Физико-химические свойства автомобильных топлив и регулировочные параметры двигателей должны быть связаны теснейшим образом. К основным характеристикам автомобильных топлив относят: октановое или це-тановое число, фракционный состав, плотность и температуру полного его испарения.
Для автомобильных бензиновых двигателей со степенью сжатия 6,2…6,7 необходим бензин с октановым числом (ОЧ) 70…76. С целью предотвращения детонации применяют различные присадки-антидетонаторы. Наибольшее распространение получил тетраэтилсвинец (ТЭС), применяемый уже свыше 50 лет. Современные высокооктановые этилированные бензины содержат ТЭС в количестве 0,15…0,85 кг/м3.
При сгорании этилированных бензинов 50…75% соединений свинца, находящегося в топливе, выбрасываются вместе с ОГ в виде различных свинцовых соединений. Так как размер этих частиц меньше 1 мкм, то они остаются взвешенными в воздухе, проникают в организм человека, оседают на почву и растительность.
Один грузовой автомобиль средней грузоподъемности выделяет 2,5…3 кг свинцовых соединений в год. Около 50% этих соединений осаждается вблизи транспортных магистралей. Применение этилированного бензина через 25…30 тыс. км вызывает отложение нагара в камере сгорания, сопровождающееся увеличением выброса СН до 15%.
При этом следует обратить внимание и на другой аспект применения ТЭС. Установлено, что тончайшая пленка свинца на стенках камеры сгорания и седлах клапанов предохраняет их от коррозии и износа.
Поиски нетоксичного антидетонатора заставили обратить внимание на соединения марганца. В нашей стране работы, связанные с созданием антидетонатора на основе соединений марганца (ЦТМ), выполнены под руководством академика А. Н. Несмеянова.
Однако при длительной эксплуатации на бензине с ЦТМ на свечах откладывается нагар, вызывающий перебои в работе двигателя. При регулярном обслуживании системы зажигания эти перебои исчезают. Применение специальных свечей зажигания устраняет явление нагарообразования на электродах свечей.
Метанол. Для улучшения антидетонационных свойств бензинов и расширения номенклатуры топливно-энергетических ресурсов в последнее время на автомобильном транспорте стали в качестве добавки к низкооктановым бензинам применять метанол.
Метанол представляет собой топливо не нефтяного происхождения. Его получают преимущественно из природного газа и древесной массы. В дальнейшем по мере совершенствования технологии получения метанола возможны и другие источники сырья, например биомасса. Промышленные способы получения метанола (метилового спирта) экономически недостаточно эффективны.
Метанол (СН3ОН) представляет собой бесцветную жидкость, легко растворимую в воде. Температура его замерзания составляет —97,8 °С, температура кипения 65 °С, плотность 800 кг/м3, температура самовоспламенения 467 °С, а у бензинов 222 °С. Октановое число составляет 105…110 ед. Метанол можно хранить и транспортировать в таких же емкостях и теми же способами, как и бензин.
К достоинствам метанола относят высокую теплоту испарения, обеспечивающую эффект внутреннего охлаждения двигателя, что позволяет применять высокие степени сжатия без опасения детонации. Обычно присадка метанола составляет 15%, и тогда смесь имеет марку БМ-15. Метанол можно подавать как через самостоятельный дозатор, так и смешивать с бензином.
Применение бензо-метаноловых смесей позволяет использовать серийную аппаратуру карбюраторных двигателей с минимальными переделками, в частности обязательна замена традиционных пластмассовых деталей, с которыми соприкасается смесь. Применение метанола повышает экономичность работы двигателя на малых и средних нагрузках соответственно на 7 и 3%. На режимах больших нагрузок расход топлива уменьшается на 1,5…2%.
Температура ОГ двигателей, работающих на бензо-метаноловой смеси, на 30…60 °С ниже, чем у обычных двигателей.
Вместе с тем применение метанола имеет ряд недостатков. Он токсичен, вызывает коррозию металла, ухудшает пусковые качества двигателя. Окончательное решение в пользу широкого применения метанола в качестве топлива или его присадок к бензину будет получено по результатам широких эксплуатационных испытаний.
Впрыск воды. Подача воды в двигатель с целью повышения антидетонационных свойств горючей смеси является одним из наиболее заманчивых и доступных направлений. Механизм действия воды на процессы смесеобразования и рабочий процесс двигателя достаточно известен и связан прежде всего о охлаждением заряда рабочей смеси и деталей цилиндро-поршневой группы.
Вода обладает высокой теплотой испарения, равной 530 ккал/кг, а бензин — только 75…80 ккал/кг. Она не участвует непосредственно в процессе сгорания, но ее пары, обладая большой теплоемкостью, оказывают существенное влияние на скорость сгорания рабочей смеси, температуру и давление рабочего цикла. Антидетонационный эффект воды складывается из трех основных факторов: охлаждение заряда рабочей смеси, охлаждение цилиндра и его деталей и действие водяного пара как инертной среды на рабочий процесс.
Добавка воды к топливу снижает тепловые нагрузки и содержание окислов азота, повышает коэффициент наполнения. Подача воды в количестве 10% от расхода топлива эквивалентна повышению октанового числа бензина на 2…3 ед.
Реализация подачи воды во впускной трубопровод с технической точки зрения не представляет особых трудностей, и автолюбители для подобных целей используют различные простейшие устройства. Однако следует иметь в виду, что простое добавление воды к бензину, на который рассчитан двигатель, не дает никакого положительного эффекта. Наоборот, добавка воды в количестве 15…20% ухудшает топливную экономичность ав-томобилей ЗИЛ-130 и «Москвич-2140» на 20…25%.
Более перспективно использование приготовленных водно-топливных эмульсий. Для повышения их стабильности применяют поверхностно-активные вещества (ПАВ). Концентрацию ПАВ ограничивают по соображениям нагарообразования, образования различных отложений в двигателе и стоимости присадок. Водно-топливные эмульсии с содержанием воды до 25% могут иметь ПАВ в количестве 1 %. Работы по применению водно-топливных эмульсий находятся в стадии широких экспериментальных исследований.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Физико-химические свойства автомобильных топлив"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы