Экономия топлив складывается из следующих составляющих: снижения потерь от утечек при транспортировке, хранении и заправке; надлежащее техническое состояние машин и высокий уровень их эксплуатации; правильная -организация использования машин. Потери топлива от утечек при транспортировке, хранении и заправке практически можно ликвидировать полностью. Потери от утечек в основном происходят из-за плохого технического состояния оборудования нефтескладов, нарушения правил его эксплуатации и низкой технической культуры обслуживающего персонала.
Подтекание бензина и дизельного топлива в виде капель вызывает большие потери. Если через неплотное соединение проходит одна капля в секунду, то потери за сутки составят 4 кг, а за год около 1,5 т. Еще большие потери будут в том случае, когда подтекание капель временами превращается в струйку топлива, за сутки потери составят 6—7 кг, а за год— 2—2,5 т. Малая вязкость бензина и дизельного топлива ведет к вытеканию их через невидимые’микроскопические отверстия на поверхность резервуара, с которой они испаряются. Происходит так называемое «потение». Потери бензина через один метр «потеющего» шва достигают до 60 л в месяц.
Для устранения потерь от утечек при приеме, хранении и отпуске топлива следует ежедневно проверять исправность резервуаров, немедленно устранять неисправности, не переполнять топливом резервуары, плотно закрывать их люки, проверять исправность средств перекачки.
Потери при заправке машин происходят при отсутствии заправочного оборудования или неправильного его использования. Заправку машин необходимо производить на стационарных постах заправки, оборудованных топливораздаточными колонками или приемораздаточными стояками. Установлено, что при заправке автомобилей с помощью ведер и воронок потери бензина составляют 1%, а при заправке из топливораздаточных колонок — только 0,06%.
Оборудование нефтескладов должно находиться в исправном состоянии. Применение неисправного оборудования для транспортировки, хранения и заправки приводит к резкому увеличению потерь нефтепродуктов.
Техническое состояние машин и уровень их эксплуатации оказывают большое влияние на расход топлива. Так, расход топлива дизельным двигателем увеличивается на 15—20%, если неисправна хотя бы одна форсунка. Снижение температуры охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения двигателя на 30—40 °C повышает расход топлива на 5—10% в связи с ухудшением процесса горения. При отклонении начала подачи дизельного топлива форсункой на 3—5° расход топлива увеличивается на 4—8%. У бензинового двигателя расход бензина в первую очередь зависит от регулировки карбюратора.
Ухудшение топливно-экономических показателей двигателей происходит в основном из-за неудовлетворительной работы топливоподающей аппаратуры, системы зажигания, нарушения регулировок механизма газораспределения и повышенного износа цилиндропоршневой группы. Кроме того, расход топлива зависит от технического состояния и других систем и механизмов. Например, накипь на стенках рубашки охлаждения дизельного двигателя толщиною в 1,1 мм повышает расход топлива на 7—8%, а износ цилиндропоршневой группы на 0,01 мм увеличивает расход топлива на 0,5%.
Во время сельскохозяйственных работ затупление рабочих органов плугов и культиваторов приводит к повышению расхода топлива на 15—25%. В целях экономии топлива при эксплуатации машин следует постоянно поддерживать узлы и агрегаты в технически исправном состоянии; особое внимание нужно обращать на проведение следующих мероприятий: регулярно контролировать методами технической диагностики мощностно-экономические показатели двигателя; регулировать тормоза, контролировать схождение передних колес и давление е шинах; поддерживать оптимальный тепловой режим двигателя; систематически удалять накипь из системы охлаждения, нагар и смолистые отложения из трубопроводов; применять средства, обеспечивающие легкий пуск двигателя в холодное время года; своевременно проводить техническое обслуживание машин; соблюдать правила технической эксплуатации прицепных и навесных машин.
На расход топлива машинно-тракторным агрегатом влияют условия и организация использования машин. Основные пути снижения расхода топлива агрегатом следующие: проведение мероприятий, способствующих повышению производительности; работа двигателя при оптимальных значениях часового и удельного расхода топлива; оптимальный скоростной режим работы двигателя; увеличение времени основной работы за счет снижения времени остановок и холостой работы.
При транспортировке, хранении и заправке моторных и трансмиссионных масел наблюдаются следующие потери: растекание масла при наливе по наружным поверхностям бочек, ведер, кружек; остаток масла на шлангах, рукавах и раздаточных кранах; остаток масла в бочках и кружках; нарушение правил при сливе отстоя и зачистке резервуаров. При заправке машин мерной кружкой или ведром потери масла составляют 4,6%, а при заправке механизированным способом — 0,2%.
Общие потери масел зависят от схемы движения нефтепродукта от резервуара до машины и составляют 0,5— 6,5% для моторных и 1,2—17,5% для трансмиссионных масел. В большинстве случаев моторные и трансмиссионные масла транспортируются и хранятся в бочках, но предпочтительнее их доставлять в автоцистернах и хранить в резервуарах вместимостью 3 или 5 м3.
Экономию моторных масел можно достичь за счет снижения расхода на доливы («угар» и утечки), уменьшения расхода на периодические замены, а также на преждевременные замены и техническое обслуживание. Уменьшение расхода масел на «угар» в двигателе является основным звеном при-экономии масел, поскольку на «угар»расходуется около 80% общего расхода масла при эксплуатации ‘двигателя. Повышенный расход масла на «угар» двигателями вызывается увеличенными зазорами между цилиндром и поршнем, высоким уровнем масла в картере двигателя, перегревом двигателя и образованием накипи в рубашке охлаждения.
Большое значение имеет борьба с потерями масел в гидравлических системах тракторов, которые обычно, заправляют тем же маслом, что и двигатель. Например, колесные тракторы расходуют моторных масел в двигателе 40—60% общего расхода, в гидросистеме—21—46%, в трансмиссии — 12—36%.
Потери пластичных смазок на стенках и днищах тары составляют 0,8—1,1%. Большие потери возникают из-за налипания смазок на заправочные лопатки, пресс-масленки, штуцера, трубки и т. д. Общие потери пластичной смазки при хранении и заправке в зависимости от схемы движения могут достигать от 5 до 16%. Значительно снижаются потери пластичных смазок при хранении в герметической таре и при применении специальных приспособлений для нагнетания в смазываемые узлы. Например, при использовании пневматического пистолета-нагнетателя с порционной выдачей пластичной смазки потери составляют 0,2%, а ручного шприца — 10,9%.
Значительная экономия топлив, смазочных материалов достигается оптимальной- организацией перевозок, повышением классности водителей, пропагандой передового опыта экономии нефтепродуктов, организацией четкого учета выдачи и расхода топлив и смазочных материалов, сбором отработанных масел, их регенерацией и последующим использованием регенерированных масел. На качество регенерированных масел оказывает влияние организация сбора отработанных масел. Масла необходимо собирать строго по группам, в худшем случае, по назначению, т. е. отдельно масла моторные и отдельно масла трансмиссионные. Чтобы не ухудшать качество отработанных масел, их нельзя смешивать с топливами, техническими жидкостями, смазками. Смешивание всех видов масел для сдачи на регенерацию ведет к резкому ухудшению качества регенерированного продукта. Такая смесь может быть использована только в качестве котельного топлива.
Сущность регенерации заключается в отстое масел от механических примесей и воды, отгоне топливных фракций, а также удалении при помощи очистки органических кислот, смол и других продуктов окисления, до состава регенерированного масла до необходимых норм. Процесс регенерации является сложным технологическим процессом. Поэтому регенерацию отработанных масел целесообразно проводить централизовано на специальных регенерационных заводах или установках высокой производительности. В регенерированные масла для восстановления потерянных эксплуатационных качеств также добавляют комплекс присадок. Качество регенерированного масла ниже по сравнению с качеством свежего масла такой же марки. Срок службы регенерированного масла также меньше по сравнению со сроком службы свежего масла. Поэтому с экономической и технической точек зрения регенерированные масла следует использовать в смеси со свежим маслом в соотношении 1 : 4. Применение регенерированных масел позволяет экономить смазочные масла до 15—20% потребности страны.
Рациональное применение топлив, сказочных материалов, технических жидкостей, высокая техническая культура всех работников, имеющих отношение к транспортировке, хранению, отпуску, использованию топлива и смазочных материалов — залог их экономии.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Экономия топлив и смазочных материалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы