Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Конструкции коробок передач гусеничных тракторов

Читать далее:




Конструкции коробок передач гусеничных тракторов

Коробка передач трактора Т-38М представляет собой классический вид обычной трехвальной коробки передач с продольными валами и прямой передачей, обеспечивающей получение пяти передач вперед и одной — назад. Все детали коробки передач установлены в общем картере, присоединяемом к корпусу заднего моста.

Рис. 1. Коробка передач трактора ТДТ-40М

Коробка передач трактора Т-50В составная десятискоростная по всем деталям, кроме корпуса, унифицирована с коробкой передач колесных тракторов МТЗ-5М и МТЗ-5Л.

Коробка передач трелевочного трактора ТДТ-40М выполнена по типичной схеме двухвальной коробки передач и обеспечивает пять передач переднего хода и одну — заднего. Совместно с ней смонтирован реверсивный привод на лебедку, обеспечивающий более быстрое разматывание троса, чем его наматывание.

Все детали коробки передач размещаются в общем картере, прикрепляемом к картеру маховика двигателя.

Коробка передач имеет два основных вала: первичный и вторичный. Помимо них, в картере установлены: вал привода лебедки и промежуточная двухвенцовая шестерня заднего хода и привода лебедки.

На валу установлены ведущие каретки: соответственно IV и V, II и III передач и закреплена ведущая шестерня I передачи.

На валу закреплены соответствующие ведомые шестерни и установлена ведомая каретка I передачи и заднего хода. Помимо этого, на ступице шестерни установлена маслоразбрызгивающая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с кареткой.

На валу установлена каретка, которая при зацеплении с шестерней обеспечивает наматывание троса на барабан, а при ее зацеплении с малым венцом шестерни — сматывание троса. Так как большой венец шестерни находится в зацеплении с кареткой, то при зацеплении каретки с ее малым венцом обеспечивается задний ход трактора.

На шлицах конца вала закреплена вилка кардана привода заднего моста трактора, а на шлицах конца вала — ведущая звездочка цепной передачи.

Управление коробкой передачи производится обычной системой управляющих валиков и вилок, причем включение передач привода лебедки производится от отдельного рычага, перемещающего вилку.

Отличительными особенностями управления коробки передач являются; размещение валиков управления передачами в отдельной крышке, установленной сбоку картера коробки, и применение дистанционного механизма для переключения передач.

Дистанционный механизм состоит из: рычага и вала с внутренним и внешним поводками, установленных в кабине водителя, управляющего вала, на внешнем конце которого закреплена поводковая вилка (не указанная на чертеже), и внутреннего управляющего рычага, установленного в крышке. Рычаг, поворачивая вал и управляющий рычаг, заставляет последний входить в соответствующий паз валика управления и включать выбранную передачу движением вперед или назад.

Отверстие для заливки масла в картер коробки передач закрыто пробкой, а отверстие слива — пробкой с магнитом.

Коробка передач трелевочного трактора ТДТ-55 аналогична ранее рассмотренной коробке передач ТДТ-40М.

Коробка передач трелевочного трактора ТДТ-75 во многом сходна с коробками передач тракторов ТДТ-40М и ТДТ-55. Коробка передач двухвальная, обеспечивающая пять передач переднего хода и одну — заднего. Основные отличительные особенности ее от коробок передач трелевочных тракторов ТДТ-40М и ТДТ-55 — прикрепление картера коробки передач непосредственно к корпусу заднего моста трактора и отсутствие реверсивного привода лебедки.

Коробка передач имеет два вала: первичный и вторичный, выполненный заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи трактора.

На валу закреплены ведущие шестерни соответственно заднего хода, III, IV, V, II и I передач. Шлицованный конец вала используется как привод зависимого ВОМ. Шестерня находится в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.

На валу установлены каретки соответственно заднего хода и III, V и IV, II и I передач.

Передний установочный подшипник вала закреплен в стакане, под фланец которого устанавливаются прокладки для регулировки зацепления конической пары. Роликовый подшипник вала установлен в стакане, внешним буртом которого коробка передач центрируется в корпусе заднего моста трактора.

Рис. 2. Коробка передач трактора ТДТ-75

Управление коробкой передач выполнено по принципиальной схеме управления коробками передач тракторов ТДТ-40М и ТДТ-55. Отличие заключается в применении кулисы рычага управления валиками передач и применении карданного валика, соединяющего механизм управления в кабине водителя с валом управления в боковой крышке картера коробки передач.

Для обеспечения смазки деталей коробки передач при стационарной работе трактора установлена маслоразбрызгивающая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с промежуточной шестерней заднего хода.

Коробка передач трактора ДТ-54А выполнена по двухвальной схеме и обеспечивает получение пяти передач переднего хода и одной — заднего хода. Картер коробки передач крепится к корпусу заднего моста и имеет в передней части шарнирное соединение с поперечным брусом рамы трактора. Под шаровую опору устанавливаются прокладки для регулировки положения коробки передач по высоте.

В коробке передач имеются дм основных вала: первичный и вторичный, прямое соединение шестерен которых обвсмчимет получение четырех рабочих передач переднего хода. Для получения заднего хода и V передачи в коробке передач имеются дополнительный вал заднего хода и вал V передачи.

На валу закреплена ведущая шестерня, постоянно зацепляющаяся с шестерней вала, и установлены каретки соответственно II и III и IV и I передач.

На валу, выполненном заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи, закреплены блоки ведущих шестерен соответственно II, V, HI, IV, заднего хода и I передач. Под фланец крышки установочного подшипника вала помещены прокладки для регулировки зацепления конической пары.

В передней части вала закреплена ведомая шестерня, а в средней части установлена каретка заднего хода, которая входит в зацепление с ведомой шестерней заднего хода на валу. Шлицованный конец вала служит приводом зависимого ВОМ.

Вал, выполненный заодно с шестерней и зубчатым венцом, находится в постоянном зацеплении с валом. Скользящая каретка — зубчатая муфта V передачи, находясь в постоянном зацеплении с ведомой шестерней V передачи на валу, при перемещении влево замкнет венец вала, включая тем самым V передачу трактора.

Механизм управления коробкой передач состоит из управляющих валиков, вилок, кулисы и рычага. Фиксаторы блокируются валиком.

Так как коробка передач и задний мост имеют общую масляную ванну, заливка масла и контроль его уровня производится в заднем мосту трактора. Слив масла производится через отверстия, закрытые пробкой и пробкой с магнитом.

В поддоне картера установлена маслоразбрызгивающая шестерня.

Коробка передач трактора Т-74 имеет ряд конструктивных решений, заимствованных из коробки передач трактора ДТ-54А, но в отличие от нее обеспечивает получение шести передач переднего хода и двух заднего. По желанию потребителя в ней может устанавливаться ходоуменьшитель, обеспечивающий получение дополнительных трех пониженных передач переднего хода и одной — заднего.

Рис. 3. Коробка передач трактора ДТ-54А

Коробка передач составная, состоящая из основной трехступенчатой двухвальной коробки передач и выходного двухступенчатого диапазонного редуктора, смонтированных в общем картере. Внешнее крепление аналогично креплению коробки передач трактора ДТ-54А.

На валу закреплены шлицевая втулка с установленной на ней ведомой кареткой диапазонного редуктора и ведомая шестерня ходоуменьшителя. Между ними закреплены подшипники промежуточного блока шестерен ричный, выполненный заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи. При установке ходоуменьшителя монтируется дополнительный вал.

Рис. 4. Коробка передач трактора Т-74

Передняя опора вала установлена в двух радиально-упорных подшипниках, закрепленных в стакане, под фланец которого устанавливаются прокладки для регулировки зацепления конической пары. Регулировка подшипников производится прокладками, фиксирующими положение закрепительной крышки.

На валу установлены ведущие каретки соответственно II и I и III передачи и заднего хода основной трехступенчатой коробки передач. Шлицованный конец вала служит приводом зависимого ВОМ.

На промежуточном валу закреплены ведомые шестерни соответственно II, I a III передач и ведущая шестерня рабочего заднего хода, малый венец которого находится в зацеплении с шестернями и валов. С большим венцом шестерни может входить в зацепление каретка вала, образуя передачи заднего хода.

На валу установлена каретка привода ходоуменьшителя.

Отличительной особенностью коробки передач является то, что при включении ходоуменьшителя диапазонный редуктор должен быть выключен.

Управление коробкой передач производится двумя рычагами: одним — для включения необходимого диапазона передач, а другим — для переключения передач в заданном диапазоне. Две направляющие кулисы выполнены в одной общей пластине.

В остальном механизм управления аналогичен соответствующему механизму коробки передач трактора ДТ-54А.

При стационарной работе трактора масло в коробке передач разбрызгивается шестерней, свободно установленной на ступице шестерни и вращающейся только при нейтральном положении каретки 26.

Масло заливается через горловину, закрытую пробкой-сапуном, к которой прикреплен масломерный, щуп.

Коробка передач трактора ДТ-75 обеспечивает получение семи передач переднего хода и одной — заднего. При включении УКМ, расположенного перед ней, можно дополнительно получить две замедленные передачи переднего хода и одну — заднего.

По своей кинематической схеме коробка передач может быть отнесена к двухвальной, так как четыре основные рабочие передачи осуществляются посредством шестерен, установленных на двух валах: первичном и вторичном. Для получения же более повышенных передач и заднего хода применяются дополнительный вал 37 и вал 36 заднего хода.

Коробка передач размещена в отдельном картере передней части корпуса заднего моста трактора.

Под картером расположено шарнирно-эластичное крепление корпуса заднего моста к поперечному брусу рамы трактора, состоящее из установочного шипа, резинового кольца и закрепительного бугеля.

Передний роликоподшипник вала установлен в стакане, по которому центрируется картер УКМ, служащий одновременно передней крышкой коробки передач. Задний подшипник вала является закрепительным. На валу закреплена ведущая шестерня привода вала заднего хода и установлены ведущие каретки и соответственно III и IV и I и II передач.

Передняя опора вала, выполненного заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи, закреплена в стакане, под фланец которого установлены прокладки для регулировки зацепления конической пары.

На валу закреплены ведомые шестерни соответственно III и V, IV и VI, I передач и заднего хода, VII и II передач и распорные стяжные полукольца.

Валы имеют одинаковую конструкцию. В переднем торце вала дополнительно закреплена шлицевая втулка — привода масляного насоса УКМ.

На валу закреплена ведомая шестерня и расположена каретка, которая при движении трактора задним ходом входит в зацепление с большим венцом ведомой шестерни вала. Вал получает вращение от вала посредством пары шестерен. На валу расположены каретки соответственно V и VI и VII передач.

Механизм управления коробкой передач, за исключением вилок управления и направляющих осей, смонтирован в верхней крышке картера. Коробка передач управляется одним рычагом, нижний конец которого перемещает один из четырех прямоугольных ползунов. На нижних сторонах ползунов выполнены пазы, в которые входят призматические отростки головок управляющих вилок или втулки, свободно перемещающихся по двум закрепленным осям.

Так как управляющие ползуны имеют небольшую ширину, их фиксаторы располагаются в шахматном порядке. Вследствие этого применены два блокировочных валика, спаренных между собой и действующих каждый на два фиксатора.

Для облегчения установки нижнего конца рычага в паз необходимого ползуна при их нейтральном положении применено устройство, состоящее из направляющей вилки, жестко закрепленной на поперечном валике, и фиксатора.

На поперечном валике имеются продольная канавка, в которую входит конец стопорного винта, удерживающий вилку в горизонтальном положении, и две горизонтальные лыски, разделенные конусообразным выступом. Направляющая вилка и конусообразный выступ валика расположены таким образом, что поперечное качание нижнего конца рычага свободно только в пределах двух крайних смежных ползунов, служащих для включения соответственно четырех рабочих передач или трех повышенных передач и заднего хода. При переводе рычага из одной группы передач в другую необходимо приложить дополнительное усилие, чтобы преодолеть сопротивление фиксатора, упирающегося в соответствующую грань конусообразного выступа валика.

Картер коробки передач имеет общую с задним мостом трактора масляную ванну, вследствие чего заливка масла и контроль его уровня производятся через отверстие, расположенное в крышке заднего моста.

Рис. 4. Коробка передач трактора ДТ-75

Слив масла производится через отверстие, закрытое пробкой 39 с магнитом. ненный заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи.

На валу размещены ведущие каретки соответственно I и II, IV и III передач, а на его внешнем шлицованном хвостовике установлена ведомая муфта-каретка реверс-редуктора.

Рис. 5. Коробка передач трактора Т-4М

Коробка передач трактора Т-4М составная. Впереди основной двухвальной четырехступенчатой коробки передач расположен реверс-редуктор, чем обеспечивается получение восьми передач переднего хода, из которых четыре передачи пониженные, и четырех передач заднего хода.

Коробка передач смонтирована в отдельном картере, прикрепляемом к корпусу заднего моста трактора. Передняя крышка картера является одновременно картером ре-верс-редуктора.

Основная коробка передач имеет два вала: полый первичный и вторичный, выполнен соответственно I, II и IV и III передач. Установочный подшипник вала закреплен в промежуточном стакане посредством крышки и стопорного болта.

Регулировка зацепления конической пары производится путем замены прокладок между подшипником и упорным кольцом.

Реверс-редуктор состоит из полого ведущего вала, выполненного заодно с шестерней постоянного зацепления, промежуточной блок-шестерни, промежуточной каретки заднего хода и ведомой муфты-каретки. Большой венец блок-шестерни находится в зацеплении с шестерней вала. Для получения пониженного ряда скоростей муфта-каретка замыкается на малый венец блок-шестерни. Рабочий диапазон передач осуществляется при прямой передаче редуктора, когда муфта-каретка блокирует вал с валом основной коробки передач.

Каретка находится в зацеплении с муфтой-кареткой. Передачи заднего хода получаются при нейтральном положении муфты-каретки и замыкании кареткой большого венца блок-шестерни.

реверс-редуктора и основной коробки передач. Для лучшей смазки игольчатых подшипников реверс-редуктора в картере основной коробки передач установлен лоток для сбора масла. Картер имеет общую масляную ванну с задним мостом трактора; слив масла из него производится через два отверстия, закрываемые пробками.

Коробка передач трактора Т-100М.

Рис. 6. Коробка передач трактора Т-100М

Коробка передач управляется двумя внешними рычагами: рычагом управления реверс-редуктором и рычагом управления основной коробки передач.

Вилки управления каретками реверс-редуктора с встроенными в их головки шариковыми фиксаторами перемещаются по двум неподвижно закрепленным осям. Направление движения рычага обеспечивается кулисой.

Управление основной коробки передач осуществляется обычной системой, состоящей из двух валиков управления, вилок, фиксаторов и кулисы, смонтированных в верхней крышке. Фиксаторы блокируются валиком.

Смазка деталей коробки передач осуществляется маслом, залитым в отдельные картеры чаются при участии трех пар шестерен. Коробка передач обеспечивает получение пяти передач переднего хода и четырех — заднего.

Коробка передач, смонтированная в отдельном картере, прикрепляемом к корпусу заднего моста, имеет три вала: первичный, промежуточный и вторичный, выполненный заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи.

На валу закреплены шестерня привода передних рабочих передач, шестерня привода передач заднего хода и установлена ведущая каретка V передачи. На его конце, служащем зависимым приводом ВОМ, закреплена шестерня привода гидронасоса системы сервоусилителя механизма управления муфтами поворота.

На валу установлены ведомая каретка реверс-редуктора и ведущие каретки соответственно IV и III и II и I передач. При замыкании кареткой промежуточной шестерни, установленной на оси, обеспечивается получение четырех передач переднего хода, а при ее замыкании шестерни — четырех передач заднего хода.

Заливка масла в картер производится через горловину, закрытую пробкой с масломерной линейкой. Слив масла производится через отверстие, закрытое пробкой с магнитом.

Коробка передач трактора Т-180 выполнена с шестернями постоянного зацепления. По кинематической схеме она специальная, обеспечивающая получение пяти передач переднего хода и двух — заднего.

Рис. 7. Коробка передач трактора Т-180

V передача осуществляется непосредственным замыканием каретки и малого венца шестерни, расположенных на валах.

Установочный подшипник вала закреплен в стакане, под фланец которого установлены прокладки для регулировки зацепления конической пары.

Управление коробкой передач осуществляется двумя внешними рычагами: рычагом для управления кареткой реверс-редуктора и рычагом включения необходимой передачи. Механизм управления, состоящий из четырех управляющих валиков и вилок, смонтирован в боковой крышке. В ней же расположены фиксаторы и блокировочный валик, не указанные на чертеже. Замок верхних трех валиков управления выполнен в виде качающегося ограничителя, боковые выступы которого запирают соответствующие пазы в поводках вилок.

чительной особенностью является наличие большого числа ускоряющих передач: трех из пяти передач переднего хода и одной из двух передач заднего хода.

Коробка передач смонтирована в переднем картере общего корпуса заднего моста и имеет три основных вала: первичный, промежуточный и вторичный. Последний выполнен заодно с ведущей конической шестерней центральной передачи.

На валу, выполненном заодно с цилиндрической шестерней, на текстолитовых втулках свободно установлены ведущие шестерни постоянного зацепления соответственно III, I, V и IV передач, которые блокируются с валом посредством зубчатых муфт. Задний конец вала является приводом зависимого ВОМ.

На валу, посредством призматических шпонок, закреплены ведомые шестерни соответственно III и II, I и I передачи заднего хода, V, II передачи заднего хода и IV передач. Крышка подшипника вала является одновременно передней опорой заднего моста на поперечном брусе рамы трактора. Установка вала для правильного зацепления конической пары производится одновременно с подбором нужных прокладок.

На валу неподвижно закреплена ведомая шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней вала, и установлены три шестерни постоянного зацепления, свободно вращающиеся на текстолитовых втулках соответственно II, I передачи заднего хода и II передачи заднего хода. Блокировка шестерен производится зубчатыми муфтами.

Промежуточная шестерня, установленная на оси, находится в зацеплении с шестернями. Таким образом, II передача осуществляется тремя парами шестерен.

Шестерни IV’H V передач выполнены с винтовыми зубьями, остальные шестерни прямозубые.

Управление коробкой передач производится системой управляющих вилок и валика, приводимых в действие внешним рычагом, установленным в передней части верхней крышки картера. Блокировочный механизм фиксаторов отсутствует.

Смазка коробки передач комбинированная. Отдельный масляный насос подает масло в продольные сквозные каналы в валах для смазки под давлением трущихся поверхностей текстолитовых втулок. Остальные детали коробки передач смазываются разбрызгиванием. Так как коробка передач имеет общую масляную ванну с задним мостом, заливка масла производится через горловину, расположенную на задней стенке последнего.

Техническое обслуживание и регулировка коробки передач. Типичные неисправности и их устранение. Уход за коробкой передач состоит в систематической очистке ее наружной поверхности, проверке и подтяжке всех резьбовых соединений, проверке уровня масла и соответствующей его доливке или полной замене, проведении необходимых регулировок.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Конструкции коробок передач гусеничных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства