Графически электроприводы изображают в виде схем. В электрических схемах различают главные цепи (силовые цепи электродвигателей и других мощных электроприемников, например сварочных трансформаторов, грузоподъемных магнитов, стартеров) и вспомогательные (цепи управления, защиты, блокировки, сигнализации и освещения).
Все коммутирующие устройства (выключатели, контакты, блок-контакты) на схемах изображают в положениях, в которых они находятся при отсутствии тока во всех цепях и без воздействия внешних сил на аппараты управления, защиты, блокировки и сигнализации. При ознакомлении с работой схем следует иметь в виду, что при включении какого-либо аппарата или реле все управляемые им контакты изменят свое положение.
При изучении, монтаже, наладке и эксплуатации электроустановок используют различные виды схем: принципиальные, монтажные и др.
Принципиальная схема дает представление о работе установки, содержит изображение всех элементов не по действительному пространственному их расположению, а так, как это удобно для чтения схемы, причем силовые цепи образуют вертикальные строки, а цепи управления — горизонтальные. Каждый элемент электрической схемы имеет свое условное графическое изображение, приведенное в ГОСТ 2.721—-74—ГОСТ 2.748—68. Каждому аппарату в схеме присваивается буквенно-цифровое обозначение, указывающее на функции данного аппарата и сохраняющееся одинаковым для всех его элементов (катушек, контактов): М— электродвигатели; Г —трансформаторы; К — пускатели, реле, контакторы; R — резисторы; F — защитные элементы и устройства (предохранители, реле защиты) и др. Если в схеме указано несколько элементов, то после букв проставляют порядковый номер элемента (М4 -четвертый электродвигатель).
Монтажную схему составляют на основе принципиальной. На монтажной схеме изображают разводку проводов и кабелей главных и вспомогательных цепей с указанием марок, сечений и способов прокладки. Всем проводам и контактам присваивают буквенные и цифровые обозначения, позволяющие избежать ошибок при сборке электроустановки. Для этих целей применяют монтажные провода с разноцветной изоляцией (красной, белой, зеленой и др.). Цвет изоляции проводов также указывают на монтажной схеме.
В качестве примера рассмотрим принципиальные схемы управления асинхронным электродвигателем трехфазпого тока с короткозамкнутым ротором.
Основные элементы схемы управления нереверсируемым электродвигателем: электродвигатель Л4, магнитный пускатель К, автоматический выключатель F1, плавкие предохранители F2, тепловые реле F3, F4, кнопки управления S2 «Пуск» и S1 «Стоп». К питающей сети схему подключают включением автоматического выключателя F1. Схема работает следующим образом. При нажатии кнопки S2 получает питание катушка магнитного пускателя К, который замыкает свои контакты главной цепи и включает двигатель в сеть. Одновременно магнитный пускатель замыкает свой контакт вспомогательной цепи, блокирующий (шунтирующий) кнопку S2. Останавливают двигатель отключением его от сети нажатием на кнопку SF.
В схеме предусмотрена тепловая защита от перегрузок в виде реле F3 и F4. От токов короткого замыкания главные цепи защищает автоматический выключатель F1, а цепи управления — плавкие предохранители F2; нулевая и минимальная защита двигателя обеспечивается магнитным пускателем.
Реверсирование двигателя производят изменением чередования фаз на его статоре с помощью магнитного реверсивного пускателя. Реверсивный магнитный пускатель состоит из двух, контакторов В и Н, включаемых по очереди в зависимости от необходимого направления вращения электродвигателя; контакторы переключают две фазы на зажимах электродвигателя, чем и обеспечивается нужный режим работы. Схема управления реверсивным электродвигателем сложнее, чем нереверсируемым, так как во избежание короткого замыкания должна исключаться возможность одновременного включения контакторов В и Н. Цепи управления получают питание после включения автомата F1 и защищаются плавкими предохранителями F2. При нажатии на кнопку SB катушка контактора В получает питание и замыкающие главные контакты В присоединяют электродвигатель М к силовой сети.
Для включения электродвигателя на противоположное направление вращения нажимают сначала кнопку S, а затем SH, что приводит к отключению контактора В и включению контактора Н. Как видно из схемы, две фазы на стороне электродвигателя при этом переключаются, что приводит к его реверсированию.
Во избежание короткого замыкания в статорной цепи вследствие ошибочного одновременного нажатия на обе кнопки SB и SH в схеме предусмотрена электрическая блокировка с помощью размыкающих контактов В и Н в цепи управления, что исключает возможность одновременного включения контакторов В к Н. Кроме того, реверсивные магнитные пускатели снабжены и механической блокировкой, которая представляет собой рычажную систему, исключающую возможность одновременного включения обоих контакторов.
Защита двигателя от перегрузок осуществляется автоматом FI и тепловыми реле F3 и F4, а от чрезмерного снижения напряжения в питающей сети — контакторами В и Н магнитного пускателя.
Экскаватор непрерывного действия с многомоторным электрическим приводом представляет собой сложную машину, состоящую из различных сборочных единиц и агрегатов. На принципиальной схеме электрооборудования экскаваторов изображают все основное оборудование и показывают связь между отдельными его элементами. Для упрощения графического изображения принципиальные схемы трехфазного переменного тока иногда изображают в одну линию.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Электрические схемы экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы