Бульдозер состоит из трактора и бульдозерного оборудования, содержащего рабочий орган — отвал криволинейного профиля, установленный впереди трактора, толкающую раму или толкающие брусья, элементы крепления оборудования к трактору, агрегаты гидропривода.
В качестве базовых для агрегатирования с бульдозерным оборудованием используют гусеничные (Т-130, Т-170, Т-180, ДЭТ-250М2, Т-330, Т-25.01, Т-500, Т-800) и колесные (К-702) промышленные тракторы общего назначения или промышленные модификации сельскохозяйственных колесных
(МТЗ-80/82) и гусеничных (ДТ-75) тракторов. Последние оборудуют реверсивными редукторами (для рационального преобразования тягово-ско-ростных показателей машины), усиливают несущую раму, подводят к передней части трактора трубопроводы гидропривода и вводят присоединительные элементы для гидроцилиндров подъема-опускания рабочего оборудования.
Промышленные гусеничные тракторы общего назначения конструктивно наиболее приспособлены для работы с землеройным оборудованием. Кинематическими схемами моторно-транс-миссионных установок предусмотрено использование дизелей с увеличенным коэффициентом приспосабливаемое по крутящему моменту, равным 1,15 … 1,3 для двигателей мощностью до 150 кВт и выше 1,35 для двигателей постоянной мощности более 150 кВт. На тракторах устанавливают механическую (при мощности двигателя до 100 кВт) или полнопоточную, а также двухпоточную гидромеханическую трансмиссии (при мощности двигателя 60 … 736 кВт) с переключением под нагрузкой. В ряде конструкций используют электрическую или гидрообъемную трансмиссию. Колесные тракторы все больше применяют с обоими ведущими мостами, с колесной формулой 4X4, т.е. со всеми ведущими колесами. Гусеничные промышленные тракторы общего назначения имеют ходовые системы с упругой балансирной (тракторы ДТ-75, Т-180) или индивидуальной (ДЭТ-250М2, Т-800), полужесткой (Т-130, Т-170, Т-4АП2, Т-25.01, Т-500) или смешанной (Т-330) подвеской. На мощных тракторах (тяговых классов более 25) получают Распространение полужесткие трехточечные подвески с микроподрессори ванием, имеющие в передней части трактора балансирный брус, опорно связанный с гусеничными тележками, качающимися относительно задней оси, не совпадающей с осью ведущих колес (трактор Т-25.01). Это позволяет более эффективно использовать тягово-ско-ростные свойства трактора при работе на неровной поверхности, предохранить конечные передачи от динамических перегрузок, улучшить проходимость машины вследствие большого дорожного просвета и облегчить монтаж ходовой системы.
Для обеспечения быстродействия навесной системы и эффективного внедрения отвала в грунт используют мощный гидропривод, потребляющий 30 … 40% мощности двигателя, с рабочим давлением до 20 МПа. Привод оснащен гидрораспределителем с одной из секций четырехпозиционного типа, обеспечивающим наряду с подъемом-опусканием «плавающее» положение отвала при планировочных работах.
Привязочные устройства бульдозерного оборудования предусматривают силовую облицовку передней части трактора для крепления гидроцилиндров и шарниров реактивных тяг механизма компенсации перекоса (на мощных тракторах), а также опоры упряжных шарниров на гусеничных тележках — для крепления толкающих брусьев или рам.
Крепление толкающих брусьев бульдозерного оборудования на тракторах тяговых классов осуществляют на поперечной балке, жестко смонтированной на раме трактора между внутренними опорными катками. Гидро-цилиндры подъема-опускания устанавливают в цапфах кронштейна, закрепленного на раме впереди трактора.
Конструкция бульдозерного оборудования определяется типоразмером базового трактора, способом установки отвала и назначением бульдозера.
Бульдозеры с поворотным отвалом монтируют на гусеничных тракторах тяговых классов до 35. Преимущественное распространение эти бульдозеры получили на тракторах классов. Бульдозерное оборудование состоит из отвала, толкающего устройства — универсальной рамы, толкателей, раскосов и привода управления, включающего в себя гидроцилиндры подъема-опускания.
На поворотных бульдозерах прямые отвалы сварной конструкции имеют гнутый лобовой лист, усиленный с тыльной стороны верхней и нижней коробками жесткости, вертикальными ребрами. Лобовой лист с криволинейным профилем лобовой поверхности обеспечивает формирование и боковое смещение призмы грунта. В нижней части к лобовому листу болтами прикреплены съемные ножи, в центре с тыльной стороны — пята для соединения с шаровой головкой универсальной рамы. Раму выполняют сварной, цельной или в виде двух полу рам коробчатого сечения. В плане рама имеет очертание арки, концы ее шарнирно связаны с гусеничными тележками трактора. Фиксация отвала в плане осуществляется двумя боковыми толкателями, каждый из которых состоит из упорного бруса и трубчатого винтового раскоса, связанных шарнирно. Передние концы бруса и раскоса имеют проушины для соединения с отвалом через крестовины. В задней части толкателей предусмотрены шкворни, вставленные в отверстия кронштейнов верхней части универсальной рамы. Положение отвала в плане изменяют путем перестановки боковых упоров толкателей в соответствующие кронштейны. Угол поворота в плане 25 … 27° в каждую сторону.
Известны поворотные бульдозеры с гидрофицированным поворотом, боковым смещением и перекосом отвала, с управлением из кабины и внутренней толкающей рамой, шарнирно соединенной с рамой трактора.
Бульдозеры с неповоротным отвалом агрегатируют с гусеничными тракторами всех известных тяговых классов. Бульдозерное оборудование состоит из отвала, толкающих брусьев, гидрораскосов и привода управления. В бульдозерах с гидроперекосом предусмотрен механизм компенсации поперечных перемещений отвала и передачи боковой нагрузки на базовый трактор.
На неповоротных бульдозерах устанавливают прямые, полусферические и сферические отвалы, а также специальные усиленные отвалы с толкающими плитами и амортизаторами для толкания скреперов; с встроенными гидроуправляемыми угловыми рыхлительными зубьями; с удлиненной отвальной поверхностью для перемещения угля; для сыпучих материалов. С целью расширения области применения отвалы оборудуют дополнительным быстросменным оборудованием: съемными рыхлительньми зубьями, откосниками, открылками, уширителями, канавными надставками и Т. П.
На тракторах тяговых классов до 25 основная комплектация оборудования — прямой отвал. Тракторы класса 25 и выше в качестве основного имеют полусферический отвал. Сферический отвал используют как сменное оборудование.
Полусферический и сферический отвалы сварены из трех секций: центральной и двух боковых. Боковые секции расположены под углом 15° (в плане) к центральной. Для полусферических отвалов ширина боковых секций определяется длиной крайних ножей, а для сферических равна 1/3 длины отвала. Известны полусферические отвалы с боковыми секциями, установленными под углом 25°.
Неповоротные отвалы бульдозеров на базе легких и средних тракторов выполнены из лобового листа криволинейного профиля, усиленного с тыльной стороны верхним и нижним коробами и ребрами жесткости. Неповоротные отвалы бульдозеров на базе тракторов более тяжелых тяговых классов имеют с тыльной стороны листа приваренные гнутые профили, формирующие жесткую конструкцию коробчатого сечения. В верхней части неповоротных отвалов устанавливают козырек, препятствующий пересыпанию грунта через верхнюю кромку. В нижней, усиленной части предусмотрен ряд отверстий для крепления средних и крайних ножей. Для надежной работы на скальных и мерзлых грунтах к боковинам отвала приваривают боковые ножи.
Толкающие брусья (левый и правый) передают тяговые усилия от трактора отвалу и имеют коробчатое сечение постоянного или переменного (на тракторах тягового класса более 25) профиля. Наибольшее сечение бруса — в зоне крепления раскосов. Толкающие брусья к отвалу могут быть приварены (бульдозер ДЗ-42Г), прикреплены шарнирно пальцами (отвалы без перекоса), универсальными шарнирами и крестовинами (отвалы с гидроперекосом).
Между толкающими брусьями и отвалом устанавливают винтовые и гидравлические раскосы, позволяющие регулировать угол резания (±5°) и осуществлять симметричный перекос (до ±16°), и систему горизонтальных тяг, соединенных в центральной тыльной части отвала посредством механизма компенсации перекоса. Раскосы и горизонтальные тяги обеспечивают жесткость оборудования от воздействия продольных и боковых нагрузок, возникающих как при прямой установке отвала, так и с поперечным перекосом.
Гидрораскосы оснащают двусторонним замком, запирающим полости гидроцилиндра при отключенном гидрораспределителе и открывающимся для подачи рабочей жидкости при включении привода. На тяжелых бульдозерах гидрораскосы имеют также предохранительные клапаны для предохранения гидроцилиндров от чрезмерного давления при упоре в препятствие отвала, установленного с поперечным перекосом. Срабатывание клапана сопровождается частичным вытеснением рабочей жидкости из цилиндра.
Подъем-опускание отвала осуществляют одним или двумя гидроцилиндрами с использованием гидросистемы трактора. Гидроцилиндры оборудованы разгрузочным устройством, обеспечивающим слив в бак рабочей жидкости в крайних положениях штока.
Бульдозеры на тракторах класса 10 с поворотным и неповоротным отвалами могут быть оснащены системами комбинированного автоматического управления положением отвала «Копир-Автоплан-10 ЛП» (бульдозер ДЗ-109-1) и «Комбиплан-10Л» (бульдозер ДЗ-110А-01).
Система унифицированных приборов и средств управления можег быть использована в двух режимах: копир-ном, при котором автоматическое управление отвалом на высоте относительно опорной плоскости происходит от внешнего луча лазерного излучателя (лазерной направляющей}, и автономном, при котором стабилизация положения отвала осуществляется по сигналам датчиков угловых положений (ДКБ), установленных на толкающих брусьях и отвале бульдозера.
Система «Комбиплан-10Л» состоит из аппаратуры автоматики и дополнительных агрегатов гидропривода. Аппаратура автоматики содержит пульт управления, индикатор, фотоприемное устройство (ФПУ), двигатель устройства перемещения ФПУ, датчик подъемного устройства 3, датчик ДКБ продольного профиля, а на бульдозере с поперечным гидроперекосом дополнительно датчик (ДП) угла перекоса отвала. Датчики преобразуют угловое перемещение корпуса относительно вертикали в электрический сигнал.
Блок управления и индикатор установлены в кабине. Блок управления служит для задания требуемого продольного (бульдозер ДЗ-109-1), продольного и поперечного (бульдозер ДЗ-110А-1) уклонов и преобразований сигналов датчиков в команду управления, которая подается на исполнительную аппаратуру гидропривода. Индикатор, ФПУ с устройством перемещения и датчик подъемного устройства используют с лазерным излучателем при работе в копирном режиме. Датчики ДКБ и ДП применяют в автономном режиме. Блок перегрузки и тахогенератор защищают двигатель от перегрузок при значительном возрастании усилий на отвале, при этом система контроля отключает автомат стабилизации и одновременно подает сигнал на выглубление отвала.
При автоматической системе управления в гидропривод бульдозера дополнительно включают гидронасос, гидрораспределители с электрогидрозолотником, предохранительный и замедлительный (обратный с дросселем) гидроклапаны. Гидронасос НШ-32У обеспечивает меньшую подачу жидкости к исполнительным гидроцилиндрам, чем основной насос гидросистемы, для более плавного изменения хода штока с целью улучшения планирующей способности бульдозера. Обратные клапаны с дросселями исключают разрыв потока рабочей жидкости, замедляя перемещение штоков гидроцилиндров подъема — опускания под действием внешних нагрузок, и обеспечивают надежное переключение элек-трогидрозолотников независимо от колебания давления подачи насоса.
Автоматическая система осуществляет управление в копирном режиме стабилизацией положения отвала по высоте относительно опорной плоскости, создаваемой лазерным излучателем, взаимодействующим со светодиодами ФПУ, установленными на отвале бульдозера. При смещении ФПУ из оптической плоскости формируются команды подъема-опускания отвала для возврата ФПУ в оптическую плоскость. В автономном режиме гидропривод осуществляет перемещение и перекос отвала по командам ДКБ при наличии рассогласования заданного и действительного положения отвала. Точность планировки в копирном режиме ±40 мм и автономном ±50 мм.
Применение автоматизированных бульдозеров повышает производительность труда, уменьшает утомляемость водителя, позволяет использовать водителей меньшей квалификации.
Бульдозеры на колесных тракторах общего назначения и промышленных модификациях базовых сельскохозяйственных тракторов получили наибольшее распространение в коммунальном хозяйстве, на малоэнергоемких землеройных работах в сельском и городском строительстве, на ремонте дорог. В агрегате с задним оборудованием они могут иметь многоцелевое назначение. При использовании со сменным погрузочным оборудованием эти бульдозеры предназначены для выполнения земляных и погрузочно-разгрузочных работ небольшого объема, перемещения штучных и тарных грузов.
При агрегатировании с бульдозерным оборудованием колесные тракторы малых классов используют с разновеликими и поворотными колесами, а больших классов с равновеликими колесами и шарнирно-сочлененной рамой. Преимущественное распространение получили неповоротные бульдозеры на тракторах МТЗ-50, МТЗ-52, МТЗ-80, МТЗ-82 тягового класса 1,4 мощностью двигателя 40 … 55 кВт. Бульдозеры имеют неповоротное оборудование с прямым отвалом, жестко соединенным с толкающими брусьями, установленными в упряжных шарнирах на усиленной раме, смонтированной на лонжеронах трактора. Толкающие брусья расположены между передними колесами трактора. Отвал сварной конструкции с лобовым листом, усиленным ребрами жесткости, имеет короба жесткости. В нижней части отвала крепят съемные ножи, а в верхней предусмотрен козырек. Бульдозерный отвал снабжен зубьями заднего хода и может быть оборудован уширителем (бульдозер ДЗ-102). Управление отвалом гидравлическое, из кабины трактора.
Бульдозеры с поворотным отвалом используют в агрегате с задним оборудованием для засыпки траншей и выполнения планировочных работ малого объема на грунтах I и II категорий. Бульдозерное оборудование в агрегате с траншейным цепным экскаватором ЭТУ-165А на тракторе МТЗ-82 имеет увеличенную высоту подъема и обладает тремя степенями свободы, обеспечивая подъем-опускание, поворот на угол до 45° и перекос до 10° отвала в каждую сторону, что позволяет осуществлять эффективную засыпку траншеи при движении трактора вдоль ее бровки. Все движения отвала гидрофицированы, кнопочное управление поворотом и перекосом осуществляется из кабины водителя.
Бульдозеры-погрузчики ДЭ-133 и ДЗ-160 на базе колесных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 являются машинами многоцелевого назначения, предназначенными для землеройных и погрузочно-разгрузочных работ малого объема (рис. 1.75, а—и). В качестве основных рабочих органов служат бульдозерный отвал и сменный ковш вместимостью 0,38 и 0,5 м3 соответственно.
Бульдозерный отвал (массой 200 кг) сварной конструкции, с одним средним и двумя крайними сменными ножами, оборудован боковинами для соединения с уширителями или челюстным захватом, а на тыльной стороне — проушинами, имеющими отверстия с открытым зевом для подсоединения к съемному устройству без использования дополнительного обслуживающего персонала и грузоподъемных устройств. Съемное устройство оборудовано цапфами для установки в верхние отверстия и нижними пальцами с лысками для установки в нижние отверстия проушин отвала. Ниж-ие пальцы могут поворачиваться в положение снятия, монтажа или фиксации рабочего органа. Съемное устройство посредством шарниров и рычагов кинематически связано со стрелой рабочего оборудования, выполняющей роль толкающих брусьев при работе с бульдозерным отвалом.
Для разработки сухих грунтов и кусковатых материалов типа легких скальных грунтов на боковинах крепят левый и правый уширители. В верхней части отвала монтируют козырек, а в нижней — три рыхли-тельных зуба обратного рыхления для разработки прочных грунтов. Бульдозерный отвал может быть оборудован челюстным захватом, обеспечивающим набор грунта из штабелей или формирование призмы волочения путем отсекания его ножами подвижной челюсти. Для захвата длинномерных грузов к боковинам захвата приварены ножи с зубьями. Управление челюстным захватом осуществляется двумя гидроцилиндрами. Отвал позволяет разгружать бортовые автомобили, прицепы, платформы при установке между ним и съемным устройством удлинителя в виде жесткой рамки, сваренной из труб и обеспечивающей вылет отвала 2,5 м.
Стрела рабочего оборудования установлена на жестко соединенных с трактором полурамах, прикрепленных спереди к буферу, снизу усиленных связкой, а сзади связанных тягами с кронштейнами на рукавах полуосей трактора.
Многоцелевые возможности бульдозера реализуются путем замены отвала основным погрузочным -ковшом с зубьями (шириной 1600 мм) или одним из сменных рабочих органов: ковшом увеличенной вместимости без зубьев, ковшом для снега (шириной 2200 мм), грузовыми вилами с двумя подвижными лапами, сельскохозяйственными вилами с восьмью нижними и двумя верхними пальцами, монтажным крюком грузоподъемностью 0,75 т (бульдозер ДЭ-133) или 1 т (бульдозер ДЗ-160) с высотой подъема до 2,8 м (бульдозер ДЭ-133).
Управление операциями подъема-опускания и поворота отвала осуществляется двумя парами гидроцилиндров. На выходе поршневой полости гидроцилиндров стрелы установлен за-медлительный клапан, предотвращающий ее быстрое опускание. В гидроцилиндрах поворота отвала (ковша) установлен предохранительный клапан.
—
Выпускают бульдозеры на гусеничных тракторах тяговых классов 3,4 (6); (10); (15) и (25) тс, на колесных — классов 0,9; 1,4; 5 тс.
Наиболее массовыми являются бульдозеры с неповоротным отвалом на гусеничных тракторах классов 3 (моделей Т-74, ДТ-75 и ДТ-75М) и 10 тс (моделей Т-100МЗГП и Т-130.1.Г-1), а также на колесных тракторах класса 1,4 тс (моделей МТЗ-50/52 и МТЗ-80/82). Рабочее оборудование подавляющего большинства бульдозеров на тракторах класса 1,4 тс выпускают в виде рабочего оборудования к экскаваторам.
Бульдозеры на тракторах класса 10 тс и выше приспособлены для работы как в условиях умеренного климата, так и при низких отрицательных температурах. Металлоконструкции бульдозеров, псполь-зуемых в последних условиях, изготовляют из низколегированных сталей, не являющихся хладноломкими. Из бульдозеров с поворотным отвалом наиболее распространены агрегатируемые с тракторами класса 10 тс. На колесных тракторах и тягачах бульдозеры с поворотным отвалом не выпускают.
Гусеничные бульдозеры с неповоротным отвалом
Бульдозер ДЗ-29 с гидроуправлением является типовой конструкцией, на базе которой унифицированы все модели бульдозеров на тракторах этого класса. Основными сборочными единицами бульдозерного оборудования являются отвал с толкающими брусьями, козырьком, лыжами и ножами; гидроцилиндр, кронштейн и поперечная балка.
Отвал представляет собой сварную коробчатую металлоконструкцию с криволинейным лобовым листом, позволяющим формировать и подавать вверх стружку грунта при копании. Сзади к лобовому листу приварены две листовые коробки, связанные между собой дополнительным листом, а сверху — козырек, укрепленный ребрами. Козырек препятствует пересыпанию грунта через отвал на подъемах и при толчках. В месте установки ножей (снизу) лобовой лист усилен ребрами. Спереди к отвалу болтами с потайными головками прикреплены три ножа. Ножи с двумя режущими кромками при изнашивании можно переворачивать. Ножи с двумя рядами отверстий при изнашивании сдвигают вниз и закрепляют болтами в верхних рядах отверстий.
На боковых щеках отвала выполнено несколько отверстий для крепления уширителей отвала, которые устанавливают под углом 30° к отвальной поверхности, или открылков, закрепляемых перпендикулярно ей. Уширители используют при работе в легких условиях для увеличения объема перемещаемого грунта, а открылки с этой же целью – при работе на сыпучих и кусковых материалах. Благодаря соединению уширителей с отвалом без уступов нет значительного залипания при работе даже на влажных грунтах. Уширитель выполнен в виде сварной конструкции, состоящей из криволинейного лобового листа, щеки и ребер. Снизу уширитель снабжен ножом. Открылки представляют собой толстые листы с отверстиями для крепления к отвалу. С наружной стороны они укреплены уголками.
Сзади, в середине, к отвалу приварен кронштейн для шарнирного соединения со штоком гидроцилиндра, головка которого снабжена шаровым подшипником. Некоторые бульдозеры снабжают двумя гидроцилиндрами.
Толкающие брусья коробчатого сечения передними концами приварены к отвалу, а противоположными — к вильчатым ловителям, снабженным термообработанными вкладышами. Этими вильчатыми ловителями и штырями толкающие брусья шарнирно соединены с цилиндрическими цапфами на концах поперечной балки.
Лыж и облегчают планировочные работы, работы на булыжных мостовых и в других подобных случаях, когда необходимо ограничить возможность заглубления отвала. Они установлены на вертикальных цилиндрических стойках, закрепленных стопорными болтами в отверстиях коробок жесткости, которые укрепляют места соединения толкающих брусьев с отвалом. Лыжи тарельчатой формы соединены со стойками шарнирно. Их положение по высоте можно регулировать смещением стоек в отверстиях и последующей фиксацией их стопорными болтами. Высоту их расположения выбирают на уровне режущей кромки ножей или немного (1—2 см) ниже нее.
Поперечная балка — трапециевидного сечения. В ее концы вварены цилиндрические цапфы с квадратными головками. При работе в них через вильчатые ловители упираются толкающие брусья. Поперечную балку крепят в середине трактора к лонжеронам его рамы двумя стремянками и упорами, препятствующими ее смещению в продольном направлении.
Часть бульдозеров этого типа снабжена поперечной балкой, закрепляемой одной стремянкой с каждой стороны. Лонжероны рам тракторов у этих бульдозеров оборудованы приклепанными кронштейнами с пазами, в которые устанавливают поперечную балку.
Гидроцилиндр двустороннегодействия обеспечивает подъем, опускание отвала, его фиксацию в необходимом положении и «плавающее» положение отвала. В этом случае он может под действием силы тяжести занимать любое положение, опираясь ножами на поверхность грунта.
Управляют гидроцилиндром из кабины с помощью гидрораспределителя гидросистемы трактора, с которой он соединен гибкими рукавами.
При длительных переездах гидроцилиндр может разгружаться с помощью транспортной подвески, которая представляет собой скобу, шарнирно закрепленную на кронштейне гидроцилиндра. На кронштейне отвала, используемом для соединения со штоком гидроцилиндра, снизу сделан выступ, на который при транспортном положении отвала надевают скобу.
Кронштейн гидроцилиндра выполнен сварным в виде двух продольных балок, соединенных спереди стойками и поперечиной с кронштейном в середине. Продольные балки снабжены упорами и плитами с отверстиями для крепления к переднему брусу рамы трактора. В кронштейне на поперечине выполнены отверстия с втулками для установки рамы крепления гидроцилиндра. Для соединения с рамой на гильзе гидроцилиндра приварены цапфы, которые входят во втулки, помещающиеся в отверстиях рамки.
Шарнирные соединения гидроцилиндра с рамкой и рамки с кронштейном расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях и вместе образуют универсальный шарнир, позволяющий гидроцилиндру качаться в продольном и поперечном направлениях. Благодаря такому креплению гидроцилиндр разгружен от каких-либо поперечных нагрузок, которые могли бы возникнуть из-за неточности изготовления и внецентренных нагрузок на отвал.
Бульдозер ДЗ-42А с гндроуправлением унифицирован с бульдозером ДЗ-29. Они в основном различаются креплением поперечной балки и кронштейна гидроцилиндра, а также расположением толкающих брусьев относительно отвала. Эти несущественные отличия объясняются различием в привязочных местах тракторов.
Бульдозер ДЗ-101 с гидроуправлением унифицирован с бульдозерами ДЗ-54.
Особенность бульдозера ДЗ-101—использование гидрофициро-ванного механизма перекоса отвала, управляемого из кабины. При перекосе отвала с помощью винтовых раскосов его конструкция подвергается определенной деформации, поскольку зазоры в шарнирных соединениях неполностью компенсируют необходимые при этом перемещения шарниров. Чтобы исключить нагружение отвала при его перекосе, шарнирные соединения этого бульдозера отличаются от шарнирных соединений модели ДЗ-54.
Толкающие брусья сзади снабжены шаровыми опорами со сферическими втулками, с помощью которых брусья соединены с трактором, а спереди — пальцевыми шарнирами, расположенными соосно с пальцами винта. Отвал сверху с одной стороны поддерживается винтовым раскосом, а с другой — гидроцилиндром перекоса, также снабженным пальцевыми шарнирами со сферическими втулками. С помощью упорных шайб и гайки на конце винта зазор пальца можно регулировать.
Взаимно перпендикулярное расположение пальца, установленного в кронштейне на отвале, и винта, помещенного на конце жесткого кронштейна толкающего бруса, радиальные и осевые зазоры пальца, возможность различного поворота толкающих брусьев в шаровых опорах и их некоторого осевого смещения позволяют исключать деформации отвала и толкающих брусьев как при перекосе отвала, так и при взаимном смещении шаровых опор в вертикальном направлении. Смещение наблюдается из-за качания гусениц относительно остова трактора при переезде через неровности. Гидроцилиндром перекоса управляют с помощью отдельной секции распределителя гидросистемы трактора. Винтовой раскос используют для изменения угла резания отвала.
Бульдозер ДЗ-101А по основным элементам толкающих брусьев и отвала унифицирован с бульдозером ДЗ-101.
Дополнительно бульдозер ДЗ-101 А снабжен гидроцилиндром изменения угла резания, который установлен в верхней части отвала и через двуплечие рычаги и тяги может наклонять отвал вперед и назад, действуя независимо от механизма перекоса. Верхние концы винтового раскоса и гидроцилиндра перекоса этого бульдозера шарнирно соединены с двуплечими рычагами, которые при перекосе отвала работают как жесткие элементы.
Бульдозер ДЗ-54 с гидроуправлением является базой унификации бульдозеров такого типа на всех гусеничных тракторах класса 10 тс.
На базовом тракторе, снабженном гидросистемой и гидроцилиндрами, с помощью опорных шарниров установлен отвал с козырьком, ножами и толкающими брусьями. Верхняя часть отвала соединена с толкающими брусьями винтовыми раскосами, обеспечивающими возможность поперечного перекоса отвала и изменения его угла резания в небольших пределах.
Для соединения с толкающими брусьями на рамах гусеничных тележек установлены плиты с опорными пальцами. Соединение штоков гидроцилиндров с проушинами на отвале снабжено шаровыми подшипниками.
В опорных шарнирах брусьев предусмотрен определенный зазор. Благодаря такому соединению толкающих брусьев и штоков гидроцилиндров обеспечивается не только нормальная работа отвала при качании гусениц, но также возможность перекоса отвала в поперечной плоскости за счет определенной свободы в шарнирах и некоторого изгиба отвала. Шарнирные пальцы при перекосе отвала могут поворачиваться, уменьшая тем самым напряженное состояние конструкции отвала. В середине отвал снабжен проушиной обоймы блоков, которая используется при канатно-блочном управлении.
Отвал в нижней части снабжен тремя ножами: средним, левым и правым. В последнее время отвалы оборудуют двумя средними ножами.
Криволинейный лобовой лист отвала сзади укреплен верхней коробкой и нижней коробкой, состоящей из задней стенки, днища и диафрагмы. Соединение боковин с лобовым листом укреплено сегментными пластинами. Снаружи боковины снабжены износными пластинами. Нижняя часть отвала укреплена ребрами и пластиной, а верхняя снабжена козырьком. Сзади отвал укреплен коробками и снабжен проушинами для соединения со штоками гидроцилиндров, проушинами — для соединения с толкающими брусьями и проушинами — с раскосами.
Толкающий брус коробчатого сечения. Спереди он снабжен проушиной и кронштейном, на конце которого во втулке установлен поворотный шарнирный палец. С помощью гаек, шайбы и регулировочных шайб положение этого пальца можно регулировать так, чтобы оси втулок в проушине и пальце совпадали. Такое регулирование необходимо для того, чтобы обеспечить возможность поворота отвала вокруг этой оси при изменении угла резания или перекосе отвала.
Для соединения с винтовым раскосом толкающий брус сверху снабжен кронштейном. В проушине опорного шарнира установлен вкладыш, который при изнашивании можно заменять. Шарнирное соединение этой проушины с пальцем на плите, укрепленной на гусеничной тележке, осуществляется с помощью сухаря и пальца, закрепляемого в кольце штифтом.
Раскос состоит из винта с проушиной и собственно раскоса с проушиной и трубой, в которую вварен цилиндрический вкладыш с внутренней резьбой. Внутренняя часть винта смазывается через масленку. Вытеканию смазочного материала из внутренней полости препятствует уплотнение.
В средней части трубы раскоса сделаны отверстия, с помощью которых ее можно поворачивать рычагом или ломиком. Изменением длины раскосов в одну сторону регулируют угол резания отвала, а в разные — его перекос в ту или другую сторону. От произвольного развинчивания раскос фиксируется стопорным болтом.
Как и на всех бульдозерах, золотник гидрораспределителя, кроме положений подъема, опускания и нейтрального может занимать «плавающее» положение.
Система обеспечивает автоматическую стабилизацию угла наклона толкающего бруса и положения отвала и автоматический контроль режима двигателя по его частоте вращения.
Систему используют только при выполнении чистовых планировочных работ на поверхности без резких изменений уклона. В зависимости от уклона поверхности на пульте управления задают угол наклона толкающего бруса, соответствующий положению режущей кромки ножей на уровне опорной поверхности гусениц.
При прохождении гусениц через неровности положение толкающего бруса и угол его наклона могут изменяться в ту или другую сторону. Маятниковый преобразователь углового положения при изменении угла наклона толкающего бруса подает электрический сигнал в блок управления. Этот сигнал преобразуется, и ток подается в соответствующий соленоид золотника. Соленоид перемещает золотник в нужное положение, который подает рабочую жидкость в соответствующую полость гидроцилиндров подъема и опускания отвала. Принцип работы усовершенствованной системы «Автоплан» с преобразователем второго поколения аналогичен описанному.
Система автоматического управления работает только в том случае, если частота вращения двигателя находится в допускаемых пределах. При возрастании усилий на отвале до величин, вызывающих недопустимое снижение частоты вращения двигателя, система контроля отключает автоматическую систему управления, одновременно подавая сигнал на выглубление отвала.
После восстановления частоты вращения до нормальной работа системы восстанавливается. Обратный клапан с дросселем регулирует скорость опускания отвала при работе системы. В электрической схеме системы предусмотрено получение повышенной скорости вы-глубления рабочего органа при перегрузке двигателя. Большая часть бульдозеров выпускается без приборов, обеспечивающих стабилизацию частоты вращения двигателя, так как потребность в них сравнительно редка. При отключении системы отвалом бульдозера управляют обычным путем. Во время работы на автоматическом режиме объем грунта перед отвалом рекомендуется поддерживать не более 3/4 от его наибольшего значения.
Бульдозер ДЗ-27 с гидроуправлением по конструкции отвала, толкающих брусьев и раскосов унифицирован с бульдозером ДЗ-54.
Бульдозер ДЗ-53 вместо гидроцилиндров оборудован передней стойкой и канатно-блочной системой управления.
Передняя стойка состоит из двух вертикальных балок, связанных между собой вверху поперечной балкой, а внизу полосой. Для предохранения радиатора спереди к стойке прикреплен болтами щит.
Плиты с опорными пальцами приварены к лонжеронам рамы трактора. Стойка удерживается на этих плитах планками. Растяжки, соединенные с кронштейнами на лонжеронах рамы трактора, удерживают стойку от опрокидывания вперед.
На поперечной балке в середине шарнирно укреплена верхняя двухблочная обойма, которая вместе с нижней такой же обоймой, укрепленной в середине отвала, образует четырехкратный полиспаст подъема отвала. Справа на поперечной балке приварена обойма переднего направляющего блока, а слева — штырь катушки запасного каната.
К правой стойке приварена обойма 9 бокового направляющего блока, которая трубой связана с обоймой заднего направляющего блока, закрепленной на кронштейне лебедки. Сзади труба крепится болтами, а спереди — входит в гнездо, укрепленное на обойме бокового направляющего блока. Задняя часть трубы проходит через кабину, а передняя — сбоку от двигателя.
Канатно-блочная система управления со схемой запасовки каната показана на рис. 13. Для управления отвалом используется однобарабанная лебедка, которая установлена на заднем мосту трактора и приводится в действие от его вала отбора мощности через соединительный валик.
Один конец каната 8 закреплен на барабане лебедки. От лебедки канат проходит через задний, боковой и передний направляющие блоки, затем через блоки верхней и нижней обойм полиспаста, соединяется клиновым креплением и наматывается на катушку запасного каната. Такая запасовка позволяет при обрыве заменять только часть каната. Применение четырехкратного полиспаста в управлении отвалом дает возможность получать необходимые усилия подъема на отвале и скорости его движения.
При канатно-блочном управлении отвал заглубляется в основном под действием силы тяжести. Бульдозер с таким управлением может разрабатывать менее прочные грунты и материалы, чем бульдозер с гидравлическим управлением, которое позволяет заглублять отвал принудительно действием гидроцилиндров. По этой причине производство бульдозеров с канатным управлением постепенно уменьшается.
Бульдозеры ДЗ-110 и ДЗ-110ХЛ с гидроуправлением по конструкции одинаковы. Однако последний изготовляют из сталей, рассчитанных для работы при низкой отрицательной температуре, и комплектуют трактором, также приспособленным для работы в холодном климате.
Отвал и толкающие брусья обеих моделей конструктивно подобны этим сборочным единицам бульдозера ДЗ-54, но отличаются большей прочностью. Обе модели снабжены гидрофицированным механизмом перекоса, отличающимся от модели ДЗ-101 в основном конструкцией шарнирных и винтового соединений. Гидроцилиндр перекоса установлен на сферических шарнирах с левой стороны, а винтовой раскос — с правой. Пальцы с помощью шайбы и шплинтов установлены в кронштейнах, жестко соединенных с отвалом. Их оси совпадают с осями передних проушин толкающих брусьев, которые через шаровые опоры соединены с трактором. Винт с отверстием в головке под палец установлен в кронштейне, жестко соединенном с толкающим брусом. Его положение регулируют упорными шайбами и гайкой, которую стопорят замковой шайбой.
Расположение гидроцилиндров подъема — опускания отвала на тракторе позволяет направлять их действие примерно на режущую кромку ножей, что исключает излишние скручивающие нагрузки на отвале.
Винтовой раскос используют, если необходимо изменить угол резания отвала. Его размещение с правой стороны вместо гидроцилиндра перекоса улучшает видимость правого края отвала, на который водитель ориентируется при работе. Механизм гидроперекоса действует так же, как в бульдозере ДЗ-101, но в большей степени исключаются скручивающие нагрузки на отвал при его перекосе.
Бульдозеры ДЗ-110А и ДЗ-ПОАХЛ также оборудованы гидравлическим управлением. Последнюю модель изготовляют из сталей, рассчитанных на работу при низких температурах, и комплектуют соответствующим трактором.
Отвал и толкающие брусья обеих машин существенно отличаются от этих сборочных единиц бульдозеров ДЗ-54, ДЗ-110 и ДЗ-ПОХЛ, что вызвано вдвое большим углом перекоса отвала и необходимостью в связи с этим упрочнения конструкции. Кинематически механизм перекоса также устроен иначе.
Толкающие брусья соединены с трактором шаровыми опорами, конструкция которых не обеспечивает возможности их осевого смещения. Передние концы брусьев снабжены шарнирами с двумя взаимно перпендикулярными пальцами. Гидроцилиндр перекоса связан с отвалом и толкающим брусом шарнирами со сферическими втулками. Винтовой раскос снабжен таким шарниром только в соединении с отвалом, его второй шарнир выполнен в виде пальца.
В кронштейне на левом толкающем брусе установлена втулка, в которой помещен винт с головкой. Винт может проворачиваться во втулке кронштейна. От осевого смещения винт удерживается гайкой и опорной шайбой, которая входит в направляющую скобу, жестко укрепленную на отвале. Головкой винт соединен с помощью пальца с растяжкой, другой конец которой вертикальным пальцем укреплен на правом толкающем брусе. От вертикального смещения вниз и вверх растяжка и винт, а от осевого поворота левый и правый толкающие брусья удерживаются направляющей скобой, обеспечивающей в этом соединении определенные зазоры. Оси всех шарниров внизу отвала расположены на одной линии.
При сборке механизма необходимое положение винта создают упорными шайбами, которые устанавливают с обеих сторон опорной шайбы, и гайкой на конце винта.
Схема механизма перекоса такая же, как у модели ДЗ-35Б, но у бульдозера ДЗ-35 при регулировании угла резания отвала применен винтовой раскос и гидроцилиндр перекоса, а у модели ДЗ-35Б эта операция полностью гидрофицирована.
Бульдозер ДЗ-35Б с гидравлическим управлением унифицирован с моделью ДЗ-35 и другими бульдозерами на тракторах такого же класса. Его отличительная особенность — использование двух раздельно управляемых гидроцилиндров перекоса, с помощью которых можно не только перекашивать отвал в обе стороны, но также наклонять его вперед или назад и изменять тем самым угол резания отвала. Последняя операция необходима при разработке различных видов грунта и перемещения его отвалом в „плавающем” положении с повышенной скоростью движения.
Толкающие брусья бульдозера соединены с трактором через шаровые опоры, а с отвалом — пальцем. Винт и перпендикулярный ему палец, укрепленный в кронштейне на отвале, при перекосе разгружают отвал от скручивающих усилий. Их взаимное положение регулируется также, как у приведенных выше бульдозеров, с помощью упорных шайб и гаек. Гидроцилиндры перекоса соединены с отвалом и толкающими брусьями шарнирами со сферическими втулками. Рабочая жидкость подводится к гидроцилиндрам гибкими рукавами от передней части трактора. При подаче жидкости в разноименные полости гидроцилиндров отвал перекашивается в ту или иную сторону, а в одноименные — наклоняется вперед и назад. Каждым гидроцилиндром управляют с помощью отдельных секций распределителя в кабине. Близкое расположение рукояток управления золотниками гидрораспределителя позволяет управлять большинством операций одной рукой.
В бульдозере ДЗ-34С с гидроуправлением толкающие брусья снабжены сферическими опорными шарнирами. Перекос отвала и изменение угла резания осуществляются винтовыми раскосами.
Рабочая жидкость для подъема и опускания отвала на тракторе подается через опорные цапфы гидроцилиндров, которые снабжены подвижными герметизированными соединениями. От этих соединений рабочая жидкость подается в верхние и нижние полости гидроцилиндров по металлическим трубопроводам.
Бульдозер ДЗ-118 с гидроуправлением унифицирован с моделью ДЗ-34С. Его отличительная особенность — использование гидравлического механизма перекоса отвала.
Отвал бульдозера ДЗ-118 снабжен грунтоотбойными уголками, которые уменьшают попадание грунта на штоки гидроцилиндров подъема — опускания отвала при его пересыпании через верхнюю кромку козырька. Его лобовая поверхность состыкована с боковыми щеками с помощью установленных под углом сегментных пластин, что уменьшает залипание грунта в этих местах. В середине отвала установлено три средних ножа с двумя рядами отверстий, благодаря которым при изнашивании ножи переставляют на верхний ряд отверстий. Тем самым удлиняется продолжительность работы ножей.
Правый и левый толкающие брусья соединены с трактором шаровыми опорами, а с отвалом — двумя взаимно перпендикулярными пальцами каждый. Правый брус с внутренней стороны снабжен проушиной для соединения вертикальным пальцем с растяжкой, а левый — жестким кронштейном со втулкой для установки винта. Последний пальцем, закрепленным штифтом и шплинтом, связывает брусья.
Необходимая установка винта достигается упорными шайбами и гайкой, стопорящейся шайбой. Ползун, помещающийся в направляющей скобе на отвале, ограничивает возможность смещения соединительного узла вверх и вниз, а также поворота толкающих брусьев вокруг их продольных осей. При перекосе этот соединительный узел воспринимает скручивающие усилия, освобождая от них металлоконструкцию отвала. Оси всех шарниров внизу отвала находятся на одной линии.
Гидроцилиндр перекоса, помещенный на правом брусе, соединен с отвалом и брусом с помощью пальцев со сферическими втулками, а с гидросистемой трактора — трубопроводами, проложенными на правом брусе, и гибким металлорукавом вблизи правой шаровой опоры 10. Управляют гидроцилиндром от отдельной секции гидрораспределителя в кабине.
С помощью винтового раскоса, установленного на пальцах со сферическими втулками, изменяют угол резания отвала. Металлоконструкции бульдозера изготовлены из низколегированных сталей, приспособленных для работы при низких температурах.
Бульдозер ДЗ-128 унифицирован с бульдозерами на тракторах такого же класса ДЗ-29, ДЗ-42А по отдельным деталям отвала и толкающих брусьев.
Бульдозер ДЗ-128 отличается от бульдозеров, указанных выше, применением износных накладок с наружной стороны толкающих брусьев и отбойных пластин — с внутренней, открылков и козырька на отвале, поворотных продольных пальцев с ловителями, поперечной балки с цапфами для установки толкающих брусьев, кронштейна с двумя отверстиями для увеличения диапазона регулирования угла резания отвала, трех одинаковых ножей с двумя рядами отверстий для их перестановки при изнашивании, двух гидроцилиндров подъема — опускания отвала.
Поперечную балку устанавливают в пазы пластин, приклепанных к лонжеронам рамы трактора. Осевое смещение пальца ограничено корончатой гайкой, устанавливаемой на шайбу и стопорящейся шплинтом. Кронштейн со втулкой, в которой помещен палец, приварен к отвалу. Использование винтовой стяжки облегчает соединение элементов металлоконструкции бульдозера. Рабочая жидкость подается к гидроцилиндру перекоса гибкими металлорукавами от передка трактора, на котором смонтирован кронштейн для установки двух гидроцилиндров подъема — опускания отвала.
Схема гидравлического механизма перекоса показана на рис. 19, а.
Толкающие брусья бульдозера снабжены опорами с двумя взаимно перпендикулярными пальцами. Брусья соединены с отвалом пальцевыми шарнирами со сферическими втулками. Такое же устройство у шарниров гидроцилиндра перекоса отвала и крепления винтового раскоса к отвалу. С брусом раскос соединен пальцевым шарниром. На тыльной стороне отвала со стороны размещения винтового раскоса предусмотрен жесткий кронштейн с втулкой, в которой помещен горизонтальный палец с проушиной. Винтовая стяжка с помощью вертикальных пальцев связывает этот палец с кронштейном на внутренней стороне левого толкающего бруса. Оси шарниров и пальца расположены на одной линии.
Благодаря повороту толкающих брусьев и горизонтального пальца относительно их продольных осей и использованию самоустанавливающихся сферических втулок в шарнирах отвала обеспечиваются необходимые перемещения всех звеньев при перекосе и исключаются скручивающие усилия на отвале.
Бульдозер ДЗ-59 рассчитан на работу в тяжелых условиях, в том числе на скальных породах в условиях холодного климата. Толкающие брусья имеют равнопрочное сечение по длине. С наружной стороны они усилены износными накладками.
Отвал укреплен накладками и сегментными косынками, приваренными к лобовому листу и боковинам. Сверху отвал снабжен прочным козырьком и грунтоотражателями, защищающими штоки гидроцилиндров подъема — опускания отвала от падения на них разрабатываемого материала, пересыпающегося через верхнюю кромку. Гидроцилиндр перекоса отвала оборудован щитком. С гидросистемой трактора гидроцилпндр соединен трубопроводом, проложенным по верху толкающего бруса и защищенным уголком, и гибким металлорукавом, проходящим вблизи опоры.
Подкосы вертикальными пальцами и втулками с проушинами связывают толкающие брусья со скалкой, установленной с помощью вертикального пальца со сферической втулкой и направляющей скобы в кронштейне, приваренном к тыльной стороне отвала. Необходимое положение втулок и скалки создается распорной втулкой, прокладкой и гайками. Ползун на скалке при перекосе отвала может сдвигаться в направляющей скобе, которая ограничивает его перемещение вверх и вниз. При этом подкосы могут поворачиваться благодаря угловому повороту втулок. При сравнительно невысокой точности изготовления конструкция позволяет избежать скручивающих усилий на отвале во время его перекоса.
Бульдозер ДЗ-59 снабжен механизмом перекоса, позволяющим поворачивать отвал на большой угол. Его толкающие брусья соединены с трактором шаровыми опорами со сферическими втулками, а с отвалом — опорами с двумя взаимно перпендикулярными пальцами. В гидроцилиндре перекоса отвала и винтовом раскосе использованы пальцевые шарниры со сферическими втулками. На тыльной стороне отвала с помощью вертикального пальца со сферической втулкой помещена скалка, конец которой снабжен ползуном, входящим в направляющую скобу, жестко укрепленную на отвале. С помощью втулок с проушинами и подкосов, соединенных между собой вертикальными пальцами, скалка связана с жесткими кронштейнами на внутренних сторонах толкающих брусьев.
Соосное расположение скалки и опор, возможность поворота вокруг продольных осей толкающих брусьев, скалки, гидроцилиндра перекоса и винтового раскоса почти полностью исключают скручивающие усилия на отвале при его перекосе.
Бульдозер ДЗ-124ХЛ отличается от бульдозера ДЗ-59 размерами и конструкцией отвала, который выполнен полусферической формы благодаря установке под небольшим углом в плане сегментных косынок в местах стыка лобового листа и боковин отвала. Кроме того, бульдозер снабжен сменным отвалом сферической формы, боковые секции которого расположены под углом примерно 15° к средней секции. Этот отвал предназначен главным образом для разработки кусковых материалов, разборных и разрыхленных легких скальных пород и сыпучих несвязных грунтов. Конструкция механизма перекоса отвала такая же, как у модели ДЗ-59. Бульдозер приспособлен для работы при низких отрицательных температурах.
Гусеничные бульдозеры-толкачи
Бульдозеры-толкачи предназначены для толкания группы скреперов из 2—4 шт., а также для вспомогательных земляных работ по выравниванию забоя и подъездных путей. Эти машины являются модификациями бульдозеров общего назначения с неповоротным отвалом и отличаются от них использованием амортизирующих устройств, уменьшающих силу удара на скрепер и ускорения при контакте толкающей плиты бульдозера с буфером скрепера, действующие на машиниста.
Такие устройства позволяют бульдозеру-толкачу подходить к скреперу на повышенной скорости (до 5—6 км/ч).
Бульдозер-толкач ДЗ-120 с гидроуправлением создан на базе бульдозера ДЗ-ПОАХЛ.
Конструкция толкающих брусьев и их соединений с трактором и отвалом почти полностью сохранена. Взамен винтового раскоса и гидроцилиндра перекоса установлены амортизаторы с коническими резинометаллическими элементами, общий упругий ход которых составляет 150 мм. Усилие одного амортизатора в конце сжатия близко к 9 тс. Благодаря этому общее усилие толкания составляет около 33 тс, что в два раза превышает массу машины.
Отвал в средней части усилен листом, приваренным к лобовой поверхности, и наклонен вперед для лучшего контакта с буфером скрепера при движении по неровной поверхности.
Амортизаторы соединены с толкающими брусьями и отвалом пальцами со сферическими втулками. Конструкция амортизаторов такая же, как у бульдозера-толкача ДЗ-121, и отличается только размерами.
Бульдозер-толкач ДЗ-121 с гидроуправлением унифицирован с бульдозером ДЗ-118.
Конструкция толкающих брусьев и их соединений с отвалом полностью заимствована у последней модели. Отвал усилен в средней части листом. Сохранено положение гидроцилиндров подъема — опускания отвала и шаровых опор со сферическими втулками на тракторе.
Амортизаторы установлены вместо винтового раскоса и гидроцилиндра перекоса и соединены с толкающими брусьями и отвалом пальцами со сферическими втулками.
Резинометаллические элементы выполнены в виде двух конических листовых шайб с привулканизированным к их внутренним поверхностям слоем резины. Они помещены в трубе, один конец которой снабжен приварной проушиной. На другом конце трубы под щитком предусмотрен штифт, который при сжатии амортизатора перемещается в прорези трубы, препятствуя проворачиванию элементов в процессе работы. Через прорезь внутренняя полость трубы соединена с атмосферой. Ход амортизатора ограничен направляющим стержнем 8, который проходит через внутренние отверстия элементов и может упираться во внутренний торец проушины на трубе.
Другой конец стержня закреплен в упоре с резьбовым хвостовиком, который входит в резьбовую втулку, передающую усилие сжатия от проушины 16 также с резьбовым хвостовиком на резинометаллические элементы. Втулка помещена в цилиндрической проточке крышки, закрепленной болтами на трубе. Все смазываемые поверхности взаимно перемещающихся деталей защищены от попадания пыли сальниками и чехлом, укрепленным на проушине.
Упругий ход амортизатора составляет около 150 мм, а усилие в конце хода — около 18 тс. Кратковременно действующее общее усилие толкания машины достигает 70 тс, что в 1,8 раза превышает массу бульдозера-толкача.
Сзади бульдозер-толкач оборудован навесным трехстойковым рыхлителем, который применяют для рыхления твердых грунтов и легких скальных пород.
Колесные бульдозеры с неповоротным отвалом
Бульдозер ДЗ-37 с гидроуправлением снабжен задними откидными рыхлительными зубьями, которые при рабочем ходе вперед волочатся тыльной стороной по грунту, а при обратном ходе могут рыхлить грунт. Зубья прикреплены к задней стенке коробки жесткости отвала на пальцах и при необходимости могут быть закреплены в поднятом положении.
Отвал бульдозера можно оборудовать по бокам уширителями, а в середине киркой для взламывания асфальтового покрытия. Кирку закрепляют болтами внизу к отвалу. Управляется отвал гидроцилиндрами от гидросистемы трактора.
Бульдозер ДЗ-102 с гидроуправлением полностью унифицирован с моделью ДЗ-37 по деталям отвала и толкающих брусьев. Конструкция бульдозера проще благодаря исключению части сменного оборудования из комплекта обязательной поставки.
Бульдозер ДЗ-48 с гидроуправлением снабжен отвалом от бульдозера ДЗ-54. Для установки на этот бульдозер отвал снабжают удлинительными наставками, перекрывающими габарит машины по ширине.
Вместо одного из раскосов можно устанавливать гидроцилиндр механизма перекоса. Поперечную балку, с которой шарнирно соединены толкающие брусья, закрепляют на передней полураме трактора под сцепным шарниром. Опорные шарниры толкающих брусьев снабжены сферическими втулками.
На рис. 22 приведены основные виды сменного оборудования, которым оснащают бульдозеры с неповоротным отвалом на гусеничном и колесном ходовом устройстве.
Гусеничные бульдозеры с поворотным отвалом
Бульдозер ДЗ-43 с гидроуправлением не имеет особых отличий. Исключение составляет поперечная балка, которая стремянками и упорами крепится к раме трактора и используется для крепления опорных цапф. На них устанавливают универсальную раму. Конструкция поперечной балки такая же, как на бульдозере ДЗ-29. Положение отвала в плане у этого бульдозера изменяют вручную.
Бульдозер ДЗ-104 с гидроуправлением по конструкции аналогичен модели ДЗ-18, с которым он унифицирован по отдельным элементам.
Бульдозер ДЗ-18 с гидроуправлением является базой для унификации всех бульдозеров такого типа на тракторах класса 10 тс.
Основные сборочные единицы бульдозерного оборудования — универсальная рама и отвал. Рама опорными шарнирами и опорами соединена с рамами гусеничных тележек базового трактора, а через кронштейны в ее передней части — с головками штоков гидроцилиндров. Отвал с козырьком и ножами соединен с рамой толкателями и шаровым гнездом.
Универсальная рама представляет собой сварную подковообразную конструкцию из двух согнутых брусьев коробчатого сечения, сваренных из швеллеров и листов или уголков. Универсальной рама называется потому, что ее используют не только для бульдозеров с гидравлическим и канатно-блочным управлением, но также для других видов навесного оборудования (кусторезов, корчевателей, снегоочистителей) с обоими типами управления.
Рама состоит из двух полурам, скрепленных между собой листом и шаровой головкой. Для соединения рамы со штоками гидроцилиндров сверху на полурамах приварены проушины. Проушина связывает раму с обоймой блоков. Головки штоков гидроцилиндров снабжены шаровыми подшипниками и соединены с проушинами с помощью пальцев 6 и корончатых гаек.
Для крепления рамы к толкателям используют кронштейны. С опорами, приваренными к рамам гусеничных тележек, рама соединена проушинами и пальцами. Для облегчения разборки применяют пальцы с различными диаметрами посадочных поверхностей. В пальцах выполнены резьбовые отверстия (для съемника) на торцах. Пальцы фиксируют в опорах шпильками. В проушины рамы запрессованы втулки, которые при изнашивании можно заменять.
Для соединения рамы с трактором можно использовать опорные шарниры, как у бульдозеров ДЗ-54. Эти шарниры облегчают разборку.
Отвал представляет собой сварную коробчатую конструкцию с криволинейным лобовым листом. Сзади внизу лист укреплен коробкой, состоящей из днища, задней стенки и диафрагмы. В середине отвала в эту коробку вварено шаровое гнездо, снабженное пластиной для соединения с шаровой головкой универсальной рамы. Сверху лобовой лист усилен верхней коробкой и вертикальными коробками. Козырек укреплен ребрами. По бокам к лобовому листу приварены боковины с износными пластинами.
Для соединения отвала с толкателями в них выполнены проушины с пальцами. Внизу к лобовому листу болтами закреплены правый, средний и левый ножи. В этом месте лобовой лист усилен планкой. Средний нож имеет две режущие кромки: при изнашивании одной кромки его переворачивают.
Толкатели служат для крепления отвала к раме и изменения его положения при работе. Они выполнены в виде брусьев коробчатого или трубчатого сечения и винтовых раскосов. Раскосы связаны между собой шарнирными соединениями, которые позволяют изменять расстояние между местами крепления к раме и отвалу.
Толкатели соединены с проушинами на отвале пальцами и крестовинами. В трубу раскоса спереди вварен вкладыш с внутренней резьбой, а сзади — втулка с проушиной. Проушина, которая может поворачиваться во втулке, от осевого смещения удерживается буртиком на ее конце.
В середине через трубу раскоса проходит рукоятка, с помощью которой изменяют длину раскоса. Резьбовая часть винта раскоса защищена от пыли уплотнением во вкладыше.
Брус спереди соединен с крестовиной с помощью вваренной в него вилки и соединительного пальца. Сзади к брусу приварена проушина для соединения с раскосом. Винтом с вилкой брус соединен со шкворнем, укрепленным в кронштейне на раме. Во избежание самопроизвольного отворачивания винта резьбовое соединение зажимают стяжным болтом. Смазывают винты и шарниры толкателей через масленки.
Изменяют угол резания и перекос в ту или иную сторону регулированием длины раскосов толкателей, а угол в плане — перестановкой шкворней толкателей в различные кронштейны на раме.
Бульдозер ДЗ-18А снабжают системой автоматического управления «Автоплан-1».
Бульдозер ДЗ-17 с канатно-блочным управлением отличается от бульдозера ДЗ-18 только использованием канатно-блочного управления.
Отвал с козырьком и ножами, толкатели, универсальная рама, опорные шарниры и опоры такие же, как у бульдозера ДЗ-18. Передняя стойка, полиспаст и канатно-блочная система управления полностью унифицированы с такими же сборочными единицами, как у бульдозера ДЗ-53. Управление осуществляется от однобарабанной лебедки, рычаг которой выведен в кабину.
Бульдозер ДЗ-28 с гидроуправлением снабжен полностью унифицированными с бульдозером ДЗ-18 отвалом, универсальной рамой, толкателями, опорными шарнирами и опорами. Управление отвалом — гидроцилиндрами от гидросистемы трактора. Такие же сборочные единицы, но повышенной прочности использованы в бульдозерах ДЗ-109 и ДЗ-109 ХЛ с гидроуправлением и двигателем мощностью 160 л. с.
Бульдозер ДЗ-60 принципиально устроен так же, как описанные конструкции, и отличается от них в основном размерами. Бульдозер снабжен гидравлическим управлением и опорными шарнирами сферического типа.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Конструкция бульдозеров"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы