Трансмиссионные масла применяются в механических, гидромеханических и гидрообъемных передачах. Состав и свойства масел зависят от конструкции сборочных единиц трансмиссии и условий работы. В отличие от моторных масел они не соприкасаются с горячими металлическими поверхностями и не имеют контакта с продуктами сгорания топлива, что обеспечивает более низкую интенсивность потери работоспособности в процессе эксплуатации. Однако трансмиссионные масла подвергаются высокому контактному давлению (более 3000 МПа) одновременно со скоростью сдвига в сопряженных поверхностях до 25 м/с и температурах в объеме до 150 °С, а в зонах контакта до 400 °С. Для обеспечения работоспособности сборочных единиц трансмиссии в режимах высоких скоростей скольжения, давлений, температур в объеме и зонах контакта к смазочным маслам предъявляются следующие требования: иметь высокие противоизносные, противозадирные и противопиттинговые свойства; обладать хорошей антиокислительной стабильностью; иметь необходимые вязкостно-температурные свойства в интервале минусовых температур окружающей среды и 150 °С в объеме сборочных единиц; не вызывать коррозию деталей трансмиссии; иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой, быть совместимыми с эластомерами; иметь достаточные антипенные свойства; обладать высокой стойкостью при хранении и взаимосмешиваемостью.
Противоизностные и противозадирные свойства трансмиссионных масел обеспечиваются образованием граничного слоя, препятствующего непосредственному контакту трущихся деталей, за счет более высокой вязкости и соответствующих присадок.
Для снижения износа высоконагруженных механических передач применяются эффективные противоизносные и противозадирные присадки (ЕР). В зоне высокого нагрева они выделяют активные элементы — серу, хлор, фосфор, которые на трущихся поверхностях образуют защитную пленку. Однако эти элементы вызывают коррозию деталей из сплавов меди и влияют на фрикционные свойства трущихся поверхностей. Эти особенности накладывают ограничения по области применения трансмиссионных масел с ЕР присадками.
Однако с увеличением вязкости масла растут энергетические потери в трансмиссии и составляют до 20% всей потребляемой мощности. Максимальная рабочая вязкость, не вызывающая значительных потерь на трение в сборочных единицах трансмиссии, составляет 20 мм2/с. Следует учитывать, что при вязкости выше 25 мм2/с практически отсутствуют утечки масла через уплотнения. В гидромеханических трансмиссиях масло движется с большей скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками насосного и направляющего колес и турбин. Для снижения энергетических потерь в этих передачах вязкость масла более низкая и практически составляет 4-8 мм2/с во всем диапазоне рабочих температур. Нижний предел устанавливается для исключения кавитации и подтекания масла через уплотнения.
В процессе эксплуатации под действием высоких температур и частиц износа деталей (катализаторов) масло окисляется с образованием кислот, смол, сгустков и повышается вязкость масла. Процесс окисления особенно характерен для гидротрансформаторов, так как в них масло протекает через отверстия с малым диаметром при температуре до 130-175 °С и интенсивном смешивании с воздухом.
Продукты окисления приводят к повышенному износу, образованию пробок в трубопроводах и отверстиях и в целом к нарушению работы сборочных единиц трансмиссии. Под воздействием продуктов окисления быстро стареют сальники, манжеты, прокладки и другие эластомерные детали.
Отрицательное влияние на эластомеры оказывает присадка ЕР. Сера, входящая в состав таких присадок, способствует затвердеванию резины и уменьшению ее по объему, которое не должно превышать 15%.
Увеличение водорастворимых кислот и оснований способствует коррозии металлов, снижает эффективность и надежность техники и ухудшает эксплуатационные свойства масла. Хорошими антикоррозионными свойствами обладают присадки, содержащие сульфонат кальция.
В процессе эксплуатации при интенсивном перемешивании масла с воздухом происходит пенообразование. Пена ухудшает смазывающие и защитные свойства масла, ускоряет окисление, уменьшает производительность машины. Наличие воды в масле усиливает пенообразование. Прорыв масляной пены через сапун является первым признаком присутствия воды в масле.
На интенсивность изнашивания деталей трансмиссии оказывает влияние температура трансмиссионного масла, которая должна быть в пределах 60-80 °С. Снижение температуры до 20 °С увеличивает интенсивность изнашивания в 5 раз, а при температуре -30 °С — в 20 раз. Снижение температуры масла приводит к увеличению потерь в трансмиссии за счет роста вязкости. Предельное значение динамической вязкости (600 Па • с) определяется при свободном трогании машины на первой передаче.
При эксплуатации машин в условиях отрицательных температур допускается добавление до 20% арктического или зимнего дизельного топлива. Эксплуатационные свойства разбавленного трансмиссионного масла практически не ухудшаются.
В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначение трансмиссионного масла состоит из трех групп знаков. Первая группа обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая — цифрами, характеризующими принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам, третья — цифрами, отражающими класс кинематической вязкости.
В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла делятся на 5 групп (табл. 10.8), которые рекомендуются для трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники, за исключением гидромеханических и гидрообъемных передач.
По кинематической вязкости при температуре 100 °С трансмиссионные масла делятся на 4 класса.
Значение кинематической вязкости при температуре 100 °С позволяет судить о величине нагрузочной способности защитной масляной пленки и ее достаточности для обеспечения работоспособности передач в режимах высоких нагрузок и рабочих температур.
С учетом группы по эксплуатационным свойствам и класса вязкости трансмиссионные масла обозначаются, например, так:
ТМ-5-123, (ТМ — трансмиссионное масло; 5 — пятая группа масла по эксплуатационным свойствам с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия; 12 — класс вязкости; индекс «з» — масло содержит загущающую присадку).
Масла четвертой группы рекомендуются для сборочных единиц при высоких скоростях и малых нагрузках или, наоборот, когда скорости низкие, а нагрузки большие. Масла пятой группы могут применяться в условиях, характерных для четвертой, дополнительно они позволяют выдерживать высокие скорости и ударные нагрузки.
Выпускаемые нашей промышленностью масла пятой группы ТМ-5-12рк и ТМ-5-12д обладают высокими противоизносными и противозадирными свойствами с хорошими низкотемпературными качествами. Кроме того, масло ТМ-5-12рк отличается высокими защитными свойствами. После класса вязкости применяются уточняющие обозначения:
3 — загущающая присадка; К — консервационное; РК — рабочее консер-вационное.
Общепризнанной классификацией трансмиссионного масла за рубежом является система API, по которой масла обозначаются пятью классами от API GL-1 до API GL-5. В США и странах Западной Европы применяются трансмиссионные масла MIL-L-2105, MIL-L-2105B и MIL-L-2105C. Крупнейшая фирма в Германии по производству передач и силовых агрегатов создала свою спецификацию трансмиссионных масел, которые обозначаются инициалами и цифрами от ZF TE-ML01 до ZF TE-ML14.
Масла для автоматических коробок обладают более высокими требованиями по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислитель-ным свойствам. Конструкция автоматической коробки предусматривает расход мощности на внутреннее трение масла при превышении мощности двигателя над необходимой мощностью для преодоления сопротивления движению. Высокие скорости движения потоков масла и температура в гидротрансформаторе вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Применение разных материалов (сталь, металлокерамика, бронза, фрикционные накладки) в парах трения затрудняет подбор антифрикционных присадок. Кроме того, разные материалы деталей, кислород, вода в масле образуют электрохимические пары, усиливающие износ. В этих условиях масло должно сохранять эксплуатационные свойства и обеспечивать работоспособность при высоком КПД трансмиссии. Как правило, требования к качеству масел для мощных машин предъявляются в спецификациях производителей машин, так для агрегатов ZF рекомендуется масло ZF TE-ML14.
В Республике Беларусь и Российской Федерации масла для гидромеханической передачи получают на основе маловязкого минерального масла и комплекса добавок (загущающих, антиокислительных, противоизносных, депрессорных и антипенных). Применяются масла А, Р, МГТ.
Работоспособность трансмиссии во многом определяется своевременной заменой масла. Периодичность замены трансмиссионных масел зависит от конструкции трансмиссии, качества масел, условий эксплуатации машины и находится в пределах 250-4000 машино-часов.
Условия эксплуатации для конкретной конструкции (нагруженность трансмиссии, температурный режим, интенсивность поступления продуктов загрязнения, механическое воздействие и др.) являются важнейшими факторами для замены масла. Следует учитывать, что наиболее нагружены сборочные единицы трансмиссии землеройно-транспортных машин при выполнении основной операции и при транспортных операциях по грунтовым дорогам.
Необходимым условием продолжительной работы масла является надежная защита сборочных единиц от пыли и воды. Дорожная пыль резко снижает противоизносные свойства масла, а 5% воды в масле увеличивает интенсивность изнашивания в 2 раза.
Масло заменяют при значительном изменении его показателей качества по сравнению с исходным маслом: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных и окислительных свойств. Планирование расхода трансмиссионного масла производится в процентах от расходуемого топлива и составляет 0,3-0,5%.
—
По конструктивному исполнению трансмиссии могут быть механическими и гидравлическими. Трансмиссии состоят из ряда отдельно выполненных агрегатов. К агрегатам механической трансмиссии автомобилей относятся: сцепление, коробка передач, ведущий мост, карданная передача. На автомобилях повышенной проходимости может быть не один, а два и более ведущих мостов, раздаточная коробка и коробка отбора мощности. К агрегатам гидравлической трансмиссии относятся гидромуфты, гидромеханические коробки передач, гидротрансформаторы, насосы и т. п.
Принцип работы механической и гидравлической трансмиссий различен. В механической трансмиссии усилие передается с помощью различного рода зубчатых и червячных зацеплений, а в гидромеханических передачах энергия от ведущего вала к ведомому передается при помощи жидкого рабочего тела. Поэтому требования к трансмиссионным маслам, применяемым в этих трансмиссиях, различны. Если в механических трансмиссиях автомобилей трансмиссионное масло предназначено для смазывания деталей шестеренчатых и червячных передач, то в гидромеханических трансмиссиях оно выполняет еще и роль рабочего тела.
К трансмиссионным маслам также относятся масла для гидроусилителя руля и других гидрообъемных передач, а также масла для вспомогательного оборудования. В связи с тем что группа масел имеет принципиальные различия по условиям их применения, они рассматриваются отдельно.
—
Большинство применяемых трансмиссионных масел содержит композиции присадок (до 10%) с разным назначением: для улучшения смазочных и защитных свойств, уменьшения вспенивания, замедления окисления и коррозии.
Коррозионное влияние трансмиссионного масла, содержащего современные присадки для повышения маслянистости, может проявляться от непосредственного химического воздействия присадок на металлы, а также в результате действия влажного воздуха на поверхности металла, которые перед этим были покрыты маслом. Этот второй вид коррозии тесно связан с химическим воздействием присадок или продуктов их разложения на металл и прямо пропорционален числу центров коррозий, которые образовались на поверхности металла в результате этспЧ) воздействия. Например, отщепление активного хлора или хлористого водорода приводит к образованию на стали микроскоилений хлористого железа, которые под влиянием влаги воздуха разрастаются в большие, очаги коррозии поверхностей деталей, поднимающихся над уровнем масла.
Многие трансмиссионные масла, содержащие присадки с активной серой, химически воздействуют на цветные металлы (медь), вызывая их потемнение. Такое окисление меди не является основанием для замены масла, так как пленка сульфидов, герметически прилегающая к металлу, предупреждает износ сопряженных деталей. Присутствие в масле воды в виде эмульсии или взвеси крайне нежелательно.
Для оценки коррозионной агрессивности трансмиссионных масел в Польше применяются следующие лабораторные методы:
— нагрев медных и стальных пластин в масле до температуры 100 °С и выдержка в течение 3 ч. Оценка коррозионного действия производится визуально по изменениям масляной пленки на поверхности металла;
— проверка защитных свойств трансмиссионных масел по отношению к водному раствору неорганических солей. Выполняется с помощью смоченных маслом стальных стержней, погруженных в раствор соли при температуре 60 °С в течение 24 ч;
— нагрев стальных пластин в испытываемом масле до 120 °С и выдержка в течение 72 ч с последующим снятием масляной пленки и перенесением пластины во влагокамеру для выдержки в течение 168 ч при температуре 20 °С.
Независимо от этих испытаний проводятся пробы на коррозию под действием влаги.
—
Механизмы силовой передачи автомобилей работают в условиях больших нагрузок и высоких скоростей. Основным режимом трения для рабочих поверхностей деталей силовой передачи является граничное трение.
Для предохранения зубьев шестерен и деталей подшипников от износа и задиров при высоких контактных давлениях трансмиссионные масла должны образовывать на их поверхности прочную пленку. Противоизносные свойства трансмиссионных смазок зависят от качества исходного материала, из которого они изготовлены, и технологии их производства. Вместе с тем трансмиссионные масла должны быть подвижными при низких температурах, т. е. иметь невысокую вязкость и низкую температуру застывания. Улучшение смазочных свойств трансмиссионных масел достигается введением в них осерненных, свинцовых, хлорированных, фосфорных и других присадок.
Большую опасность для трансмиссионных масел представляют различные механические примеси (песок, окалина, ржавчина и др.) Частицы этих материалов, попадая в подшипники агрегатов трансмиссии, вызывают преждевременный износ их и даже разрушение.
Для предотвращения коррозионно-механического износа деталей силовой передачи трансмиссионные масла не должны содержать водорастворимых кислот и щелочей.
В соответствии с действующей в настоящее время классификацией выпускаются трансмиссионные масла без присадок (Т-30, Т-20, Т-10) и с присадками (Тп-20, Тп-15, Тп-10). Для гипоидных главных передач грузовых и легковых автомобилей выпускаются специальные гипоидные масла ТГ-15, ТГ-10.
Для гидромеханических трансмиссий, учитывая тяжелые условия работы масел (высокая температура, перемешивание с большой скоростью при высоких нагрузках), выпускаются специальные масла, обладающие высокой плотностью, химической стабильностью и устойчивостью против вспенивания (ВНИИ НП-1, ГТМ-3 МАЗ и Гидрол-4).
—
Трансмиссионные масла предназначаются для смазки, агрегатов трансмиссии с шестеренчатыми передачами. Трансмиссионные масла смазывают трущиеся поверхности, не подвергающиеся сильному нагреву, вследствие чего масло не сгорает и не образует нагара. Условия работы трансмиссионного масла не требуют от него тщательной очистки, но оно должно иметь хорошую смазывающую способность, липкость и низкую температуру замерзания.
В качестве трансмиссионных масел используют остаточные продукты переработки нефти, обладающие большой вязкостью.
Трансмиссионные масла, выпускаемые по ГОСТам и ТУ, которые были утверждены до 1957 г., не имеют особых обозначений и подразделяются только в зависимости от сезонных условий. Масла с индексом 3 предназначаются для зимнего времени, а с индексом Л — для летнего.
Трансмиссионным маслам, выпускаемым по ГОСТам и ТУ, утвержденным после 1957 г., присвоена специальная маркировка, в которой буквы имеют следующие значения: Т — масло трансмиссионное, А — автомобильное, С — изготовлено из сернистых нефтей, П — содержит присадки, улучшающие его качества. Цифра в индексе обозначает кинематическую вязкость масла в сантистоксах при температуре 100 °С, чем эта цифра выше, тем больше вязкость масла.
Для коробок передач КамАЗ и ЯМЗ рекомендуется масло ТС-14,5 (ТУ 38—1—01—294—72) с присадкой ДФ-11, а для ведущих мостов масло трансмиссионное ТАп 15В (ТУ 38-101176— 74).
Для систем рулевого управления КамАЗ применяют всесезонное масло «Р» (ТУ 38-101179—71). Для рулевого управления МАЗ — масло МТ-16 П (ГОСТ 6360—58), а зимой (при температуре ниже — 20 °С) — масло АМГ (ГОСТ 6794—75) или АУ (ГОСТ 1642—75),
Для главных передач грузовых автомобилей, имеющих гипоидные шестерни, применяют специальные масла, выпускаемые по ТУ 38-101270—72. Такое масло образовывает прочную пленку и удерживается на зубьях шестерен при передаче значительного крутящего момента и относительно небольших скоростях скольжения зубьев.
Масла, применяемые для гипоидных передач легковых автомобилей, не отвечают требованиям работы в условиях больших удельных давлений на зубья шестерен и не могут служить заменителем указанного выше масла.
—
Трансмиссионные масла работают в условиях высоких удельных давлений и скоростей скольжения в широком диапазоне температур. В зубчатых передачах удельные давления в полосе зацепления составляют 200—600 МПа, в спирально-конических передачах — 1000—2000 МПа. Особенно тяжелые условия работы масел в гипоидных передачах. В этих передачах наряду с большими значениями удельных напряжений — около 4000 МПа происходит относительное скольжение зубьев со скоростью 5—10 м/с. Масла, работающие в таких условиях, должны обладать особо прочной масляной пленкой. С этой целью в состав гипоидных масел вводят «осерненные» растительные масла и серо-, фосфор- и хлорсодержащие присадки.
Кроме предупреждения истирания, задира, возникновения усталостного выкрашивания трущихся поверхностей трансмиссионные масла должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к смазочным маслам. Под. действием высоких давлений температура в зоне контакта резко повышается. Так, в зоне контакта зубьев она достигает 350— 40 °C. Поэтому масла должны обладать высокими антио-кислительными и антикоррозионными свойствами. Трансмиссионные масла работают в широком диапазоне температур и должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами. Максимальное значение вязкости трансмиссионных масел, чтобы обеспечить трогание автомобиля-с места без предварительного разогрева масла в агрегатах, должно составлять 350—450 Па • с для спирально-конических передач; 500—600 Па-с — для гипоидных передач.
В процессе работы трансмиссионные масла окисляются, загрязняются, срабатываются присадки, после чего масла необходимо менять. Сроки замены масел различны в зависимости от марки масла, автомобиля, трактора и т. д., условий эксплуатации, качества масла, сезонности и т. п. В современных легковых автомобилях масла меняют, как правило, при пробеге от 24 до 50 тыс. км.‘ В некоторых автомобилях заграничных марок смена масла не производится в течение всего срока службы, чаще всего в ведущих мостах легковых автомобилей с гипоидными передачами. В отечественных грузовых автомобилях смена трансмиссионных масел осуществляется, в зависимости от конкретных условий, через 20—50 тыс. км пробега, но не реже одного раза в год.
Высокие эксплуатационные свойства трансмиссионных масел обеспечиваются качественной масляной основой, комплексом присадок, вводимых в масла, введением в некоторые марки масел растительных масел. Более широкое применение находят загущенные масла.
Ассортимент трансмиссионных масел
Согласно ГОСТ 17479.2—85 на трансмиссионные масла, : применяемые для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, . дорожных, строительных машин и судовой техники, введено обозначение, состоящее из группы знаков, первая из _которых обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая — цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам, третья — обозначается также цифрами и характеризует класс кинематической вязкости. Например, ТМ-5-9з, где ТМ — трансмиссионное масло, 5— группа масла по эксплуатационным свойствам, 9 — класс вязкости, з — масло содержит загущающую присадку.
В зависимости от эксплуатационных свойcтв трансмиссионные масла делят на группы 1, 2, 3, 4, 5 со следующими областями применения:
ТМ-1 — масла без присадок для цилиндрических, конических и червячных передач, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °C;
ТМ-2 — масла с противоизносными присадками для тех же передач, что и масло ТМ-1, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °C;
ТМ-3 — масла с противозадирными присадками умеренной эффективности для цилиндрических, конических, спирально-конических и гипоидных передач, работающих при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C:
ТМ-4 — масла с противозадирными присадками высокой эффективности для спирально-конических и гипоидных передач, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C;
ТМ-5 — масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла для гипоидных передач работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C.
Ниже приводится перечень трансмиссионных масел, широко применяемых в автотракторной технике.
Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79), или ТМ-3-18 (ГОСТ 17479.2—85) изготовлено из смеси экстрактов остаточных-масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафина. Содержит противозадирную и депрессорную присадки. Рекомендуется для спирально-конических, конических и цилиндрических передач в средней климатической зоне. Масло обладает невысокими противозадирными и плохими низкотемпературными свойствами. Так, опыт эксплуатации показал, что при температуре —10 °C вязкость масла в заднем мосте автомобиля ЗИЛ-130 достигает 30 • 104 мм2/с, к. п. д. трансмиссии снижается на 50%, расход топлива увеличивается в 2 раза.
По спецификации США масло ТАп-15В соответствует маслу MIL-2105B с классом вязкости SAE-90, группе по . API-GL-3.
Масло ТСп-10 (ГОСТ 23652—79), или ТМ-3-9 (ГОСТ 17479.2—85), изготовлено из смеси деасфальтизата эмбен-ских нефтей с маловязким низкозастывающим компонентом. Содержит противозадирную, депрессорную и антипен-ную присадки. Рекомендуется для спирально-конических, конических и цилиндрических передач автомобилей и других машин как всесезонное масло для районов Севера или в ‘качестве зимнего, работоспособно при температуре до —45 °C.
По спецификации США масло ТСп-10 соответствует маслу MIL-L-2105B с классом вязкости SAE-80, группе по API-GL-3.
Масло ТСп-15К (ГОСТ 23652—79), или ТМ-3-18 (ГОСТ 17479.2—85) изготовлено из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей. Содержит противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки. Рекомендуется для всех агрегатов трансмиссии автомобилей семейства КамАз в качестве единого всесезон-
ного масла для средней полосы, а также для спиральноконических,-конических и цилиндрических передач других автомобилей и других машин. Обладает высокими эксплуатационными качествами, работоспособно до температур —30 °C.
По спецификации США масло ТСп-15К соответствует* маслу MIL-L-2105B с классом вязкости SAE-90, группе по; API-GL-3.
Масло ТАд-17И (ГОСТ 23652—79), или ТМ-5-18 (ГОСТ-17479.2—85); изготовлено на минеральной основе, содержащей многофункциональную серофосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для всех агрегатов трансмиссий с гипоидными передачами легковых и грузовых автомобилей всех марок. Всесезонное для средней полосы, работоспособно при температурах до —30 °C. Масло ТАд-17И содержит импортные присадки (индекс «И» в маркировке масла).
По спецификации США масло ТАд-17И соответствует маслу M1L-L-2105B с классом вязкости SAE-90, группе по API-GL-5.
Масло ТСз-9гип (ОСТ 38 01158—78), или ТМ-4-9 (ГОСТ 17479,2—85), рекомендуется для трансмиссий автотракторной техники, в том числе с гипоидными главными передачами, при температурах воздуха ниже —25 °C в умеренной климатической зоне, в холодной климатической зоне до —50 °C. Применение масла ТСз-9гип при повышенных температурах не рекомендуется.
Масло ТМ5-12РК (ТУ 38 101844—80), или ТМ-5-123 (рк) (ГОСТ. 17479.2—85), является универсальным, трансмиссионным маслом для всех типов передач, включая гипоидные. Используется как’ всесезонное масло для районов Севера и как зимнее — для районов средней полосы, работоспособно до температуры —45 °C. Масло ТМ5-12РК обладает рабоче-консервационнымн свойствами . (индекс «РК» в маркировке масла).
В настоящее время применяются масла, не рекомендуемые к использованию во вновь разрабатываемой и модернизированной технике с 01.01.86 : ТСп-14, ТЭп-15, ТС-14гип.
Масло ТСп-14, или ТМ-3-18(ГОСТ 17479.2—85), изготовлено из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержит противозадирную и депрессорную присадки. Используется всесезонно в средней полосе. Применяется для смазывания тяжело нагруженных спирально-конических, конических и цилиндрических передач грузовых автомобилей, за исключением автомобилей семейства КамАЗ. Отличается хорошей работоспособностью до температур —30 °C. При более низких температурах окружающего воздуха требуется подогрев масла.
Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79), или ТМ-2-18 (ГОСТ 17479.2—85), изготовлено на основе экстрактов остаточного и дистиллятного масел с противоизносной и депрессорной присадками. Рекомендуется для смазывания спиральноконических, конических и цилиндрических передач, работающих при небольших нагрузках, например, в коробках перемены передач, рулевых, механизмах автомобилей МАЗ. Как показывает практика, масло целесообразно использовать при температуре до 0 °C и выше.
Масло ТС-14гип (ГОСТ 23652-79), или ТМ-4-18 (ГОСТ 17479.2—85), изготовлено из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей с противозадирной, антиокислительной, депрессорной и антипенной присадками. Рекомендуется для гипоидных передач грузовых автомобилей. Используется в средней климатической зоне как всесезонное. При температурах ниже —40 °C требуется подогрев масла. Разбавление масла топливом для уменьшения вязкости категорически запрещается.
Кроме перечисленных выше трансмиссионных масел допускаются к использованию некоторые другие, например, МТ-16п (ГОСТ 6360—83). Это масло используется так же, как масло ТЭп-15, в шестеренчатых редукторах с умеренной нагрузкой.
Масла для гидромеханических трансмиссий
Масло А (ТУ-38-101179—71) предназначено для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач. Используется всесезонно при температурах окружающего воздуха до —35 °C. Масло наряду с антифрикционными свойствами должно одновременно обладать фрикционными свойствами для обеспечения надежной работы фрикционных дисков. Поэтому в состав этого масла наряду с другими присадками вводится фрикционная присадка для создания трения. Замена масла А другими маслами не допускается.
Масло Р (ТУ-38-101179—71) предназначено для системы гидроусилителя рулевого управления грузовых автомобилей, гидравлического привода сцепления автобусов.
Таблица 1.
Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2 — 85, принятом в нормативно-технической документации
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трансмиссионные масла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы