять навес­ное оборудование — смеситель в виде треугольной рамы, устанавливае­мый вместо снимаемых тяговой рамы и поворотного круга. Примене­ние такого смесителя в 2—3 раза увеличивает производительность грей­дера.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Производство работ грейдерами"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы