Автомобильные шины являются ответственной деталью ходовой части автомобиля. Работа на неисправных шинах резко снижает производительность автомобиля и повышает опасность движения. Затраты на шины составляют существенную часть от расходов на содержание автомобиля. Достаточно сказать, что только амортизационные отчисления на восстановление комплекта (без ремонта) шин автомобилей ГАЗ-51 и ЗИС-150 превышают амортизационные отчисления на капитальный ремонт автомобиля соответственно на 8 и 46%.
В связи с этим перед работниками автотранспорта стоит задача максимального увеличения срока службы автомобильных шин. Для успешного выполнения этой задачи необходимо прежде всего организовать их правильную эксплуатацию. Особое внимание при эксплуатации шин должно уделяться правильному выполнению их монтажа и демонтажа, соблюдению норм внутреннего давления воздуха, недопущению перегрева, перегрузки и работы на шинах, имеющих повреждения, и соблюдению правил их хранения.
1. Организация в автохозяйствах шинно-монтажных цехов
Эксплуатация покрышки начинается после ее монтажа на обод колеса. От качества выполнения монтажно-демонтажных работ во многом зависит срок службы шин.
Для выполнения монтажно-демонтажных работ, контроля за состоянием шин, учета пробега и сдачи их в ремонт в автохозяйствах организуется шинно-монтажный цех, в котором сосредоточивается необходимое оборудование и инструмент для качественного выполнения монтажа и демонтажа. В шинно-монтаж-ном цехе должно быть отведено место для протирки влажной и затем сухой тряпкой поступающих в цех шин. Тщательная мойка поступающих шин производится вне цеха на моечном посту. Для находящихся в цехе шин должны быть предусмотрены одноярусные стеллажи, а для камер и ободных лент — вешалки. Для монтажа и демонтажа шин применяется монтажно-демон-тажный стул или специальные станки.
Камеры испытываются в ванне с водой с подводом сжатого воздуха. Накачка шин во избежание несчастных случаев вследствие соскакивания запорных колец производится в металлических клетках. Для мелкого ремонта вентилей и зачистки заусенцев у съемных колец и ободов предусмотрен слесарный верстак с точилом и тисками. Для тщательного внутреннего осмотра покрышек установлен пневматический или гидравлический расширитель.
Примерная планировка шинно-монтажного цеха показана на рис. 42.
При монтаже шин необходимо, чтобы монтируемые покрышка, камера, ободная лента и обод были полностью исправными, чистыми и сухими. Диски колес, съемные закраины и запорные кольца должны иметь правильную форму, без погнутостей, заусениц и царапин на ободе; не должны быть разработаны отверстия для шпилек колес и др. Поверхность обода должна быть выкрашена, на ней не должно быть ржавчины.
Монтировать в одну шину можно только покрышки, камеры и ободные ,ленты одного и того же размера и только на соответствующий им обод. При монтаже не допускается попадание внутрь покрышки грязи или влаги. Наружная поверхность камеры и внутренняя — покрышки должны быть тщательно пропудрены тонким слоем талька. Нельзя допускать при монтаже порчи бортов покрышки, прорывов камер и образования заусенцев на ободе. Для этого применяемые лопатки, рычаги и другой монтажный инструмент должны быть вполне исправными.
При монтаже шины на плоский обод в покрышку предварительно укладывают слегка надутую камеру и заправляют ободную ленту, особо следя за тем, чтобы не образовалось складок камеры и ободной ленты. Монтаж на обод должен происходить без особых усилий и ударов, и вентиль должен находиться в центре отверстия для него. Покрышка должна быть надежно закреплена на ободе тщательной установкой съемной закраины и запорного кольца.
Рис. 42. Планировка шинно-монтажного цеха:
1 — верстак слесарный; 2 — тиски параллельные; а — точильный настольный станок; 4 — ванна для испытания камер; 5—вешалка для камер; 6—клетка для накачки шин; 7 — стул для монтажа и демонтажа шин; 8 — спредер пневматический; 9 — стеллаж для покрышек; 10 — шкаф для материалов и инструмента
При монтаже на глубокий обод сперва на обод надевается один борт покрышки и вводится в углубление обода. Затем в покрышку вкладывается слегка надутая камера и расправляется, чтобы избежать складок. Второй борт покрышки устанавливается на обод постепенным перетягиванием его через закраину до полной посадки на полку обода. Особое внимание должно быть уделено недопущению защемления камеры между бортами покрышки и ободом или прихватывания стенок камеры монтажными лопатками.
Демонтаж шин с плоского и глубокого ободов производится после полного выпуска воздуха из камеры и освобождения вентиля от крепления к ободу. Если после снятия съемной закраины и запорного кольца покрышка не снимается с плоского обода, го применяют специальный демонтажный станок.
С глубокого обода постепенно снимается один борт покрышки после того, как оба ее борта сдвинуты в углубление обода. Второй борт также постепенно снимается после снятия первого.
2. Укомплектование автомобилей и прицепов шинами
Автомобили и прицепы должны быть укомплектованы исправными шинами соответствующего размера.
Новые покрышки устанавливают на передних колесах, задних колесах или на всех одновременно.
Разница в износе протектора задних сдвоенных шин не должна превышать 3 мм (замер производится от дна канавки рисунка протектора). Поэтому бывшие в эксплуатации покрышки должны иметь одинаковый износ протектора, а новые покрышки должны устанавливаться с одинаковым рисунком протектора. Все по крышки, находящиеся в эксплуатации, за исключением оборотного фонда, закрепляются за автомобилями и прицепами, и наряду с заводскими номерами им присваиваются гаражные номера. Пользуясь гаражными номерами, удобно производить перестановку шин и следить за правильностью ее выполнения.
Рис. 43. Схема перестановки шин на автомобилях
Перестановка шин производится на легковом автомобиле через 3—3,5 тыс. км и на грузовом через 4—5 тыс. км вместе с дисками колес для обеспечения равномерного износа всех покрышек. Схема перестановки шин на автомобилях показана на рис. 43.
Гаражный номер покрышки выжигается на обеих ее боковинах. Глубина цифр должна быть не более 1 мм, высота 30—40 мм. Присвоенный гаражный номер проставляется в карточке учета работы покрышки. Закрепление шин оформляется актом, подписываемым шофером и администрацией автохозяйства. В акте указываются дата закрепления, заводские и гаражные номера закрепленных покрышек, пробег покрышек к моменту закрепления и процент их годности. Перестановка покрышек с одного> автомобиля на другой или открепление их может производиться при явной для этого необходимости и с ведома руководителя автохозяйства.
3. Внутреннее давление воздуха в шинах
Правилами эксплуатации и хранения автомобильных шив установлены нормы давления воздуха для каждого размера шин в зависимости от марки автомобиля и оси, на которую они монтируются.
Только при соблюдении указанных норм шина имеет допустимый прогиб, наивыгоднейший поперечный профиль и обладает необходимой упругостью. Этим обеспечиваются нормальные условия работы и наибольшая долговечность шин.
Условия работы шины ухудшаются как при понижении, так и при повышении внутреннего давления против нормы, однако понижение дает более резкие отрицательные результаты. Многочисленными исследованиями установлено, что снижение внутреннего давления воздуха на % от его нормы сокращает наполовину срок службы шины. Следует отметить, что по внешнему виду,, особенно у шин высокого давления, понижение внутреннего давления на 15—20% почти незаметно, и определить его без шинного манометра невозможно. Поэтому определение внутреннего давления по внешнему виду или звуку удара по шине допускаться не должно. Шина, работающая с пониженным давлением, имеет увеличенный прогиб, отчего повышается трение и теплообразование в материале шины, приводящие к снижению его прочности и ускорению износа.
Указанные нормы должны применяться как для новых, так и для отремонтированных шин при любых климатических и дорожных условиях и соблюдаться с точностью:
±0,1 кг/см2 для легковых автомобилей,
±0,2 кг!см2 для грузовых автомобилей.
Характерно, что определить разрушение покрышки по внешнему виду от работы с недостаточным давлением на первых стадиях трудно. Наиболее опасным повреждением покрышки при ее-работе с пониженным давлением является кольцевой излом каркаса (рис. 44). Такое повреждение не поддается ремонту, и покрышка становится утильной. Первым признаком кольцевого излома служит появление темного кольца на внутренних боковых стенках покрышки и стенках камеры. В последующем на месте темного кольца появляются расслоившиеся и разлохмаченные нити корда. В этих местах, возрастает трение и теплообразование, что приводит к дальнейшему расслоению каркаса, отслоению протектора и боковин вследствие ослабления связи между слоями ткани и резины. Эксплуатация шин с пониженным внутренним давлением влечет за собой не только разрушение каркаса, но и усиленный износ протектора. Непоправимое повреждение покрышке и камере будет нанесено при езде на шине, из которой выпущен воздух. При недостаточном внутреннем давлении возможны крестообразные разрывы каркаса покрышки при наезде на выступающие камни, пни, рельсы и др.
Рис. 44. Кольцевой излом каркаса-покрышки
Если нормальное давление воздуха завышено, то корд покрышки работает с перенапряжением, шины становятся более жесткими, легче пробиваются при ударе, имеют более быстрый износ протектора. Увеличение давления против нормы на 20% снижает пробег шины на 10—15%.
Необходимо отметить, что повысившееся во время езды давление нельзя снижать путем выпуска части воздуха.
Внутреннее давление воздуха во всех шинах должно проверяться при помощи манометра (рис. 45) ежедневно перед выездом автомобиля на линию. Автомобили, у которых давление воздуха в шинах не соответствует норме, к эксплуатации не допускаются. Давление проверяется путем плотного прижатия головки манометра к отверстию вентиля со снятым колпачком-ключом.
На линии во время остановок, в’ качестве контроля проверяется на выдержку давление воздуха в отдельных шинах и удаляются предметы, застрявшие между ними.
Накачивание воздуха в автомобильные шины производится от передвижных или стационарных компрессоров или от магистрали сжатого воздуха. После накачивания давление должно быть проверено манометром в каждой шине.
В пути накачивание воздуха производится имеющимся на автомобиле компрессором, а при его отсутствии — ручным насосом или приспособлением от цилиндров двигателя.
Каждый раз до присоединения шланга от компрессора к вентилю камеры необходимо убедиться, что подаваемый им воздух чистый и не содержит частиц масла.
Влияние перегрузки автомобиля по характеру и степени разрушения шин подобно работе шин с недостаточным внутренним давлением.
Перегрузка шин на практике чаще всего получается в результате неправильного расположения груза на платформе, работе на неполном комплекте шин, перевозке длинномерных грузов с открытым задним бортом без прицепа, применением шин меньшего размера, работе при спущенной шине на одном из сдвоенных колес и др. Во всех перечисленных случаях вес! перевозимого груза может не только превышать, но и быть значительно ниже нормального и в то же время отдельные шины будут работать под нагрузкой, намного больше допустимой.
У шин, работающих с перегрузкой, увеличивается прогиб, искажается нормальный профиль, повышается нагрев, в результате чего в протекторе появляются трещины, расслаивается каркас, отслаивается протектор и появляются другие повреждения.
Рис. 45. Автошинный манометр ГАРО
Каркас перегруженной шины слабо сопротивляется разрывам при наезде на выступающие рельсы, камни и другие неровности.
4. Влияние технического состояния автомобиля на износ шин
На работу шин влияют исправность и регулировка тормозов, регулировка подшипников колес, состояние рессор и ободов колес, а для шин передних колес, кроме того, особое значение имеет правильность установки колес (развал, схождение, углы наклона шкворней поворотных цапф). При неправильной установке передних колес во время движения автомобиля происходит не только их качение, но и поперечное проскальзывание, которое и приводит к быстрому и часто одностороннему износу протектора. Если регулировкой, входящей в объем технического обслуживания, не удается добиться правильной установки передних колес, производится замена или ремонт отдельных деталей переднего моста (шкворней, втулок, подшипников, передней оси, поперечной рулевой тяги). При неодновременном действии тормозов заметно увеличивается износ шин, установленных на колесах, на которых тормоз вступает в работу раньше других. Износ шин также увеличивается, если торможение начинается резко. Осевшие или поломанные рессоры могут привести к порче шин в результате соприкосновения их с частями автомобиля.
Сальники полуосей и ступиц передних колес должны быть исправными и не допускать попадания нефтепродуктов на шины. Каждое повреждение шины важно во-время обнаружить и немедленно устранить. Незначительный прокол или порез протектора или другой части покрышки при несвоевременном ремонте может стать причиной крупного повреждения. При вращении колеса грязь и песок с дороги попадают в небольшой порез, проникают в покрышку и постепенно расслаивают ее.
Вместе с грязью, пылью, песком в небольшие отверстия от проколов или порезов покрышки попадает влага, а иногда и нефтепродукты. Они вызывают гниение каркаса и порчу резины. В короткий срок такая покрышка получает серьезное повреждение, которое иногда с трудом поддается ремонту.
5. Влияние приемов вождения автомобиля на срок службы шин
Продолжительность работы Шин находится в прямой зависимости от умелого вождения автомобиля в различных условиях эксплуатации. Для сохранения шин важно не допускать резкого торможения и трогания, буксования колес, движения с большой скоростью на крутых поворотах и механических повреждений шин.
При резком торможении, когда автомобиль продолжает двигаться с невращающимися колесами, происходит большой местный износ протектора (рис. 46), а иногда и отрыв его от каркаса.
Прочность шины, ее сопротивление износу и разрывам заметно снижаются при их перегреве. Особенно опасно движение с большой скоростью на перегретых шинах по плохим дорогам. В этих случаях шины часто выходят из строя в результате разрывов каркаса (рис. 47). Такие разрывы в практике принято называть «тепловыми».
В жаркую погоду шины заметно нагреваются (80—85° и выше) при продолжительном движении автомобиля с большой скоростью.
Однако благоприятные дорожные условия следует всегда использовать для повышения скорости движения. Необходимо лишь сочетать скорость движения с температурой шин и не допускать их перегрева, а на плохих участках дороги, кроме того, не допускать резких ударов шин о неровности дороги.
В особо жаркое время даже при езде по хорошим дорогам может потребоваться периодическое снижение скорости движения или кратковременная остановка для того, чтобы Шины остыли. Это не только не уменьшит общего пробега автомобиля, но даже увеличит его, так как надежная работа шин не будет вызывать простоев автомобиля в пути для их монтажа и ремонта.
Рис. 47. Крестообразный «тепловой» разрыв
6. Сортировка и списание автомобильных шин и их учет
Поступающие в автохозяйство шины подвергаются тщательному осмотру; номера покрышек сверяются с номерами, указанными в накладной.
Покрышки и камеры, имеющие дефекты — расслоение в каркасе и борте, отслоение протектора и боковины, гребень по протектору с выпрессовкой ткани, запрессовку твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого слоя (для покрышек), пролежни в местах сгиба глубиной более 0,5 мм, расхождение стыка, механические повреждения и пористость стыка (для камер), — отбираются для предъявления рекламации заводу-изготовителю.
При приемке поступивших покрышек и камер проверяется, правильность их отнесения к первому и второму сортам в соответствии с инструкцией по рассортировке покрышек и камер для грузовых автомобилей, автобусов, автоприцепов и троллейбусов.
Рис. 46. Неравномерный износ протектора от резкого торможения
Поступление шин в автохозяйство оформляется актом, в котором указываются тип, размер и количество принятых и забракованных покрышек, камер и ободных лент.
Автомобильные покрышки и камеры, имеющие повреждения, которые невозможно или экономически нецелесообразно ремонтировать, подлежат списанию в утиль.
Шиноремонтные заводы не принимают в ремонт покрышки:
а) с вытянутыми бортами и поломанной проволокой в бортах;
б) с ослабленным каркасом, нити которого рвутся при подвешивании гири весом в 4 кг;
в) с изломом более двух слоев каркаса по всей окружности покрышки;
г) с затвердевшей и потрескавшейся в результате старения резиной;
д) с резиной, пропитанной маслом, керосином, нефтью;
е). с расслоениями или сквозными разрывами каркаса более 350 мм у покрышек грузовых автомобилей и более 250 мм у покрышек легковых автомобилей.
Камеры не принимаются в ремонт:
а) с затвердевшей резиной, дающей при изгибе трещины;
б) с резиной, поврежденной ободом колеса;
в) пропитанные нефтепродуктами и другими веществами, разрушающими резину.
Если покрышки или камеры приходят в негодность, не пройдя установленной нормы пробега из-за некачественного изготовления, составляется рекламация.
Рекламации рассматриваются заводами только при представлении заполненных карточек учета работы покрышек, на которые предъявляется рекламация, самих покрышек и камер, а также при соблюдении правил эксплуатации и хранения шин. В рекламации должны быть указаны: размер покрышек, заводские серийные номера, условия эксплуатации, марка автомобиля, пробег каждой покрышки, причина выхода из строя, характеристика дефекта.
Гарантийные нормы пробега шин установлены в зависимости от их размера. Для большинства грузовых шин гарантийные нормы установлены 30 тыс. км, а для легковых 21 тыс. км.
За перевыполнение норм пробега шоферам и другим работникам автохозяйств выплачивается премия тем большая, чем больший перепробег. В соответствии с правилами эксплуатации и хранения шин их пробег учитывается в специальной карточке учета работы покрышек. Этой карточкой предусмотрен индивидуальный учет работы каждой покрышки. В карточке, заполненной на каждую покрышку, отмечаются все случаи снятия и постановки покрышки, перестановки ее на другие колеса, пробег за каждый месяц и с начала эксплуатации, а также все сведения о ремонте.
7. Хранение автомобильных шин
Для хранения автомобильных шин и починочных материалов желательно иметь специальное помещение, температура воздуха в котором должна быть в пределах от минус 10 до плюс 20° и относительная влажность воздуха 50—80%. В оконные рамы должны быть вставлены цветные стекла (желтые, красные) или обыкновенные стекла, окрашенные в эти цвета. В помещении, где хранятся автомобильные шины и починочные материалы, не должны находиться нефтепродукты (бензин, автол, солидол и т. д.) и химикаты (кислоты, щелочи и пр.).
Покрышки должны храниться в вертикальном положении на деревянных стеллажах. Периодически, не реже одного раза в квартал, покрышки следует поворачивать, чтобы менять их точку опоры. Хранение покрышек в штабелях или навалом не допускается. Камеры, слегка подкаченные воздухом, хранятся на вешалках с полукруглой полкой и также периодически поворачиваются для изменения точки опоры. Вентили камер должны быть укомплектованы золотниками и колпачками-ключами, а сами камеры опудрены тальком. Камеры можно хранить также, вложив их в исправные покрышки и подкачав воздухом до внутренних размеров покрышки для предотвращения образования складок.
Починочные материалы хранятся в рулонах, подвешенных за деревянные сердечники, или уложенными концами сердечников на перекладины стеллажа. Покрышки, камеры, ободные ленты и починочные материалы должны находиться на расстоянии не менее одного метра от отопительных приборов.
Шины, снятые с автомобилей, очищают от пыли и грязи, просушивают, а внутреннюю поверхность покрышки и наружную поверхность камеры опудривают тальком.
На автомобиле запасное колесо должно храниться на месте, предусмотренном конструкцией. Нельзя хранить запасное колесо в кузове грузового автомобиля, где покрышка может быть повреждена перевозимым грузом. Запасные камеры хранятся на автомобиле свернутыми в рулон и вложенными в брезентовый или матерчатый мешочек.
Поверхность места стоянки автомобилей не должна быть загрязнена нефтепродуктами. При длительной стоянке (более 10 дней) автомобиль должен быть установлен на козелки.
Наша отечественная промышленность выпускает шины высокого качества. Еще в довоенные годы шоферы-передовики умелым и добросовестным уходом за шинами добивались увеличения их пробега. Новым фактором, послужившим дальнейшему развитию социалистического соревнования за увеличение пробега шин, явился в 1950 г. патриотический почин бригадиров шоферов 1-го автобусного парка Москвы У. Н. Нехаева и Б. Б. Ушакова, которые в ознаменование дня выборов в Верховный Совет СССР взяли социалистические обязательства по значительному увеличению пробега автомобильных шин и обратились с призывом ко всем шоферам последовать их примеру. Товарищи Нехаев и Ушаков поставили своей целью увеличить пробег шин против действующих норм в два-три раза и успешно справились с этой задачей.
Замечательных успехов в увеличении пробега шин добились шоферы — лауреаты Сталинской премии Я. И. Титов, М. Ф. Га-линов и В. Савкин, доведя его до 100 тыс. км и более.
В настоящее время уже далеко не единичны случаи, когда существующие нормы пробега шин значительно превышаются не только отдельными шоферами, но и автохозяйствами в целом. Есть много автохозяйств, которые в течение года не списывают в утиль ни одной покрышки, не прошедшей гарантийную норму пробега.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация автомобильных шин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы