Строительные машины и оборудование, справочник





Сплавы цветных металлов

Категория:
   Автомобильные материалы и шины



Сплавы цветных металлов

1. Медные сплавы

Сплавы на медной основе имеют большое техническое приме нение. Медь является основным компонентом таких сплавов, как латунь, бронза и твердые припои.

Латунь представляет собой сплав, состоящий в основном из меди и цинка. Латунь имеет самое широкое применение в различных отраслях промышленности. В зависимости от химического состава латуни разделяются на медно-цинковые, свинцовистые, оловянистые, никелевые и специальные. Латунь хорошо куется, прокатывается в листы различной толщины и штампуется. Латунь с примесями других цветных металлов отличается высокой прочностью и износоустойчивостью.

Система маркировки латуни установлена следующая. Марка латуни начинается с буквы Л, после которой пишутся буквы, обозначающие компоненты сплава, кроме цинка, который в марке не указывается. После букв ставятся цифры, которые определяют процентное содержание указанных в марке компонентов, причем первая цифра указывает процентное содержание меди. Названия компонентов условно обозначаются русскими буквами: К — кремний, М — марганец, Ж — железо, О — олово, С — свинец, А — алюминий. Например: марка Л-80 означает, что это медно-цинковая латунь с содержанием около 80% меди и 20% цинка. Марка ЛА-67-2,5 означает алюминиевую латунь, содержащую около 67% меди, 2,5% алюминия и остальное — цинк.

В автомобильной промышленности латунь применяется для изготовления различных втулок, краников, деталей карбюраторов, деталей системы охлаждения и различной арматуры.

Бронза — сплав меди с оловом. Бронзы, в состав которых входят, кроме меди и олова, другие элементы, носят название специальных бронз. В зависимости от химического состава бронзы разделяются на оловянистые, алюминиевые, кремнистые, бе-риллиевые, свинцовистые и другие. Бронза обладает высокой прочностью и стойкостью против истирания, устойчивостью в отношении действия атмосферного воздуха и кислот. Бронза хорошо заполняет литейные формы, дает малую усадку, хорошо поддается механической обработке.

Система маркировки бронзы буквенно-цифровая. В марке сначала ставятся буквы, — Бр, после которых пишутся буквы, означающие название компонентов, входящих в состав данной бронзы, кроме меди, которая в марке не указывается. Процентное содержание элементов обозначается цифрами. Цифры пишутся после букв в такой же последовательности. Например, марка БрОЦСНЗ-7-5-1 означает, что в этой бронзе содержится олова в среднем 3%, цинка 7%, свинца 5%, никеля 1%, остальное — медь — 84 %.

В автомобильной промышленности бронза различного химического состава применяется для изготовления втулок, вкладышей подшипников и других деталей.

Твердые припои применяются для пайки тугоплавких металлов: они обладают высокой прочностью и высокой температурой плавления. Наиболее широкое применение имеют медно-цинковые твердые припои.

Латунные припои являются сплавами меди и цинка в различном процентном соотношении. Температура плавления их колеблется в пределах 810—880° и зависит от содержания меди. С увеличением процентного содержания меди повышается и температура плавления припоя.

Твердые припои применяются для пайки меди, бронзы, латуни, железа, чугуна, стали и других металлов.

2. Оловянисто-свинцовые сплавы

Пайка латунных изделий, трубок радиаторов, жести, цинка и других металлов, а также лужение производятся оловянисто-свинцовыми сплавами, которые называются мягкими припоям». Мягкие припои плавятся при низких температурах и имеют относительно слабую прочность.

Для понижения температуры плавления мягких припоев в их состав иногда добавляют висмут, а для повышения прочности — сурьму.

3. Алюминиевые и цинковые сплавы

Алюминиевые сплавы обладают значительно большей прочностью и твердостью, нежели чистый алюминий. В то же время их физические и электрические свойства (удельный вес, теплопроводность, электропроводность) мало чем отличаются от свойств чистого алюминия. В состав алюминиевых сплавов входят: медь, цинк, магний, марганец, кремний, железо и др. Алюминиевые сплавы подразделяются на применяемые под маркой «К» в деформированном виде (прессованном, катаном, кованом) и литом виде—марка «Л». Деформируемые алюминиевые сплавы в свою очередь подразделяются на упрочняемые термической обработкой (закалка с отпуском) и неупрочняемые термической обработкой, т. е. не подвергающиеся закалке. К сплавам, упрочняемым термической обработкой, относятся дюралюмины (в марках их имеется буква Д). В состав их входят магний (до 1,8%) и марганец (до 1 %).

Алюминиевые литейные сплавы системы алюминий — кремний, содержащие кремния от 10 до 14%, называются силуминами. Эти сплавы отличаются хорошими литейными и механическими свойствами.

В автотракторной промышленности применяются преимущественно литейные алюминиевые сплавы, в которых основной добавкой к алюминию служит медь (от 4 до 14%).

Наиболее ходовыми марками алюминиевых сплавов, применяемых в автомобилестроении, являются АЛ-1 и АЛ-12. Эти сплавы используются для изготовления поршней, головок цилиндров карбюраторных двигателей, корпуса магнето, корпуса и роторов воздухонагнетателя двигателя ЯАЗ-204, корпуса тормозного крана автомобилей ЯАЗ-200 и МАЗ-205, картера сцепления автомобиля ЗИМ и некоторых других деталей.

Цинковые сплавы состоят в основном из цинка, содержание которого доходит до 95%, алюминия — от 3,5 до 4,5о/0 и меди — от 0,1 до 3,5«/0. Такие сплавы применяются для изготовления методом литья под давлением корпусов карбюраторов, топливных насосов, корпусов автомобильных сигналов, различных ручек, корпусов измерительных приборов, передних решеток радиаторов и т. д.

4. Антифрикционные сплавы

Антифрикционными сплавами называются легкоплавкие пластичные сплавы, применяющиеся для заливки подшипников с целью уменьшения трения. Структура таких сплавов представляет собой пластичную основу с вкрапленными в нее более твердыми частицами, расположенными равномерно по всей ее массе. Благодаря мягкой, пластичной основе сплава подшипник легко прирабатывается к поверхности вращающегося в нем вала. Вкрапленные в основу твердые частицы являются опорой вала, так как мягкая основа сплава изнашивается быстрее.

За счет износа основы сплава уменьшается поверхность соприкосновения вала с подшипником, благодаря чему уменьшается трение и улучшается циркуляция масла. В качестве антифрикционных сплавов применяются баббиты и свинцовистая бронза.

Баббиты представляют собой оловянисто-свинцовистые сплавы. В зависимости от процентного содержания олова они разделяются на высокооловянистые и малооловянистые. Высо-кооловянистые имеют оловянную основу, а малооловянистые — свинцовую. Во всех баббитах, кроме олова и свинца, присутствуют обязательно сурьма и медь. Сурьма увеличивает стойкость баббита против износа, а медь устраняет ликвацию и обеспечивает образование более равномерной структуры баббита. Согласно ГОСТ 1320-41 установлены следующие марки баббитов.

В автомобилестроении в настоящее время применяются главным образом баббиты марок БН и БТ.

Для заливки вкладышей подшипников двигателей с воспламенением от сжатия применяется свинцовистая бронза, обладающая высокой теплопроводностью и способностью сохранять свои свойства при нагреве до 200°.


Читать далее:

Категория: - Автомобильные материалы и шины





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины