Для эффективного использования самоходных транспортных машин требуются выработки соответствующих параметров. На рис. 1 показано типовое сечение выработки для самоходных машин.
Система технического обслуживания самоходного транспорта предусматривает ежемесячное обслуживание и осмотр. Выполняет указанные мероприятия сам машинист-водитель. Ежемесячное обслуживание производят каждую смену и оно включает в себя проверку: состояния узлов крепления; рулевого управления и тормозов; давления воздуха в шинах; возможность утечки масла; уровень масла в гидроузлах. На все эти мероприятия отводится 0,5 ч.
Периодический технический осмотр (ТО) проводят через 7—10 дней совместно с электрослесарем по ремонту. При ежедневном ТО проверяют уровень охлаждения жидкости и химического агрегата во второй ступени нейтрализатора для дизельных самоходных машин. Кроме того, через 12— 14 ч работы двигателя меняют раствор химического агрегата во второй ступени после промывки корпуса водой. Топливный бак заполняют не охлаждая. Для удаления возможной воды из топлива из фильтров грубой и тонкой очистки сливают 0,10— 0,12 л топлива, после чего запускают двигатель на 3—4 мин с тем, чтобы удалить из системы воздух.
Угловой зазор рулевого колеса, работу приборов освещения и сигнализации проверяют при работающем двигателе.
Первое и второе техническое обслуживание (ТО-1 и ТО-2) производят в соответствии с инструкцией. ТО-1 проводят через 60—100 ч машинного времени, но не более чем через 1000 км пробега. В объем работ по ТО-1 входят работы ежесменного обслуживания; полная ревизия двигателя и его систем; ревизия рулевого управления, тормозов, трансмиссии, ходовой части; проверка состояния рамы и кузова; контроль и добавление масла в бортовые редукторы; подтяжка болтовых креплений узлов и особенно двигателя; осмотр всех трубопроводов и гибких рукавов, нет ли возможных повреждений и утечки масла; замена изношенных и поломанных деталей. Качество работ по ТО-1 проверяют на ходу машины. Кроме того, через одно ТО-1 предусматривают: замену масла в системе смазки двигателя; промывку фильтра грубой очистки масла, фильтрующего элемента и масляной ванны воздушного фильтра; проверку тормозной системы. ТО-2 проводят через каждый 200—300 ч машинного времени, но не более чем через 5000 км пробега. В него входят все работы ТО-1 и дополнительные работы, предусмотренные инструкцией: регулировка механизма управления тормозами и муфт сцепления; проверка и регулировка зазоров в конических подшипниках главной передачи, дифференциала и планетарных редукторов колес; замена масла в гидросистеме; промывка баков керосином и очистка фильтров.
Текущий ремонт самоходных машин производят с периодичностью 1—2 мес. и длительностью 50—60 ч в мастерских предприятия в подземных условиях. Кроме того, можно выполнять аварийные ремонты непосредственно в забое или на рабочем месте.
Рис. 1. Типовое сечение выработки для самоходных вагонов:
1 — магистральный трубопровод; 2 — знак перехода; 3 — подвеска светильника; 4— дорожный знак; 5 — вентиляционный трубопровод; 6 — рамка для подвески кабеля; 7— габарит самоходного вагона; 8 — водоотливная канавка; 9 — пешеходная дорожга
Техника безопасности при эксплуатации самоходных машин. К управлению машинами допускаются лица высокой квалификации, имеющие специальные удостоверения — права и прошедшие специальный инструктаж по безопасному применению дизелей в подземных условиях. При эксплуатации самоходных машин необходимо контролировать состояние выхлопных газов, чтобы вредные примеси в них не превышали санитарных норм: окиси углерода 0,08%, оксидов азота 0,05% и альдегидов 0,01%. Машины с электроприводом должны быть надежно заземлены.
Места погрузки и разгрузки, а также трасса движения должны быть освещены в соответствии с предусмотренными нормами. Разгрузочные пункты необходимо оборудовать системой орошения и ограждениями. На пересечениях транспортных выработок должны устанавливать светофоры. В выработках, где запрещено перемещение людей при работающем транспорте, должны быть вывешены сигнальные предупреждающие знаки. Запрещается перевозка пассажиров самоходными машинами, если для этого не приспособлена кабина. В целом эксплуатация самоходных машин должна осуществляться в строгом соответствии с Инструкцией по безопасному применению самоходного транспорта, разработанной заводом-изготовителем.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация и техническое обслуживание самоходных вагонов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы