Специфической особенностью автотехобслуживания является высокая стоимость и дефицит услуг и запасных частей, с одной стороны, и практически отсутствие у заказчика возможности обслуживать и ремонтировать автомобиль, не обращаясь на СТО,— с другой стороны.
Под культурой обслуживания понимается гарантированное качество ремонтных работ при проявлении внимательного и доброжелательного отношения к заказчику. Проявляется это в характере отношений и уровне взаимопонимания между работниками станции и заказчиком. Заказчики владеют различными моделями легковых автомобилей, имеют разные характеры, отличаются по профессии, образованию, возрасту и полу, поэтому сформулированы требования к работникам СТО, позволяющие реализовать понятие культурного обслуживания заказчиков.
Требования эти разделяются на общие и специальные. Общие требования закреплены законодательством о труде, правилами внутреннего распорядка работы и другими документами. Специальные требования изложены в Правилах предоставления услуг станциями, в квалификационных справочниках, должностных инструкциях и некоторых иных нормативных актах.
Работники СТО, контактирующие с заказчиками, должны обладать психологическими качествами, направленными на создание нормальной атмосферы во взаимоотношениях заказчика и исполнителя. Это облегчает проведение первоначального диагностирования автомобиля, правильное заполнение заявки на производство работ и заказа-наряда, а также установление действительных неисправностей среди всех, в том числе и мнимых, о которых сообщает владелец. Рассмотрим некоторые принципы, какими руководствуются работники СТО в работе с заказчиками.
Деловые качества представляют собой крайне сложную категорию. Не вдаваясь в суть связанного с ней комплекса понятий, заметим лишь, что эти качества есть симбиоз двух составляющих: компетентности и организаторских способностей. Работник СТО должен иметь необходимое образование и быть хорошим специалистом, его работа должна отличаться стабильностью и способностью гибко приспосабливаться к постоянно меняющимся заказчикам и моделям автомобилей.
Непременными условиями, составляющими деловые качества работника СТО, должны быть добросовестность и ответственность перед заказчиком и коллективом СТО за выполняемую работу.
Культура взаимоотношений заказчиков и работников СТО строится на основе определенных психологических и нравственных установок: тактичность, уравновешенность, самообладание, умение предупреждать и преодолевать стрессовые ситуации, правдивость, справедливость, готовность помочь заказчику. Сочетание этих свойств способствует быстрому нахождению взаимоприемлемой индивидуальной формы общения с заказчиком. Работник СТО должен быть находчивым в разговоре с заказчиком, адаптировать свою речь в зависимости от устойчивых индивидуальных психологических черт заказчика, быть простым и естественным в общении, объективно подходить к оценке технического состояния автомобиля до и после ремонта. Очень важно дать почувствовать владельцу, что к его индивидуальным просьбам отнеслись внимательно и с пониманием. Эти элементы культуры обслуживания создают атмосферу, позволяющую исключить мелочный контроль заказчика за работой слесарей, жестянщиков, маляров и других работников, избежать помех в работе предприятия и обеспечить высокое качество ремонта автомобиля.
В зале заказов ряда станций можно увидеть такой плакат-девиз:
МЫ ОБСЛУЖИВАЕМ
торопливых — ускоренно
медлительных — неспешно
неуверенных — ободряюще
раздражительных — предупредительно
грубых — сдержанно
щепетильных — особо внимательно
Социальной задачей развития автотехобслуживания остается воспитание более правильного отношения исполнителей к труду, внимательного и уважительного отношения к заказчикам и улучшение на этой основе качества обслуживания. Важную роль призвано сыграть здесь улучшение организации автотехобслуживания, прогрессивные формы организации труда и его оплаты, преодоление дефицита услуг, в частности, запасных частей к автомобилям различных моделей, шин, красителей и других материалов.
Нравственно-психологическая атмосфера взаимоотношений заказчика и работника СТО определяет душевное состояние заказчика. Считается доказанным, что способность наладить взаимопонимание с заказчиком, готовность разобраться в мотивах его действий, помноженные на совестливость, весьма благоприятствуют повышению эффективности предприятия. Неспособность наладить с заказчиками взаимоотношения нередко перекрывает и сводит на нет усилия сторон, порождает на СТО нежелательный социально-психологический климат и ухудшает стиль работы.
Заказчикам нравится приемщик стола заказов или мастер, склонный к совместному (коллективному) принятию решений, воспринимающий с пониманием замечания заказчика, не проявляющий высокомерия и бюрократизма, справедливо оценивающий результаты совместного труда исполнителей и заказчика по определению и устранению неисправностей автомобиля. Важно, чтобы приемщик заказов был скромен и сдержанно уверен в себе, а его действия питались бы верой заказчика в необходимость проведения работ, названных по результатам рассмотрения технического состояния автомобиля.
Чтобы предугадать, как заказчик станет реагировать на те или иные воздействия, работнику СТО надо распознать мотивы его поведения, а для этого нужно уметь представить себя самого в положении заказчика, хотя бы частично идентифицироваться с ним, проникнуться его образом мышления и заботами. Если приемщик стола заказов в чем-либо не согласен с заказчиком, то следует постараться найти точку соприкосновения с ним и убедить его в обоснованности своей позиции. Без достаточно глубокого понимания его внутренних переживаний практически невозможно предвидеть поведение и предвосхитить намерения заказчика. Между тем имеют место случаи, когда реакция заказчика на ту или иную ситуацию оказывается совершенно не такой, как ожидалось работником станции технического обслуживания.
В ответственных ситуациях только тот работник СТО достигает успеха, который умеет сохранять спокойствие и не терять способность принимать разумные решения по существу ремонта автомобиля. Форсирование событий вместо вдумчивого подхода к делу неизбежно приводит к негативным последствиям: грубости, недопониманию, ухудшению ситуации во взаимоотношениях, неполному выполнению заявленных работ и, как следствие, появлению обоснованной жалобы заказчика на плохое качество работ и низкую культуру обслуживания. Неуравновешенность работника СТО, являющаяся зачастую следствием несогласованности целей и средств их достижения, вызывает у заказчика эмоциональные перегрузки. Спокойное и трезвое восприятие работником СТО ситуации передается заказчику, давая ему уверенность в ее разрешимости и в своих силах.
Множество фактов свидетельствует о том, что работник СТО, глубоко погруженный в производственную работу и особенно гордящийся некоторыми успехами, не всегда способен увидеть свои нарушения в поведении по отношению к заказчикам. Это возможно предотвратить посредством осуществления самоконтроля, избежать предвзятости, искажающей облик заказчиков. Самоконтроль, хотя и сложная форма поведения, но она позволяет правильно реагировать на собственное поведение и работу.
Подлинные скромность и простота работника СТО являются атрибутами внутренней культуры и интеллигентности, которые питаются убеждением, что полномочия — это не возможность быть всегда правым, а признак доверия, которое надо постоянно оправдывать.
Уважительные отношения между заказчиками и работниками СТО, порождающие хороший психологический климат на предприятии,— главное условие налаживания сознательной и нормальной работы. Но, к сожалению, из-за специфики автосервиса не для каждого работника СТО уважительное отношение к заказчику стало нормой. Имеют место горькие и справедливые сетования на дерзость, грубость и хамство. Не может быть хорошим работник СТО, пренебрегающий человеческим достоинством заказчика. Выполнение перед заказчиком взятого обязательства по высококачественному и своевременному выполнению ремонта автомобиле дело чести и престижа работников СТО. Потребность в постоянном обеспечении единства слова и дела, культурного обслуживания заказчиков важна еще и потому, что его нарушение чревато опасностью приписки объемов невыполненных работ, очковтирательством и показухой.
Кроме перечисленных показателей, культура и уровень организации обслуживания заказчиков определяются также следующими факторами: отсутствием случаев нарушения прейскурантов; рекламой о видах услуг и правилах приема, сдачи, оформления автомобилей; санитарно-эстетическим состоянием стола заказов; режимом работы (сменностью) СТО и др. Следует также заметить, что правильные представления относительно требований по культурному обслуживанию заказчиков, предъявляемых к работникам СТО, при всей своей значимости и обоснованности отнюдь еще не решают проблему нормальных взаимоотношений, они лишь создают для этого некоторые предпосылки. Одним из путей кардинального же решения проблемы повышения культуры обслуживания является развитие кооперативных начал в автотехобслуживании, и тем самым исключение монополии государственного автосервиса, а также увеличение объема произодства дефицитных запасных частей, в том числе на предприятиях неавтомобильного профиля.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Культура обслуживания заказчиков"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы