Правила вождения подвижного состава предусматривают следующую его компоновку: локомотив, снабженный фарами с белым светом — во главе поезда, последний вагон состава — с красным фонарем. Расположение локомотива в хвосте поезда допускается при маневровых работах с замедленной скоростью движения до 2 м/с.
На выполнение работ машинист должен иметь специальное разрешение диспетчера. Перед пуском электровоза машинист должен ознакомиться с маршрутом и, проверив путь, приступить к движению локомотива, при этом отпустить тормоз, включить автомат и освещение, подать сигнал. Пуск электровоза производится с первого положения рукоятки контроллера с задержкой 2—3 с при переходах на следующее положение, а при пуске на подъемах—-до 5 с. Перед сменой машинист получает путевой лист с указанием состояния электровоза и маршрута движения. Принимая состав, он должен проверить состояние локомотива и прицепного состава. В локомотиве — исправность тормозов, наличие блокировки и состояние контроллера, состояние освещения, песочницы, сцепных и сигнальных устройств. Убедившись в соответствии состояния локомотива определенным требованиям, приступить к его эксплуатации. Перед тро-ганием с места машинист должен: поднять токосъемник, включить фары, компрессор и проверить, свободен ли путь; включить стоматический выключатель и дождавшись установления давления в пневмосистеме до 0,6 МПа, реверсивным барабаном установить нужное направление движения поворотом реверсивного барабана в положение «вперед» или «назад», подать сигнал и отпустить тормоза. Рукоятки контактного барабана переводят по описанной ранее схеме. Длительная езда при тормозном режиме разрешается при включенных пусковых сопротивлениях, т. е. на пятом положении при последовательном подключении двигателей, и на восьмом — при параллельном. На первой позиции движение ограничивается временем до 3 мин и разрешается только на маневровых работах и пуске. Если в процессе движения прекратится подача тока, необходимо отвести рукоять контактного барабана в нулевое положение; если автомат отключится — отвести рукоять в нулевое положение и включить автоматический включатель, затем контроллер.
При въезде в кривые малого диаметра необходимо отключить двигатели и включить их при нахождении локомотива на кривых.
Тормозить локомотив можно ручным приводом, пневмоприводом и электрическим (реостатное).
В случае торможения ручным механическим или пневматическим тормозом рукоять контактного барабана выводят в нулевое положение.
Реостатное торможение осуществляют следующим образом: рукоять барабана устанавливают в нулевое положение, затем переводят в положение «тормоз». Период торможения при этом можно регулировать поворотом рукояти на последующие тормозные позиции. Если возникнет необходимость в немедленной остановке — дополнительно применяют пневматический или механический тормоз.
Торможение локомотива противотоком путем реверсирования движения разрешается только в критических ситуациях. Здесь рукоять контакторного барабана устанавливают в нулевое положение, ключом меняют положение реверсивного барабана, например «вперед» на «назад», затем рукоять контакторного барабана устанавливают в первое положение. Переключать направление движения следует только после полной остановки.
Интервал движения состава должен быть не менее 100 м, скорость движения пассажирских составов — не более 18 км/ч, а в специально оборудованных вагонах—11 км/ч. Взрывчатые материалы должны транспортировать в специальных вагонетках со скоростью не более 1,3 км/ч.
Обслуживание электровоза. Система технического обслуживания электровозов предусматривает ежесменное обслуживание и осмотр.
Ежесменное обслуживание производит машинист каждую смену.
Периодический технический осмотр ТО производят раз в неделю вместе с электрослесарем. Кроме того, ежесменно контролируют буксы (нагрев букс не должен превышать +40 °С); состояние крепления болтовых соединений редукторов. В объем периодического технического осмотра входит проверка состояния: пневмопривода тормоза через 15—20 дней работы; маслоотделителя и обратного клапана через 30 дней; редуктора и букс приводной и ходовой колесной пары через три месяца.
Работы по текущему ремонту и обслуживанию выполняют непосредственно в шахте.
В их объем входят:
— регулировка зацепления конической шестерни и конического колеса редуктора привода и конических подшипников с помощью специальных винтов, установленных в крышках подшипников и металлическими прокладками, установленными между фланцами редуктора и электродвигателя; при этом величина осевого зазора конических роликоподшипников должна составлять 0,1—0,2 мм;
— регулировка на шейке оси колесной пары буксы, при этом она должна легко вращаться, а смещение ее вдоль оси не должно превышать 0,1—0,2 мм;
— проверка состояния рессорных пружин (при разрушении пружину заменяют);
— проверка состояния рабочей жидкости в гидроцилиндрах, уровень ее должен находиться в пределах кромки наливного отверстия, состав рабочей жидкости — по 50% турбинного и трансформаторного масла, либо 40% касторового масла и 60% бутилового спирта;
— регулировка зазоров между тормозными колодками и бандажами колес и поддерживание их в пределах 3—5 мм (заменяют тормозную колодку при износе ее до толщины 10 мм);
— проверка и регулировка пневмосистемы, при этом давление в системе должно повышаться от 0,45 до 0,6 МПа не более чем за 30 с, а падение давления при выключенном компрессоре не должно быть более 0,02 МПа за 5 мин;
— разборка, промывка деталей тормозного крана в керосине и сборка;
— регулировка регулятора давления производится раздельно — регулируется давление выключения и включения вращением головки винта главной пружины;
— разборка и промывка в керосине деталей масловодоотдели-теля и его сборка;
— разборка и промывка в керосине деталей обратного клапана и его сборка;
— регулировка тормозной системы, при этом тяги должны быть отрегулированы так, чтобы ход поршня при торможении не превышал 30 мм;
— разборка и промывка деталей пневмосигнала и его сборка;
— ликвидация поврежденной изоляции оголенного провода.
Электровоз может эксплуатироваться: при толщине бандажа не менее 26 мм; разнице диаметров по окружности катания на одной колесной паре не более 0,3 мм; разности диаметров по окружности катания различных колесных пар локомотива не более 3 мм; осевая игра подшипников буксы не превышала 0.07-0,17 мм.
Ремонты включают в себя: текущий, первый, второй и капитальный. Текущий ремонт первый производят через три месяца, текущий ремонт второй — через шесть, капитальный — через 1—1,5 года.
Текущий ремонт первый. Выполняют все виды работ по ремонтному осмотру, кроме того, частично разбирают электровоз и заменяют детали 2-й группы стойкости.
Текущий ремонт второй. Выполняют все виды работ текущего ремонта первого и замену деталей 2 и 3-й групп стойкости.
Ремонтируют ходовую часть, чистят контроллер и заменяют контакты, очищают якорь двигателей, проверяют пружины подвески двигателей и рамы, износ шестерен.
Капитальный ремонт включает все виды текущих ремонтов, протачивают коллекторы электродвигателей, заменяют секции пусковых сопротивлений, ремонтируют электрическую и механическую части электровоза.
Обслуживание вагонеток. В начале смены машинист совместно с дежурным слесарем должны проверить техническое состояние подвижного состава. При этом визуально проверяют: наличие уплотнительных крышек и стопорных планок на ступицах колес;
наличие возможных внешних повреждений на вагонетках; состояние реборд и обода катания колес; состояние буферно- и автосцепных устройств; надежность крепежных соединений.
В случае обнаружения неисправностей, исключающих возможность эксплуатации вагонетки, последнюю выставляют из состава и доставляют в гараж на ремонт.
Техническое обслуживание вагонеток должны производить в соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов, согласованным с главным механиком и утвержденным главным инженером шахты.
График планово-предупредительных ремонтов должен включать техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонты.
В зависимости от условий эксплуатации и технического состояния вагонеток периодичность текущих и капитальных ремонтов уточняют предприятия, эксплуатирующие вагонетки.
В процессе эксплуатации на стенки кузова налипает горная масса. Очищают вагонетки вибраторами, которые монтируют в барабане кругового опрокидывателя и автоматически включают при его проворачивании либо механическими ножами.
Для снижения активности материала к налипанию применяют профилактические меры. Один из наиболее простых и дешевых способов — посыпание внутренней поверхности кузова вагонетки сыпучим активным материалом (древесными опилками, котельным шлаком, горелой породой и т. п.). Сыпучий материал должен быть хорошо измельчен, сухим, чтобы мог равномерно покрывать поверхность ровным сплошным слоем. В некоторых случаях для лучшего отделения материала применяют смесь котельного шлака с поваренной солью в пропорции 7:3. Эта смесь эффективна в условиях низких температур.
Правила безопасности при эксплуатации подвижного состава. К управлению электровозом допускают сотрудников, получивших квалификацию машиниста шахтного электровоза и имеющих свидетельство на право управления электровозом.
Для каждого электровоза и откаточного участка начальник внутришахного транспорта должен ограничить: максимально допустимые скорость движения и число вагонеток в составе с углем, породой, порожних и людских.
Запрещается ездить на электровозах на скорости, превышающей скорость часового режима более чем в два раза. Тормозной путь состава на преобладающем уклоне не должен превышать 40 м при перевозке груза и 20 м при перевозке людей.
Машинист должен изучить и хорошо знать план, профиль и состояние откаточных путей и выработок, а также места расположения и значение сигналов на своих участках.
Во время движения электровоз должен находиться в голове состава. Электровоз в хвосте состава может находиться только при выполнении маневровых операций.
Машинисту категорически запрещается во время движения высовываться из кабины через входной проем и сходить с электровоза. Машинисту запрещается самовольно передавать управление электровозом другому лицу или отлучаться от электровоза. При вынужденных отлучках машинист обязан выключить электродвигатели, затормозить электровоз ручным приводом, зафиксировать защелкой и снять реверсивную ручку с контроллера, оставив включенными фары.
При движении состава запрещается: расцеплять вагонетки; ремонтировать, смазывать или очищать вагонетки; брать руду для анализа или других целей; снимать или устанавливать стоп-сигналы; ездить в вагонетках; заходить или переходить между вагонетками.
При сцеплении вагонеток, оборудованных буферами, звеньевую сцепку необходимо направлять в карман буфера отсоединяемой вагонетки с помощью крюка или других приспособлений, исключающих возможность попадания руки между буферами. При этом скорость движения присоединяемой вагонетки не должна превышать 0,05 м/с.
Вагонетку, сошедшую с колеи, необходимо устанавливать только с помощью самоставов или других механизмов, предназначенных для этой цели.
На пунктах погрузки или разгрузки вагонеток должны висеть иллюстрированные плакаты, предупреждающие возможность несчастных случаев.
На расстоянии <10 м от опрокидывателя машинист электровоза обязан делать техническую остановку состава. Электровоз и вагонетки должны проезжать через ротор опрокидывателя со скоростью <1 м/с. При необходимости предприятие, эксплуатирующее вагонетки, должно разработать дополнительные требования, учитывающие специфику конкретных условий эксплуатации.
Эксплуатировать вагонетки должны в соответствии с требованиями «Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом».
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация и обслуживание подвижного состава электровозного транспорта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы