Известно, что тяговые свойства колесной машины в значительной мере зависят от весовой нагрузки на ведущие колеса. С целью увеличения сцепного веса современных универсально-пропашных колесных тракторов на них устанавливают догружатели ведущих колес. Сущность их работы заключается в использовании веса рабочей машины (главным образом навесной) для переноса части весовой нагрузки с передних управляемых на задние ведущие колеса трактора.
По принципу действия догружатели ведущих колес подразделяются на механические и гидравлические.
Механический догружатель (рис. 1, а) изменяет по высоте положение точки крепления верхней тяги механизма навески к остову трактора (регулирует положение мгновенного центра вращения МЦВ навесной машины), что приводит к корректированию нормальной нагрузки на опорный каток. Так, при снижении точки присоединения верхней тяги МЦВ (0”) приближается к этой точке, плечо а действия результирующей силы Rpea тягового сопротивления уменьшается до а, а нормальная нагрузка на опорный каток снижается. Это означает, что сила веса навесной машины создает момент, который разгружает управляемые колеса и переносит часть нормальной нагрузки с опорного катка и управляемых колес на ведущие, увеличивая тем самым сцепной вес трактора.
Гидравлический увеличитель сцепного веса (ГСВ) (рис. 1, б) корректирует нормальную нагрузку на опорный каток путем изменения давления в полости подъема основного гидроцилиндра при неизменном положении мгновенного центра вращения Оп навесного орудия.
При этом сила N, поднимающая механизм навески с присоединенной навесной машиной, не должна превышать значения, необходимого для выглубления орудия.
В процессе работы, регулируя давление масла в полости подъема основного гидроцилиндра, можно изменять силу N и реакцию RZH, а следовательно, и корректировать нормальные нагрузки на ведущие и управляемые колеса трактора.
Заданное давление масла в гидроцилиндре автоматически регулируется механизмом гидроувеличителя сцепного веса и гидроаккумулятора.
Автомат подзарядки гидроаккумулятора расположен в верхней части корпуса 1ГСВ. Он включает в себя золотник, большой и малый плунжеры, предохранительный и обратный клапаны и регулировочный винт с маховичком.
Узел ползуна с фиксаторным устройством размещен в нижней части корпуса ГСВ и состоит из ползуна с пружиной, обоймы фиксатора и шарика, который входит в одну из канавок на ползуне. Хвостовик ползуна соединяется с внутренним рычагом управления ГСВ. Ползун может устанавливаться в одном из четырех положений: «заперто», «выключен», «включен», и «сброс давления». Ниже ползуна в корпусе ГСВ смонтирован шариковый запорный клапан о толкателем.
Гидроаккумулятор, изображенный на рисунке 3, представляет собой гидроцилиндр одностороннего действия. Характерной его особенностью является то, что цилиндр перемещается относительно неподвижного поршня под действием разности сил давления масла и пружины. При равенстве этих сил цилиндр неподвижен относительно поршня.
Схема работы гидросистемы колесного трактора с ГСВ показана на рисунке 4.
Ползун в положении I — «заперто». Ползун ГСВ 2 разобщает полость подъема силового цилиндра как с распределителем, так и с гидроаккумулятором. Масло, находящееся в полости подъема силового цилиндра, заперто; поднятая в транспортное положение машина надежно зафиксирована.
Ползун в положении II — «выключен». Ползун ГСВ 2 установлен в такое положение, при котором полость подъема в силовом цилиндре через открытый запорный клапан свободно связана с распределителем (рис. 4) и разобщена с гидроаккумулятором.
Ползун в положении III — «включен». Ползун ГСВ 2 занимает положение, при котором полость подъема силового цилиндра сообщается с гидроаккумулятором.
Если силы воздействия пружины Fn и давления масла Ра на цилиндр гидроаккумулятора уравновешены, то масло, поступающее в ГСВ от распределителя, свободно идет на слив.
Ползун в положении IV — «сброс давления». Ползун ГСВ 2 (рис. 4) занимает нефиксированное крайнее правое положение (рукоятку ГСВ отводят в крайнее нижнее положение и удерживают рукой до полного заглубления машины под действием собственного веса). Благодаря механизму блокировки одновременно рукоятка управления основным гидроцилиндром займет положение «подъем». При этом масло из полости подъема основного цилиндра через открытый запорный клапан и радиально-осевой канал в ползуне свободно идет на слив, минуя распределитель. Как только орудие заглубится, усилие с рукоятки ГСВ снимется; ползун под действием пружины автоматически переместится в положение «включен».
Режим работы ГСВ «сброс давления» равносилен режиму, когда золотник распределителя устанавливается в плавающее положение.
При работе трактора с использованием ГСВ необходимо:
1) завернуть маховичок ГСВ до отказа против часовой стрелки, чтобы отрегулировать максимальное давление подпора;
2) заехав в загонку, отвести рукоятку ГСВ в крайнее нижнее положение («сброс давления») и задержать ее в этом положении;
3) после полного заглубления орудия отпустить рукоятку ГСВ;
4) проверить, копирует ли опорный каток рельеф поля. При необходимости маховичком отрегулировать подпор масла в силовом цилиндре. После правильной регулировки подпора масла опорный каток копирует рельеф поля, не отрываясь от поверхности и не делая глубокого следа, а трактор не ухудшает управляемости вследствие разгрузки управляемых колес.
—
Величина реакции почвы на опорное колесо оказывает существенное влияние на динамические качества навесного агрегата. Уменьшение нагрузки на опорные колеса сельскохозяйственной машины увеличивает сцепной вес трактора, повышает его тяговые качества и, кроме того, снижает тяговое сопротивление машины.
В связи с этим возникла необходимость оснащения навесных систем устройствами, которые позволили бы в процессе работы корректировать нормальную реакцию почвы на регулирующее колесо и улучшать тяговые качества трактора.
На отечественных тракторах это достигается регулированием нагрузки YK.H на опорное колесо или путем изменения положения мгновенного центра вращения механизма механические догружатели ведущих колес (ДВК) на тракторах Т-40 и МТЗ-5), или путем введения специальных гидравлических устройств, обеспечивающих «упругую» связь трактора с машиной или орудием в процессе работы агрегата (гидравлические ДВК на тракторах МТЗ-50).
На рис. 1, а представлена схема навесной системы, у которой в процессе работы трактора можно менять параметры механизма навески. В этом случае равнодействующая Rpea реакций почвы на рабочие органы орудия и веса самого орудия GM создает момент относительно мгновенного центра вращения механизма навески С. Этот момент, равный Rpeam, уравновешивается моментом YKH (1М + 1К) (сопротивлением качению опорных колес машины пренебрегаем).
При проектировании механизма навески положение мгновенного центра вращения навески выбирается таким образом, чтобы даже в самых неблагоприятных условиях работы получать достаточный запас заглубляющего момента. В этом случае при нормальной эксплуатации трактора на регулирующее колесо действуют значительные нагрузки. При изменении положения точек крепления верхней или нижних продольных тяг механизма навески мгновенный центр вращения перемещается в точку С, а поэтому уменьшается нагрузка на регулирующее колесо.
Рис. 1. Схема навесных систем отечественных тракторов с ДВК:
а — механический ДВК; б — гидравлический ДВК; — насос; — бак; — распределитель; — догружатель; — силовой цилиндр; — механизм навески; — опорное кольцо; — подъемный рычаг
У тракторов МТЗ-5МС, МТЗ-5ЛС, Т-40 и Т-28 положение мгновенного центра вращения изменяется ступенчато путем перестановки места крепления центральной тяги к трактору.
Выбор места установки центральной тяги производится в процессе припашки, исходя из условий максимальной догрузки ведущих колес и удовлетворительной заглубляемости рабочих органов.
На рис. 1, б представлена принципиальная схема навесной системы, настройка у которой в работе осуществляется гидравлическим устройством. При необходимости уменьшить нагрузку на регулирующем колесе включается ДВК, распределитель ставится в положение подъема и в полости цилиндра двустороннего действия создается определенное давление масла, обусловливающее возникновение подъемного момента, разгружающего опорное колесо орудия.
Устройства, работающие на этом принципе, устанавливают на тракторах МТЗ-50 и МТЗ-52.
Схема работы системы трактора МТЗ-50 с гидравлическим ДВК представлена на рис. 2. В систему дополнительно включены гидроувеличитель сцепного веса и гидроаккумулятор. В корпусе гидроувеличителя расположены ползун, золотник, большой плунжер, обратный клапан и запорный клапан. Снаружи корпуса расположены рычаг включения догружателя и винт дросселя с маховичком. Рабочая полость основного силового цилиндра И соединена с полостью запорного клапана Е, полость К золотника основного цилиндра распределителя — с нагнетательной полостью А гидроувеличителя, а сливная полость гидроувеличителя Г — со сливным трубопроводом, отходящим от распределителя. К полости Ж обратного клапана присоединен пружинный гидроаккумулятор. Ползун 4, перемещение которого осуществляется посредством рычага, служит для включения (положение «Включено») и выключения (положение «Выключено») гидроувеличителя, а также для отключения от гидросистемы основного силового цилиндра в транспортном положении орудия (положение «Заперто»).
Направление потока масла в гидросистеме определяется положением ползуна золотника распределителя. Если ДВК не включен, то управление основным силовым цилиндром осуществляется распределителем обычным способом. Масло от распределителя поступает в нагнетательную полость А ДВК и через открытый запорный клапан по трубопроводу в полость основного цилиндра (рис. 205, в).
В положении «Заперто» при нейтральном положении золотника распределителя, основной цилиндр отключен от гидросистемы трактора.
При работе навесного агрегата с использованием ДВК соблюдается следующий порядок работы. При установке золотника в плавающее положение навесная машина под действием собственного веса опускается, и ее рабочие органы заглубляются в почву. После заглубления машины включается гидравлический ДВК, и золотник распределителя переводится в положение «Подъем».
Давление подпора в силовом цилиндре регулируется винтом с маховичком. Маховичок устанавливают на максимальное давление подпора, при котором обеспечивается максимальная догрузка ведущих колес и сохраняется надежный контакт регулирующего колеса машины с почвой. Масло от распределителя поступает в полость А ДВК и через сверления Б и В в полость Г и далее на слив в бак гидросистемы. Золотник автоматической подзарядки гидроаккумулятора удерживается в определенном находящееся в полости между большим плунжером и торцом золотника, своим давлением сжимает пружину и перемещает золотник вправо. При этом открывается доступ масла из полости В в сливную полость Г. Обратный клапан закрывается.
Предохранительный клапан срабатывает в том случае, если в полостях И силового цилиндра и Л гидроаккумулятора резко повышается давление по сравнению с давлением, заданным посредством винта положении под действием силы пружины и давления масла, действующего на торец золотника со стороны большого плунжера 8. Гидроаккумулятор при этом через радиальные отверстия в золотнике и соответствующие полости и трубопроводы сообщается с основным цилиндром.
Рис. 2. Схема гидросистемы трактора МТЗ-50:
а, в и е — положения соответственно догружателя «Включено»; «Выключено» и «Заперто»; б — положение золотника и клапана при зарядке гидроаккумулятора
Золотник совместно с большим плунжером, пружиной, гайкой и винтом выполняет роль автоматического устройства для подзарядки гидроаккумулятора во время работы навесного агрегата. Если давление масла в полости гидроаккумулятора Л упало, то золотник сдвигается влево и закрывает выход маслу из полости В в полость Г. Масло, поступающее от распределителя, открывает обратный клапан и подзаряжает гидроаккумулятор. Подзарядка гидроаккумулятора автоматически прекращается при достижении заданного давления масла в системе за счет того, что масло,
Малый плунжер предназначен для быстрого возврата золотника в исходное положение.
Конструкция гидроаккумулятора представлена на рис. 3. Аккумулирующим элементом в нем является пружина, сжимающаяся при поступлении масла через осевое сквозное отверстие штока в полость между поршнем и торцом цилиндра. В позиции «Выключено» масло в гидроаккумуляторе заперто. При положении рычага управления плунжером «Заперто» рабочая полость гидроаккумулятора Л соединяется со сливным трубопроводом, и гидроаккумулятор разряжается до давления слива.
Рис. 3. Пружинный гидроаккумулятор трактора МТЗ-50
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Догружатели ведущих колес трактора"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы