Камерными называются шины, имеющие в своем комплекте камеру. Но, как будет показано ниже, существуют разновидности камерных шин, отличающиеся конструкцией основного элемента шины — покрышки.
Камерная шина, монтируемая на плоский обод, состоит пз покрышки, камеры и ободной ленты. В комплект камерной шины, монтируемой на глубокий обод, входят только покрышка и камера.
Покрышка. Основными частями покрышки являются каркас брекер (подушечный слой), протектор боковины и борта.
Каркас служит основой покрышки, придает ей необходимую прочность, гибкость и упругость. Он состоит из наложенных друг на друга и соединенных между собой нескольких слоев прорезиненного корда.
Повышение качества шин связано прежде всего с усовершенствованием конструкции каркаса. Улучшение конструкции каркаса достигается как в результате применения более качественных материалов, так и при изменении устройства и геометрических параметров элементов каркаса. Так, большое значение на эксплуатационные качества шины оказывает расположение нитей корда в каркасе и бре-кере.
По этому признаку все шины можно подразделить на диагональные и радиальные.
В каркасе диагональных шин нити соседних слоев корда перекрещиваются между собой под определенным углом (95—115 а угол наклона нитей корда к радиальной линии профиля покрышки по короне составляет примерно 52°. В каркасе этих шин всегда четное количество слоев корда. Это позволяет обеспечить равномерное распределение нагрузки на шину. Общее количество слоев корда в покрышке зависит от нагрузки, назначения, давления воздуха в шине, а также от материала корда. Так, у покрышек грузовых автомобилей число слоев корда бывает от 6 до 28, а у легковых — от 2 до 6. Счет слоев корда ведется от внутренней стороны покрышки к внешней.
У многослойных покрышек между некоторыми, главным образом последними, слоями корда имеются резиновые прослойки, которые создают упругую связь между слоями корда, допуская относительное смещение слоев при резких деформациях.
При работе диагональной шины в контакте ее с дорогой происходит изменение угла наклона нитей корда, что вызывает сдвиг слоев, неравномерное распределение нормальных и касательных напряжений, повышенные деформации и теплообразование. Все это сказывается отрицательно на сроке службы автомобильной шины. Диагональные шины не являются перспективными, и их выпуск сокращается.
Для конструкции каркаса шин всех указанных видов характерна тенденция к уменьшению отношения высоты к ширине профилл. Если у шин производства 30-х годов это отношение было более единицы, 40—50-х — близкое к единице, то в настоящее время выпускаются шины с отношением высоты профиля к ширине 0,8—0,7. Такие шины называются низкопрофпльными и выпускаются для автомобилей «Москвич», ВАЗ и ЗАЗ.
Низкопрофильные шины благодаря небольшой высоте боковин обеспечивают лучшую устойчивость автомобилю, а благодаря большей площади контакта с дорогой — лучшее сцепление. Важное достоинство этих шин — больший срок службы по сравнению с обычными диагональными шинами примерно на 40%.
Борта служат Для крепления покрышки на ободе колеса. Борт состоит из крыла и слоев корда, завернутых вокруг крыла. Крыло представляет собой проволочное бортовое кольцо 10 и профильный резиновый шнур, совместно обернутые тонкой прорезиненной тканью (оберткой) и усилительными лентами, служащими для закрепления крыла в покрышке. У покрышек легковых автомобилей профильный резиновый шнур и обертку не применяют. У грузовых покрышек с восемью и более слоями корда для большей прочности и лучшей устойчивости на ободе имеются два бортовых кольца. Бортовое кольцо делает борт покрышки жестким, нерастягиваю-щимся, а профильный шнур придает ему монолитность и требуемую форму.
Для защиты от повреждений при монтаже покрышек и в процессе работы борта по наружной поверхности покрывают одной или двумя прорезиненными лентами из чефера.
Протектор представляет собой толстую резиновую полосу, расположенную по беговой части покрышки, с рисунком на наружной поверхности, выполненным в виде выступов и канавок между ними.
Площадь выступов составляет 40—80% всей поверхности беговой дорожки протектора.
Протектор обеспечивает шине необходимое сцепление с дорогой, предохраняет каркас и камеру от повреждений, смягчает толчки и колебания, воспринимает тяговое и тормозное усилия, придает шине необходимую износостойкость, от которой зависит срок службы шин. Например, износ протектора шины 6,70—15 легкового автомобиля составляет 0,15—0,30 мм на 1 000 км пробега, а шины типа Р автомобилей ВАЗ 0,1 мм на 1000 км пробега.
Толщина протектора у обычных шин грузовых автомобилей 14— 32 мм, а легковых 7—17 мм. Подканавочный слой составляет 20— 40% толщины протектора.
Более толстый протектор имеет больший пробег и надежнее защищает каркас от внешних воздействий, но в то же время он утяжеляет шину, увеличивает сопротивление качению, момент инерции колеса и нагрев шины, что может привести к расслаиванию покрышки. Рецептура резины протектора оказывает большое влияние па его износ и сцепные качества шины. Иногда протектор выполняется из двух резин: верхний слой — из жесткой износоустойчивой резины; нижний (подканавочный слой) — из эластичной резины.
От формы рисунка протектора зависит сцепление шипы с поверхностью дороги, причем поперечные канавки на протекторе способствуют восприятию окружных усилий, а продольные — боковых, т. е. удерживают автомобиль от заносов. От рисунка зависит эластичность протектора, мягкость и бесшумность хода. Форма рисунка влияет также на нагрев покрышки и ее износ, на разбрызгивание грязи и воды при движении автомобиля по мокрой или грязной дороге, на проходимость автомобиля.
При работе на дорогах с усовершенствованным покрытием рисунок протектора покрышки должен быть дорожный и состоять из продольно расчлененных, волнообразных, зигзагообразных или прямых канавок, рассеченных в поперечном направлении щелевидными канавками.
Для работы по бездорожью используют шины с рисунком протектора повышенной проходимости, который имеет глубокие выемки и выступы в виде ребер.
В условиях смешанных дорог применяют покрышки с универсальным (комбинированным) рисунком протектора, состоящим из продольных ребер или шашек в средней части беговой дорожки и крупных массивных выступов, разделенных широкими впадинами, по краям дорожки.
Минимальный шум при движении автомобиля обеспечивают покрышки, имеющие рисунок протектора с продольными канавками без поперечных.
Брекер является одной из наиболее ответственных деталей покрышки, он работает в условиях многократных деформаций на растяжение, сжатие и сдвиг. В брекерном слое обычно развиваются высокие температуры, достигающие 120 °С и более.
В радиальных шинах брекер выполняется чаще всего из металло-корда. Изготовляют брекер также из прорезиненного стеклопластика.
Боковины представляют собой эластичный резиновый слой, которым покрывают боковые стенки каркаса покрышки для предохранения их от механических повреждений, влаги и пр. Толщина боковины 1,5—3,5 мм. На боковинах нанесены обозначения покрышек.
Камеры различаются между собой размерами, конструкцией вентилей и их креплением. Камеры изготовляют из мягкой резины с толщиной стенки 1,5—3 мм, причем иногда по беговой (при усовершенствованных дорогах) или бандажной части (при повышенных скоростях) стенки камеры делают более толстыми.
Размеры камер несколько меньше внутренней полости покрышки, чтобы в накачанном состоянии камера не имела складок.
Помимо хорошей герметичности и эластичности, камера должна обладать достаточной прочностью и стойкостью против окислительного и теплового старения, небольшим остаточным удлинением.
Вентиль камеры представляет собой привулканизированный к стенке камеры обратный клапан, автоматически запирающий выход воздуха из камеры, но позволяющий нагнетать его внутрь. На камерах отечественного производства устанавливают металлические и резино-металлические вентили с пружинными клапанами-золотниками. Металлические вентили с корпусом, изогнутым под прямым или тупым углом, применяют для шин грузовых автомобилей. Характер изгиба корпуса (одно или два колена) н его длина зависят от типа и размера обода колеса, а также от того, сдвоенное оно или одинарное.
Вентиль состоит из корпуса, золотника (показанного на рисунке отдельно) и колпачка-ключа, а у бескамерной шины, кроме того, имеются детали крепления вентиля к ободу.
Вентили всех типов имеют стандартные размеры основных отверстий и взаимозаменяемые золотники и колпачки-ключи.
Ободная лента, помещаемая между камерой и ободом колеса, служит для защиты камеры от перетирания ободом колеса и от защемления ее бортами покрышки. Форма, длина, толщина и ширина ободной ленты зависят от типа обода и размера шины.
—
Диагональной шиной называется пневматическая шина, в покрышке которой нити корда каркаса и брекера перекрещиваются в смежных слоях, а угол наклона нитей по середине беговой дорожки в каркасе и брекере составляет 45—60°. Углом наклона нитей слоя корда называется угол между направлением нити слоя корда каркаса или брекера и радиальной плоскостью колеса. Диагональные шины применяют для всех видов транспорта. Для изготовления их каркаса и брекера используют капроновый, анидный или вискозный корд, обеспечивающий прочность и нерастяжимость шин. Число слоев корда в каркасе зависит от нагрузки на шину.
Рис. 1. Поперечный срез покрышки:
а — угол наклона нитей корда в покрышке; 1 — линия, соответствующая направлению нитей корда в первом слое каркаса; 2 — касательная, проведенная к окружности поперечного сечения покрышки.
Устройство покрышки, камеры и ободной ленты изложено при описании камерных шин.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Камерные диагональные шины"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы