Техническое обслуживание легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, не сразу заняло то важное место в народном хозяйстве и жизни населения страны, какое оно имеет сейчас. Развитие деятельности автотехобслуживания до настоящего времени можно хронологически считать двухэтапным: первый этап до 1970 г. и следующий за ним второй этап с начала массового выпуска автомобилей «Жигули» на Волжском автозаводе в г. Тольятти. Решения XXVII съезда КПСС определили третий этап развития деятельности автотехобслуживания в свете решения новых социально-экономических задач при высоких темпах научно-технического прогресса. Основные цели развития автосервиса выражаются в повышении качества работ и культуры обслуживания заказчиков, совершенствовании действующего производства и увеличении производительности труда, развитии производственно-технической базы предприятий.
Процесс автомобилизации населения и первый этап деятельности автотехобслуживания начался в стране с пуском Горьковского автомобильного завода. Работа предприятий по автотехобслуживанию началась с открытием в Москве первой СТО в Георгиевском переулке в 1932 г. На основе опыта работы первой СТО в 1933—1934 гг. были созданы и начали работать станции в Ленинграде, Харькове, Ташкенте, Тбилиси и других городах.
К началу пуска Волжского автомобильного завода легковые автомобили, принадлежащие гражданам, обслуживало около 300 станций, а в настоящее время их около 3 тыс. Кроме того, на автомобильных магистралях союзного значения, помимо СТО, располагаются автозаправочные станции, а среднее расстояние между ними находится в интервале 70—100 км и имеет тенденцию к постоянному уменьшению и достижению оптимального уровня 40—50 км.
С увеличением масштабов автомобилизации развивалась деятельность автотехобслуживания, чему также способствовало постоянное увеличение числа станций. Важным основополагающим решением, определившим развитие предприятий автотехобслуживания и его значимость на втором этапе деятельности, послужило постановление Совета Министров СССР от 10.10.68 г. № 790 «О мерах по улучшению организации технического обслуживания и ремонта транспортных средств, принадлежащих гражданам». Постановлением правительства в каждой союзной республике страны созданы специализированные республиканские объединения автотехобслуживания и при Министерстве автомобильной промышленности СССР было образовано Главное управление по техническому обслуживанию легковых автомобилей и производству гаражного оборудования — Глававтотехобслуживание. На это управление было возложено проведение единой технической политики и разработка рекомендаций по совершенствованию автотехобслуживания.
Государственная политика в области поддержания транспорта, принадлежащего населению, в технически исправном состоянии направлена на повышение удовлетворения потребности в перевозках людей, части грузов, улучшения благосостояния народа и его культурного уровня.
В результате осуществленных мер, определенных названным постановлением, за период 1971 —1981 гг. объем реализации бытовых услуг населению вырос в 13,3 раза, численность работающих приблизилась к 90 тыс. чел., количество рабочих постов увеличилось в 4,8 раза, стоимость основных фондов достигла 700 млн. руб.
В одиннадцатой пятилетке (1981 —1985 гг.) парк легковых автомобилей в целом по СССР увеличился в 1,5 раза, а число автомобилей на 1 тыс. жителей достигло 46 единиц, т. е. возросло в 1,5 раза. В Латвийской, Литовской, Эстонской союзных республиках насыщенность легковыми автомобилями на 1 тыс. жителей составила 80—110 единиц. К концу пятилетки в автотехобслуживании имелось более 2,6 тыс. станций и мастерских по ремонту автомобилей. В одиннадцатой пятилетке значительно увеличился общий объем услуг, оказываемых населению, и реализовано продукции в 1,9 раза больше, чем за предыдущее пятилетие.
Развитие предприятий автотехобслуживания сопровождалось ростом численности работающих и составило на конец 1985 г. около 120 тыс. чел. Производительность труда одного работающего промышленно-производственного персонала в целом увеличилась за пятилетку в 1,3 раза, и отмечается опережающий рост производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы.
Пассивные основные производственные фонды предприятий автотехобслуживания (здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства) составляют 84—90%. Активные фонды (оборудование, инструмент) составляют 10—16%. В связи с этим продолжается совершенствование и уточнение методики выполнения расчетов по фондоотдаче.
Изменение облика автотехобслуживания заключается не только в развитии и укреплении производственно-технической базы, но расширилась номенклатура услуг по ТО и TP, видоизменился спрос на услуги, появилась индустриализация технологических процессов, стабилизировалось отношение владельцев транспорта к перевозочному процессу и к производству ТО и ремонта. Перспективное совершенствование автотехобслуживания учитывает плановость выпуска автомобилей, повышение требований к надежности и безопасности транспорта.
Деятельность предприятий по техническому обслуживанию и ремонту легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, на всех этапах своего развития была и является неотъемлемой частью советской экономики. Комплексный характер задач, стоящих перед системой предприятий автотехобслуживания, которая развивается на стыке нескольких отраслей народного хозяйства и прежде всего промышленности, службы быта и торговли, обусловливает необходимость их решения с наименьшими трудовыми и материальными затратами.
Профессиональный состав работников станций, общее и специальное оборудование для выполнения технологических процессов ТО и ремонта автомобилей свидетельствуют, что СТО относятся к предприятиям промышленности. Однако обслуживание автомобилей населения зависит от сезона и спроса на услуги по ТО и ремонту, поэтому организация труда на станции приближается к организации на предприятиях бытового обслуживания. Включение же в сферу деятельности СТО торговли автомобилями и запасными частями еще более усложняет работу этих предприятий.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Этапы развития системы автотехобслуживания"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы