Двигатель ЯМЗ-238НБ Ярославского моторного завода предназначен для установки на трактор «Кировец» К-700. По всем основным деталям двигатель унифицирован с автомобильными дизелями ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236 этого же завода.
Двигатель ЯМЗ-238НБ — четырехтактный с газотурбинным наддувом восьмицилиндровый дизель. Он выполнен по V-образной схеме с развалом цилиндров под углом в 90°.
В верхней части двигателя размещены: фильтр тонкой очистки топлива, фильтр грубой очистки масла, фильтр тонкой очистки масла, турбокомпрессор, масляный фильтр турбокомпрессора и генератор. В развале блока цилиндров расположен насос высокого давления с подкачивающей помпой 8, регулятором и автоматической муфтой опережения впрыска. Спереди на торце двигателя установлены вентилятор системы охлаждения и шкив коленчатого вала, а внизу — водяной насос. С правой стороны двигателя установлен электрический стартер.
Кривошипно-шатунный механизм. Блок-картер включает в себя два ряда по четыре цилиндра с мокрыми вставными чугунными гильзами.
Гильзы в верхней части имеют упорный буртик, а в нижней части — канавки для двух резиновых уплотняющих колец. Внутри картера выполнены пять опор для коренных подшипников, а в передней части размещен масляный насос. Снизу картер закрыт масляным поддоном. Картерное пространство двигателя сообщается с атмосферой через сапун.
Рис. 1. Разрез двигателя ЯМЗ-238НБ:
а — продольный; б — поперечный.
Головки блоков устанавливаются на блоки цилиндров через прокладку. С наружной стороны к головкам цилиндров крепится выпускной, а с внутренней стороны — впускной коллекторы.
Поршень из алюминиевого сплава. Он имеет три канавки для компрессионных колец и две — для маслосъемных. Поршни левого и правого блоков цилиндров невзаимозаменяемы. Поршневой палец — плавающего типа.
Рис. 2. Схема системы смазки двигателя ЯМЗ-238НБ.
Подшипник шатуна имеет косой разъем, что позволяет устанавливать шатун вместе с поршнем через гильзу цилиндра. Шатун соединяется с крышкой шлицевым соединением.
Коленчатый вал имеет пять коренных и четыре шатунные шейки.
Механизм газораспределения — верхнеклапанный. Впускные и выпускные клапаны приводятся в движение от распределительного вала через роликовые толкатели, штанги толкателей и коромысла.
Привод распределительного вала осуществляется шестерней распределительного вала, находящейся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Шестерней осуществляется привод топливного насоса, шестерней — вентилятора, а шестерней через промежуточную шестерню — масляного насоса.
Система смазки — комбинированная. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, втулки верхних головок шатунов, втулки коромысел клапанов, сферические опоры штанг, втулки толкателей, втулки промежуточной шестерни масляного насоса, подшипники компрессора пневматической системы и турбокомпрессора смазываются под давлением. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.
Масляный насос — шестеренчатый двухсекционный. Нагнетательная секция подает масло в основную нагнетательную масляную магистраль, а радиаторная — в масляный радиатор. В насос масло засасывается из поддона через маслозаборник. Клапаны отрегулированы: редукционный в нагнетательной секции на давление 7,5— кГ/см2, а предохранительный в радиаторной — на 0,8—1,2 кГ/см2.
Фильтр грубой очистки масла крепится к блоку цилиндров. В его корпусе размещаются две секции фильтрующих элементов, работающих параллельно. Каждая секция состоит из гофрированного стакана, каркасной сетки и сетки очистки масла. Сверху фильтр закрыт колпаком. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, отрегулированный на давление 2,0—2,5 кДсм2.
Фильтры тонкой очистки масла — реактивная масляная центрифуга, которая является основным фильтром тонкой очистки. Из нее масло сливается в картер. Фильтр тонкой очистки в магистрали смазки турбокомпрессора — однокамерный с одним фильтрующим элементом из древесной муки на пульвербакелитовой основе. В крышке фильтра установлена пробка для выпуска воздуха.
Масляный радиатор-— неотключаемый трубчаторебристый. Устанавливается он перед масляным радиатором коробки передач.
Работа системы смазки. Масло в картер двигателя заливают через горловину на крышке головки блока. Нагнетающая секция масляного насоса подает масло в фильтр грубой очистки, откуда оно поступает в масляную магистраль для смазки деталей. Масло для смазки втулок коромысел клапанов поступает через сверления толкателей и полые штанги. По наружным маслопроводам масло подается к подшипникам компрессора и через фильтр турбокомпрессора — на подшипники турбокомпрессора. Масляная центрифуга включена последовательно с фильтром грубой очистки. Радиаторная секция насоса прокачивает масло из поддона в масляный радиатор, откуда оно сливается опять в поддон. Сливной клапан поддерживает в системе смазки давление, контролируемое по масляному манометру. Давление масла в турбокомпрессоре контролируют по особому манометру.
Система охлаждения — закрытая с принудительной циркуляцией воды. Объединена она с системой предпускового обогрева двигателя и коробки передач, а также с системой отопления кабины. В систему охлаждения воду заливают через горловину расширительного бачка. Во время работы двигателя водяной насос обеспечивает циркуляцию воды через рубашки блока, головки блока и водяной радиатор. Для регулирования температуры воды установлены два термостата, перекрывающие доступ воды из двигателя в радиатор, пока ее температура не достигнет 70 °С. Паровоздушный клапан установлен на расширительном бачке. Паровой клапан открывается при избыточном давлении 1,0 кГ/см2, а воздушный — при разрежении в радиаторе 0,04— 0,08 кГ/см2.
Система предпускового обогрева состоит из котла с камерой сгорания и нагнетателя. Вода, подогретая в котле, поступает под напором 0,3—0,35 кГ/см2 в рубашки блока и головок двигателя, коробки передач и отопитель кабины, откуда откачивается водяным насосом нагнетателя и снова направляется в котел.
Нагнетатель представляет собой блок двух насосов (водяного и топливного) и вентилятора. Водяной насос и вентилятор — центробежного типа, а топливный насос — шестеренчатый. Нагнетатель для привода насосов и вентилятора имеет электрический двигатель, питающийся от аккумуляторных батарей. Воспламенение топлива в камере сгорания котла обеспечивается искровыми свечами и двумя пусковыми катушками зажигания.
Система питания. Из бака топливо через фильтр грубой очистки засасывается подкачивающей помпой и нагнетается ею через фильтр тонкой очистки к топливному насосу высокого давления, который подает топливо к форсункам. Просочившееся топливо от форсунок отводится в бак.
Рис. 3. Схема системы питания двигателя ЯМЗ-238НБ.
Излишек топлива через перепускной клапан в топливном насосе возвращается в фильтр тонкой очистки или отводится в топливный бак. Систему питания заполняют топливом и удаляют из нее воздух ручным насосом, установленным в кабине трактора.
При работе системы предпускового подогрева насос подает топливо, профильтрованное фильтром грубой очистки, в камеру сгорания котла.
Фильтр грубой очистки топлива — однокамерный с одним фильтрующим элементом, состоящим из решетчатой трубки, на которую навита хлопчатобумажная нить (ровница). Фильтр имеет пробку для выпуска воздуха и спускную пробку.
Фильтр тонкой очистки топлива конструктивно не отличается от фильтра очистки масла, установленного перед турбокомпрессором.
Подкачивающая помпа — поршневого типа. Смонтирована она на корпусе насоса высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала. На ней имеется ручной подкачивающий насос.
Топливный насос — высокого давления восьмисекционный. Каждый плунжер поворачивается втулкой с зубчатым венцом, входящим в зацепление с рейкой. Регулировку момента начала подачи топлива каждой секцией производят регулировочным болтом толкателя, а угловым перемещением втулки относительно зубчатого венца осуществляют регулировку количества подаваемого топлива. Автоматическая муфта опережения впрыска установлена на кулачковом валу топливного насоса. Изменение подачи топлива в зависимости от нагрузки обеспечивает вссрежимный регулятор. Управление подачей топлива осуществляется рычагом или педалью.
Рис. 4. Форсунка двигателя ЯМЗ-238-НБ.
Форсунка — закрытого типа с многосопловым распылителем. В основном она состоит из распылителя, корпуса, штанги, пружины, регулировочного винта и колпака форсунки. Форсунку регулируют на давление начала впрыска 150+5 кПсм2.
Воздухоочистители обеспечивают сухую двухступенчатую очистку воздуха. Воздух, засасываемый двигателем, поступает через впускную трубу в два параллельно работающих мультициклонных воздухоочистителя и с эжекционным удалением пыли. Воздух, очищенный в первой ступени, поступает в два воздухоочистителя второй ступени, где производится окончательная его очистка, осуществляемая фильтрацией через пористый картон, оформленный в виде кассет, составленных из гофрированных цилиндров. Очищенный воздух поступает затем в турбокомпрессор, откуда под давлением в 1,35—1,65 кГ1см2 нагнетается в цилиндры двигателя.
Система пуска включает в себя стартер СТ-103 мощностью 9,5 л. с. при напряжении в и систему предпускового подогрева двигателя, описанную ранее.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Двигатель ЯМЗ-238НБ"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы