Для моторных масел установлены обозначения согласно ГОСТ 17479.1—85. Стандарт распространяется на масло с присадками, применяемые для смазывания двигателей внутреннего сгорания (автомобилей, тракторов, сельскохозяйственных и строительных машин и т. д.), и не распространяется на масла, применяемые в авиационных двигателях.
В зависимости от эксплуатационных свойств для моторных масел установлено шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е. Масло группы А предназначены для нефорсированных двигателей группы Б — для малофорсированных бензиновых, газовых и дизельных двигателей; группы В — для среднефорсированных бензиновых, газовых и дизельных двигателей группы Г — для высокофорсированных бензиновых, газовых и дизельных двигателей; группы Д — для высокофорсированных дизельных двигателей, работающих в тяжелых условиях; группы Е—для высокофорсированных6 дизельных малооборотных двигателей с лубрикаторной смазочной системой, работающих на тяжелом топливе.
В каждой группе имеются масла с различным классом вязкости. В зависимости от уровня вязкости масла при 100 °C установлены классы вязкости: З3 , 43, 53 , 63 , 6 , 8, 10, 12, 14, 16, 20, За/8, 46/6 , 43/8 , 43/10, 53/10, 53/12, 53/14, 63/10, 63/14 и 63/16. В зависимости от класса вязкости, эксплуатационных свойств, климатических условий применения, вида топлива устанавливают различные марки масел. Например, масла М-8ВП М-8В2, М-10Г2. Буква «М» в маркировке масла обозначает моторное масло, цифры «8», . «10» — уровень вязкости при 100 °C в мм2/с, бугГвы «В», «Г» — группы масел для среднефорсированных и высокофорсированных двигателей соответственно, индекс «1» — масло предназначено для бензиновых и газовых двигателей, индекс «2» — масло предназначено для дизельных двигателей. Масло М-бз/10Г расшифровывается следующим образом: буква «М» — моторное масло, цифра «10» — уровень вязкости масла при 100 °C в мм2/с, буква «Г» с индексом «1»— масло предназначено для высокофорсированных бензиновых и газовых двигателей (индекс «1»), буква «з» —масло загущенное, приготовлено из масла с уровнем вязкости 6 мм2/с при 100 °C, у которого величина вязкости при —18°С не более 10 400 мм2/с, предназначено для всесезонного использования.
Допускается разработка и применение новых марок масел в пределах групп, установленных стандартом. Основными группами масел для автомобилей, сельскохозяйственной техники, дорожных и строительных машин являются масла групп В и Г.
В перспективе для высокофорсированных дизелей с наддувом, особенно работающих в тяжелых условиях, должны использоваться высококачественные масла, например, группы Д.
В табл. 3 даны рекомендации по применению масел для современных автомобилей и сельхозтехники. Масла группы Г — М-8Г2К и М-10Г2К — предназначены для дизелей с наддувом (буква «К» — обозначение автомобилей семейства КамАЗ), замене не подлежат. В настоящее время они являются лучшими маслами для дизелей.
Таблица 1.
Масла моторные автомобильные для бензиновых и газовых двигателей
Таблица 2.
Масла моторные для автотракторных дизелей
Увеличение производства высококачественных масел позволит сократить ассортимент масел, одновременно значительно уменьшив их расход. Такими маслами в настоящее время являются масла группы Г (для дизелей — М-8Г2К и М-10Г2К).
Таблица 3.
Рекомендации по применению современных моторных масел
Взаимозаменяемость масел. Если отсутствуют масла необходимой марки, при их замене следует придерживаться рекомендаций заводов-изготовителей, но никогда не производить замену маслами более низкого качества. Общее правило при замене масел таково: масла заменяют равновязкими по качеству группой выше. Например, при отсутствии масла марки М-8В2 его заменяют маслом М-8Г2, увеличив срок службы последнего в 1,5—3 раза в зависимости от условий эксплуатации. Чем выше группа масла, тем выше его нейтрализующие свойства. Но с повышением группы масла увеличивается его зольность; зольность масел для дизелей выше зольности масел для бензиновых и газовых двигателей (даже в пределах одной группы). Повышение зольности масел может- вызвать увеличение количества отложений в камере сгорания, ухудшить работу свечей в двигателях с искровым зажиганием, повысить склонность к калильному зажиганию, увеличить возможность прогара поршней, износ цилиндропоршневой группы. Чувствительность различных двигателей к зольности масел неодинакова и зависит от многих факторов (такими факторами могут быть температура, повышение которой ведет к интенсификации нагарообразования, режим работы двигателя и др.). Поскольку в камере сгораний бензиновых двигателей температура выше по сравнению с дизелями, нельзя использовать дизельные масла для бензиновых двигателей (например масла для- автомобилей КамАЗ — М-8Г2К и М-10Г2К для автомобилей семейства ВАЗ). В таких случаях, как правило, двигатель продолжает работать при выключенном зажигании, что свидетельствует о возникновении калильного зажигания. А это влечет за собой повышенный износ двигателя, перерасход топлива, повышение токсичности отработавших газов.
Не разрешается смешивать масла различных групп! Для смешивания необходимо знать весь комплекс присадок, входящих в смешиваемые масла, так как при смешивании масел часто наблюдается несовместимость присадок.
В США и ряде других стран для масел используется классификация API, подразделяющая их только по условиям и области применения. Класс вязкости указывается согласно классификации 8АЕ-7300е.
Согласно классификации API масла делятся на две категории: S— категория сервиса, предназначенная для легковых транспортных средств, используемых в сфере обслуживания, т. е. преимущественно бензиновые и газовые двигатели, и С — коммерческая категория, предназначенная для двигателей автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки, для тягачей, строительно-дорожных машин, т. е. преимущественно для дизельных двигателей. В зависимости от условий работы в каждой категории масла подразделяются на классы и обозначаются двумя буквами латинского алфавита, указывающими категорию и класс масла. Универсальные масла имеют маркировку двух классов разных категорий, например, SC/CB. Примерное соответствие групп моторных масел по ГОСТ 17479.1—85 классам API показано в табл. 4.
Снижение вязкости используемого масла ведет к снижению расхода топлива. Например, перевод автомобилей с масла SAE 30 на масло SAE 20W уменьшает расход топлива на 3,5%, а с масла SAE 30 на масло SAE 10W — на 6%. Применение загущенных масел позволяет получить значительную экономию топлив, использование масел «Мобил-1» (синтетическое SAE 5W/20), Блек Голд (SAE 10W/40 с дисульфидмолибденом), Арко Графит (SAE 10W/40 с коллоидальным графитом) снижает расход топлива на 4—5%.
В табл. 6 приведены примеры взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел.
Таблица 4. Соответствие масел различных классификаций
Таблица 5. Соотношение классов вязкости масел по ГОСТ 17479.1—85 SAEr7300e
Таблица 6. Взаимозаменяемость отечественных и зарубежных моторных масел
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Классификация и ассортимент моторных масел"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы