В процессе эксплуатации все машины следует содержать в исправном или работоспособном состоянии для обеспечения должной производительности и высокого качества выполняемой работы. Для достижения этой цели в Советском Союзе действует система технического обслуживания и ремонта техники, представляющая собой комплекс взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин применительно к заданным условиям их эксплуатации.
Эксплуатация машины включает в себя ее использование по назначению, а также техническое обслуживание, хранение в перерывах использования и перебазирование на другие места работ.
Техническое обслуживание — это комплекс работ для поддержания исправности или только работоспособности машины при подготовке и использовании по назначению, при хранении, и транспортировании.
Ремонт — это комплекс работ для поддержания и восстановления исправности или работоспособности машины.
Под исправностью понимается полное соответствие машины и ее составных частей заводской технической документации (чертежам), при котором машина выполняет работу в заданных эксплуатационных условиях с показателями согласно технической документации (техническим характеристикам).
Под работоспособностью подразумевается состояние машины и ее составных частей, при котором она выполняет работу в заданных эксплуатационных условиях с показателями согласно технической характеристике, даже если машина неполностью соответствует заводской технической документации.
Машина может выполнять работу с заданными показателями при заданных условиях эксплуатации, если имеются неисправности пли отступления от технической документации, не сказывающиеся на результатах работы. Например, отремонтированная приварными накладками рама уже не соответствует технической документации завода, однако производительность и качество работы машины от этого не снижаются.
Но в процессе эксплуатации могут возникать неисправности, незначительные по затратам средств и труда на устранение, но тем не менее лишающие машину работоспособности. Например, течь масла из шланга гидропривода рабочего органа является неисправностью, нарушающей работоспособность машины. Демонтаж и установка заменяющего шланга требуют незначительного времени, но без этих ремонтных мероприятий работоспособность машины не будет восстановлена.
Поддержание исправности и работоспособности машины обеспечивается техническим обслуживанием, восстановление исправности и работоспособности — ремонтом.
Различают:
— техническое обслуживание при использовании машины, осуществляемое в процессе ее использования по назначению, причем как во время выполнения работ, так и в перерывах между ними;
— техническое обслуживание при хранении машины, осуществляемое в процессе хранения машины, а также при подготовке к хранению и к использованию после хранения;
— техническое обслуживание при транспортировании машины, осуществляемое в процессе транспортирования, а также при подготовке к нему и к использованию после транспортирования;
— плановое техническое обслуживание машины — предусмотренное в нормативной (эксплуатационной) документации, прилагаемой заводом-изготовителем к машине, осуществляемое в плановом порядке;
— текущий ремонт, осуществляемый в процессе эксплуатации машины для обеспечения ее работоспособности и состоящий в замене или восстановлении отдельных частей машины и в их регулировании; текущий ремонт может совмещаться во времени с техническим обслуживанием (устранение неисправностей, возникших при использовании машины по назначению, ее хранении и транспортировании);
— капитальный ремонт, осуществляемый с целью восстановления исправности машины и полного или близкого к полному восстановления ресурса 1 машины с заменой или восстановлением любых частей машины, включая базовые, и их регулированием; базовыми частями являются тракторы, автомобильные шасси и двигатели внутреннего сгорания, используемые в строительных и дорожных машинах.
С заводов-изготовителей машины поставляют строительным организациям, которые и эксплуатируют машины в своих подразделениях— строительных управлениях, передвижных механизированных колоннах и др. Для выполнения технического обслуживания и ремонта строительная организация должна иметь эксплуатационную базу, оснащенную ремонтными мастерскими (стационарными или передвижными), топливомаслозаправщиками, местами для стоянки машин и складами для эксплуатационных материалов и запасных частей.
Техническое обслуживание выполняют специализированные участки ремонтных мастерских строительства, состоящие из бригад и звеньев специалистов по обслуживанию, при участии машинистов машин. Ежесменное обслуживание машины производит ее машинист (при необходимости — с помощью специалистов эксплуатационной базы).
Текущий ремонт выполняют в мастерских эксплуатационной базы с привлечением нужных для ремонтных работ специалистов и машинистов машин.
Капитальный ремонт осуществляют (в зависимости от сложности машины) либо в ремонтных мастерских эксплуатационной базы, либо на специальных ремонтных заводах.
В соответствии с ОСТ 22-10—75 каждая поступающая в строительную организацию машина должна комплектоваться эксплуатационной документацией, разрабатываемой заводом-изготовителем машины.
Технические обслуживания и ремонты входят в систему плановопредупредительного технического обслуживания и ремонта, регламентированную «Строительными нормами и правилами, часть III, глава 1» (СНиП Ш-1—76) и «Рекомендациями по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин» (Стройиздат, 1978). Эта система предусматривает выполнение в плановом порядке технического обслуживания и ремонта машин с определенной периодичностью.
Периодичность — это наработка в часах или время между двумя последовательно проводимыми техническими обслуживаниями или ремонтами одного вида.
Для бульдозеров, скреперов, грейдеров действующая нормативная документация определяет следующие виды и периодичности плановых и сезонных технических обслуживаний и ремонтов, приведенные в табл. 14, в которой приняты следующие сокращения:
— техническое обслуживание — ТО-1;
— техническое обслуживание — ТО-2;
— техническое обслуживание — ТО-3;
— сезонное обслуживание — СО;
— текущий ремонт — Т, в том числе ТО-3;
— капитальный ремонт — К.
Условия эксплуатации строительных машин крайне тяжелые: к ним относятся повышенная запыленность воздуха вследствие длительного отсутствия дождей или наоборот повышенная влажность грунтов при обилии дождей, из-за чего сильно загрязняются ходовые движители, механизмы и рабочие органы. Такие условия -способствуют повышению изнашивания частей машин. Поэтому в зависимости от условий эксплуатации допускаются отклонения от указанных периодичностей ТО в пределах ±10%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Содержание технического обслуживания бульдозеров, скреперов, грейдеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы