В последние годы все шире применяются синтетические масла и жидкости. Минеральные масла не всегда могут удовлетворять требованиям быстро развивающейся техники. Преимущества синтетических масел перед минеральными заключаются прежде всего в том, что синтетические масла можно готовить с заранее заданными свойствами в зависимости от конкретных условий применения. Создавая композиции минеральных и синтетических масел с присадками, можно получать смазочные масла и технические жидкости, отвечающие всем требованиям современной техники. Из-за относительно высокой стоимости синтетические масла используются только в определенных случаях. Область их применения непрерывно расширяется.
Первыми синтетическими маслами были углеводородные. Они отличаются от нефтяных масел в основном двумя показателями: более высокими .индексами вязкости, т. е. обладают более качественными вязкостно-температурными показателями, и лучшими низкотемпературными свойствами. Проводятся работы по изысканию возможности применения углеводородных масел в качестве моторных масел, гидравлических жидкостей и жидкостей для силовых трансмиссий, для оборудования, работающего в арктических услэзля. Синтетические масла используются в смесь с минеральными, что обеспечивает работу оборудования в более широком интервале температур по сравнению с минеральными маслами. Углеводородные масла не токсичны, стабильны при температуре 220—260 °C. У них хорошая текучесть при температурах до —50 °C и ниже. Моторные масла с добавлением синтетических углеводородных масел имеют малую испаряемость, образуют меньше отложений в двигателе, совместимы с присадками.
Практический интерес представляют ряд неуглеводородных смазочных масел: полиалкиленгликоли, фторхлор-углероды, полисилоксаны (силиконы), масла на основе сложных эфиров. Сырьем для полиалкиленгликолей являются этиленгликоль, пропиленгликоль и другие гликоли, окислы углеводородов — окись этилена, окись пропилена и их смеси. Полиалкиленгликоли обладают рядом положительных качеств: не горючи, имеют хорошие противоиз-носные свойства, низкую температуру застывания, высокий индекс вязкости,* хорошую термическую устойчивость в пределах 120—230 °C и выше. Применяются для смазки подшипников обжиговых печей, в гидравлических системах, в качестве добавок к моторным минеральным маслам и для других целей. Наибольшее применение в автотракторной технике они нашли в приготовлении гидротормозных жидкостей ГТЖ-22М, «Нева», «Томь».
С развитием атомной энергетики возникла необходимость в смазочных маслах, которые бы не вступали в реакцию с ураном, соединениями урана, кислорода и выдерживали высокие температуры. С этой целью были созданы фтор хлоруглероды (фтор хлору глеводороды) и фторуглероды (фтору глеводороды). Последние устойчивы при температуре 400—500 °C, не воспламеняются, обладают хорошими смазочными свойствами. Но у масел этого типа малый (отрицательный) индекс вязкости.
В качестве специальных смазочных масел и жидкостей-применяются полимерные кремнийорганнческие соединения — полисилоксаны (силиконы), полученные путем замещения углеродных атомов атомами кремния,связанные между собой в цепочку через кислород. К атомам кремния присоединены углеводородные и другие органические радикалы. Полисилоксаны имеют высокую огнестойкость по сравнению с органическими смазочными материалами. Из всех смазочных материалов полисилоксаны обладают самыми лучшими вязкостногтемпературными свойствами, их индекс вязкости, как правило, выше 200. Полисилоксаны являются невспенивающивдися жидкостями. Поэтому они широко применяются в качестве антипенной присадки-к маслам. Полисилоксаны химически и радиационно стойки, но они имеют плохие смазочные свойства. Чаще всего; в автотракторной технике полисилоксаны применяются как добавка к гидравлическим жидкостям (например, для приготовления амортизаторных жидкостей АЖ-12т и АЖ-16) и как антипенные присадки.
В последнее время широко применяются синтетические масла на основе сложных эфиров, или как их называют диэфиры. Как смазочные масла применяются главным образом диэфиры изостроения. Сырьем для их получения являются спиртоэфиры и спирты изостроения, а также дикарбоновые (двухосновные) кислоты. Диэфирные масла, отличаются хорошей вязкостно-температурной характеристикой, низкой температурой застывания, меньшей испаряемостыо по сравнению с равновязкими минеральными маслами. Диэфиры находят самое широкое применение в качестве масляной основы для приготовления «вечных» смазок для закрытых подшипников. Например, в выжимном подшипнике автомобилей марок ЗИЛ и ГАЗ используется , «вечная» смазка ЛЗ-31, приготовленная на сложных эфирах. Диэфиры также применяются в качестве добавки к минеральным маслам для приготовления моторных маселJ
По некоторым эксплуатационным характеристикам синтетические масла можно расположить в следующем порядке. По смазочным свойствам (противоизносным) лучшими маслами считаются фтор хлору глеводороды, затем идут) полиалкиленгликоли, сложные эфиры, минеральные масла, полисилоксаны. По вязкостно-температурным свойствам лучшими являются полисилоксаны, затем идут полиалкиленгликоли, сложные эфиры, минеральные масла. Фтор-хлоруглеводороды имеют отрицательный индекс вязкости. Срок службы синтетических масел в 5—10 раз дольше срока службы минеральных масел.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Синтетические масла"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы