Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Конструкции коробок передач колесных тракторов

Читать далее:




Конструкции коробок передач колесных тракторов

Хотя кинематические схемы коробок передач не зависят от типа ходовой части трактора, целесообразно рассмотреть особенности конструкций коробок передач раздельно для колесных и гусеничных машин. Это связано как с наличием большего диапазона передаточных чисел в коробке передач колесного трактора, так и с особенностями общей компоновки трактора, накладывающей отпечаток на ее конструктивное оформление.

Коробка передач трактора ДТ-20М трехвальная с поперечным расположением валов и реверсированием передач, обеспечивающая получение пяти передач переднего (одна из которых замедленная) и четырех передач заднего хода. Детали коробки передач размещены в общем корпусе трансмиссии.

Первичный вал, выполненный заодно с ведущей конической шестерней, вращается в подшипниках. Промежуточный вал, имеющий выходной шлицевой хвостовик для привода шкива, вращается в подшипниках. Установочные подшипники валов и закреплены в стаканах, служащих для регулировки зацепления конической передачи.

Вторичный вал вращается в подшипниках, установленных в расточках боковых стенок корпуса трансмиссии. Стопорное кольцо установочного подшипника зажато между корпусом трансмиссии и общей крышкой.

На валу размещены каретка I и IV передач и каретка II и III передач и механизм реверса. Ведомые шестерни реверса свободно проворачиваются со ступицами на цилиндрической части зубчатой втулки, закрепленной на валу. Зубчатая муфта, перемещаясь вдоль вала, замыкает соответствующие зубчатые венцы ступиц конических шестерен. Движение трактора вперед происходит при блокировании шестерни.

Механизм реверса от осевых перемещений по валу закреплен двумя парами шлицевых упорных шайб, между которыми установлены замковые шайбы.

На валу закреплены ведомые шестерни I—IV передач и ведущая шестерня центральной передачи.

Замедленная передача осуществляется через шестерни привода ВОМ, конические шестерни и каретку, входящую в зацепление с ведомой шестерней I передачи.

Механизм управления коробкой передач смонтирован на верхней крышке (не показанной на рисунке) и имеет два рычага: один для управления механизмом реверса и другой для переключения передач.

Смазка деталей коробки передач осуществляется разбрызгиванием масла, залитого в картер трансмиссии, в основном за счет вращения шестерни.

Регулировка зацепления конических шестерен реверса производится заменой пластинчатых прокладок под фланцами установочных стаканов. Дополнительная регулировка осевого разбега шестерен раверса производится заменой упорных шлицевых шайб, имеющих разную толщину.

Коробка передач самоходного шасси Т-16М также трехвальная с поперечно расположенными валами, но в отличие от трактора ДТ-20 не имеет полного реверсирования передач. Коробка передач обеспечивает получение семи передач переднего (из которых одна замедленная) и одной — заднего хода.

Коробка передач находится в общем картере трансмиссии. Изолированная от проникновения масла внутренняя полость корпуса трансмиссии является картером муфты сцепления, к которому консольно прикрепляется двигатель самоходного шасси. Вал главной муфты сцепления является одновременно первичным валом коробки передач, на конце которого выполнена малая коническая шестерня. Ведомая коническая шестерня консольно закреплена на промежуточном валу. На шлицах вала установлены две каретки и соответственно V и VI и II, и III передач и шестерня IV передачи. Шестерня I передачи закреплена на шпонке.

На вторичном валу, расположенном под первичным валом, закреплены ведомые шестерни V и VI, III и II передач, ведущая шестерня центральной передачи и установлены ведомые каретки IV передачи и заднего хода, I передачи и замедленной передачи. Наружный хвостовик вала является приводом бокового синхронного вала. Когда последний не используется, он закрыт защитным колпаком.

Коробка передач тракторов Т-40 и Т-40А размещена в общем корпусе заднего моста и выполнена по принципиальной схеме коробки передач самоходного шасси Т-16М, но в отличие от последнего имеет полное реверсирование всех передач.

Механизм реверса состоит из двух ведомых.

Рис. 1. Трансмиссия самоходного шасси Т-16М

Задний ход получается введением каретки в зацепление с малым венцом шестерни, закрепленной на валике; ее большой венец находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней I передачи. Для замедленной передачи каретка вводится в зацепление с промежуточной шестерней, находящейся в зацеплении с шестерней, выполненной заодно с валиком.

Детали коробки передач смазываются маслом, залитым в общий картер трансмиссии. конических шестерен с спиральными зубьями (угол 0°), находящихся в постоянном зацеплении с ведущей конической шестерней, выполненной заодно с первичным валом коробки передач, и подвижной зубчатой муфтой, установленной на шлицованном хвостовике промежуточного вала.

Ведомая шестерня, напрессованная на полуось, имеет в отверстии ступицы внутренние шлицы для соединения с муфтой. Ведомая шестерня, имеющая такие же внутренние шлицы, установлена посредством подшипников на конце вала 19. Движение трактора вперед происходит при блокировании шестерни. В каждом диапазоне реверса трактор имеет семь передач прямого хода (из которых одна замедленная) и одну передачу обратного хода.

Вторичный вал выполнен за одно целое с конической шестерней привода синхронного ВОМ.

Механизм управления коробкой передач подобен одноименному механизму трактора Т-16М.

Рис. 2. Коробка передач трактора Т-28ХЗ

Аналогично выполняется смазка коробки передач и регулировка зацепления ее конических шестерен.

В коробке передач по требованию потребителя может ставиться дополнительный ходоуменыпитель, выполненный в виде отдельного компактного одноступенчатого планетарного редуктора. Корпус планетарного редуктора устанавливается на то место, где ранее крепился внешний подшипник полуоси 15. Новая шестерня реверса выполнена за одно целое с полой полуосью, имеющей внутренние шлицы для соединения с солнечной шестерней планетарного редуктора и с видоизменной зубчатой муфтой реверса. Водило планетарного ряда неподвижно, так как посредством своего зубчатого внешнего венца соединено с неподвиж-ваемое масло в трансмиссии трактора, и наружного трубопровода для подачи масла в планетарный редуктор.

Коробка передач трактора Т-28ХЗ составная с продольными валами, выполненная в отдельном картере передней части общего корпуса трансмиссии.

В зависимости от требования заказчика в коробке передач может устанавливаться отдельный ходоуменыпитель на две пониженные скорости.

Основная коробка передач (без ходоумень-шителя) обеспечивает получение шести передач переднего и двух передач заднего хода.

На первичном валу, выполненном за одно целое с длинным упругим валом муфты сцепления, установлена каретка промежуточного редуктора коробки передач и закреплена шестерня привода зависимого ВОМ, а на подшипниках установлен блок промежуточных шестерен.

На промежуточном валу закреплены шестерни.

Вторичный вал, выполненный за одно целое с ведущей конической шестерней центральной передачи, вращается в роликовом и шариковом (закрепительном) подшипиках. Под фланец стакана устанавливаются прокладки для регулировки зацепления центральной передачи. На валу установлены каретка I передачи и заднего хода и каретка II и III передач в соответствующем скоростном диапазоне, обусловленном положением каретки редуктора. При заднем ходе силовой поток передается от шестерни через промежуточный блок шестерен и на каретку вала.

Ходоуменьшитель состоит из двух одинаковых двухвенцовых шестерен, из которых шестерня установлена на съемном кронштейне. Малый венец шестерни находится в постоянном зацеплении с шестерней. При работе с ходоумен ынителем используется ВОМ, на котором установлена каретка включения ходоуменьшителя. При этом каретка привода ВОМ должна находиться в зацеплении с шестерней, т. е. в положении зависимого ВОМ.

При работе трактора без ходоуменьшителя управление коробкой передач осуществляется двумя рычагами: рычагом переключения редуктора (им же включается шестерня ходоуменьшителя) и рычагом переключения передач. Нижние концы рычагов входят в прорези прямоугольных ползунов. Вилки управления каретками на валу приварены к соответствующим ползунам. Вилки управления каретками, установлены на неподвижном валике и их перемещения осуществляются посредством двуплечих рычагов, шарнирно закрепленных на осях.

При работе с ходоуменьшителем в управлении коробкой передач применяется третий рычаг (не указанный на рисунке), воздействующий на ползун и управляющий кареткой привода ВОМ.

Фиксаторы заблокированы поворотом валика, имеющего продольную лыску. Разбрызгивание масла производится в основном кареткой.

Коробка передач тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС составная с продольными валами, расположенными в отдельном картере передней части общего корпуса трансмиссии. Коробка передач обеспечивает получение десяти передач переднего хода (пять из которых пониженные) и двух передач заднего хода.

Первичный и вторичный валы расположены соосно, что при отсутствии редуктора было бы характерно для типичной трехвальной коробки передач. Вал, выполненный за одно целое с вилкой соединительной муфты, посредством стяжного болта закреплен в шлицевой ступице ведущей шестерни редуктора. Подшипники и установочный подшипник вала закреплены в расточках стакана, под фланец которого установлены прокладки для регулировки зацепления конической пары центральной передачи. Установочный подшипник полого промежуточного вала закреплен в стакане. Внутри вала проходит привод независимого ВОМ.

На валу расположены каретки II и IV передач, III и V передач и I и передачи заднего хода, а на валу закреплены соответствующие ведущие шестерни переднего хода и шестерня заднего хода.

Двухвенцовая каретка редуктора, не выходя из зацепления с шестерней, может блокировать шестерню для образования основного диапазона передач или быть в полном зацеплении с свободно вращающейся шестерней 30 редуктора при создании пониженных скоростей (как показано на рисунке).

Понижающий редуктор выполнен отдельным агрегатом, смонтированным на съемном кронштейне. Вал редуктора посредством шестерни находится в постоянном зацеплении с валом. Включение редуктора производится зубчатой муфтой при блокировании шестерни. Управление муфтой и кареткой сблокировано и осуществляется вилками, закрепленными на одном управляющем валике.

Промежуточная шестерня заднего хода установлена на оси, закрепленной в расточках кронштейна и задней стенки картера. Шестерня привода бокового зависимого ВОМ (не показанная на рисунке) находится в постоянном зацеплении с большим венцом каретки. При отсутствии ВОМ отверстие в стенке картера закрыто крышкой.

Механизм управления коробки передач состоит из рычага, установленного в кронштейне, кулисы и валиков управления с вилками. Чтобы одним рычагом управлять и редуктором, на его вилке управления паз сделан более широким, позволяющим возвращать рычаг в нейтральное положение вне зависимости от положения шестерен редуктора. Фиксаторы блокируются валиком.

Рис. 3. Коробка передач тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС

Рис. 4. Коробка передач тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52

Смазка коробки передач аналогична смазке ранее рассмотренных конструкций. Уровень масла проверяется контрольной пробкой.

Коробка передач тракторов М.ТЗ-50 и М.ТЗ-52 составная с продольными валами. В ней имеется прямая передача и двухступенчатый редуктор диапазонов, расположенный после основной двухвальной коробки передач. Коробка передач обеспечивает получение девяти передач переднего хода и двух — заднего хода.

Коробка передач, выполненная в отдельном картере, имеет три основных вала: первичный, промежуточный и вторичный.

Задний подшипник вала, выполненного заодно с приводной шестерней УКМ, расположен в расточке торца вала. На валу установлены каретка IV (VII) и V (VIII) передач и каретка для получения III (V) и IX (прямой) передачи.

Вал, выполненный за одно целое с ведомой шестерней первой ступени редуктора, вращается в конических подшипниках, установленном в расточке перегородки картера, и установленном в стакане, под фланцем которого находятся прокладки для регулировки подшипников. На валу закреплены шестерня второй ступени редуктора и ведущая коническая шестерня центральной передачи. Зацепление конической пары регулируется изменением толщины упорной шайбы 20.

Задний игольчатый подшипник полого вала, внутри которого проходит привод заднего ВОМ, установлен в расточке ступицы ведущей шестерни второй ступени редуктора. Сама шестерня, выполненная заодно с внутренним зубчатым венцом, установлена в подшипниках, закрепленных в стакане.

На валу закреплены соответствующие ведомые шестерни и ведущая каретка — зубчатая муфта для включения диапазонов редуктора. На ступице шестерни свободно вращается промежуточная блок-шестерня, находящаяся В постоянном зацеплении с шестерней на валу пониженных передач. На валу установлена каретка I (II) передачи и заднего хода.

Промежуточная шестерня заднего хода находится в зацеплении с малым венцом шестерни.

В положении, указанном на рис. 4, ведущая каретка редуктора обеспечивает получение I, III, IV, V передач переднего хода и I передачи заднего хода. При блокировке ею шестерни осуществляются II, VI, VII и VIII передачи переднего хода и II передача заднего хода. Редуктор не имеет нейтрального положения.

Прямая (IX) передача осуществляется при блокировании кареткой ведомой шестерни вала.

При включении УКМ число передач удваивается.

Привод бокового ВОМ осуществляется от шестерни, а синхронный привод заднего ВОМ — через кулачки, выполненные на задней части ступицы шестерни.

Как и в коробке передач тракторов МТЗ-5М и МТЗ-5Л, ее управление производится одним рычагом, но в отличие от нее управляющие вилки перемещаются прямоугольными ползунами, а шариковые фиксаторы не имеют блокировочного устройства. Боковое перемещение рычага ограничивается двумя планками.

Смазка коробки передач аналогична смазке предшествующих конструкций. На крышке дополнительно установлен сапун.

Коробка передач трактора Т-125 составная с продольными валами. Отличительными ее особенностями являются: широкое применение шестерен постоянного зацепления, наличие двух последовательно расположенных редукторов (ходоуменьшитель и диапазонный редуктор передач), установленных после основной коробки передач, и комбинированная система смазки. Благодаря двум редукторам, трактор имеет передач вперед, из которых основного рабочего ряда, — транспортные, — пониженные и передачи заднего хода.

Основная двухвальная четырехступенчатая коробка передач с шестернями постоянного зацепления и редуктор ходоуменьшителя размещены в двух отдельных отсеках общего корпуса. Диапазонный редуктор передач, выполненный совместно с раздаточной коробкой, размещен в отдельном картере.

Четырехступенчатая коробка передач имеет два основных вала: первичный и вторичный. Установочные подшипники валов закреплены в соответствующих стаканах.

Вал выполнен полым для прохода внутри него вала независимого привода ВОМ. На валу закреплены ведущие шестерни соответственно IV, III, II и I ступеней коробки передач и распорная втулка.

На валу закреплены зубчатые втулки, На ступицах которых свободно установлены ведомые шестерни и ведомая шестерня заднего хода. При включении передачи, подвижные зубчатые муфты замыкают одну Из соответствующих ведомых шестерен. Для получения заднего хода необходимо промежуточной кареткой (не указанной на чертеже) соединить шестери» с шестерней вторичного вала.

Рис. 5. Коробка передач трактора Т-125

Диапазонный редуктор выполнен с шестернями постойного зацепления и имеет две передачи: ускоряющую (транспортную) посредством шестерен и понижающую (рабочую) посредством шестерен.

Ведомый вал диапазонного редуктора является валом привода заднего моста трактора. Привод к Переднему ведущему мосту осуществляется карской.

Механиажуправления коробкой передач имеет два рычасчк рычаг основной коробки передач и рычаг управления ходоуменьшителем и диапазонным редуктором. Для того чтобы одним рычагом управлять одновременно ходоуменьшителем и диапазонным редуктором, на поводке валика управления диапазонным редуктором сделано два паза, позволяющих производить смену диапазонов при любой передаче ходоуменыпителя. Нейтрального положения у рычага нет. Фиксаторы и блокируются поворотом валиков, имеющих отдельные углубления под стержни фиксаторов.

Смазка коробки передач комбинированная: втулки шестерен постоянного зацепления смазываются под давлением, остальные детали — разбрызгиванием масла, выбрасываемого через радиальные сверления этих шестерен. Разбрызгивание масла осуществляется также шестерней привода масляного насоса, находящейся в поддоне картера. Масло под давлением подается к сверлениям в крышке и далее — во внутреннюю полость валов. Заливка масла производится через отверстие в крышке основной коробки, закрытое пробкой-сапуном. Слив масла производится через отверстия в поддонах картеров, закрытые пробками с магнитами.

Коробка передач трактора К-700 составная с продольными валами и шестернями постоянного зацепления обеспечивает получение передач переднего хода и передач заднего хода. Основная двухвальная четырехскоростная коробка передач и два двухступенчатых редуктора переключения диапазонов передач, последовательно расположенные на параллельных валах, выполнены в одном общем корпусе.

Основной отличительной особенностью коробки передач является применение фрикционных муфт сцепления в качестве блокировочных муфт шестерен постоянного зацепления основной коробки передач, что позволяет в заданном диапазоне передач производить их переключение без остановки трактора.

В коробке передач расположено четыре основных вала: первичный, промежуточный, грузовой и вторичный, являющийся одновременно раздаточным.

На валу на роликовых или игольчатых подшипниках установлены шестерни постоянного зацепления соответственно IV, III, II и I передач основной коробки, связанные с соответствующими блокировочными фрикционными муфтами. Все четыре муфты одинаковы и состоят из внутреннего ведущего барабана, закрепленного на валу, наружного ведомого барабана, соединенного с ведомой шестерней, комплекта металлических фрикционных дисков, нажимного диска и упорного диска. Во внутреннюю полость между упорным и нажимным дисками, называемую бустером, по сверлениям в перегородках картера или по сверлениям в валу подается масло, под давлением которого нажимной диск сжимает комплект дисков, включая тем самым необходимую передачу. Отжимная пружина способствует более быстрому сливу масла и размыканию фрикционных дисков при выключении муфты.

Привод вала насосов гидросистемы трактора осуществляется от шестерни.

На валу закреплены соответствующие ведомые шестерни основной коробки передач и ведущие шестерни: заднего хода и первого диапазонного редуктора.

В передней части вала установлены ведомые шестерни постоянного зацепления: заднего хода и первого диапазонного редуктора. Между шестернями заднего хода установлена промежуточная шестерня, не указанная на чертеже.

Включение диапазонов передач или заднего хода производится зубчатыми блокировочными муфтами.

Для облегчения переключения зубчатых муфт применен тормоз-синхронизатор. Когда масло не подается ни в одну из фрикционных муфт (что соответствует выключению муфты сцепления в обычном тракторе), оно направляется в бустер тормоза-синхронизатора, и его колодка

Для смазки подшипниковых узлов шестерен вала последний сделан полым, с радиальными сверлениями, по которым масло попадает также для лучшей смазки поверхностей трения фрикционных дисков.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Конструкции коробок передач колесных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства