Гусеничный движитель служит для обеспечения движения трактора по непрерывному рельсовому пути, образуемому замкнутым обводом гусеничной цепи между ведущим и направляющим колесами. Кроме того, гусеничный движитель служит для передачи веса трактора на грунт. При движении трактора гусеничная цепь непрерывно перематывается ведущим колесом и расстилается под опорными катками.
Площадь соприкосновения гусеничных движителей и число почвозацепов, находящихся в одновременном зацеплении с почвой, значительно больше, чем у колесных тракторов. Вследствие увеличенной опорной поверхности гусеничные тракторы обладают небольшими средними удельными давлениями на почву порядка 0,25—0,5 кПсм* и при специальных узких гусеницах до Ъ,7кГ1см? против 1—3 кПсм2 для колесных. Надежное сцепление гусениц с почвой и малые удельные давления на почву обеспечивают гусеничному трактору высокие тяговые качества и проходимость.
Гусеничный движитель объединяет в себе ведущие колеса, гусеничные цепи, направляющие колеса с амортизирующим и натяжным устройствами гусениц, опорные катки и поддерживающие ролики.
Ведущие колеса. Они предназначены для перематывания гусеничных цепей при движении трактора и создания силы тяги, обеспечивающей перемещение тракторного агрегата.
Конструкции ведущих колес могут быть классифицированы по типу зацепления с гусеничной цепью, по исполнению и числу зубчатых венцов, находящихся в зацеплении с гусеницей.
Основными типами зацепления являются цевочное и гребневое.
При цевочном зацеплении ведущие колеса выполняют с зубчатым венцом, зубья которого зацепляются с цевкой (проушиной или втулкой оси шарнира) звена.
Рис. 1. Типы зацеплений ведущего колеса с гусеницей:
а — цевочное; б — гребневое
При гребневом зацеплении в профильные выемки ведущего колеса входят гребни звеньев гусениц.
На отечественных тракторах преимущественное распространение получило цевочное зацепление, как более надежное, а гребневое зацепление применяется только на тракторе Т-38М.
По исполнению ведущие колеса разделяют на цельнолитые и составные. Цельнолитые ведущие колеса представляют собой единую отливку всех элементов, составляющих колесо (ступица и венец). Такие конструкции применяют на тракторах Т-100М и Т-38М. Ведущее колесо трактора Т-100М устанавливают с помощью шлицев и гайки на ступице ведомой шестерни конечной передачи, а ведущее колесо трактора Т-38М — на шлицевой полуоси конечной передачи. Цельнолитые ведущие колеса без ступиц имеют тракторы Т-74, ДТ-54А, Т-4М, ДТ-75, Т-50В. У тракторов Т-74, ДТ-54А и Т-4М диск ведущего колеса болтами крепят к ступице ведомой шестерни конечной передачи, а у тракторов ДТ-75 и Т-50В — к фланцу полуоси конечной передачи.
В составных ведущих колесах отдельно изготовленные ступицы (корпуса), диски и зубчатые венцы соединены болтами. Составные ведущие колеса имеют тракторы ТДТ-75, ТДТ-55, ТДТ-40М, Т-180, Д-804 и ДЭТ-250.
По числу зубчатых венцов, находящихся в зацеплении с гусеницей, ведущие колеса бывают одинарные и двойные. Двойные ведущие колеса в основном применяют на мощных гусеничных тракторах (Т-180, Д-804 и ДЭТ-250). Их применение на этих тракторах обусловлено необходимостью создания устойчивого положения звеньев гусеницы на ведущем колесе. Двойные составные колеса применяют также и на трелевочном тракторе ТДТ-40М. Однако двойные ведущие колеса забиваются грунтом и требуют применения очистителей.
Часто число зубьев на колесе выполняют нечетным, а шаг их вдвое меньше шага цевок гусеничной цепи. В этом случае зуб колеса участвует в работе один раз за два оборота и каждый раз с новой цевкой гусеницы. Это обеспечивает более равномерный износ поверхностей зацепления и повышает срок службы ведущих колес.
Гусеничные цепи. Они служат для создания большой опорной поверхности, обеспечивающей необходимое удельное давление на почву при значительном весе трактора и надежное сцепление его с почвой, а также для создания бесконечных рельсовых путей для перекатывания опорных катков остова трактора и преобразования крутящего момента, подводимого к ведущим колесам, в силу тяги, перемещающую тракторный агрегат.
Гусеничная цепь представляет собой замкнутую металлическую цепь, состоящую из отдельных шарнирно соединенных между собой звеньев.
По конструктивному исполнению звенья гусениц отечественных тракторов разделяют на цельнолитые и составные.
Цельнолитые звенья представляют собой фасонные стальные термически обработанные отливки без последующей механической обработки с проушинами под пальцы для шарнирного их соединения. Часто в таких звеньях отверстия в проушинах не обрабатывают, и пальцы, изготовляемые из проката с поверхностной термической обработкой для увеличения твердости, устанавливают в них свободно, с зазором («плавающий тип»). Как правило, литые звенья изготовляют из высокомарганцовистых сталей, обладающих способностью само-упрочнения (наклепа) поверхностей цевок и беговых дорожек, возникающего от соударения их соответственно с зубьями ведущего колеса и опорными катками.
Вследствие того, что шарнир открыт, низко расположен и находится в непосредственном контакте с абразивной средой, срок службы таких гусениц при работе на песчаных почвах снижается примерно в 3—4 раза по сравнению со сроком их работы на черноземной почве, что происходит из-за повышенного износа шарнирных соединений, цевок и беговых дорожек. Кроме того, звенья литых гусениц не обладают ремонтоспособностью. Увеличение срока службы литых звеньев в некоторых гусеницах достигают установкой в проушинах шарнирных соединений сменных стальных втулок. При достижении предельных износов втулок и пальцев их заменяют при сохранности самих звеньев гусеницы.
Однако, несмотря на отмеченные недостатки, литые звенья без механической обработки проушин получили наибольшее распространение на сельскохозяйственных и трелевочных тракторах в отечественном тракторостроении. Объясняется это дешевизной, простотой их изготовления и обслуживания в эксплуатации и значительно меньшим их весом по сравнению с составными звеньями.
Составные звенья гусениц выполняют сборными из отдельных штампованных, механически и термически обработанных деталей. Эти гусеницы обладают высокой прочностью и применяются главным образом на промышленных тракторах, работа которых может происходить в тяжелых почвенных условиях (скальных грунтах и т. п.). Возможность замены отдельных деталей в таких звеньях обеспечивает хорошую ремонтоспособность гусениц. Составные звенья обычно выполняют с приподнятыми над грунтом шарнирами с лабиринтным уплотнением. Все это увеличивает срок их службы на черноземной почве примерно в полтора раза по сравнению с цельнолитыми звеньями, но на песчаных почвах долговечность этих гусениц почти одинакова.
Однако гусеницы с составными звеньями имеют большой вес по сравнению с гусеницами других типов, весьма сложны и трудоемки в изготовлении. Сборка и разборка таких гусениц обычно требует специальных приспособлений.
Цельнолитые звенья гусениц имеют-тракторы ДТ-54А, Т-74, ДТ-75, Т-38М, Т-50В, Т-4М, Т-180, Д-804, ТДТ-40М, ТДТ-75, ТДТ-55, а составные — ДЭТ-250 и Т-100М. Основные параметры гусениц некоторых тракторов приведены в табл. 19.
зацепляющейся с ведущим колесом. В плите звена против средней проушины сделан проем под зубья ведущего колеса. Сверху на плите вдоль проема имеются два направляющих гребня, предохраняющих гусеницу от спадания при движении трактора по косогору и при поворо-
Гусеничная цепь тракторов ДТ-54А, ДТ-75 и Т-74 состоит из семипроушинных литых звеньев, шарнирно соединенных между тах. Кроме того, гребни придают звену повьг шенную жесткость. Беговые дорожки образуются ровными площадками плиты, распособой закаленными пальцами, изготовленными из высокоуглеродистой стали с поверхностной закалкой. Пальцы свободно устанавливаются в проушинах и удерживаются от осевых перемещений с одной стороны головкой пальца, а с другой шплинтом с шайбой. Средняя утолщенная проушина выполняет роль цевки, ложенными по бокам гребней. Под каждой проушиной имеются выступы — почвозацепы для создания сцепления гусениц с почвой. С нижней стороны звенья дополнительно усилены ребрами жесткости.
Рис. 2. Конструкция гусеничных цепей тракторов:
а — ДТ-54, ДТ-75, Т-74; б — Т-38М; в — ТДТ-75; г — ДЭТ-250
Гусеничная цепь трактора Т-38М выполняется в двух вариантах: широкая (280 мм) гусеница состоит из пятипроушинных звеньев и узкая (200 мм) — из трехпроушинных звеньев. В данной гусенице отсутствуют цевки, а зацепление с впадинами ведущих колес осуществляется специальными гребнями, расположенными посередине звена. Одновременно гребни выполняют роль ребер жесткости и предотвращают гусеницу от спадания, так как располагаются между ободами опорных катков и направляющих колес. В средние проушины узких звеньев запрессованы сменные втулки 2. Пальцы впрессовываются в наружную узкую проушину и специальной мелкой насечкой удерживаются в ней от проворачивания. В средней проушине со втулкой палец устанавливается свободно. Для облегчения монтажа и демонтажа узкой гусеницы она имеет замыкающий шарнир со свободной посадкой пальца3. Широкие звенья не имеют сменных втулок и их соединение подобно замыкающему шарниру узкой гусеницы.
Гусеничная цепь трактора Т-50В так же, как и у трактора Т-38М, выполняется в двух вариантах. Узкие трехпроушинные звенья имеют во всех проушинах пружинные разрезные втулки. Широкие пятипроушинные звенья не имеют сменных втулок. Звенья соединяют со свободной посадкой пальца.
Гусеничная цепь трактора ТДТ-75 имеет мелкие звенья. Пальцы шарниров плавающего типа предохраняются от осевых перемещений своими головками и заклепками с шайбами.
Беговая дорожка гусеницы в отличие от вышерассмотренных располагается в средней части звена между боковыми направляющими гребнями. В средней части звена перед средней проушиной расположено окно, в которое входит зуб ведущего колеса. На нижней поверхности звена имеются фигурные гребни-почвозацепы, увеличивающие сцепление гусеницы с почвой и придающие звену большую жесткость. Необходимость повышенной жесткости звеньев гусениц трелевочных тракторов диктуется частым возникновением сосредоточенных нагрузок, действующих на звено, обусловленных частыми наездами на жесткие препятствия при работе трактора в лесосеках.
Гусеница трактора ТДТ-55 подобна гусенице трактора ТДТ-75. Пальцы шарниров этих гусениц фиксируются от осевых перемещений своими головками только в одном направлении. Головки пальцев при установке гусеницы обращены к раме трактора, и в случае, если палец выдвинется из проушин звеньев, то специальным профильным заталкивателем, закрепленным на картере конечной передачи, он возвращается в исходное положение. Такую же установку пальцев имеют гусеницы трактора ТДТ-40М.
Звенья гусеницы трактора ТДТ-40Мв отличие от звеньев гусеницы трактора ТДТ-75 имеют по два окна для входа зубьев двух венцов ведущего колеса. Окна расположены с боков направляющих ребер.
Гусеничная цепь тракторов Т-180 и Д-804 состоит из пятипроушинных звеньев, имеющих три узкие проушины с одной стороны,, под которыми располагаются сплошные почвоза-цепы, и две широкие проушины с запрессованными сменными стальными втулками с другой. Палец неподвижно закрепляется в трех узких проушинах звеньев.
Гусеничная цепь трактора ДЭТ-250 в отличие от рассмотренных выше конструкций имеет составные звенья с приподнятыми шарнирами. Щеки звеньев и гусеницы представляют собой фигурные поковки с механически и термически обработанными поверхностями. В большие отверстия щек звеньев впрессованы втулки, которые выходят за края щек, а в малые отверстия, расположенные в бобышках щек звеньев, запрессовывают пальцы. Соединенные таким образом щеки звеньев образуют беговую дорожку для перекатывания опорных катков. Пальцы и втулки запрессовывают прессом с усилием около 100 Т.
Каждый палец свободно входит во втулку, образуя шарнир гусеницы. Выступающие концы впрессованных втулок входят в расточки смежных щек звеньев, обеспечивая лабиринтное уплотнение, предотвращающее попадание абразива на трущиеся поверхности пальца и втулки. Шарниры гусениц не смазывают. К каждой паре собранных щек звеньев снизу прикрепляют башмак, выполненный с почвозацепом, при помощи шести болтов, из которых два средних призонные.
На щеках звеньев гусениц имеются выштам-пованные направляющие гребни, расположенные сбоку, с наружной стороны беговой дорожки, предохраняющие гусеницу от соскакивания. Роль цевок гусениц выполняют втулки, зацепляющиеся с зубьями двойных ведущих колес.
Для удобства сборки, транспортировки и эксплуатации гусеница имеет семь замыкающих шарниров, делящих ее на пять отрезков и обеспечивающих легкое удаление двух звеньев из гусеницы по мере ее износа и удлинения. Замыкающие шарниры имеют укороченную втулку. В выточки смежных щек звеньев устанавливают шайбы. Пальцы замыкающих шарниров пустотелые, с прорезями и коническими отверстиями на концах, свободно входят во втулки тл соответствующие отверстия щек звеньев. От проворачивания и осевого перемещения замыкающие пальцы крепятся в проушинах звеньев стопорными конусами, запрессованными в конусные отверстия пальцев под относительно небольшим усилием. Для облегчения выпрессовки стопорных конусов в одном из них имеется сквозное отверстие с резьбой, закрытое пробкой. При разъединении гусеницы сначала выколоткой 8, заложенной в палец, через отверстие конуса выбивают конус, а затем выколоткой большего диаметра — конус.
Гусеничная цепь трактора Т-100М. подобна вышеописанной и отличается от нее в основном лишь размерами деталей и несколько формой штампованных щек звеньев. Звенья гусениц трактора Т-100М не имеют направляющих гребней, а гусеница имеет лишь один замыкающий шарнир во всем обводе. Выпрессовку стопорных конусов и замыкающего пальца осуществляют специальными съемниками. К каждой паре щек звеньев башмак крепится четырьмя болтами.
Гусеничная цепь трактора Т-4М объединяет в себе ряд конструктивных особенностей рассмотренных типов гусениц. Она состоит из цельнолитых звеньев. Звенья гусеницы представляют собой фигурные стальные отливки с приподнятым над грунтом шарниром и беговыми дорожками с башмаком и почвозацепом, похожие на собранные звенья гусеницы трактора Т-100М. Шарнирное соединение звеньев гусеницы такое же, как у трактора Т-100М.
Опорные катки. Они служат для поддержания и перемещения остова трактора по гусеничной цепи, передачи его веса через гусеницу на грунт и восприятия боковых реакций грунта при поворотах трактора.
Тяжелые условия работы катков — воздействие больших вертикальных и горизонтальных, а также ударных нагрузок при наезде на препятствия и поворотах трактора, непосредственная близость абразивной среды (пыли, грязи) — вызывают определенные требования, предъявляемые к их конструкции. Опорные катки должны иметь износостойкие рабочие поверхности и надежное уплотнение подшипников, обеспечивающее возможность применения жидких масел. На всех отечественных тракторах уплотнение подшипников опорных катков осуществляют торцовыми металлическими уплотнениями с грязезащитным лабиринтом. Кроме того, опорные катки должны создавать минимальное сопротивление перекатыванию трактора, быть простыми в изготовлении и обслуживании.
Размеры, число и конструкция опорных катков определяются назначением трактора, конструкцией гусеницы и подвески.
По конструкции различают катки: одинарные и двойные; с ребордами и без реборд; с подвижной и неподвижной осью; с двухопорной и консольной осью.
Осевые усилия воспринимаются подшипниками или специальными торцовыми упорами.
В зависимости от типа подвески опорные катки обычно группируют в тележки или каретки.
Двойные опорные катки трактора Т-100М. имеют реборды и двухопорную неподвижную ось.
Катки состоят из двух сваренных встык штампованных роликов, установленных на оси на цилиндрических роликоподшипниках.
От продольных перемещений опорный каток фиксируется на оси ее средним буртом, внутренними кольцами подшипников, неподвижными упорными шайбами, соединенными с осью при помощи лысок, и вращающимися фланцами, присоединенными к катку болтами. Наружные кольца подшипников от продольного перемещения фиксируются также фланцами, дистанционными кольцами и втулкой. Для свободного вращения катка на оси между торцами фланцев и упорными шайбами устанавливают зазор от 0,2 до 0,6 лии, обеспечиваемый прокладками.
Подшипники катка смазывают через канал в оси, закрываемый пробкой, маслом АК-10 или АК-15.
Уплотнение мест возможной утечки масла обеспечивают резиновыми кольцами, и и торцовым уплотнением, состоящим из двух притертых друг к другу металлических колец. Одно кольцо подвижное, соединенное с фланцем штифтами, вращается вместе с катком, а другое кольцо — неподвижное, застопоренное на оси с помощью лыски. Постоянное прижатие колец друг к другу обеспечивается пружиной, закрытой резиновым кожухом.
На оси катков с двух сторон устанавливают крышки. Кольцевые зазоры между крышками и фланцами образуют лабиринтное уплотнение, препятствующее попаданию грязи к трущимся поверхностям. Ось катка с помощью кронштейнов, отлитых совместно с крышками 19, болтами крепят к нижним полкам балок тележки гусеницы. От проворачивания ось удерживается плоскими срезами на концах, прилегающих к плоскостям балок, а от осевых перемещений трапецеидальной канавкой, в которую входит специальный упор рамы. тележки.
Опорные катки группируют по пять штук в каждой гусеничной тележке. Три катка (первый, третий и пятый) имеют по две реборды снаружи, а два (второй и четвертый) по четыре (две реборды с внутренней стороны, две с наружной). Реборды предохраняют опорные катки руют стопорными винтами в кронштейнах. Кронштейны крепят болтами к раме гусеничной тележки. К каждой гусеничной тележке крепят по четыре опорных катка. Сход опорных катков с гусениц предохраняется гребнями гусениц, проходящими между ободьями опорных катков.
Опорные катки имеют централизованную смазку подшипников из резервуара, закрепленного на раме тележки гусениц.
Рис. 3. Тележка гусеницы трактора Т-100М
Тележка гусеницы снабжена рамой, опирающейся на опорные катки, на которой устанавливают направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройством и два поддерживающих ролика.
Идентичные опорные катки и гусеничные тележки, отличающиеся только формой или размерами отдельных элементов, имеет трактор Т-4М.
Опорные катки трактора Т-50В подобны вышеописанным.
Конические подшипники регулируют прокладками, установленными между торцами кронштейнов и внутренних колец подшипников.
Опорные катки трактора Т-38М двойные, цельнолитые, устанавливают на неподвижной оси на двух роликовых конических подшипниках. Зазор в подшипниках регулируют прокладками. Крышки катков выполняют роль подвижных колец торцового уплотнения. Ось катка устанавливают в кронштейнах, посредством которых она крепится к раме тележки гусеницы. От проворачивания и осевых перемещений ось фиксируют в кронштейнах четырьмя болтами с каждой стороны.
Четыре опорных катка устанавливают на каждой ?гусеничной тележке.
Смазка подшипников опорных катков централизованная. Резервуаром централизованной смазки служит полость заднего кронштейна, приваренного к раме тележки гусеницы. Из резервуара масло по трубке, проходящей внутри лонжеронов, распределяется параллельно по всем каткам. Через отверстия в нижней полке лонжерона и в кронштейне, кольцевые. Смазку подшипников и ее замену осуществляют через продольные ступенчатые и радиальные сверления в оси катка, закрываемые пробкой. Предотвращение возможных утечек масла осуществляется резиновыми кольцами.
Зазор в подшипниках регулируют изменением числа прокладок.
На тракторе устанавливают по четыре катка с каждой стороны, сгруппированных по два катка в балансирные каретки.
Рис. 4. Опорные катки тракторов:
а — Т-38М; б — Д-804
Направление движения опорных катков по гусенице обеспечивается гребнями звеньев, располагающимися между ободами катков.
Двойные опорные катки тракторов ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75. имеют подвижную ось. Ось катка устанавливают на двух роликовых конических подшипниках в отверстии головки балансира. От продольных перемещений ось удерживается буртом, подшипниками и крышками, прикрепленными болтами к балансиру. В крышках расположены и закреплены резиновыми кольцами неподвижные металлические кольца торцового уплотнения. Опорный каток, представляющий собой стальную отливку с закаленным ободом, с собранными на его ступице торцовым уплотнением и грязезащитным кожухом напрессовывается на ось и удерживается на ней гайкой и призматической шпонкой. Для удобства монтажа на ступице катка торцового уплотнения служит пружинное стопорное
Опорные катки трактора ДЭТ-250 по своей конструкции подобны вышерассмотренным (ДТ-54А). Особенностью их является вращение оси катков на трех подшипниках: двух роликовых цилиндрических и одном шариковом радиальном. Подшипники устанавливают в стальной втулке, впрессованной в нижнее отверстие головки балансира и зафиксированной в ней цилиндрическим штифтом. От продольных перемещений ось катка удерживается крышками. Наружную крышку крепят к втулке болтами, а внутренняя удерживается пружинным стопорным кольцом. Осевые усилия воспринимаются шарикоподшипником.
Одинарные опорные катки трактора Д-804 имеют двухопорную неподвижную ось. Литой стальной каток, имеющий сферический обод, вращается на оси в бронзовых втулках, запрессованных в стаканы. Стаканы вместе с крышками крепят к ступице катка болтами. От продольных перемещений каток удерживается буртом оси. Смазку подшипников, уплотнение катка и крепление оси его к раме тележки осуществляют так же, как и на тракторе Т-100М. Четырнадцать опорных катков крепят по семь штук с каждой стороны трактора к рамам тележек гусениц. При движении трактора ободья катков располагаются между специальными ребрами звеньев гусениц, что предохраняет сход катков с гусениц.
Одинарные опорные катки трактора Т-180 имеют неподвижную консольную ось. Каток, представляющий собой стальную отливку со сферическим ободом, вращается на оси, на двух подшипниках качения. Ось катка впрессована в отверстие головки балансира и приварена к нему. Наружные кольца подшипников с распорной втулкой зажаты между крышками катка. Наружная крышка удерживается стопорным пружинным кольцом, а внутреннюю крепят к катку болтами. Каток на оси удерживается гайкой. Осевые усилия воспринимаются шарикоподшипником. С внутренней стороны, обращенной к остову трактора, каток уплотняется торцовым уплотнением и грязезащитным лабиринтом.
На тракторе устанавливают двенадцать катков по шесть с каждой стороны. Катки попарно объединяют в каретки.
Одинарные опорные катки с неподвижной консольной осью имеют тракторы ТДТ-75, ТДТ-55 и ТДТ-40М.
Литой стальной опорный каток тракторов ТДТ-75 и ТДТ-55 с цилиндрическим ободом устанавливают на оси, на двух роликовых конических подшипниках. Ось катка запрессована в отверстие головки балансира. С внутренней стороны каток закрыт крышкой с торцовым уплотнением и грязезащитным лабиринтом, а с наружной — крышкой.
Каток с подшипниками удерживается на оси гайками и упорной шайбой. Этими же гайками регулируют зазор в подшипниках.
Трактор ТДТ-55 имеет восемь катков, попарно объединенных в каретки. На тракторе ТДТ-75 десять опорных катков объединяют по два катка в передние каретки и по три в задние каретки.
Опорные катки трактора ТДТ-40М отличаются от катков трактора ТДТ-75 лишь конструкцией обода. Он изготовлен из листовой стали и крепится к ступице болтами. На тракторе устанавливают восемь опорных катков, попарно объединенных в балансирные каретки.
Поддерживающие ролики. Они служат для поддерживания (при чрезмерном провисании) верхней ветви гусеничной цепи и направления ее движения. Число поддерживающих роликов, устанавливаемых на тракторе, зависит от расстояния между осями ведущего и направляющего колес, т. е. от продольной базы трактора. На тракторах, имеющих короткую продольную базу, поддерживающие ролики могут отсутствовать, примером является трактор Т-38М.
Условия работы поддерживающих роликов значительно легче, чем условия работы опорных катков, поскольку они нагружены только частью веса гусеницы. Попадание влаги и грязи в подшипники поддерживающих роликов менее вероятно, так как они находятся на относительно большом расстоянии от поверхности пути по сравнению с опорными катками. Поэтому поддерживающие ролики обычно проще опорных. Однако в ряде случаев, для взаимозаменяемости, поддерживающие ролики и опорные катки имеют одинаковую конструкцию.
Классификация поддерживающих роликов подобна классификации опорных катков. Ввиду более легких условий работы, в большинстве своем поддерживающие ролики выполняются с неподвижной консольной осью. Кроме того, такая конструкция предохраняет их от забивания грязью.
Конструкции ободьев поддерживающих роликов зависят от конструкции звеньев гусеницы. Их форма должна предохранять гусеницу от спадания и обеспечивать направление ее движения.
Поддерживающий ролик трактора Т-100М представляет собой стальную отливку с двумя ободьями и ребордами. Ролик вращается на оси на двух втулках из ковкого чугуна. Ось катка впрессована в специальный кронштейн, закрепленный на раме тележки гусеницы. Внутренняя полость катка закрыта с одной стороны универсальным самоподжимным сальником, а с другой — крышкой с резиновым уплотнительным кольцом. Осевые перемещения катка ограничиваются упорной шайбой, установленной с небольшим зазором между торцами крышки и наружной втулки. Упорная шайба закреплена на оси замковым устройством, состоящим из двух полуколец, установленных в выточках оси, и наружного кольца, охватывающего полукольца.
На тракторе устанавливают четыре поддерживающих ролика, по два на каждой гусеничной тележке.
Поддерживающие стальные литые ролики тракторов ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75 устанавливают на оси на роликовом цилиндрическом и шариковом радиальном подшипниках. Ось на тракторе ДТ-75 запрессована в промежуточный кронштейн, который крепят болтами к кронштейну рамы трактора.
В тракторах ДТ-75А и Т-74 оси запрессовывают непосредственно в кронштейны рамы трактора.
Внутренняя полость ролика закрыта с одной стороны крышкой с торцовым уплотнением и грязезащитным лабиринтом, а с другой— крышкой 8. От осевых перемещений каток удерживается на оси шарикоподшипником,
Поддерживающие ролики трактора ДЭТ-250 подобны опорным каткам и отличаются от них креплением боковых крышек и тем, что оси поддерживающих роликов вращаются на двух шарикоподшипниках.
Поддерживающие ролики на тракторах ТДТ-75, ТДТ-55 и ТДТ-40М отсутствуют, так как их опорные катки, на которые ложится верхняя ветвь гусеничной цепи, относительно большого диаметра.
Рис. 5. Поддерживающие ролики тракторов:
а — ДТ-54А, Т-74, ДТ-75; б – T-4M
Поддерживающий литой ролик трактора Т-4М вращается на оси на двух роликовых конических подшипниках. Ось запрессована в кронштейн, закрепленный на раме тележки гусеницы.
От осевых перемещений ролик удерживается на оси гайками и шайбой. Этими же гайками регулируют необходимый зазор в подшипниках. Выступ на цилиндрической поверхности ролика обеспечивает направление движения гусеницы. На тракторе устанавливают четыре поддерживающих ролика, по два на каждой гусеничной тележке.
Поддерживающие ролики трактора Т-50В взаимозаменяемы с опорными катками. С каждой стороны трактора устанавливают по одному поддерживающему ролику.
Поддерживающие ролики тракторов Т-180 и Д-804 взаимозаменяемы. Поддерживающие ролики этих тракторов аналогичны опорным каткам трактора Т-180 и отличаются от последних лишь формой обода и установкой оси. Оси поддерживающих роликов не запрессовывают, а зажимают в разрезных головках кронштейнов рамы трактора. На тракторах устанавливают по шесть поддерживающих роликов.
Направляющее колесо, натяжное и амортизирующее устройства. Направляющее колесо, работающее совместно с натяжным и амортизирующим устройствами, служит для направления движения гусеницы и правильной укладки ее звеньев под передние опорные катки, изменения степени натяжения гусеничной цепи, смягчения ударов и толчков при наезде трактора на препятствия и предохранения от перенапряжений механизмов гусеничного движителя (особенно гусеницы) при попадании твердых предметов между ведущим или натяжным колесами и гусеницей.
Основные требования, предъявляемые к направляющим колесам, снабженным натяжным и амортизирующим устройствами, определяются их назначением. Кроме того, они не должны создавать значительных сопротивлений при перематывании гусеницы, должны быть конструктивно несложными, простыми и надежными в эксплуатации при невысокой стоимости изготовления.
Направление движения гусеницы обеспечивают соответствующей конструкцией обода колеса. В зависимости от конструкции гусеницы обод направляющего колеса выполняют гладким или с выступом в средней части его цилиндрической поверхности, или с желобом.
При перематывании гусеницы ее направляющие ребра (гребни) проходят в середине желоба или с боков цилиндрического выступа обода направляющего колеса, вследствие чего предотвращается боковое смещение звеньев гусеницы и обеспечивается правильное расположение их беговых дорожек против опорных катков.
Направляющие колеса выполняют цельнолитыми или составными, когда ступицы колес соединяют с ободьями болтами или сваркой.
Натяжение гусеницы регулируют изменением расстояния между осями направляющего (натяжного) и ведущего колес гусеничного движителя путем перемещения направляющего колеса. Возможность этого перемещения обеспечивают установкой осей натяжных колес на ползунах (скользящая установка) на раме гусеничной тележки или в опорах рамы трактора с помощью кривошипа (качающаяся установка).
Ползуны перемещаются по плоским направляющим, приваренным к балкам рамы тележки гусеницы, или по стержневым направляющим, которые предохраняют направляющее колесо от боковых и вертикальных смещений, а при плоских направляющих для этого предусматривают специальные приспособления.
Перемещение направляющего колеса при регулировании натяжения гусеничной цепи или при ее монтаже и демонтаже обеспечивают натяжным приспособлением. При качающейся установке осей натяжных колес (на кривошипе) применяют механические винтовые натяжные приспособления, а при скользящей установке (на ползунах) как винтовые, так и гидравлические. Гидравлические приспособления устанавливают в основном на мощных гусеничных тракторах Д-804 и ДЭТ-250. х
Смягчение ударов и толчков, а также предохранение от перенапряжений механизмов гусеничного движителя при наезде трактора на препятствия и попадании твердых тел между гусеницей и ободьями колес или катков, а также при нарушении зацепления гусеницы с ведущим колесом обеспечивает амортизирующее устройство. Обычно амортизирующее устройство, представляющее собой спиральную пружину, объединяют с натяжным приспособлением, для которого амортизирующее устройство представляет упругое замкнутое звено. Пружину амортизатора устанавливают в предварительно сжатом состоянии. Поэтому во избежание чрезмерного натяжения гусеницы предварительное сжатие пружины не должно передаваться на гусеничную цепь.
Направляющие колеса обычно не опираются на почву и разгружены от веса трактора при его движении по твердому грунту. Степень их приподнятости от поверхности пути зависит от типа подвески трактора.
При балансирных подвесках натяжные колеса более удалены от поверхности пути, чем при полужестких подвесках.
Иногда в конструкциях ходовых систем болотных тракторов (ДТ-55А) для увеличения опорной поверхности гусениц, обеспечивающей повышенную проходимость трактора по топким болотным грунтам, натяжные колеса являются несущими, выполняющими функции опорных катков.
Установку направляющих колес на кривошипе осуществляют на отечественных тракторах, имеющих балансирную подвеску (тракторы ДТ-54А, Т-74, ДТ-75, ТДТ-40М, ТДТ-55, ТДТ-75, Т-180), а на ползунах — на тракторах с жесткой и по-лужесткой подвеской (тракторы Т-50В, Т-38М, Т-100М, Т-4М, Д-804), а также на тракторе ДЭТ-250, имеющем индивидуальную подвеску.
Направляющее колесо, натяжное и амортизирующее устройства трактора ДТ-75. Цельнолитое направляющее колесо с раздвоенным ободом установлено на цапфе коленчатой оси на двух роликовых конических подшипниках и удерживается от осевых смещений гайками и шайбой. Гайкой регулируют зазоры в конических подшипниках. Для предохранения впадины обода от залипания грязью и для снижения веса колеса на его ободе и диске сделаны большие окна. Необходимую жесткость колеса обеспечивают ребрами, расположенными по контуру окон и вдоль спиц.
Фиксированное положение наружных колец подшипников при запрессовке их в ступицу колеса обеспечивают стопорным кольцом и дистанционной втулкой.
Подшипники колеса работают в жидкой смазке. Вытекание и загрязнение смазки предотвращают с наружной стороны крышкой и с внутренней — резино-металлическим торцовым уплотнением, подобным уплотнению опорных катков. Дополнительный лабиринт, защищающий детали уплотнения от грязи, образован защитным колпаком, приваренным к коленчатой оси, и цилиндрическим хвостовиком щитка уплотнения. Щиток и корпус уплотнения болтами крепят к ступице колеса.
Коленчатая ось верхним концом свободно устанавливается в стальных втулках, впрессованных в опору, приваренную к раме трактора. От осевых перемещений коленчатая ось удерживается торцом у основания оси и шайбой, прикрепленной к оси тремя болтами. Внутреннюю полость опоры заполняют через масленку консистентной смазкой.
К коленчатой оси направляющего колеса шарнирно, при помощи пальца и ушка, прикреплена вилка.
От проворачивания ушко фиксируют шпонкой. Через отверстие вилки свободно проходит натяжной винт, на котором между вилкой и упорной шайбой устанавливают две пружины и амортизирующего устройства. С помощью гайки обеспечивают необходимое предварительное сжатие пружины. Создаваемое усилие от предварительного сжатия пружины не передается гусенице.
Рис. 6. Направляющее колесо, натяжное и амортизирующее устройства трактора ДТ-75
На резьбовой конец натяжного винта навинчивают контргайку и регулировочную гайку с цилиндрическим хвостовиком, на который насаживают упорное яблоко. С помощью упорного яблока натяжной винт шарнирно устанавливается в сферической головке упорного кронштейна. Через отверстие в сферической головке проходит резьбовой конец натяжного винта.
Натяжение гусениц регулируют гайкой. При свинчивании гайки натяжной винт выдвигается вперед. От проворачивания натяжной винт удерживают прямоугольной головкой, расположенной между проушинами вилки. Движение винта через упорную шайбу, амортизирующие пружины и вилку передается коленчатой оси, которая, поворачиваясь, подает направляющее колесо вперед, вызывая увеличение натяжения гусеницы.
Смягчение ударов при наезде на препятствие достигается тем, что направляющее колесо, перемещаясь назад, сжимает пружины амортизатора. Деформация пружин поглощает значительную часть энергии удара и снижает динамическую нагрузку, передаваемую на остов трактора.
Тракторы ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75 имеют идентичные конструктивные схемы установки направляющих колес с натяжным и амортизирующим устройствами. В отличие от трактора ДТ-75 направляющее колесо тракторов ДТ-54А Т-74 составное, с широко расставленными ободьями.
Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трелевочного трактора ТДТ-75 представлено на рис. 7. Цельнолитое направляющее колесо, опорные катки трактора, их установка, смазка и уплотнение аналогичны. Ось направляющего колеса впрессовывают в нижнее отверстие щеки кривошипа. Со стороны рамы она имеет цилиндрическую цапфу, служащую для шарнирного соединения оси через проушину с натяжным устройством. Ось качания кривошипа, впрессованная в верхнее отверстие щеки кривошипа, свободно устанавливается в двух стальных каленых втулках опорной трубы , вваренной в лонжерон рамы трактора. От боковых смещений ось удерживается кольцевой канавкой и стопором.
Натяжной винт одним концом входит в проушину и фиксируется в ней стопорным болтом, а другим ввернут в резьбовое отверстие штока, к которому со стороны направляющего колеса приварен удлинитель с фланцем.
На штоке между фланцем удлинителя и сферической опорой устанавливают пружину амортизатора. Предварительное сжатие пружины осуществляют болтом, ввернутым в резьбовое отверстие штока. Амортизирующее устройство в сборе с натяжным устройством устанавливают в сферическом гнезде упорного кронштейна, приваренного к раме трактора.
При дополнительном сжатии пружины (наезд на препятствие, расклинивание гусеницы и т. п.) шток свободно проходит в цилиндрическом отверстии сферической опоры. Ограничение максимального сжатия пружины обеспечивается упорным кольцом, приваренным к трубе штока, которое упирается в передний торец шаровой опоры.
Натяжение гусеницы регулируют вращением натяжного вийта при вывернутом стопорном болте.
Направляющее колесо трактора ТДТ-40М в отличие от направляющего колеса трактора ТДТ-75 составное, состоящее из ступицы и обода, соединенных между собой болтами.
Трактор ТДТ-40М имеет подобную трактору ТДТ-75 конструкцию кривошипа с направляющим колесом и его установку на раме.
Амортизирующее устройство в сборе устанавливают в двух кронштейнах, приваренных к раме трактора. Шток амортизатора с приваренной к нему головкой свободно устанавливается в переднем направляющем кронштейне, а к заднему кронштейну крепят упорную шайбу двумя болтами. Между передней головкой штока и упорной шайбой устанавливают амортизирующую пружину. Предварительное сжатие пружины осуществляют гайкой.
Натяжное устройство состоит из винта, шарнирно закрепленного на выступающем конце оси направляющего колеса шайбой и винтом, и регулировочной гайки с приваренным к ней стержнем, имеющим кольцевую выточку и сферическую головку на конце. Стержень регулировочной гайки своей сферической головкой упирается в сферическое гнездо головки штока и фиксируется в ней от выпадания винтом.
Натяжение гусеницы регулируют перемещением оси направляющего колеса, которое обеспечивается вращением регулировочной гайки при отпущенной контргайке.
Болты крепления упорной шайбы амортизирующего устройства являются предохранительными. Болты рассчитаны так, что при возникновении чрезмерного натяжения гусеницы они разрываются, освобождая пружину и устраняя опасность повреждения механизмов ходовой системы.
Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройством трактора Т-180 представлено на рис. 9.
Направляющее колесо установлено на цапфе кривошипа аналогично опорному катку. Ось качания кривошипа устанавливают в бронзовых втулках, запрессованных в кронштейны, приваренные к лонжерону рамы, и удерживают от осевых смещений шайбой и болтами.
Натяжное и амортизирующее устройства размещают внутри лонжерона рамы, что предохраняет их от повреждений и повышает срок службы.
В средней части оси кривошипа на шлицах устанавливают вильчатый рычаг, в проушинах которого свободно устанавливается палец. Натяжной механизм составляют шток и свободно насаженный на него полый регулировочный винт, который своей наружной резьбой ввинчивается в резьбовое отверстие пальца.
Амортизирующее устройство состоит из двух пружин, работающих одновременно, и передаточного механизма, представляющего собой рычаг, шарнирно соединенный со штоком и штоком, имеющим сферическую головку на конце. Амортизирующие пружины собраны в пакет с помощью стержня и упорных шайб. Между пружинами размещают разделительную шайбу. Пакет пружин устанавливают упорной шайбой на кронштейне, приваренном к лонжерону, а сферическим гнездом упорной шайбы —на сферической головке штока. Двуплечий рычаг качается на оси, закрепленной в стенках лонжерона. Предварительное сжатие пружин осуществляют болтом, который вворачивают в бонку, приваренную к лонжерону, и стопорят шайбой.
Усилия, воспринимаемые направляющим колесом, передаются через передаточный механизм амортизирующим пружинам, вызывая их дополнительное сжатие. При этом передаточный механизм изменяет создаваемое им передаточное отношение, позволяя поддерживать в заданных пределах усилие на оси направляющего колеса с начала его упругого хода.
Натяжение гусеницы регулируют вращением винта, вызывающим изменение положения рычага относительно штока, а следовательно, и поворот кривошипа с направляющим колесом. Фиксированное положение винта обесиечивается стопорной шайбой.
Направляющее колесо трактора ТДТ-55 и ТДТ-75, его установка на кривошипе и на раме трактора аналогичны, а натяжной механизм и амортизирующее устройство близки по устройству и принципу действия подобным механизмам трактора Т-180.
Рис. 7. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трелевочного трактора ТДТ-75
Направляющее колесо болотного трактора ДТ-55А является несущим. Условия его работы отличаются от условий работы обычных направляющих колес, так как оно, кроме своего основного назначения, выполняет функции опорного катка. Наличие больших вертикальных нагрузок, действующих на направляющее колесо, вызвало необходимость обеспечения его балансирно-рессорной подвеской.
Рис. 9. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора Т-180
Цельнолитое направляющее колесо трактора ДТ-55А установлено на цапфе ривошипа аналогично установке направляющего колеса трактора ДТ-75. Уплотнение ступицы колеса с внутренней стороны обеспечивается войлочным сальником. Ось качания кривошипа вращается во втулках, запрессованных в отверстие задней головки балансира, и удерживается от осевых смещений гайкой и упорной шайбой.
Балансир передней головкой с отверстием Посажен на втулках на оси, жестко срединенной с передним брусом рамы трактора, и фиксируется от осевых смещений шайбой. В полости головок балансира нагнетают консистентную смазку через масленки.
Свободным концом балансир через ролик, установленный на пальце, упирается в листовую рессору. Палец установлен в проушинах задней головки балансира и зафиксирован стопорной пластинкой и болтом. Рессора консольно прикреплена к лонжерону рамы трактора. Таким образом осуществлена балансирно-рессорная подвеска направляющего колеса.
В кривошип с противоположной стороны цапфы направляющего колеса запрессован палец, на котором свободно посажен и зафиксирован от осевых смещений шайбой и болтами передний упор амортизирующих пружин.
Задний упор пружин установлен и закреплен болтами на фасонной гайке. В эту гайку ввинчен натяжной винт, установленный на пальце, прикрепленном к швеллеру рамы. От осевых смещений головка натяжного винта удерживается шайбой, прикрепленной болтами к торцу пальца.
Две пары параллельно работающих амортизирующих пружин зажаты между передним и задним упорами с помощью стяжных болтов. Предварительное сжатие пружин обеспечивают ввинчиванием стяжных болтов в резьбовые отверстия переднего упора при отпущенных контргайках.
Натяжение гусеницы регулируют вращением гайки при отвинченных болтах и гайке.
При такой установке колес горизонтальные силы, действующие на колесо и возникающие при наезде трактора на препятствие, воспринимают амортизирующие пружины, а вертикальные — рессоры.
Направляющие колеса тракторов Т-50В, Т-38М, Т-100М, Т-4М, Д-804 и ДЭТ-250 з отличие от рассмотренных конструкций имеют опоры осей, устанавливаемые на рамах гусеничных тележек посредством специальных ползунов, обеспечивающих перемещение колес вдоль рамы тележки гусеницы при сжатии амортизирующих пружин.
Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора Т-50В показано на рис. 11. Установка цельнолитого направляющего колеса на оси, смазка его подшипников и уплотнение подобны установке, смазке и уплотнению опорного катка трактора. Ось направляющего колеса устанавливают в опорных кронштейнах и фиксируют в них стопорными болтами. Опоры осей направляющих колес болтами соединены с втулочными ползунами, свободно насаженными на цилиндрические направляющие стержни. Направляющие стержни крепят болтами к бонкам, приваренным к раме тележки.
Натяжной винт передним концом жестко соединен с ползунами, а вторым концом свободно Проходит в отверстии упорной шайбы амортизирующего устройства и упирается в нее регулировочной гайкой, навинченной на винт.
Двё амортизирующие пружины с разделительной- шайбой в предварительно сжатом установке опорного катка трактора. Ось колеса размещена в отверстиях двух опорных кронштейнов-ползунов и прикреплена к их крышкам болтами.
Ползуны обработанной плоскостью устанавливают непосредственно на лонжеронах рамы тележки гусеницы и соединяют между состоянии устанавливают в трубе, приваренной к раме тележки. Предварительное сжатие пружин не передается гусенице и воспринимается передней крышкой, прикрепленной к трубе болтами, в которую упирается упорная шайба пружин.
Рис. 10. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами и рессорно-балансирной подвеской трактора ДТ-55А
Натяжение гусеницы регулируют вращением гайки. От вертикальных и боковых смещений натяжное колесо удерживается направляющими стержнями.
Направляющее колесо с натяжным а амортизирующим устройствами трактора Т-38М представлено на ряс. 12.
Цельнолитое направляющее колесо трактора имеет в средней части обода желоб, в котором проходят направляющие гребни звеньев гусеницы. Установка колеса на оси подобна собой с помощью болтов двумя соединительными планками, образуя вилку, между проушинами которой размещается натяжное колесо. К нижним приливам кронштейнов ползунов прикреплены через регулировочные прокладки направляющие планки, охватывающие с нижней стороны верхние полки продольных лонжеронов рамы тележки и устраняющие перемещение ползунов с колесом в вертикальном и боковых направлениях.
В полуотверстиях соединительных планок цилиндрическим хвостовиком установлена регулировочная гайка, которая закреплена от осевых смещений стопорным кольцом со стороны направляющего колеса. В гайку передним концом ввернут натяжной винт, на котором между задним упором И и передней упорной
шайбой установлены две пружины и амортизирующего устройства. Предварительное сжатие пружин осуществляют вращением гайки , упирающейся в шайбу через дистанционную трубку. Задний упор крепят болтами к кронштейну задней подвески, приваренному к лонжеронам тележки. Кронштейн передней подвески, закрепленный на тележке болтами, выполняет функции направляющего элемента, в отверстии которого цилиндрическим пояском устанавливается гайка. Натяжение гусеницы регулируют вращением регулировочной гайки при отпущенных стяжных болтах. После регулирования гайку зажимают между соединительными планками стяжными болтами.
Рис. 11. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора Т-50В
Направляющее колесо трактора Т- 100М с натяжным и амортизирующим устройствами показано на рис. 13. Направляющее колесо цельнолитое, имеет обод специального профиля, обеспечивающий направление движения гусеницы. Колесо устанавливают на невращающейся оси на роликоподшипниках так же, как и опорные катки трактора. От осевых перемещений колесо удерживается крышками и упорными шайбами. Смазку подшипников колес осуществляют через отверстие, закрываемое пробкой.
Ось колеса устанавливают в отверстиях левой и правой опор и закрепляют в них конусным стопором. К опорам, с двух сторон, болтами прикреплены с внешней стороны крышка, а с внутренней — направляющий упор с захватами, охватывающие с боков верхние опорные направляющие планки и снизу боковые планки, приваренные к продольным лонжеронам рамы тележки. Этим предотвращаются боковое и вертикальное смещение колеса. Необходимый боковой зазор между крышками и верхними опорными планками обеспечивают прокладками.
Рис. 13. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора Т-100М
Под бпоры и подложены стальные плиты, которые вместе с опорами скользят по планкам рамы тележки. От смещений относительно опор плиты удерживаются запрессованными в них пальцами, на которые надеты пружины, сжатые болтами через прокладку. Пружины, разжимаясь, приподнимают опоры над плитой, выбирая зазор между захватами направляющих упоров и планками. Такое взвешенно-упругое состояние натяжного колеса устраняет удары захватов о боковые планки и опор о верхние направляющие планки рамы. К задней части опор и привернуты соединительные плечи, связывающие колесо с натяжным и амортизирующим устройствами.
Натяжной винт проходит через трубу поддерживающего кронштейна. Передним концом с помощью цилиндрической выточки его устанавливают в полуотверстиях соединительных плеч, соединенных между собой двумя болтами, а задним резьбовым концом он ввернут в подвижный кронштейн амортизирующего устройства.
Предварительно сжатую стяжным болтом пружину амортизирующего устройства задней упорной шайбой крепят к неподвижному кронштейну, приваренному к раме тележки, а передним упором к подвижному кронштейну. Предварительное сжатие пружины регулируют гайкой. Чрезмерное дополнительное сжатие пружины при срабатывании амортизирующего устройства ограничивают распорной трубой.
Натяжение гусеницы регулируют вращением натяжного винта 27 при отпущенных болтах 28.
Направляющее колесо с натяжными и амортизирующим устройствами тракторов Т-4М и Т-100М аналогичны.
Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора ДЭТ-250 изображено на рис. 14.
Направляющее колесо трактора состоит из двух стальных дисков, сваренных встык ступицами и усиленных распорными планками. Колесо вращается на двух роликоподшипниках на неподвижной оси, концы которой закреплены в отверстиях ползунов и конусным стопором.
От осевых смещений колесо удерживается на оси буртами в средней ее части и упорными шайбами, упирающимися в крышки и внутренние кольца подшипников.
Зазор между упорными шайбами и крышками, необходимый для свободного вращения колеса, обеспечивают прокладками, устанавливаемыми между крышками и торцами ступицы колеса. Резино-металлические торцовые уплотнения размещают в корпусах уплотнений, напрессованных на ось колеса, и в крышках ступицы.
Рис. 14. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора ДЭТ-250
Ползуны и через пружины и плиты опираются на направляющие планки, приваренные к балкам рамы тележки, и удерживаются от боковых и вертикальных смещений крышками и с захватами, охватывающими планки. Необходимый торцовый зазор между захватами и боковыми направляющими обеспечивают прокладками. К задней части ползунов болтами крепят коромысло с хвостовиком, посредством которых направляющее колесо соединяют с натяжным механизмом и амортизирующим устройством.
Гидравлический натяжной механизм состоит из корпуса, поршня, толкателя и коромысла с хвостовиком. На поршень насаживают до упора направляющую втулку и уплотнительные резиновые манжеты и зажимают гайкой.
Предохранение трущихся подвижных поверхностей деталей натяжного механизма от попадания пыли и грязи обеспечивают войлочными сальниками. Корпус натяжного механизма представляет собой толстостенный цилиндр, который передним концом устанавливают в направляющей трубе, вваренной в передний кронштейн поддерживающего ролика, а задним концом болтами крепят к переднему упору амортизирующего устройства.
Две пружины амортизирующего устройства устанавливают между передним и задним упорами и сжимают стержнем с гайкой. Вращением гайки создают предварительное сжатие пружин. Задний упор амортизирующего устройства болтами крепят к среднему кронштейну остова трактора. Натяжения гусеницы регулируют нагнетанием масла МТ-16П в гидроцилиндр через вентильное устройство.
Оно состоит из иглы, ввинченной в пробку. Игла конусным наконечником плотно закрывает негнетательный канал цилиндра. Рабочую жидкость в цилиндр нагнетают тавото-прессом через гибкий шланг, наконечник которого ввинчивается вместо пробки, при отвернутой на два-четыре оборота игле. При этом давление рабочей жидкости, создаваемое в полости цилиндра, передается через поршень, толкатель, хвостовик, коромысло и ползуны на ось направляющего колеса и сообщает ей поступательное движение, изменяя натяжение гусеницы. При достижении необходимого натяжения ввинчиванием иглы до плотного упора вентиль закрывают.
Уплотнение ступицы колеса осуществля, резино-металлическими торцовыми уплс нениями.
Натяжение гусеничной цепи производят нагнетанием солидола в полость гидроцилиндра через масленку, которая предохраняется от засорения и повреждений пробкой.
Подвески тракторов. Назначением подвески является соединение остова трактора с опорными катками, передача веса трактора на оси опорных катков, а также обеспечение плавности хода.
Подвеска состоит из элементов, обеспечивающих соединение остова трактора с осями опорных катков.
По своему конструктивному выполнению подвески разделяют на жесткие, полужесткие и упругие.
На рис. 16 показаны типовые схемы подвесок гусеничных тракторов.
Рис. 15. Направляющее колесо с натяжным и амортизирующим устройствами трактора Д-804
Жесткая подвеска. При жесткой подвеске оси опорных катков непосредственно (или при помощи кронштейнов) жестко крепят к остову трактора. Жесткая мягких почвах обеспечивает более распределение давления по каткам, улучшая сцепление гусениц с почвой. Однако при работе трактора на плотных и неровных почвах ухудшается приспособляемость гусеничных движителей к рельефу пути, и все удары, воспринимаемые ходовой системой, передаются остову трактора. Поэтому применение жестких подвесок в настоящее время ограничено лишь тихоходными тракторами. Примером является трактор Д-804, предназначенный для укладки труб, в котором оси опорных катков жестко прикреплены к рамам тележек, которые, в свою очередь, приварены к раме трактора.
Полужесткая подвеска. В полужесткой подвеске оси опорных катков жестко крепят к рамам гусеничных тележек, каждая из которых в двух точках соединена с остовом трактора: сзади — с помощью жесткого шарнира, и спереди — посредством упругого- элемента (рессоры или торсиона).
В некоторых конструкциях, соединение рамы гусеничной тележки с остовом трактора сзади и спереди осуществляют через упругие элементы (трактор Т-50В).
Ось качания рамы гусеничной тележки может совпадать с осью ведущего колеса или не совпадать с ней.
При совпадении оси качания тележки с осью ведущего колеса натяжение гусеницы воспринимается только рамой тележки. При качании тележки не происходит изменения расстояния между осью ведущего и направляющих колес, что не создает дополнительного натяжения гусеничной цепи. При несовпадении оси качания тележки с осью ведущего колеса натяжение цепи передается на остов трактора, а при качании тележки происходит дополнительное натяжение гусеничной цепи.
Полужесткие подвески находят широкое применение в отечественном тракторостроении. Жесткое крепление опорных катков к раме тележек гусениц, позволяющее создавать минимальное расстояние между их осями, и независимое качание тележек относительно остова обеспечивают равномерное распределение давления пр.длине опорной поверхности и улучшают приспособляемость движителя к неровностям почвы, что повышает тягово-сцепные качества трактора.
Наличие упругого элемента в подвеске, по-глощающего толчки и удары, передаваемые на остов, уменьшает утомляемость тракториста и увеличивает срок службы механизмов трактора. тов независимо от других осей соединена с остовом трактора (трактор ДЭТ-250).
В качестве упругих элементов в эластичной подвеске, а также в полужесткой применяют как листовые и пружинные рессоры, так и тор-сионы.
Упругие подвески независимо от типа обеспечивают более плавное движение на больших скоростях, лучшее подрессорйвание остова.
Рис. 16. Схемы подвесок гусеничных тракторов
Однако большая масса неподрессоренных частей при полужестких подвесках ограничивает повышение рабочих и транспортных скоростей движения трактора.
Упругая подвеска. В упругой подвеске соединение катков с остовом трактора осуществляется таким образом, что они имеют возможность перемещаться относительно друг друга и относительно остова в вертикальной плоскости.
Существует много разновидностей упругих подвесок, которые можно подразделить на две основные группы:
1. Балансирные подвески. В балансирных подвесках оси опорных катков группами по две и более с помощью системы рычагов (балансиров) объединены в каретки. Каждую каретку шарнирно соединяют с остовом трактора. В систему балансиров кареток или в соединение осей балансиров с остовом трактора обычно вводят упругие элементы. Балансирные подвески применяются на тракторах ДТ-54А, Т-74, ДТ-75, ТДТ-40М, ТДТ-55, ТДТ-75 и Т-180.
2. Индивидуальные подвески. Каждая ось опорного катка с помощью системы рычагов и упругих элемен-лучшую приспособляемость ходовой системы к рельефу пути, что благоприятно влияет на работу трактора.
Трактор Т-100М. имеет полужесткую подвеску с осью качания рамы тележки, совмещенной с осью ведущего колеса.
Оси опорных катков жестко прикреплены к раме тележки гусеницы.
Сварную раму тележки гусеницы задней частью при помощи концевого подшипника и подшипника раскоса шарнирно соединяют с остовом трактора. Каждый конец неподвижной оси ведущего колеса, выступающий из корпуса конечной передачи, устанавливают на бронзовой втулке в корпусе концевого подшипника, болтами прикрепленном к раме тележки в отверстиях, и в корпусе подшипника раскоса. Корпус подшипника раскоса состоит из головки и крышки, скрепляемых четырьмя болтами. В головке и крышке установлены вкладыши.
Раскосы рамы тележки воспринимают боковые силы, стремящиеся развернуть тележки в стороны, и обеспечивают неизменность плоскости качания их относительно остова трактора.
В передней части остов трактора опирается на рамы тележек гусениц через балансирную рессору, которая в средней части соединена через малую рессору с остовом трактора, а концами опирается на рамы тележек.
Рис. 17. Подвеска трактора Т-100М:
а — рама тележки гусеницы; б — балансирная рессора
Балансирная рессора состоит из большой и двух малых и рессор.
Большая рессора, собранная – из семи листов, стянута центральным болтом и стремянками вместе с кованой крышкой и размещена.
Малые рессоры, состоящие из восьми листов, стянутых стремянками 7, устанавливают в приливах12 и крышки и коренными листами с помощью втулок и пальцев шарнирно соединены !с нижними концами стоек. Стойки свободно проходят в отверстиях коробки и Соединяются с ней с помощью пальца.
Малые рессоры способствуют сохранению устойчивости подрессоренной части трактора, устраняют ее отрыв от тележек и предохраняют раму трактора от перекосов, а ее лонжероны от скручивания.
Рис. 18. Подвеска трактора Т-38М
Большая рессора служит для поглощения ударных нагрузок, воспринимаемых ходовой частью, и обеспечивает независимое качание тележек гусениц при наезде на препятствие, что улучшает приспособляемость к неровностям местности.
лансирном устройстве вместо малых листовых рессор у трактора Т-4М установлены спиральные пружины.
Трактор Т-38М имеет полужесткую подвеску с осью качания рамы тележки, не совпадающей с осью ведущего колеса, и передним торсионным подрессориванием остова трактора.
Раму тележки с прикрепленными к ней снизу опорными катками соединяют шарнирно с остовом трактора посредством кронштейна (разрез А—Л), приваренного к раме тележки. На двух втулках и устанавливают цапфу, запрессованную в проушину корпуса конечной передачи и дополнительно приваренную к ней. Цапфа является осью качания тележки и располагается впереди и несколько ниже оси ведущего колеса. Аналогично (разрез Б—Б) устанавливают цапфу стойки передней подвески в головке переднего кронштейна, болтами прикрепленного к раме тележки. От боковых смещений при повороте трактора гусеничные тележки удерживаются упорными шайбами, прикрепленными болтами к заглушкам, которые впрессовывают в цапфы и приваривают к ним. Зазор между крышкой и буртами втулки, необходимый для свободного качания тележки относительно цапфы, обеспечивают регулировочными прокладками, устанавливаемыми между упорными шайбами и заглушкой. Шарниры смазывают солидолом, нагнетаемым через масленки.
Передняя подвеска с помощью рычагов и торсионного вала обеспечивает упругое соединение передней части остова трактора с гусеничными тележками. В неподвижно закрепленной поперек полурамы тракторц жесткой трубе расположен торсионный вал. На шлицевые концы торсионного вала насажены рычаги при помощи удлиненных ступиц, которые запрессованы в головки рычагов и дополнительно приварены к ним. Посредством этих ступиц рычаги шарнирно устанавливаются в поперечной трубе во втулках. Рычаги с обеих сторон трактора развернуты относительно друг друга примерно на 180° и цапфами опираются на стойки подвески. Стойки своими цапфами шарнирно закреплены в передних кронштейнах тележек гусениц. От боковых смещений рычаги и стойки удерживаются упорными шайбами.
Такая конструкция передней подвески дает возможность независимого качания тележек гусениц в вертикальной плоскости за счет упругого закручивания торсионного вала.
Виноградниковый трактор Т-50В выполнен с передним и задним подрессориванием остова с помощью торсионных валов.
Сварные рамы тележек гусениц в двух точках упругими шарнирами соединены с остовом трактора. Роль упругих элементов выполняют торсионные валы. Спереди с помощью кронштейнов, шатунов, пальцев и рычагов рамы тележек шарнирно соединены с поперечной трубой 4, которая жестко прикреплена к поперечному брусу полурамы трактора.
В трубе расположен торсионный вал, концы которого посредством шлицевых втулок соединены с рычагами.
Сзади остов трактора также подрессорен двумя независимыми торсионами, размещенными в трубах. Головки торсионов входят в отверстия шлицевых втулок, которые жестко связаны с внутренней стороны тележки с вилкой, а с внешней — с кронштейном, прикрепленным к раме тележки. Вилки шарнирно связывают рамы тележек с осью, которая жестко соединена с остовом трактора. Труба зажата в проушинах вилки и свободно установлена на втулках в кронштейне.
Передняя подвеска обеспечивает балансирную связь обеих рам тележек, позволяя им производить независимое качание при скручивании торсиона, и вместе с задними торсионами смягчает толчки при движении трактора.
Тракторы ДТ-54 А, Т-74 и ДТ-75 имеют упругие балансирные подвески, состоящие из четырех балансирных кареток, которые устанавливают на цапфах поперечных брусьев рамы по две с каждой стороны трактора.
Каждая каретка состоит из двух стальных литых балансиров — внешнего и внутреннего, шарнирно соединенных между собой осью. Ось качания свободно устанавливается в каленых втулках внешнего балансира и клином стопорится в отверстии внутреннего балансира. На концах балансиров монтируют опорные катки, а в верхних чашкообразных приливах установлены две спиральные пружины, служащие для смягчения толчков и ударов, передаваемых остову трактора.
Каретку подвески в сборе свободно насаживают на цапфу средним отверстием внешнего балансира, в которое запрессованы стальные каленые втулки. На тракторе ДТ-75 от осевых перемещений каретка удерживается на цапфе упорной шайбой И, прикрепленной к торцу цапфы цанговой гайкой, которую стопорят распорным болтом и гайкой. От проворачивания болт удерживается штифтом. Шайба установлена с зазором между торцами втулки и крышки.
Такое устройство кареток, позволяющее им поворачиваться на цапфе поперечного бруса, а балансирам качаться относительно друг друга при наличии рессор-пружин, обеспечивает хорошую приспособляемость ходовой системы к неровностям пути и плавность хода трактора.
На тракторах ДТ-54А и Т-74 применены идентичные каретки, которые отличаются от кареток трактора ДТ-75 лишь элементами фиксации их на цапфе от осевых перемещений и тем, что их шарнирные соединения работают без смазки, а на тракторе ДТ-75 цапфа каретки смазывается автотракторным маслом.
Масло заливают через отверстие во внешнем балансире, закрываемое пробкой, и предохраняют от утечки с внешней стороны крышкой, а с внутренней — самоподжимным каркасным сальником и войлочным кольцом, установленными в корпусе уплотнения, а также заглушкой, запрессованной в расточку полой цапфы. независимого качания главных балансиров относительно оси в пределах упругого хода рессор подвески.
Ограничение хода рессоры обеспечивается кронштейнами амортизатора с резиновыми буферами.
Трелевочный трактор ТДТ-40М. имеет балансирно-рессорную подвеску, представляющую тележку с балансирными каретками, по две с каждой стороны, на рессоры которой опирается остов трактора. Роль рамы тележки выполняют два главных балансира (левый и правый), шарнирно соединенные между собой. Главный балансир представляет собой продольную трубу, к которой приварены в средней части поперечная труба, а на концах фасонные головки, отлитые из стали. Шарнирное соединение главных балансиров осуществляют с помощью проходящих внутри поперечных труб, полой оси и стальной стяжной струны. Между поперечными трубами установлено уплотнительное резиновое кольцо. Такое соединение обеспечивает возможность
живается от осевых смещений шайбой (разрез Б—Б). В головках главных балансиров в специальных гнездах закреплены четверть-эллиптические девятилистовые рессоры с помощью центрального болта и стремянки. Задние рессоры с помощью ушка коренного листа (разрез В—В), в который запрессована стальная втулка 18, и оси шарнирно соединяют с задними кронштейнами рамы трактора. Трущиеся поверхности оси и втулки задней рессоры смазывают консистентной смазкой, нагнетаемой через масленку и сверления в оси. Передняя часть рамы трактора приваренными к ее лонжеронам кронштейнами опирается на передние рессоры, которые концами коренных листов входят в гнезда кронштейнов (разрез Г—Г), позволяющих рессорам воспринимать боковые усилия и перемещаться только в продольном направлении. Выход рессоры из гнезда предохраняется снизу пальцем, вставленным в отверстия стенок кронштейна.
Рис. 19. Подвеска трактора Т-50В
Каретка состоит из малого балансира и двух опорных катков, установленных на осях, запрессованных в головки малого балансира. Ось каретки (5—Б), запрессованная в малый балансир, свободно устанавливается во втулках головки главного балансира и удерживается в ней от осевых перетеля к рельефу пути и необходимую плавность хода трактора.
Трелевочный трактор ТДТ-75 имеет рычажно-балансирную подвеску с Пружинным подрессориванием передних кареток.
Рис. 20. Каретка подвески трактора ДТ-54А, Т-74 и ДТ-75
Свободное качание кареток относительно главных балансиров, а главных балансиров относительно друг друга при наличии упругих элементов (четырех рессор) обеспечивает хорошую приспособляемость гусеничного движи-
Каждая передняя каретка состоит из двух катков, установленных на осях малых балансиров, и посредством рычага шарнирно соединена с рамой трактора. Ось качания малого балансира свободно установлена во втулках, запрессованных в отверстие передней головки рычага подвески.
Рис. 21. Подвеска трелевочного трактора ТДТ-75
Задняя каретка состоит из трех катков, малого и большого балансиров. Два ее катка объединены малым балансиром, ось качания которого установлена в задней головке большого балансира аналогично передней каретке. На другом конце большого балансира на впрессованной в него оси монтируют третий каток.
Оси качания кареток, впрессованные в рычаг передней подвески и большой балансир, качаются в стальных каленых втулках поперечных труб рамы трактора. От осевых перемещений оси качания кареток и малых балансиров удерживаются стопорами, входящими в кольцевые проточки осей.
Шарнирные соединения кареток смазывают консистентной смазкой, закладываемой в их полости’ при сборке или ремонтах.
Подрессоривание передней каретки обеспечивают двумя пружинами, установленными на раме трактора в специальном кронштейне. Пружины размещены между упорами кронштейна и траверсой, приваренной к штоку. Шток перемещается в стальных втулках, запрессованных в расточки кронштейна. Предварительное сжатие пружин и предохранение штока от выпадания обеспечиваются корончатой гайкой, навинчиваемой на резьбовой конец штока.
Передача нагрузок на пружины осуществляется через упорные подушки, которые устанавливают в расточках траверсы и нижней головки рычага передней подвески и закрепляют в них пальцами.
Трелевочный трактор ТДТ-55 имеет рычажно-балансирную подвеску, состоящую из четырех двухкатковых кареток (по две с каждой стороны трактора), каждая из которых подрессорена. Устройство и принцип работы кареток подобны устройству и принципу работ передних кареток трактора ТДТ-75.
Трактор Т-180 имеет рычажно-балансирную подвеску с торсионным подрессориванием кареток. Опорные катки попарно объединены в каретки (по три с каждой стороны) двуплечими балансирами. Балансиры кареток свободно устанавливаются на осях, впрессованных в нижние головки балансирных рычагов и удерживаются от осевых перемещений упорной шайбой (разрез Б—Б). Упорная шайба прикреплена шпильками к торцу оси и расположена с зазором между торцами втулки и крышки ступицы балансира. Ось смазывают трансмиссионным автотракторным маслом и с внутренней стороны уплотняют резино-металлическим торцовым уплотнением.
Балансирные рычаги трубой, впрессованной и вваренной в его верхнюю головку, свободно устанавливаются в трубчатых опорах, вваренных в лонжероны рамы трактора. Упругая связь рычагов с рамой обеспечивается пучковыми торсионами (набор рессорных листов, работающих на скручивание). Торсионы средних кареток одним концом заделаны в трубе балансирного рычага, а другим — в трубе, вваренной в противоположный лонжерон рамы.
Торсионы задних кареток вдвое короче передних и обладают увеличенной жесткостью. Кроме того, упругий ход задних кареток ограничивается буферами, прикрепленными к раме трактора. Внутренние концы задних торсио-нов заделаны в кронштейне, приваренном к средней поперечной балке рамы трактора. Передние каретки через рычажную систему, состоящую из коромысел и тяг, сблокированы между собой.
Концы торсионов передних кареток (разрез А—А) заделаны в трубах балансирных рычагов и коромысел. Такая связь передних кареток обеспечивает лучшую приспособляемость гусениц к рельефу пути при отклонении рычага левой каретки вверх коромысла через тяги будут поворачивать рычаг правой каретки вниз, прижимая катки к гусенице. При этом закручиваются параллельно оба торсиона.
От спадания балансирные рычаги кареток удерживаются средним листом торсиона, соединенным штифтом с вилками и крышками.
Торсионы смазывают специальной смазкой (50% пресс-солидола УС и 50% трансмиссионного автотракторного масла), нагнетаемой в полость трубы торсиона через отверстие в крышке, закрываемое пробкой.
Трактор ДЭТ-250 имеет упругую индивидуальную подвеску, в которой каждый опорный каток (по шесть с каждой стороны) самостоятельно при помощи шарнира соединен с рамой тележки. Рама тележки жестко соединена с остовом трактора.
Каждый узел подвески включает в себя балансирный рычаг, трубу балансира и торсионный вал.
Балансир шлицевой верхней головкой устанавливают на наружные шлицы средней части трубы балансира. В нижней головке рычага смонтирован опорный каток. Балансирная труба размещена в бронзовых втулках и кронштейнов, что обеспечивает шарнирное соединение балансирного рычага с остовом трактора. Упругая связь рычага с остовом осуществляется торсионным валом, шлицевые головки которого устанавливают в шлицевом внешнем конце трубы. балансира и в шлицах поперечных труб остова трактора. Торсионы передних четырех подвесок каждой стороны имеют большую длину и доходят до середины остова трактора, упираясь торцами друг в друга. Торсионы задних двух подвесок значительно короче передних, что повышает их жесткость.
Рис. 23. Подвеска трактора Т-180
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Гусеничные движители тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы