Четырехцилиндровый четырехтактный дизель Д-50 (рис. 29) мощностью 50—55 л. с. выпускается в двух модификациях: Д-50 — с запуском электрическим стартером и Д-50Л — с запуском пусковым двигателем. Этот двигатель устанавливается на тракторах МТЗ-50 и МТЗ-52.
Рис. 1. Продольный разрез двигателя Д-50.
Кривошипно-шатунный механизм. Блок-картер отлит из чугуна. К нижней обработанной плоскости блока крепится масляный картер, а к верхней обработанной плоскости — головка блока. На головку установлена крышка, закрытая колпаком.
Гильза цилиндра изготовлена из чугуна марки СЧ21-40. Уплотнение гильзы в блоке осуществляется одним резиновым кольцом, устанавливаемым в кольцевую канавку, выполненную в расточке блока цилиндров. Внутренняя рабочая поверхность гильзы подвергается закалке ТВЧ на глубину 1—2 мм. Овальность и конусность внутренней поверхности допускаются не более 0,02 мм. Гильзы сортируют по внутреннему диаметру на три размерные группы, обозначаемые метками «М», «С» и «Б», выбитыми на верхнем торце гильзы.
Поршень отлит из алюминиевого сплава. На днище поршня имеется сферическая выемка, которая при установке поршня в цилиндр должна располагаться с правой стороны. В головке поршня сделаны четыре, а на юбке поршня — одна канавка, служащие для установки трех компрессионных и двух маслосъемных колец. Юбка поршня имеет овальность 0,3 мм. Поршни, как и гильзы, сортируют на три размерные группы.
Поршневые кольца, изготовленные из специального чугуна, имеют прямые замки. Верхнее компрессионное кольцо покрыто слоем пористого хрома. Зазор в замке кольца должен быть в пределах 0,4— 0,6 мм.
Поршневой палец — плавающего типа пустотелый из стали марки 20Х. Рабочая поверхность пальца цементирована на глубину 1,5—2 мм и полирована. В холодном состоянии палец устанавливается в бобышки поршня с натягом 0,02 мм, а во втулку верхней головки шатуна — с зазором 0,01—0,07 мм. От осевых смещений палец удерживается стальными стопорными кольцами. Пальцы по диаметру сортируют на размерные группы. Номер размерной группы наносится на торце пальца или обозначается краской на его внутренней поверхности.
Шатун изготовлен из стали марки 40Х. В верхнюю головку запрессована бронзовая втулка. Эта головка имеет прилив с отверстием для подвода масла к поршневому пальцу. На внутренней поверхности втулки в верхней части выполнена выемка для уменьшения опорной поверхности в этой менее нагруженной части. Такая конструкция обеспечивает выравнивание удельного давления и толщины масляного слоя по всей поверхности втулки. Нижняя головка шатуна имеет прямой разъем. Крышка нижней головки шатуна крепится двумя специальными болтами, фиксирующими крышку относительно шатуна. Гайки шатунных болтов удерживаются от отвертывания при помощи отгиб-ной шайбы.
Коленчатый вал отштампован из стали марки 50Г. Вал имеет пять коренных и четыре шатунные шейки. На переднем конце вала закрепляются шестерня привода масляного насоса, шестерня привода распределительного вала и шкив привода вентилятора. На заднем конце коленчатого вала шестью болтами и двумя установочными штифтами крепится маховик 15. В шатунных шейках вала имеются полости для центробежной очистки масла, закрытые заглушками. Уплотнение переднего и заднего концов вала осуществляется самопод-жимными резиновыми сальниками.
Заводом изготовляются и устанавливаются на двигатели валы двух производственных и четырех ремонтных размеров. Коленчатые валы, шатунные и коренные шейки которых изготовлены по первому стандарту, обозначений на первой щеке не имеют. При изготовлении по второму стандарту на первой щеке наносится метка «2ШК». На валах, коренные шейки которых изготовлены по размеру второго стандарта, а шатунные по размеру первого стандарта, нанесено обозначение «2К». На валах, шатунные шейки которых изготовлены по размеру второго стандарта, а коренные по размеру первого стандарта, нанесено обозначение «2Ш».
Вкладыши коренных и шатунных подшипников — биметаллические. Толщина слоя сплава АСМ 0,3—0,7 мм. Вкладыши пятого (установочного) коренного подшипника заливают свинцовистой бронзой.
В соответствии с диаметром шеек коленчатого вала вкладыши разбиваются на два производственных стандарта и ремонтные группы. Номер стандарта вкладышей наносят на наружную цилиндрическую поверхность каждой половинки вкладыша. При подборе вкладышей следует обращать внимание на их комплектность.
Механизм газораспределения. Распределительные шестерни. Малая шестерня коленчатого вала, промежуточная шестерня 6, шестерня распределительного вала и шестерня топливного насоса имеют метки, совмещаемые при установке шестерен. Большая шестерня коленчатого вала приводит в действие через шестерню масляный насос. Шестерня масляного насоса гидроусилителя руля имеет привод от шестерни распределительного вала.
Рис. 2. Распределительные шестерни двигателя Д-50.
Распределительный вал изготовляют из стали марки 45. Кулачки и шейки вала цементируют и закаливают на глубину 1,5—2 мм. Между шестым и седьмым кулачками на валу нарезан однозаходный червяк для привода счетчика моточасов. Вал вращается в трех втулках из чугуна СЧЦ-2, запрессованных в отверстия перегородок блока. Масло к втулкам подводится по каналу, просверленному вдоль оси вала, и по радиальным отверстиям в шейках. От осевого перемещения вал удерживается болтом, ввернутым в картер распределительных шестерен.
Толкатель — грибовидной формы с широкой внутренней расточкой под штангу.
Штанга толкателя изготовлена из цельного стального прутка с высаженными концами: нижний — сферическая головка, верхний — сферическая чашка.
Оси коромысел — пустотелые. Крепятся они в четырех чугунных стойках. Первые три стойки по конструкции одинаковые, а задняя стойка имеет резьбовое отверстие, в которое ввернут угольник трубки, подводящий масло к коромыслам клапанов.
Коромысла при помощи пружин прижимаются к стойкам осей. Коромысло втулки не имеет.
Клапаны имеют тарелки разного диаметра: у впускного — 48 мм, у выпускного — 42 мм. Впускные клапаны И изготовлены из стали марки 40Х, а выпускные — из стали марки Х9С2. На каждый клапан установлены по две пружины.
Система смазки. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулка промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, а также коромысла смазываются под давлением.
Масляный насос — односекционный. Крепится он на крышке первого коренного подшипника коленчатого вала и приводится в действие шестерней коленчатого вала без промежуточных деталей. Производительность насоса — 36 л/мин при 2600 об/мин. его валика.
Центрифуга — полнопоточная. Стакан и корпус, стянутые гайкой, образуют ротор, внутри которого имеется стакан, закрытый металлической сеткой. Форсунки установлены на нижней поверхности ротора. Осевое перемещение ротора регулируется винтом 5, ввернутым в резьбовую головку колпака.
В оси выполнено продольное сверление, в которое запрессована маслоотводная трубка. В корпусе центрифуги размещены три клапана: редукционный И (направляет нефильтрованное масло на слив в картер, когда масло холодное и весь его объем не может пройти через каналы центрифуги или если эти каналы засорены), клапан-термостат (перепускает очищенное холодное масло в блок двигателя, минуя масляный радиатор) и сливной клапан 16, поддерживающий давление масла в магистрали в пределах 1—2 кГ/см2. Все три клапана поршневые, они одинаковы по устройству и размерам. Редукционный клапан отрегулирован на давление 6,5—7 кГ/см2. Клапан-термостат открывается при разности давлений в пределах 0,6—0,7 кГ/см2. Регулировка пружин, и клапанов производится при помощи регулировочных пробок.
Рис. 4. Полнопоточная центрифуга двигателя Д-50.
Масляный радиатор-— трубчатый однорядный, трубки — стальные. Масляный радиатор крепится к стойкам водяного радиатора.
Система охлаждения — с принудительной циркуляцией. Емкость системы л. Для уменьшения тепловой напряженности форсунок в гнезда головки цилиндров запрессованы тонкостенные латунные стаканчики, которые непосредственно омываются водой.
Водяной насос — центробежного типа. Приводится в действие клиновым ремнем от шкива коленчатого вала.
Водяной насос и вентилятор смонтированы в одном узле, закрепленном на передней стенке блока двигателя.
Водяной радиатор имеет сердцевину с четырьмя рядами латунных плоских трубок, которые пропущены через большое количество латунных охлаждающих пластин. Нижний и верхний баки и соединены с боковыми пластинами сердцевины пайкой. Верхний бак радиатора имеет сквозное (тоннельное) отверстие для прохода вала рулевого управления.
Термостат взаимозаменяем с термостатом двигателя Д-48, однако он расположен горизонтально и частично входит своей пружинной коробкой в головку цилиндров. Слив воды производится через краники.
Система питания. Путь топлива и воздуха показан стрелками на рис. 6. Топливо фильтруется в двух фильтрах и грубой очистки, в фильтре-отстойнике и в фильтре тонкой очистки. Топливо, просочившееся между деталями форсунок, по трубке отводится в бак.
Топливный бак на некоторых тракторах МТЗ-50 имеет приспособление для автоматической заправки топливом за счет разрежения, создаваемого в баке.
Рис. 5. Система охлаждения двигателя Д-50.
Подкачивающая помпа — шестеренчатого типа. Приводится она в действие от валика регулятора. Удаление воздуха из системы питания через вентиль производят ручным насосом.
Топливный насос типа В-ОНМ-4 ставили на некоторых тракторах МТЗ-50. Это малогабаритный одноплунжерный насос. Насосный элемент состоит из плунжера, головки, регулировочной муфты и четырех нагнетательных клапанов с седлами. Изменение количества подаваемого топлива к форсункам достигается перемещением регулировочной муфты. В настоящее время на тракторах МТЗ-50 устанавливают четырехплунжерный насос УТН-5.
Воздухоочиститель имеет два фильтрующих элемента контактной очистки из капроновой щетинки. Капроновые нити щетинки верхнего элемента тоньше, чем нижнего. Плотность набивки элементов определяется их весом: верхний элемент весит 100 г, а нижний — 75 г. Фильтр грубой очистки воздуха центробежного типа имеет в верхней части клапан для аварийной остановки двигателя. В поддоне происходит инерционная очистка воздуха.
Рис. 6. Система питания двигателя Д-50.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Двигатель Д-50"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы