Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Одноковшовые гидравлические экскаваторы

Публикация:
   Экскаваторы с ковшом емкостью 0,4—0,65 м3

Читать далее:




Экскаваторы с ковшом емкостью 0,4—0,65 м3

Гидравлические полноповоротные экскаваторы с ковшами емкостью 0,4—0,65 м3 выпускают на гусеничном и пневмоколесном ходовых устройствах.

Машины этого класса применяют в промышленном и гражданском строительстве, при сооружении оросительных систем в сельском хозяйстве, на строительстве железных и автомобильных дорог. Экскаваторы предназначены для разработки грунтов и погрузки дробленых скальных пород и сыпучих материалов.

Основным рабочим оборудованием для этой группы экскаваторов является обратная лопата, которую можно оснащать следующими сменными ковшами: емкостью 0,4 м3 для разработки тяжелых грунтов IV категории на максимальной глубине копания; емкостью 0,5 м3 для разработки средних грунтов II—III категории на глубине копания, составляющей 85% от максимальной величины, емкостью 0,65 м3 для разработки легких грунтов I—II категории на глубине копания, составляющей 65% от максимальной величины.

При оснащении обратной лопатой этими экскаваторами роют котлованы, траншеи и ямы. Поворотный ковш обеспечивает хорошие условия копания грунта и выгрузки его в отвал и транспортные средства.

Кроме обратной лопаты, экскаваторы снабжают погрузчиком, грейфером, прямой лопатой и ковшами различной формы для специальных земляных работ.

Грейфером производят погрузочно-разгрузочные работы и разрабатывают выемки, ямы, котлованы типа колодцев с отвесными стенками. С помощью погрузчика эффективно и с высокой производительностью ведут погрузку сыпучих и кусковых материалов,

разрабатывают котлованы и карьеры, обеспечивая одновременную планировку площадки на уровне стоянки машины.

Экскаватор Э-5015 — первый полноповоротный гидравлический экскаватор в нашей стране, который начали серийно выпускать в 1967 г. с двумя видами сменного рабочего оборудования — обратной лопатой и грейфером.

Экскаватор Э-5015А — модернизированная модель экскаватора Э-5015. Основное различие этих машин состоит в том, что в силовой установке экскаватора Э-5015А применен сдвоенный аксиальный роторно-поршневой насос вместо трехсекционного шестеренного насоса, установленного на экскаваторе Э-5015. Шестеренные гидромоторы для привода механизма передвижения на экскаваторе Э-5015 заменены на экскаваторе Э-5015А аксиальными роторно-поршневыми. Это привело также к некоторому различию в гидравлических схемах привода и в конструкции некоторых узлов.

Поворотная часть экскаватора Э-5015 опирается на ходовое устройство через роликовый опорно-поворотный круг. На поворотной платформе устанавливают сменное рабочее оборудование, силовую установку, механизм поворота, узлы гидропривода и гидроуправления, баки, кабину и противовес. Дизель смонтирован на хвостовой части платформы, где также размещены топливный бак, баки рабочей жидкости и противовес.

Рис. 1. Расположение механизмов и узлов экскаватора Э-5015: 1 — цилиндр ковша, 2 — трубопроводы, 3 — гидроцилиндр рукояти, 4 — рукоять, 5 — стрела, 6 — ковш, 7 — гидроцилиндр стрелы, 8 — кабина машиниста, 9 — гидромотор механизма поворота, 10 — дизель, 11 — поворотная платформа, 12— центральный коллектор, 13 — опорно-поворотный круг, 14 — ходовое устройство, 15 — блоки гидрораспределителя, 16 — насос, 17 — баки рабочей жидкости, 18 — противовес, 19 — топливный бак

Рис. 2. Блок гидрораспределителя управления гидроцилиндра: а — общий вид, б — положение золотника при опускании стрелы, в — по заполнении ковша, д — положение золотника при разгрузке ковша, е — по зол очника при движении экскаватора назад

Рабочее оборудование обратной лопаты включает стрелу, рукоять, ковш и гидроцилиндры для их привода. Кабина машиниста оборудована тепло- и шумоизоляцией. Здесь расположены сиденье и пульт управления с рычагами. В холодное время года кабина обогревается. На кабине установлены стеклоочистители. Все это позволяет вести работу в любую погоду и в любое время суток. Экскаваторы оборудованы системами освещения и сигнализации.

Механизмы передвижения машины и поворота платформы приводятся в движение от гидромоторов.

На гусеничной тележке установлены два низкомоментных гидромотора с редукторами, обеспечивающие независимый привод гусеничным тележкам. Привод включает в себя индивидуальные ленточные тормоза с управлением от автономной гидросистемы. Высокомоментный гидромотор предназначен для вращения поворотной платформы. Рабочая жидкость подается под давлением от трехсекционного гидравлического насоса, получающего вращение от дизеля. Машиной управляют с помощью трех блоков парораспределителя.

С вращающейся платформы к гидромоторам привода гусеничных лент и к тормозам механизма передвижения жидкость подводится через центральный коллектор.

В гидравлическую схему экскаватора Э-5015А внесены изменения, вызванные применением сдвоенного насоса регулируемой производительности и аналогичных с ним по конструкции аксиальных роторно-поршневых гидромоторов механизма передвижения. С помощью предохранительных клапанов, смонтированных вместе с насосом, в системе поддерживается давление 150 кгс/см2.

Блоки гидрораспределителей экскаваторов Э-5015 и Э-5015А отличаются литой моноблочной конструкцией со встроенными золотниками и клапанными устройствами различного назначения. В корпусе первого блока гидрораспределителя экскаватора Э-5015А установлены золотник для управления гидроцилиндром стрелы, золотник для управления гидроцилиндром ковша и золотник для управления гидромотором левой гусеничной ленты. При нейтральном положении золотников жидкость через отверстие А и центральные каналы Б поступает на слив к отверстию В. При перемещении влево или вправо золотников жидкость через обратные клапаны поступает в дугообразные каналы Д и далее в соответствующие полости гидроцилиндров. Обратные клапаны запирают рабочие полости гидроцилиндров стрелы и ковша при внезапном падении давления в напорной магистрали. В нейтральное положение золотники устанавливаются пружинными фиксаторами. При этом полости гидроцилиндров стрелы и ковша заперты.

Золотник включает в себя трехпозиционный шариковый фиксатор; при его среднем положении гидромотор левой гусеничной ленты заперт.

В отличие от золотников золотник имеет внутренние каналы и обратный клапан-демпфер, благодаря чему возможно совмещение операций. При перемещении золотника влево жидкость через каналы Д и Г подается в штоковые полости гидроцилиндров и стрела опускается. Из поршневой полости жидкость через обратный клапан-демпфер, обеспечивающий плавное опускание стрелы, перетекает в канал Б.

При перемещении золотника вправо жидкость через канал Д и внешнюю правую проточку золотника поступает в поршневые полости гидроцилиндров, благодаря чему стрела поднимается. В это время обратный клапан-демпфер под давлением жидкости закрывается и из штоковых полостей гидроцилиндров стрелы жидкость по внутреннему каналу Г перетекает в центральный канал Б.

Если переместить влево золотник, то жидкость поступает в поршневую полость гидроцилиндра ковша через обратный клапан, дугообразный канал Д и правую проточку золотника. Из штоковой полости гидроцилиндра жидкость сливается в бак через левую проточку золотника и сливной канал В. Это по-положение соответствует операции заполнения ковша грунтом.

При перемещении золотника вправо жидкость поступает в штоковую полость гидроцилиндра ковша через обратный клапан, дугообразный канал Д и левую проточку золотника. Из поршневой полости гидроцилиндра жидкость сливается в бак через правую проточку золотника и сливной канал В. Это положение соответствует операции разгрузки ковша.

Когда крайнее левое положение занимает золотник, то жидкость через дугообразный канал Д и правую проточку золотника поступает в правую полость гидромотора, а из левой его полости происходит слив жидкости в бак через левую проточку золотника и сливной канал В. При этом гусеничная тележка движется вперед. Когда золотник занимает крайнее правое положение, то жидкость поступает в левую полость гидромотора, а из правой происходит слив в бак. Гусеничная тележка при этом движется назад.

Для предотвращения чрезмерного повышения и понижения давления в гидроцилиндрах рабочего оборудования в полости гидрораспределителя установлены разгрузочный и антикавитационный клапаны.

С помощью корпуса клапаны соединены с корпусом гидрораспределителя. Клапан помещен внутри клапана L который свободно перемещается в осевом направлении. Это перемещение ограничивается с одной стороны седлом клапана, а с другой — пробкой. Между внутренней поверхностью корпуса и наружной клапана сделана кольцевая проточка, соединенная со сливным каналом распределителя. Разгрузочный клапан скользит по наружной поверхности клапана управления, выполненного на пробке и состоящего из иглы, пружины и регулирующего винта с контргайкой. Четыре сливных радиальных канала выведены в кольцевую проточку, которая может частично или полностью перекрываться при открытии разгрузочного клапана.

В осевое отверстие клапана вставлена подвижная трубка с ограничивающим буртом, которая в исходном положении под действием пружины занимает крайнее правое положение. Как только давление жидкости, действующее на иглу клапана управления, превысит величину давления настройки, игла переместится вверх, соединив при этом полость со сливом. Сначала на падение давления в полости прореагирует наиболее легкая подвижная трубка.

Рис. 3. Разгрузочный и антикавитационный клапаны гидрораспределителя: 1 — разгрузочный клапан, 2 — антикавитационный клапан, 3 — кольцевая проточка, 4 — пробка, 5 — корпус, 6 — игла, 7 — пружина, 8 — колпачок, 9 — винт, 10 — контргайка, 11 — сливной канал, 12 — пружина, 13 — полость, 14 — трубка, 15 — корпус гидрораспределителя

В этом случае полость соединена со сливом и изолирована от штоковых полостей гидроцилиндров, что приводит к быстрому падению давления в них. Под действием давления жидкости штоковых полостей гидроцилиндров разгрузочный клапан открывается, соединив штоковые полости гидроцилиндров со сливом. Перемещаясь вверх, разгрузочный клапан одновременно перекрывает сливные каналы клапана управления, затрудняя или полностью прекращая слив жидкости из полости. Расход жидкости из этой полости падает, а давление в ней и штоковых полостях гидроцилиндров выравнивается, закрывая этим разгрузочный клапан. Если давление на сливе оказывается выше давления жидкости в штоковых полостях, то антикавитационный клапан перемещается вверх и соединяет сливную магистраль со штоковыми полостями цилиндров.

Второй блок гидрораспределителя включает в себя золотник, управляющий гидромотором поворота платформы, золотник, управляющий гидроцилиндром рукояти, и золотник, управляющий гидромотором хода правой гусеницы. В этом блоке центральные каналы Б разъединены от слива В заглушкой и при нейтральном положении золотников жидкость из отверстия А через центральные каналы Б поступает не на слив В, а в отверстие Г, которое при монтаже соединяется с отверстием А.

Таким образом, при среднем положении золотников второго блока в первый блок поступает суммарный поток жидкости от обоих насосов, обеспечивая при включении соответствующих золотников повышенную скорость перемещения стрелы, ковша и гусеницы. При смещении влево или вправо одного из золотников второго блока поступление жидкости от одного насоса в первый блок прекращается и последний распределяет поток жидкости только второго насоса, обеспечивая перемещение рабочих органов со скоростью, обусловленной производительностью второго насоса.

Рис. 4. Блок гидрораспределителя управления гидромотором поворота, гидроцилиндром рукояти и гидромотором правой гусеничной ленты: 1 — золотник управления гидромотором поворота платформы, 2 — золотник управления гидроцилиндром рукояти, 3 — золотник управления гидромотором правой гусеницы, 4 — шариковый фиксатор, 5 — пружинный фиксатор, 6 — заглушка

Золотник включает в себя трехпозиционный шариковый фиксатор, при среднем положении которого полости гидромотора правой гусеницы заперты. При смещении золотника влево или вправо поток жидкости распределяется аналогично тому, как было описано при работе золотника первого блока.

Золотники устанавливаются в нейтральном положении пружинным фиксатором; при этом запираются полости гидроцилиндра рукояти и гидромотора поворота платформы.

При смещении золотников вправо и влево потоки жидкости распределяются так же, как при работе золотников первого блока. Разгрузочный, антикавитационный и обратный клапаны взаимозаменяемые с клапанами первого блока.

Третий вспомогательный блок гидрораспределителя включает в себя золотник, управление которым сблокировано в одном рычаге с управлением золотником второго блока. При включении обоих золотников в гидроцилиндр рукояти идет суммарный поток жидкости от обоих насосов при нейтральном положении золотников первого блока. Золотник не имеет управления, является резервным и постоянно находится в нейтральном положении, удерживаемом, как и золотник, пружинным фиксатором. При смещении золотника влево или вправо потоки жидкости распределяются так же, как при работе золотников первого и второго блоков. В третьем блоке нет разгрузочного и антикавитационного клапанов.

Рис. 5. Вспомогательный блок гидрораспределителя: 1 — золотник управления гидроцилиндром рукояти, 2 — резервный золотник, 3 — пружинный фиксатор

Клапанный блок предназначен для снятия пиковых давлений, возникающих от значительных инерционных сил при торможении поворотной платформы (после установки золотника поворотной платформы в нейтральное положение), и привода механизма передвижения.

Блок состоит из двух одинаковых предохранительных клапанов прямого действия, смонтированных в корпусе с помощью гильзы. Внутри гильзы закреплена полая втулка, на внутренний конец которой опирается подвижный затвор предохранительного клапана. Затвор прижимается к втулке пружиной, которая упирается в гайку штока поршня. Сила прижатия затвора к внутреннему концу втулки регулируется винтом, в который упирается поршень.

Контргайка обеспечивает постоянную настройку предохранительного клапана, предотвращая самопроизвольное смещение регулировочного винта. В днище затвора просверлено сквозное отверстие, выполняющее роль демпфера.

Предохранительные клапаны установлены между двумя полостями гидромотора поворота так, что каждый из них реагирует на резкий подъем давления только в одной полости.

Рис. 6. Клапанный блок: 1 — корпус, 2 — гильза, 3 — втулка, 4 — подвижный затвор, 5 — пружина, 6 — поршень, 7 — гайка, 8 — винт, 9 — контргайка, 10 — днище затвора

Если золотником поворота платформы заперты подвод и отвод жидкости из гидромотора поворота, то за счет значительных сил инерции платформа будет поворачиваться в этом же направлении, а в магистрали отвода резко повысится давление. При давлении, превышающем усилие затяжки пружины предохранительного клапана, подвижный затвор отходит от опорной втулки и соединяет полости А и Б между собой. В результате выравнивается давление в полостях А и Б и платформа тормозится. Когда подвижный затвор открывается, жидкость выдавливается из его внутренней полости В через демпферное отверстие в днище затвора и создает тормозное усилие, обеспечивающее плавное перемещение затвора. Как только давление в полости отвода уменьшится до 155— 165 кгс/см2, пружина плавно возвратит затвор в исходное положение и полости А и Б будут разъединены. При возврате затвора в полости В создается разрежение. (Скорость перемещения затвора пропорциональна скорости заполнения полости В.) После закрытия затвора платформа останавливается.

Коллектор состоит из вращающейся и неподвижной частей; его крепят к раме экскаватора. Неподвижный корпус и вращающаяся колонка образуют полости, разделенные резиновыми и фторопластовыми уплотнительными кольцами. Эти полости соединены каналами со штуцерами 1а колонке и штуцерами на корпусе.

Таким образом, рабочая жидкость подводится с вращающейся платформы на ходовую часть машины. В осевом направлении сверху и снизу коллектор ограничивают фланцы, допускающие свободное вращение колонки в корпусе.

Рис. 7. Коллектор: 1 — штуцера, 2 — колонка, 3, 8 — верхний й нижний фланцы, 4 — неподвижный корпус, 5, 6 — уплотнительные кольца

Рабочая жидкость подводится к коллектору от распределительных блоков, тормозная жидкость—от главного цилиндра тормоза. От коллектора рабочая и тормозная жидкости попадают по трубопроводам к гидромоторам хода и тормозам.

Установка механизма поворота платформы и опорно-поворотного круга этих машин показана на рис. 8.

Гидромотор механизма крепят болтами к опорному листу поворотной рамы экскаватора.

Опорно-поворотное устройство включает зубчатый венец (с ним находится в постоянном зацеплении обегающая шестерня механизму поворота), верхнюю и нижнюю обоймы и ролики.

Рис. 8. Установка механизма поворота и опорно-поворотного устройства экскаваторов Э-5015 и Э-5015А: 1 — гидромотор механизма поворота, 2 — обегающая шестерня, 3 —фланец ходовой рамы, 4 — зубчатый венец, 5 — ролики, 6 — нижняя обойма, 7 — верхняя обойма, 8 — опорный лист поворотной рамы, 9, 10, 11 — болты крепления

Зубчатый венец крепят болтами фланцу рамы ходового устройства. Верхняя и нижняя обоймы опорно-поворотного круга соединены между собой болтами и одновременно прикреплены к опорному листу поворотной рамы машины. Крестообразно расположенные ролики помещены на дорожках катания зубчатого венца и обойм. При вращении гидромотора шестерня обегает вокруг венца, а поворотная платформа экскаватора перекатывается по роликам относительно ходовой тележки машины.

Ходовая тележка экскаватора Э-5015А представлена на рис. 9. Масса машины и внешние нагрузки, действующие при работе, передаются через опорно-поворотное устройство и ходовую раму на две гусеничные тележки. На раме гусеничной тележки смонтированы направляющее и ведущее колеса гусеничного хода, опорные и поддерживающие катки, редуктор механизма хода, натяжное устройство и гусеничная лента. Поддерживающие катки установлены на шарикоподшипниках, а опорные катки — на подшипниках скольжения, которые закрыты крышками с манжетными уплотнениями. Гусеничная лента собрана из звеньев, соединенных пальцами.

Рис. 9. Ходовая тележка экскаватора Э-5015А: 1,6 — направляющее и ведущее колеса, 2 — опорно-поворотное устройство, 3 — гусеничная рама, 4 — ходовая рама, 5 — редуктор механизма хода, 7 — гусеничная лента, 8 — опорный каток, 9 — поддерживающий каток, 10 — дополнительный редуктор, 11 — натяжное устройство

Редуктор имеет три передачи: две шестеренные, смонтированные на валах, и одну цепную со звездочками, Все валы редуктора, так же как и вал ведущего колеса гусеничного хода, установлены на подшипниках качения — шариковых и роликовых. Все передачи встроены в гусеничную раму.

Шестеренные передачи герметически закрыты и работают в условиях постоянной жидкой смазки. Цепная передача закрыта кожухом, На цепи наносят графитную смазку. Корпус редуктора уплотняют манжетами и картонными прокладками. На верхнем конце вала установлен тормоз, который закрывают кожухом. Редуктор приводится в действие от дополнительного одноступенчатого редуктора, приводимого от гидромотора. Редуктор герметически закрыт кожухом, который залит жидкой смазкой.

Рис. 10. Редуктор механизма хода с ведущим колесом: 1 — ведущее колесо, 2 — корпус, 3, 21 — шарикоподшипники вала ведущего колеса, 4 — масленка, 5 — крышка, 6 — вал ведущего колеса, 7 — гусеничная рама, 8, 17 — подшипники промежуточного вала, 9 — промежуточный вал, 10 — кожух тормоза, 11, 13 — валы редуктора, 12 — подшипник вала редуктора, 14 — кожух цепной передачи, 15 — ведущая цепная звездочка, 16 — манжета, 18 — трубка, 19 — ведомая цепная звездочка, 20 — гайка, 22 — распорное кольцо

Рис. 11. Дополнительный одноступенчатый редуктор механизма хода экскаватора Э-5015А: 1 — гидромотор, 2 — шестерня. 3 — вал гидромотора, 4 — соединительный вал, 5 — шпилька, 6 — прокладка, 7 — зубчатое колесо, 8, 9 — опорные подшипники

На валу гидромотора жестко закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом. Валы редуктора опираются на шарикоподшипники.

Одноступенчатый редуктор соединяют с редуктором механизма хода с помощью вала 4Т выступающий конец которого имеет шлицы. Прокладки служат для регулирования осевого люфта при монтаже редуктора.

Натяжное устройство служит для уменьшения провисания гусеничной ленты. Оно установлено се стороны направляющего колеса, которое опирается на ось через конические роликоподшипники. Подшипники предохранены от вытекания смазки манжетными уплотнениями. Гайка служит для регулирования осевого люфта подшипников. Их смазывают через масленку. Гусеничную ленту натягивают путем вращения гайки, которая перемещает винт и стакан вместе с осью и направляющим колесом. После натяжения ленты гайку стопорят планкой.

Для каждой гусеничной ленты экскаваторов Э-5015 и Э-5015А предусмотрена отдельная тормозная система, которая включает в себя тормоз, систему управления тормозом и трубопроводы.

Шкив тормоза жестко с помощью шпонки и стопорного кольца закреплен на вторичном валу зубчатого редуктора механизма передвижения.

Тормозные колодки через ступицы и тормозной диск крепят к неподвижной раме гусеничного хода и притягивают одну к другой стяжными пружинами. Между колодками и шкивом установлен гарантированный минимальный зазор в незаторможенном состоянии, который создается автоматическим устройством рабочего гидроцилиндра. При подаче жидкости через трубки в исполнительный гидроцилиндр тормоза поршни раздвигают колодки и они прижимаются к тормозному шкиву. Для выпуска воздуха из системы предусмотрен клапан. На гидроцилиндры и поршни с внешних торцов надеты резиновые защитные колпаки.

Система управления тормозом установлена на поворотной платформе экскаватора. Цилиндр-датчик тормоза предназначен для создания давления в системе гидравлического привода.

Рис. 12. Натяжное устройство гусеничной ленты: 1 — направляющее колесо, 2 —манжетное уплотнение, 3 —роликоподшипник, 4, 7 —гайки, 5 — ось направляющего колеса, 5 — масленка, 8 — планка, 9 — винт, 10 — стакан

Сверху над цилиндром-датчиком расположен наполнительный бачок, закрытый крышкой с отверстием для сообщения внутренней полости бачка с атмосферой. В бачке установлен сетчатый фильтр, выполняющий одновременно функции «успокоителя» находящейся в бачке тормозной жидкости. Жидкость из бачка поступает в цилиндр самотеком через компенсационное отверстие.

При воздействии через педаль тормоза на толкатель последний перемещает поршень, манжета которого перекрывает отверстие, и жидкость под давлением через двойной клапан и штуцер поступает в коллектор по трубопроводам и затем в тормоза. При движении поршня назад жидкость проходит в полость через обратный клапан.

Экскаватор ЭО-3322 является первым в нашей стране полноповоротным гидравлическим экскаватором на пневмо-колесном ходу, котррый серийно выпускают с 1971 г. со сменным рабочим оборудованием обратной лопаты, грейфера и погрузчика. Поворотная часть экскаватора, включающая поворотную платформу с механизмами и рабочее оборудование, опирается на раму пневмоколесной ходовой тележки через роликовое опорно-поворотное устройство. На поворотной платформе установлены силовое оборудование (дизель СМД-14), гидравлическое оборудование и система управления, механизм поворота, топливный бак, кабина машиниста и противовес. У рабочего оборудования постоянными (не демонтируемыми) узлами являются нижняя (основная) часть стрелы и цилиндры подъема. Остальные узлы могут быть демонтированы при замене одного вида оборудования другим.

Кабина машиниста оборудована вентиляцией, тепло- и шумоизо-ляцией и приспособлена для работы в разное время года и суток.

Рис. 13. Тормоз механизма передвижения экскаваторов Э-5015 и Э-5015А: 1 — исполнительный цилиндр, 2 — защитный колпак, 3 — поршень, 4, 6 — пружины, 5 — колодка, 7 — клапан, 5 — трубка, 9 — шкив тормоза, 10 — стопорное кольцо, 11 — шпонка, 12 — вал редуктора, 13 — ступица, 14 — диск

В кабине расположены сиденье мягкого типа, контрольно-измерительные приборы и рычаги управления. Предусмотрены освещение, сигнализация и очистка стекол кабины.

Все рабочие операции экскаватора и его передвижение выполняются с помощью гидравлического привода. Гидравлическая и кинематическая схемы механизмов поворота платформы и хода машины представлены на рис. 15. Система гидропривода приводится в действие от дизеля, от которого вращается сдвоенный насос, подающий масло под давлением к гидроцилиндрам рабочего оборудования и гидромоторам механизмов поворота и хода. Рабочими операциями экскаватора управляют при перемещении соответствующих золотников двух блоков гидрораспределителей. В гидросистеме предусмотрены клапанные блоки, которые служат для плавного пуска и остановки механизмов и их предохранения от чрезмерных нагрузок. Механизм поворота приводится в действие от высокомоментного гидромотора, который передает вращение непосредственно обегающей шестерне, находящейся в постоянном зацеплении с зубчатым венцом.

Рис. 14. Система управления тормозом механизма передвижения: 1 — толкатель, 2 — цилиндр-датчик, 3 — поршень, 4 — наполнительный бачок, 5 — отверстие, б — сетчатый фильтр, 7 — крышка, 8 — манжета, 9 — полость цилиндра-датчика, 10 — двойной клапан, 11 — штуцер

Для привода механизма хода установлен низкомоментный гидромотор, который через двухскоростную коробку передач передает движение к переднему и заднему мостам ходового устройства. Первую или вторую скорости хода включают с помощью зубчатой муфты. Механизм хода оборудован тормозом. Масло подается к гидромотору и обратно отводится в бак через центральный коллектор.

Необходимое количество масла для системы гидропривода заливают в бак.

Механизм поворота платформы включает в себя всего два узла: высокомоментный гидромотор и зубчатую передачу, состоящую из обегающей шестерни и зубчатого венца, который изготовлен заодно с роликовым опорно-поворотным кругом.

Рис. 15. Гидравлическая и кинематическая схемы механизмов хода и поворота экскаватора ЭО-3322: 1 — дизель, 2 — блоки гидрораспределителя, 3, 16— клапанные блоки, 4 — центральный коллектор, 5 — гидромотор механизма поворота, 6 — обегающая шестерня, механизма поворота, 7 — зубчатый венец механизма поворота, 8 — первая передача механизма хода, 9 — вторая передача механизма хода, 10 — тормоз механизма хода, 11 — передний мост, 12 — третья передача механизма хода, 13 — зубчатая муфта, 14 — задний мост, 15 — гидромотор механизма хода, 17 — сдвоенный насос системы гидропривода, 18 — бак рабочей жидкости системы гидропривода

Гидромотор устанавливают в расточку корпуса поворотной платформы и крепят болтами. Шестерню на выходном конце вала гидромотора закрепляют с помощью шпонки. От осевого перемещения обегающую шестерню удерживает шайба, закрепленная болтами.

Рабочую жидкость подводят через штуцера. Подача масла под давлением через тот или другой штуцер приводит к вращению вала гидромотора и соответственно всей поворотной части машины в ту или другую сторону. При установке золотника гидрораспределителя в нейтральное положение полости гидромотора заперты и механизм поворота находится в заторможенном положении, В случае необходимости механизм поворота может быть демонтирован единым блоком.

Рис. 16. Механизм поворота платформы экскаватора ЭО-3322: 1 — гидромотор, 2 — штуцера, 3 — болт, 4 — обегающая шестерня, 5 — шайба, 6 — шпонка, 7 — зубчатый венец, 8 — роликовый опорно-поворотный круг

Ходовое устройство экскаватора состоит из прямоугольной сварной рамы, опирающейся на два ведущих моста. К раме жестко прикреплена коробка передач, приводимая во вращение низкомоментным гидромотором. На верхней плос кости рамы 6 закреплены роликовый опорно-поворотный круг и центральный коллектор.

Выходной вал коробки передач одним концом через муфту включения переднего моста и зубчатую муфту соединен с передним мостом, другим концом через зубчатые муфты и промежуточный вал — с задним мостом. Справа на лонжероне рамы расположен цилиндр управления поворота передних колес, связанный тягами и рычагами со ступицей правого колеса. Правое колесо связано с левым поперечной рулевой тягой. В передней части тележки установлено водило, используемое при буксировке экскаватора тягачом.

Задний ведущий мост крепят на раме жестко. Он опирается на четыре колеса. Главную передачу монтируют в корпусе, закрепленном в картере моста. Вращение от коробки передач через зубчатую полумуфту передается на вал с шестерней и на ведомую шестерню. Чаши сателлитов, соединенные пальцами С шестерней, вращают крестовину, сателлиты и шестерни, от которых движение передается на полуоси и через фланцы на ступицы колес.

Рис. 17. Ходовое устройство экскаватора ЭО-3322: 1 — задний мост в сборе, 2 — центральный коллектор, 3 — стопор поворота, 4 — гидромотор хода, 5 — передний мост, 6 — рама, 7 — водило, 5 — механизм включения переднего моста, коробка передач, 10 — зубчатая муфта, 11 — промежуточный вал, 12 — роликовый опорно-поворотный круг, 13 — цилиндр системы управления

Таким образом, если включен гидромотор механизма хода и коробка передач, то задние колеса постоянно вращаются, осуществляя передвижение экскаватора. Все передачи установлены на роликоподшипниках. Для предотвращения вытекания смазки из корпуса редуктора, а также по полуосям и ступицам предусмотрен целый комплект уплотнений, резиновых колец и сальников.

Главная передача переднего моста полностью унифицирована с главной передачей заднего моста и отличается лишь проточкой на корпусе.

Передний мост — управляемый. Вращение от коробки передач передается к полуоси и через кулак и диск шарнира равной угловой скорости вилке полуоси, а затем фланцу и ступице, к которой прикреплено колесо.

Между торцом верхнего шкворня и рычагом или крышкой с помощью прокладки должен быть обеспечен зазор 0,5 мм.

При снятом фланце вилка полуоси должна иметь осевой люфт в пределах 4—7 мм, что обеспечивает возможность поворота колес на угол 25° без расклинивания шарнира. Ступица сидит на цапфе, закрепленной на корпусах поворотных кулаков. К торцовому фланцу корпуса переднего моста приварен корпус шаровой опоры. В корпусе закреплены шкворни, на которые насажены роликоподшипники и упорный шарикоподшипник, входящие в расточки корпусов поворотных кулаков.

При перемещении рулевой тяги рычаг поворачивает корпус поворотных кулаков относительно шкворней вместе со ступицами колес переднего моста.

Подвеска переднего моста выполнена балансирной для создания постоянного контакта всех колес с грунтом и увеличения проходимости машины. Передний мост включают рычагом на пульте управления и только в том случае, если для передвижения недостаточно одного заднего моста. При передвижении по хорошей дороге передний мост должен быть выключен.

Для повышения поперечной устойчивости на экскаваторе установлены управляемые стабилизаторы, исключающие поперечное качание переднего моста. Нижний конец зубчатой рейки с помощью пальца шарнирно закреплен на картере переднего моста. Верхняя часть рейки свободно проходит в отверстие корпуса стабилизатора и при качании моста перемещается в нем в вертикальном направлении. На корпусе стабилизатора закреплена тормозная камера, которая при подаче в нее воздуха через шток, вилку и эксцентрик воздействует на плунжер прижимая его зубцы к зубцам рейки и фиксируя таким образом мост в неподвижном положении.

Рис. 18. Задний мост экскаватора ЭО-3322: 1 — картер, 2 — полуось, 3 — ступица, 4 — фланец, 5, 12, 22, 23 — роликоподшипники, 6 — сальник ступицы, 7 — тормозная колодка, 8 — шкив тормоза, 9 — кожух полуоси, 10 — сальник полуоси, 11 — гайка, 13 — коническая шестерня, 14, 17 — чаши сателлитов, 15 — сателлит, 16 — крестовина, 18 — шестерня полуоси, 19 — крышка подшипника, 20 — жгут, 21 — шестерня, 24 — резиновое кольцо, 25 — уплотнение, 26 — полумуфта, 27 — крышка, 28 — стакан, 29 — втулка, 30 — корпус редуктора

Рис. 19. Передний мост экскаватора ЭО-3322: 1 — корпус, 2 — полуось, 3 — корпус шаровой опоры, 4, 15 — втулки, 5 — кулак Шарнира, 6 — шарикоподшипник, 7, 18 — нижний и верхний шкворни, 8 — тормозной шкив, 9 — тормозная колодка, 10 — ступица, 11 — вилка полуоси, 12 — фланец, 13, 17 — роликоподшипники, 14 — сальник ступицы, 15 — суппорт, 19, 20 — корпуса поворотных кулаков, 21 — рычаг поворота, 22 — диск шарнира, 23 — упор, 24 — сальник полуоси, 25 — редуктор моста

При прекращении подачи воздуха (растормаживании колес) шток камеры поворачивает эксцентрик, освобождает плунжер и пружины оттягивают его от рейки.

Включение стабилизаторов в транспортном положении экскаватора (в случае торможения) может вызвать зависание колес, занос машины и аварию. Поэтому при передвижении экскаватора необходимо перекрыть доступ воздуха к тормозным камерам стабилизаторов, пользуясь для этой цели специально установленным воздушным краном.

Рулевое управление экскаватора требует применения отдельной системы. Для управления поворотом передних колес на экскаваторе ЭО-3322 использована гидравлическая система, показанная на рис. 21. Все элементы системы расположены на поворотной платформе за исключением, цилиндра, который установлен на ходовой тележке. Давление в гидравлической системе не превышает 40 кгс/см2. Оно создается шестеренным насосом, который нагнетает масло, поступающее из бака, к распределителю.

Рис. 20. Стабилизатор экскаватора ЭО-3322: 1 — рейка, 2 — корпус, 3 — тормозная камера, 4 — палец рейки. 5 — плунжер. 6 —- эксцентрик, 7 — вилка, 8 — шток

Корпус золотникового распределителя жестко крепят к штокам сдвоенных цилиндров, а золотник распределителя с помощью тяги шарнирно соединяют с сошкой рулевого механизма. Полости цилиндров соединены трубками с одноименными полостями цилиндра.

Вращающееся соединение связывает элементы гидравлической и пневматической системы управления, расположенные на поворотной платформе и ходовой тележке.

Рулевой механизм состоит из штурвала, вала, вращающегося в подшипниках, тормоза, шестерни, зубчатого сектора и сошки.

Рис. 21. Гидравлическая система рулевого управления экскаватора ЭО-3322: 1 — штурвал, 2 — вал, 3 — тормоз, 4 — подшипник, 5 — шестерня, 6 — зубчатый сектор, 7 — сошка, 8 — насос, 9, 14 — фильтры, 10 — бак, 11 — золотник, 12 — винт для открывания золотника при буксировке, 13 — манометр, 15 — обратные клапаны, 16 — сдвоенные цилиндры, 17 — передние колеса, 18 — система рулевых тяг и рычагов, 19 — исполнительный цилиндр, 20 — пробки, 21 — вращающееся соединение, 22 — тяга, 23 — золотник распределителя, 24 — корпус распределителя, 25, 26 — трубы, 27, 28 — трубопровод

Перемещаясь в горизонтальной плоскости, сошка сообщает через тягу поступательное движение золотнику распределителя.

Когда золотник перемещается влево, масло от насоса поступает по трубе и сквозному продольному каналу внутри штока в поршневую полость нижнего цилиндра. Соединенные между собой штоки этих цилиндров под давлением масла перемещаются влево. Масло из штоковой полости нижнего цилиндра вытесняется по трубопроводу в штоковую полость цилиндра, поршень которого, перемещаясь вместе со штоком влево, приводит в движение систему рулевых тяг и рычагов, связанных со ступицей правого колеса.

Так как правое колесо соединено поперечной тягой с левым колесом, то одновременно поворачиваются в левую сторону оба колеса. В то же время из поршневой полости цилиндра масло по трубопроводу поступает в поршневую полость верхнего цилиндра.

При перемещении золотника распределителя вправо масло от насоса поступает в штоковую полость верхнего цилиндра по трубе и продольному и поперечному каналам в штоке. Под давлением масла штоки сдвоенных цилиндров перемещаются вправо. Масло из поршневой полости верхнего цилиндра вытесняется по трубопроводу в поршневую полость цилиндра, шток которого приводит в движение систему тяг и рычагов, и передние колеса поворачиваются в правую сторону.

Одновременно из штоковой полости цилиндра масло по трубопроводу поступает в штоковую полость нижнего цилиндра. Благодаря тому, что полости исполнительного и сдвоенных цилиндров образуют две замкнутые системы циркуляции, движение поршней сдвоенных цилиндров всегда передается поршню исполнительного цилиндра.

Обратные клапаны стоят на магистралях, соединяющих насосные полости сдвоенных цилиндров с безнасосными, и обеспечивают подпитку под давлением обеих замкнутых гидравлических систем в каждом рабочем цикле.

При упоре колес в препятствие и их вынужденном повороте движение поршня цилиндра передается через замкнутые системы циркуляции штокам сдвоенных цилиндров и вызывает смещение корпуса распределителя относительно неподвижного золотника. Масло начинает поступать от насоса в ту полость сдвоенных цилиндров, с которой поступил сигнал, и колеса возвращаются в первоначальное положение, а корпус распределителя, следуя за штоками сдвоенных цилиндров, занимает нейтральное положение относительно золотника.

Система рулевого управления обеспечивает надежную жесткую связь между колесами и штурвалом в обоих направлениях. Поворот штурвала требует крайне незначительного усилия. Выполнять эту операцию машинисту помогает постоянно замкнутый тормоз, который увеличивает усилие на штурвале.

Напорный золотник И служит для слива в бак избытка масла, подаваемого насосом. Для регулирования давления в системе напорный золотник включает в себя винт и пружину.

При буксировке экскаватора необходимо открывать на слив винтом напорный золотник и оба обратных клапана. Если экскаватор буксируют с работающим двигателем, то следует отключать насос.

Рис. 22. Схема пневмоуправления экскаватора ЭО-3322: 1 — компрессор, 2 — регулятор давления, 3 — ресивер, 4 — предохранительный клапан, 5 — сливной кран, 6 — включатель «стоп-сигнала», 7 — манометр, 8, 15 — коллекторы, 9 — кран стеклоочистителя, 10 — стеклоочиститель, 11 — сигнал, 12 — кнопка сигнала, 13 — краны для отключения камер, 14 — дифференциальный золотник, 16 — камера переключения скоростей хода, 17 — камеры тормозов колес, 18 — камера включения переднего моста, 19 —камера включения стабилизатора, 20— кран для подачи воздуха к камерам стабилизаторов

Масло в системе очищают фильтрами. Давление контролируют по манометру. Пробки служат для выпуска воздуха, попавшего в исполнительный цилиндр.

Для управления тормозами колес ходовой тележки, а также для включения переднего моста и для некоторых других узлов на экскаваторе работает система пневматического управления.

Общая схема пневматического управления представлена на рис. 22.

Воздух из атмосферы через всасывающий фильтр поступает в цилиндр первой ступени компрессора, приводимого в движение

клиноременной передачей от вала дизеля. Сжимаясь в цилиндре первой ступени до 3 кгс/см2, воздух затем поступает в цилиндр второй ступени. В цилиндре второй ступени воздух дополнительно сжимается до 7 кгс/см2 и проходит по трубопроводам к ресиверу.

Рис. 23. Дифференциальный золотник: 1 — чашка, 2, 9 — пружины, 3, 10 — верхняя и нижняя крышки, 4 — гайка, 5 — стакан, 6 — диафрагма, 7 — уплотнение, 8 — клапан, 11 — корпус, 12 — шайба

Компрессор соединен с датчиком регулятора, который служит для перепуска воздуха из цилиндра в цилиндр через принудительно открытые впускные клапаны в случае повышения давления в ресивере выше установленного. На ресивере установлен предохранительный клапан, отрегулированный на 8 кгс/см2.

Из ресивера воздух поступает к коллектору и к кнопке воздушного сигнала. От коллектора воздух по трубке подходит к дифференциальному золотнику, к кранам отключения камер, а также к крану стеклоочистителя. Давление в системе пневмоуправления контролируют по манометру.

Для передачи сжатого воздуха с поворотной платформы на ходовую тележку установлен центральный коллектор. При включении дифференциального золотника и кранов приводятся в действие те или другие потребители сжатого воздуха: стеклоочиститель камеры тормозов колес, камера переключения скоростей, камеры включения переднего моста и стабилизаторов. Сливной кран служит для спуска конденсата из ресивера, а также для отбора воздуха под давлением.

Дифференциальным золотником регулируют давление воздуха, поступающего в исполнительную камеру.

В свободном положении пружина и подаваемый из ресивера через канал А воздух поднимают клапан 8 с резиновым уплотнителем и прижимают его к торцу корпуса закрывая таким образом дальнейший проход воздуху. Упругая диафрагма 6 поднимает стакан, пружину и чашку в крайнее верхнее положение, а исполнительная камера через канал Б9 зазор между торцом стакана и уплотнителем клапана, сверление в стакане и канал В сообщается с атмосферой.

В таком положении дифференциальный золотник показан на рисунке. Для включения камеры нужно нажать вниз (по направлению стрелки) на чашку. Усилие нажатия передается через пружину и стакан на диафрагму, которая прогибается. Нижний торец стакана прижимается к уплотнителю клапана, отсоединяя канал Б и камеру от атмосферы. Опуская дальше чашку, сжимают пружину еще больше. Клапан остается на месте до тех пор, пока усилие в пружине достигнет величины, превышающей давление воздуха и пружины на клапан.

Рис. 24. Исполнительная камера: 1 — корпус, 2 — болт, 3 — крышка, 4 — диафрагма, 5 — штуцер, 6 — возвратные пружины, 7 — болт крепления, 8 — шток, 9 — вилка штока

При увеличении сжатия пружины клапан опускается и воздух проходит под диафрагму и через канал Б в исполнительную камеру, заполняя ее. По мере заполнения камеры воздухом увеличивается давление в ее полости под диафрагмой 6. На пружину снизу действует усилие, большее, чем до заполнения камеры воздухом, так как к действовавшему ранее давлению (только на нижний торец клапана) прибавляется давление на диафрагму. Давление увеличивается по мере заполнения воздухом камеры и полости под диафрагмой.

Под действием этого усилия пружина сжимается. Если чашка остается неподвижной, то клапан вместе со стаканом поднимается и уплотнитель клапана прижимается к заплечикам корпуса, т. е. впускной клапан закрывается.

Давление под диафрагмой и в полости исполнительной камеры меньше, чем в распределителе и под клапаном. Величина давления зависит от усилия, с которым сжата в этот момент пружина.

Для увеличения давления в камере нужно дальше (вниз) продвинуть чашку. Клапан снова приоткрывается, дополнительная порция воздуха проходит под диафрагму, сжимает пружину и снова закрывает клапан.

Величина давления воздуха в исполнительной камере зависит от степени сжатия рабочей пружины. Пружина сжата рычагом управления, опускающим вниз чашку. Если перестать нажимать сверху на чашку, то пружины, и диафрагма снова приводят все детали дифференциального золотника в первоначальное положение и воздух из камеры выходит в атмосферу.

Исполнительная камера предназначена для включения механизмов. Такая камера, называется иногда тормозной, так как заимствована,из автомобиля, где используется для включения тормозных колодок колес. Камера состоит из корпуса, соединенного болтами с крышкой, эластичной диафрагмы, зажатой между фланцами крышки и корпуса, возвратных пружин и штока с вилкой. С помощью болтов корпус камеры крепят в нужном месте на механизме.

Сжатый воздух подается через отверстие штуцера в полость между крышкой и диафрагмой, отжимает влево диафрагму со штоком, сжимает возвратные пружины и включает механизм. При выключении механизма воздух под действием возвратных пружин 6 вытесняется из камеры в атмосферу через клапан управления.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Одноковшовые гидравлические экскаваторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Экскаваторы с ковшом емкостью 0,4—0,65 м3"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства