Канатное управление (рис. 15) состоит из системы блоков, полиспастов и однобарабанной или двухбарабанной лебедки, приводимой в действие от вала отбора мощности трактора.
Блок (рис. 16) служит для направления каната. В нем сделан ручей, по которому канат перемещается. Блок вращается на одном роликовом или двух шариковых подшипниках, посаженных на неподвижно закрепленную ось. В оси просверлены отверстия для смазки подшипников и ввинчена масленка.
Усилие, развиваемое лебедкой на барабане и канате, недостаточно для подъема отвала бульдозера или ковша скрепера, и поэтому для увеличения этого усилия применяют полиспасты или дифференциальные барабаны.
Рис. 15. Схема канатного управления:
1,4 — барабаны, 2 — канат, 3, 5 — подвижная н неподвижная обоймы полиспастов
Полиспаст состоит из подвижных и неподвижных блоков и каната. Неподвижный блок изменяет направление действующего усилия. Если через неподвижный блок пропустить канат с грузом в 1 т (рис. 17, а), то для того чтобы поднять этот груз, нужно приложить усилие, равное 1 т. Однако благодаря блоку канат нужно тянуть не вверх, а вниз. Следует отметить, что в действительности потребуется несколько большее усилие, так как необходимо преодолеть силы трения в подшипниках блока, трение проволок каната между со-ои и пр. Усилия трения в хорошо смазанных и исправных подшипниках и канате невелики и составляют для одного блока всего 2—4% от усилия в канате. В целях упрощения изложения Дальнейшем усилия трения нами не учитываются.
Рис. 16. Блок:
1 — канат, 2 — отверстие для масла, 3 — масленка, 4 — ось, 5 — подшипник, 6 — ручей
Если же груз прикрепить к обойме подвижного блока, а конец каната закрепить вверху, как это показано на рис. 17,6, то груз весом 1 г можно поднять усилием в два раза меньшим, т. е. равным 0,5 т. Каждый подвижный блок увеличивает усилие каната в два раза. Для подъема груза весом 6—7 т на высоту 1 м потребуется выбрать канат длиной 2 м.
Чтобы еще больше выиграть в силе, применяют одновременно несколько пар таких подвижных и неподвижных блоков. Подвижные блоки объединяют в одну обойму, а неподвижные — в другую.
Рис. 17. Схемы действия узлов канатного управления:
а, б — схемы действия неподвижного и подвижного блоков, в — схема трехкратного полиспаста; 1, 2— неподвижная и подвижная обоймы блоков, 3,4 — подвижная и неподвижная обоймы полиспастов, 5 — канат
Если каждый подвижный блок увеличивает усилие каната в два раза, то для того чтобы узнать, во сколько раз увеличивает усилие полиспаст, нужно число подвижных блоков в полиспасте умножить на 2.
Трехкратный полиспаст (рис. 17,в) увеличивает усилие, развиваемое в канате лебедкой, в шесть раз. Скорость подъема груза меньше, чем скорость каната, также в шесть раз.
Лебедки применяют для управления прицепным и навесным оборудованием тракторов. Различают однобарабанные и двух-барабанные, продольновальные и поперечновальные лебедки. Их устанавливают на задней стенке картера главной передачи и приводят в движение от вала отбора мощности трактора.
Продольновальные лебедки Д-269 и Д-148В показаны на рис. 18. Лебедка Д-269 имеет один барабан и предназначена для приведения в действие навесного и прицепного оборудования с канатным управлением: бульдозера, корчевателя и др.
Лебедка Д-148В имеет два барабана с независимым управлением и предназначена для управления прицепным скрепером. Барабанами обеих лебедок управляют с места тракториста.
Рис. 18. Лебедки Д-148В и Д-269 (разрез по барабану):
1 — вал, 2 — гайка, 3 — кулак, 4— втулка с резьбой, 5 — шпонка, 6 — подшипник, 7 — корпус, 8 — каркас для крепления флюгерных блоков, 9—большая шестерня барабана. 10 — болт, 11 — ведущий конус муфты, 12 — ведомый конус, 13 — шкив ленточного тормоза, 14 — барабан, 15 — подшипник, 16 — шайба со шлицами, 17 — ось, 18 — сальник, 19 — малая шестерня
Лебедка работает следующим образом. Большая шестерня барабана при помощи конических роликоподшипников вращается на втулке. Втулка и ось имеют однозаходные резьбы различного направления (левую и правую), на которых навернута гайка с соответствующей внутренней резьбой. Втулка удерживается от вращения специальной шпонкой. К гайке приварен кулак, соединенный тягами с рычагом управления.
На оси на конических подшипниках вращается барабан, включаемый конусной муфтой, состоящей из ведущего конуса, укрепленного на большой шестерне болтами, и ведомого конуса. Ведомый конус выполнен заодно с барабаном.
Муфта включается поворотом рычага и гайки. При этом втулка, большая шестерня и ведущий конус перемещаются в сторону барабана. Ведущий внутренний конус муфты входит во внешний ведомый конус, и барабан начинает вращаться вместе с ведомой шестерней. Барабан отключают при помощи рычага управления, поворачивая гайку в обратную сторону. В неподвижном положении барабан и шкив 13 удерживаются ленточным тормозом.
Рис. 19. Лебедка Д-323:
1 —рычаг, 2 —корпус роликов, 3 — ролики, 4, 16, 17 и 18 — шестерни, 5 — Канат, 6 — барабан, 7 — тормозной шкив, 8 — тормозная лента, 9 — шпонка, 10 — регулировочный винт, 11 — ведомый диск, 12 — фрикционная колодка, 13 — упорный подшипник включения муфты, 14 — вал, 15 — втулка ведомого диска, 19 — хомут, 20 — ось хоМУта
Левый барабан устроен также, однако на полуоси-гайке сделана левая резьба.
Однобарабанная лебедка Д-269 однотипна с лебедкой Д-148В.
Поперечновальную лебедку Д-323 (рис. 19) устанавливают на тракторе Т-100М. Она предназначена для управления скрепером. Лебедка имеет два барабана с одинаковой передачей и управлением. Муфтой и тормозом каждого барабана управляют отдельным рычагом, расположенным в кабине трактора.
Механизмы лебедки смонтированы в закрытом корпусе.
Малая коническая шестерня находится в постоянном зацеплении с большой конической шестерней, вал которой вращается в шарикоподшипниках и удерживается от продольного перемещения двумя упорными подшипниками и стопорными гайками. На обоих концах вала на шпонках закреплены ведомые диски муфты сцепления. На валу с обеих сторон свободно насажены ведущие шестерни. На шпонке каждой шестерни насажена втулка, выполненная заодно с ведущим диском муфты. Втулка и диск могут перемещаться вдоль оси с помощью рычагов, тяг и хомута.
При перемещении втулки в сторону ведущего диска двухко-нусная фрикционная накладка ведомого диска входит в паз ведущего диска, включает муфту, шестерня начинает вращаться одновременно с валом и передает движение большой шестерне, которая закреплена на валу при помощи шлицев, гайки и стопорной шайбы. С другого конца вала посредством шпонки, гайки и стопорной шайбы закреплена ступица барабана.
Вал барабана вращается в шарикоподшипниках, закрепленных в корпусе лебедки. При выключенной муфте барабан удерживается от вращения тормозной лентой 8, которая охватывает тормозной шкив, выполненный заодно с барабаном. Тормозную ленту одним концом при помощи планки, коромысла и тяг крепят к корпусу лебедки.
Тяга имеет резьбу и две гайки, посредством которых регулируют натяжение ленты тормоза. Другой конец тормозной ленты соединен планкой и рычагом,.с пружиной, удерживающей ленту в натянутом положении. Тракторист управляет тормозом из кабины рычагом, который соединен с корпусом роликом. При повороте рычага в одну из двух сторон ролики воздействуют на рычаг и пружина растягивается, лента ослабляется, освобождая барабан.
Рычаги управления лебедкой расположены в кабине трактора. Правый рычаг предназначен для управления правым барабаном, левый — для управления левым барабаном. При переводе рычага управления «на себя» включается один из барабанов лебедки, при переводе рычага управления «от себя» барабан растормаживается.
Поперечновальную лебедку Д-499 собирают из деталей и узлов лебедки Д-323. Отличие заключается только в том, что имеется один барабан, ось которого расположена по оси трактора.
Лебедка Д-499 предназначена для управления навесным и прицепным оборудованием трактора Т-100М.
Одновальная лебедка Д-269Б и двухвальная лебедка Д-323А отличаются от лебедок Д-269 и Д-323 пневматическим управлением (включение и выключение конусной фрикционной муфты, оттормаживание ленты и тормоза выполняют с помощью пневматических рабочих камер). Тракторист поворотом крана подает в камеры сжатый воздух, который, воздействуя на диафрагму, включает или выключает механизмы. Пневматическое управление лебедками облегчает работу тракториста, но требует дополнительного оборудования трактора компрессором и другой аппаратурой.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Канатное управление"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы