УКМ тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 преобразует на ходу трактора величину крутящего момента на полуосях конечных передач, а следовательно, и величину тягового усилия на крюке трактора в 1,25 раза. Редуктор УКМ состоит из водила и трех двух-венцовых сателлитов, смонтированных в окнах водила. Сателлиты находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми венцами, выполненными на валу силовой передачи и первичном валу коробки передач. Водило с валом силовой передачи блокируется фрикционной сухой однодисковой муфтой постоянно замкнутого типа. Муфта УКМ включает: ведущий (соединительный) диск, ведомый диск, закрепленный неподвижно на шлицах ступицы водила; опорный диск, жестко прикрепленный к ведомому диску; нажимной диск с тремя выступами, входящими в окна опорного диска, и шесть нажимных пружин.
Механизм выключения муфты УКМ состоит из трех отжимных рычажков, установленных в приливах нажимного диска, и отводки. Обгонная муфта установлена на ступице водила и состоит из восьми цилиндрических роликов, заключенных в специальной обойме. Обойма дает возможность роликам свободно перекатываться по поверхности ступицы водила или, наоборот, заклинивает их в зависимости от того, включена или выключена фрикционная муфта УКМ. Если муфта включена, то вал силовой передачи и водило соединены между собою, сателлиты заблокированы, и весь механизм вращается как одно целое с первичным валом коробки передач. В этом случае УКМ выключен. Для того чтобы включить УКМ, необходимо выключить его фрикционную муфту, другими словами, освободить ведущий диск и отсоединить тем самым водило от вала силовой передачи. В этом случае ролики обгонной муфты заклиниваются, водило останавливается, а первичный вал коробки передач через сателлиты будет вращаться с меньшей скоростью, чем вал силовой передачи.
УКМ трактора ДТ-75 имеет следующие основные отличия от УКМ тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52. Водило выполнено сварным из двух поковок, имеющих форму дисков, а ролики обгонной муфты установлены в клинообразных зазорах, образованных наружной поверхностью кольца, напрессованного на переднюю ступицу водила, и пазами внутренней поверхности ее корпуса. Пазы имеют плоские боковые грани и криволинейные поверхности впадин. Ролики постоянно поджаты в сторону меньшего просвета клинообразного зазора пружинами плунжеров.
При вращении водила вместе с кольцом в направлении вращения коленчатого вала двигателя ролики перемещаются в сторону большого просвета клинообразного зазора, вследствие чего не препятствуют вращению водила. Наоборот, при противоположном направлении вращения ролики заклиниваются между поверхностью кольца и криволинейными поверхностями пазов корпуса муфты, удерживая тем самым водило от вращения. На трех осях водила размещены блоки сателлитов, передняя шестерня которых находится в постоянном зацеплении с малой солнечной шестерней ведущего вала, а задняя — с большой солнечной шестерней ведомого вала.
Отличие фрикционной муфты УКМ состоит в том, что при ее выключении ведомый диск притормаживается специальным колодочным тормозком, рычаг которого шарнирно соединен с тягой, идущей к рычагу управления муфтой сцепления. С рычагом управления муфтой сцепления также соединена верхняя вилка двуплечего рычага, нижняя вилка которого связана с рычагом управления муфты УКМ. Благодаря особым прорезям в шарнирах соединительных тяг фрикционную муфту УКМ можно включать и выключать независимо от муфты сцепления трактора. В отсеке корпуса, в котором размещен планетарный редуктор с обгонной муфтой, создается масляная ванна при помощи шестеренного насоса, приводимого в действие от дополнительного вала коробки передач. Давление мао ла в магистрали контролируется по манометру, выведенному на щиток приборов в кабине трактора.
Уход за УКМ. Уход за УКМ заключается в регулярной проверке уровня масла и периодической его смене, своевременной подтяжке резьбовых соединений, выявлении и устранении течи масла, а также в своевременной регулировке фрикционной муфты УКМ.
При агрегатировании тракторов, снабженных УКМ, последний целесообразно применять только для преодоления подъемов и других кратковременных препятствий. После трогания и разгона тракторного агрегата УКМ необходимо выключать. Не рекомендуется использовать УКМ во время движения трактора под уклон с накатом и при заводке двигателя трактора буксиром.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкции УКМ тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы