Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Выбор топлива и смазочных материалов

Публикация:
   Изменения качества нефтепродуктов при хранении, заправке и применении

Читать далее:




Изменения качества нефтепродуктов при хранении, заправке и применении

На всех этапах транспортировки, приема, хранения, отпуска, заправки и применения в машинах происходит изменение свойств топлив и смазочных материалов, которые в некоторых случаях приводят к ухудшению их эксплуатационных показателей. Все изменения качества нефтепродуктов условно подразделяют на следующие группы: химические (окисление), испарение, обводнение и загрязнение.

Большинство выпускаемых нашей промышленностью нефтепродуктов имеют высокую химическую стабильность. Моторные топлива и масла при правильном хранении не ухудшают своих эксплуатационных качеств в течение нескольких лет (топлив — до 5 и более, масел — до 10).

Стандартами на нефтепродукты предусмотрен запас качества по показателям, которые наиболее сильно изменяются при хранении. Запас качества по этим показателям и скорость их изменения определяют срок хранения топлив и смазочных материалов. Рассмотрим химические изменения, происходящие с топливами и смазочными материалами.

При длительном хранении бензина его октановое число снижается на 1—2 единицы. Наиболее быстро накапливаются в бензинах фактические смолы Этот показатель явля ется главным при определении допустимого срока хранения бензина. Заводы-изготовители указывают допустимую концентрацию фактических смол как на месте производства, так и на месте потребления. Чем меньше в бензине содержится смол, тем больше возможный пробег автомобиля до появления неисправности в двигателе. В стандартах на бензины для каждой марки указывается индукционный период на месте производства. При хранении повышается кислотность бензина. Увеличение кислотности у бензинов повышает их коррозионную агрессивность.

По ГОСТ 2084—77 предусмотрен выпуск неэтилированных бензинов АИ-93, АИ-98 и А-76 с государственным Знаком качества. У этих бензинов снижены кислотность, концентрация фактических смол и повышен индукционный период, что значительно повышает эксплуатационные качества этих бензинов по сравнению с такими же марками этилированных бензинов.

При хранении дизельных топлив наблюдается рост кислотности и содержание фактических смол. Увеличение кислотности дизельных топлив имеет большее значение, чем повышение содержания фактических смол. Кислотность дизельных топлив допускается не более 5 мг КОН/100 мл, в то время как содержание фактических смол допускается на сравнительно высоком уровне—30…50 мг/100 мл.

Моторные масла и специальные жидкости обладают большой стабильностью, поэтому существенных химических изменений при длительном хранении у них не наблюдается .

Скорость химических изменений топлив и смазочных материалов зависит от температуры нефтепродуктов, каталитического действия цветных металлов, степени заполнения резервуаров и т. д. Наибольшее влияние оказывает температура на скорость химических процессов при хранении нефтепродуктов. В связи с этим подземный или полупод-земный способ хранения нефтепродуктов предпочтительнее наземного. Понизить температуру топлива в резервуаре можно путем окрашивания его красками в светлые тона. Светлая краска отражает от стенок резервуара большую часть лучистой энергии.

Техническими условиями наличие воды в топливах и смазочных материалах не допускается. Однако, в практике при плохом хранении часты случаи попадания воды в нефтепродукты. Она накапливается в резервуарах, образуя о топливом взвеси (эмульсии). Вода может накапливаться в баке автомобиля или трактора, когда в баке находится мало топлива. Бак заполняется воздухом, в котором содержатся пары воды, при охлаждении воздуха пары конденсируются и капельки воды стекают в топливо. Вода, попавшая в топливо, повышает коррозионный износ металлов и сплавов топливной аппаратуры, смазочной системы, резервуаров, баков и др. Стенки резервуаров и баков обычно корродируют в тех местах, где скапливается вода. Особенно сильная коррозия имеет место по линии раздела воды и нефтепродукта.

В холодное время года вода кристаллизуется, твердые частички льда забивают фильтры и топливную аппаратуру. Вода вместе со смолистыми веществами и органическими кислотами образует рыхлые осадки, которые ухудшают эксплуатационные свойства топлива, особенно его фильтрацию. Очень часто по этой причине не работают фильтры заправочных колонок. Особенно опасно попадание воды в моторные масла, которые, взаимодействуя с ней, образуют осадки, выпадающие на дно емкостей. Эксплуатационные свойства обводненных моторных масел резко ухудшаются. Сравнительно небольшое количество воды (0,1—0,2%) в течение нескольких дней хранения может разложить более половины присадок, содержащихся в моторном масле. Поэтому попадание атмосферных осадков в моторное масло не допускается. Моторные масла следует заливать только в сухую и чистую тару, с плотно завинчивающимися пробками и исправными прокладками.

При эксплуатации тракторов и автомобилей необходимо строго следить за сливом отстоя воды из топливных баков и системы питания. Следует также периодически удалять отстой из резервуаров топливохранилищ.

Значительно ухудшается качество топлив и смазочных материалов при попадании в них механических примесей. Примеси попадают в нефтепродукты при заливе в грязную тару, использовании неисправных шлангов, хранении в плохо закрытых резервуарах, наливе открытой струей. Существенное значение имеют состав, размер и количество механических примесей. Элементарный состав механических примесей в топливе примерно следующий: одна треть кремния, вносимого с пылью, и одна треть железа, попадающего с продуктами коррозии. Содержание других примесеи сильно изменяется в зависимости от времени года и условии эксплуатации тракторов и автомобилей. В летний период загрязненность топлив значительно выше, чем в зимний.

В выпускаемых заводами топливах не содержится абразивных механических примесей, однако при каждой перевозке и перекачке происходит постоянное его загрязнение. В баке трактора содержание пыли и песка в топливе может достигать 0,01%. Таким образом, при заправке в бак трактора в зависимости от его вместимости вносится 15—20 г абразивных частичек. Большинство этих частичек улавливается фильтрами грубой и тонкой очистки топлива, а некоторое количество проникает в цилиндры двигателя и вызывает повышенный износ деталей цилиндропоршневой группы.

В связи с особенностями топливоподающей системы двигателей предъявляются разные требования к чистоте топлива. Дизельные топлива не должны содержать частичек размером более 5—8 мкм, а бензины — .10—15 мкм. Дизельное топливо обладает значительной вязкостью и плотностью, в нем медленно осаждаются механические частички. Если в бензине механические примеси оседают через 2—3 ч, то в дизельном топливе в летний период — до 10 сут. Дизельное топливо надо брать для заправки тракторов и автомобилей из верхних наиболее чистых слоев. Для этой цели резервуары с дизельным топливом оборудуют плавающими топливоприемниками. Механические примеси, содержащиеся в дизельных топливах, являются одной из основных причин отказов топливной аппаратуры.

Перед заправкой в трактор или автомобиль топливо обязательно надо фильтровать. Топливными фильтрами тонкой очистки оборудованы механизированные заправочные средства, агрегаты технического обслуживания и топливораздаточные колонки. В двигателе топливо еще раз фильтруется в сетке горловины бака и в фильтрах грубой и тонкой очистки.

В моторных маслах не должны содержаться абразивные механические примеси. Однако на нефтескладах хозяйств количество абразивных частичек в маслах в отдельных случаях достигает 0,03%. В основном моторные масла загрязняются при работе в двигателе, поэтому эти продукты должны быть удалены при очистке масла в двигателе. Чем быстрее и полнее, удаляются продукты, накапливающиеся в масле, тем дольше оно работает в двигателе, тем эффективнее его работа и меньше износ деталей двигателя.

Перерасход топлив и масел может быть результатом использования некондиционных топлив и масел при их смешивании, например при добавлении низкооктановых бензинов (А-72 в бензин А-76 и другие), бензинов с керосином или дизельным топливом, масел разных марок. Эти смеси не пригодны к употреблению. Определить наличие керосина или дизельного топлива в бензине в условиях эксплуатации можно при помощи экспресс-анализа. Для этого на фильтровальную бумагу наносят несколько капель топлива так, чтобы образовалось пятно диаметром 68—80 мм. Дают топливу испариться в течение 30—40 мин при температуре около 20 °C. Если в бензине есть примеси керосина или дизельного топлива, на бумаге остается «жирное» пятно. При отсутствии примесей керосина и дизельного топлива в бензине бумага остается чистой.

При хранении и приемоотпускных операциях происходят потери бензина в результате его испарения. Дизельные топлива, моторные масла и большинство специальных жидкостей состоят из высококипящих соединений, потери на испарения у них незначительны и практически не влияют на изменение эксплуатационных свойств.

Испарение бензина всегда имеет место при так называемом «малом дыхании» резервуара, которое заключается в – следующем. В резервуаре над поверхностью бензина всегда имеется свободное пространство, в котором находится смесь паров бензина с воздухом (в 1 м3 находится около 1 кг паров бензина). Днем смесь нагревается, расширяется и частично «уходит» через дыхательный клапан в атмосферу. В ночное время смесь охлаждается, уменьшается в объеме, в резервуаре создается разряжение, через дыхательный клапан в него поступает свежий воздух, который затем насыщается парами бензина. Далее все повторяется снова, этот процесс называют «малым дыханием». Если резервуар закрыть герметически, то при охлаждении в нем создается глубокий вакуум и он будет смят, а при нагревании его разорвет из-за повышения давления.

Величина потерь бензина при «малом дыхании» зависит от перепада суточных температур. Например, при изменении температуры газового пространства с 15 до 40 °C из резервуара вместимостью 25 м3 за сутки испаряется в атмосферу около 2 кг бензина.

Существуют также «большие дыхания» резервуаров, которые протекают следующим образом. При отпуске из резервуара бензина количество жидкости уменьшается, а объем паров соответственно увеличивается. При полном сливе бензина резервуар оказывается заполненным только парами бензина и воздухом. При заполнении резервуара новой партией бензина смесь вытесняется через дыхательный клапан наружу. Потери при «большом дыхании» весьма значительны, так при наливе 25 м3 бензина в резервуар вместимостью 25 м3 сразу теряется около 25 кг топлива.

Уменьшения потерь бензина на испарение достигают снижением размера газового пространства емкости, желательно, чтобы резервуар был заполнен не менее чем на 90— 92% его объема. Если резервуар будет заполнен на 90% , то потери на испарение бензина составят 0,3—0,4%, на 50% — 3—4%, на 20% — 10—14%. Выпускаются резервуары с так называемой газовой обвязкой, которая позволяет улавливать пары при «малых и больших дыханиях». У этих резервуаров смесь при «дыханиях» уходит не в атмосферу, а в специальные емкости. Эта же смесь ид емкости поступает снова в резервуар при понижении в нем давления. Выпускают также приемораздаточные стояки с приспособлением для газовой обвязки при сливно-наливных операциях.

Окраска резервуаров является очень эффективным способом борьбы с потерями бензина от «малых дыханий». Окрашивают емкости в светлые тона, например, белый, розовый, светло-голубой. Наибольшей отражательной способностью обладает белая краска. В последнее время для окрашивания резервуаров используют фосфато-красочный раствор, который сохраняется -до 10 лет. Сооружение защитных экранов из деревьев лиственных пород, посаженных вблизи резервуаров, широко применяется на нефтескладах. В южных районах страны применяют отражательную изоляцию резервуаров, которая состоит из экрана-крыши и боковых стенок, выполненных из шифера. В результате снижения теплового действия на резервуары солнечных лучей потери нефтепродуктов сокращаются в 2— 3 раза. Орошение резервуаров водой применяется в южных районах страны для вертикальных резервуаров вместимостью более 75 м3. Потери от испарения при этом снижаются в два раза. Тепловая изоляция небольших резервуаров стекловатой, пенобетоном, пеностеклом также дает положительный результат в борьбе с потерями нефтепродуктов на испарение.

Лучшим способом борьбы с потерями нефтепродуктов является подземное размещение резервуаров, поскольку в них практически отсутствуют суточные колебания температур. Среднегодовые потери в подземных резервуарах :н ижаются в 2—3 раза по сравнению с наземными.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Выбор топлива и смазочных материалов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Изменения качества нефтепродуктов при хранении, заправке и применении"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства