Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Производство подъемно-транспортных машин

Публикация:
   Материалы, применяемые для металлоконструкций

Читать далее:




Материалы, применяемые для металлоконструкций

В зависимости от назначения металлоконструкций материалом для их изготовления служат прокатные углеродистые и низколеги» рованные стали и в некоторых случаях титановые и алюминиевые сплавы. Согласно ГОСТ 380—71, углеродистая сталь обыкновенного качества в зависимости от назначения подразделяется на три группы (А, Б, В) и по нормируемым показателям —на шесть категорий. Сталь группы А поставляется по механическим свойствам, группы Б — по химическому составу и группы В — по механическим свойствам и химическому составу. По степени раскисленности стали бывают спокойные (сп), полуспокойные (пс) и кипящие (кп). Способ изготовления стали указан в сертификате. Обозначения марок углеродистой стали обыкновенного качества приняты буквенно-цифровыми. Например, обозначение СтЗсп соответствует стали СтЗ, спокойной, группы А; обозначение БСтЗпс —стали СтЗ, полуспокойной, группы Б; обозначение ВСтЗкп —стали СтЗ, кипящей, группы В.

Наиболее распространенной сталью в металлоконструкциях является сталь СтЗ, обладающая достаточно высокими механическими свойствами, большой пластичностью, хорошей свариваемостью и не подвергающаяся закалке. Для несущих расчетных элементов металлоконструкций чаще применяют мартеновскую сталь группы В, поставляемую с гарантиями по механическим свойствам и по химическому составу.

Кипящие стали значительно дешевле спокойных сталей, однако вследствие неоднородной структуры они имеют большую склонность к старению и образованию трещин при низких температурах и обладают худшей свариваемостью. Эти стали, в основном, применяют в металлоконструкциях, работающих в условиях статических нагрузок и при температуре выше — 25 °C, для изготовления различного рода ограждений, [перил, лестниц, площадок и др.

Ответственные металлоконструкции, работающие при температурах ниже — 25 °C, а также металлоконструкции, подверженные действию переменных динамических и вибрационных нагрузок, независимо от температуры эксплуатации целесообразно изготовлять из спокойной мартеновской стали группы В марки ВСтЗсп с дополнительными гарантиями в отношении ударной вязкости (для металлоконструкций, работающих при низких температурах). Стали Ст5, Стб ввиду ограниченности и плохой свариваемости в металлоконструкциях не применяют, а используют их, как стали повышенной прочности в качестве направляющих для ходовых колес тележек в козловых кранах. Углеродистые качественные стали 08, 10, 15, 20, 25 (ГОСТ 1050—74*) применяют для изготовления неответственных элементов. Для металлоконструкций кранов большой грузоподъемности, а также кранов северного исполнения применяются низколегированные стали (10ХСНД, 15ХСНД, 10ХГСНД, 10Г2СД, 14ХГС и др.), имеющие по сравнению со сталью СтЗ более высокие механические свойства, повышенную стойкость против атмосферной коррозии и меньшую хладноломкость. Применение низколегированных сталей приводит к уменьшению массы металлоконструкций примерно на 15 %.

Низколегированные стали, выплавляемые в мартеновских и электрических печах, поставляются одновременно по механическим свойствам и химическому составу. Основными недостатками низколегированных сталей являются большая чувствительность к концентрации напряжений и высокая стоимость (на 19—50 % больше стоимости стали СтЗ).

Применение комплексного легирования и термического упрочнения сталей дает возможность также снизить массу металлоконструкции благодаря увеличению прочности сталей. Так, комплексно-легированная сталь 15ХГ2СФМР, которая помимо обычных легирующих веществ содержит молибден (М) и бор (Р), имеет временное сопротивление 850—981 МПа (85—100 кгс/мм2).

Термическому упрочнению успешно подвергают малоуглеродистые стали СтЗ, низколегированные и др. В результате термического упрочнения механические свойства малоуглеродистых сталей повышаются до 25%, а у низколегированных сталей — до 50%.

Большие перспективы также открываются перед алюминиевыми и титановыми сплавами. Главные достоинства титановых сплавов ВТЗ-1, ВТ5-1, ВТ6, ОТ4, ВТ8 и др. заключаются в сочетании высоких механических свойств (ов = 700 … 1250 МПа) и коррозионной стойкости с малой плотностью (4,52 г/см3) и малым коэффициентом линейного расширения. Они достаточно пластичны, поддаются обработке давлением без нагрева, обладают сравнительно хорошей свариваемостью и пригодны для изготовления изделий, работающих при температурах от —190 до +500 °C.

Несмотря на то, что механические свойства алюминиевых сплавов значительно ниже (ов = 320 … 380 МПа и Е = 7 ГПа), чем у стали СтЗ, тем не менее, имея малую плотность (2,7 г/см3), обладая достаточно высокой пластичностью при повышенных температурах и высокими механическими свойствами при отрицательных температурах без изменения ударной вязкости и высокой коррозионной стойкостью, их успешно начинают применять для крановых металлоконструкций. Примером их применения может служить 5-тонный мостовой электрический кран (пролет 9 м) с металлоконструкцией моста из алюминиевых сплавов, спроектированный и изготовленный во ВНИИПТмаше.

Переход от стали к алюминиевым сплавам позволяет снизить массу мостовых кранов примерно на 50—70 %; увеличить их грузоподъемность без увеличения давления ходовых колес на подкрановый путь; облегчить поддерживающие строительные конструкции; уменьшить расход энергии и сократить эксплуатационные затраты, связанные с окраской конструкции и их ремонтом. Применение алюминиевых сплавов весьма эффективно и в стреловых конструкциях. Стрелы кранов и экскаваторов, изготовленные из алюминиевых сплавов, легче стальных на 50 % при неизменном вылете, а при равной массе и устойчивости машин возможно увеличение вылета стрелы на 15—20 % или их грузоподъемности на 20—25 %.

Применение стрелы из алюминиевых сплавов в башенных кранах снижает их массу в 1,5—1,7 раза по сравнению со стальными.

Для различных крановых металлоконструкций могут быть применены алюминиевые сплавы: АМгМ, АД31Т для малонапряженных конструкций; АМг5М, АМгбМ, АДЗЗТ1 для средненапряженных конструкций и АМг61М, В95Т, АД35Т1 для сильнонапряженных конструкций.

Причины, сдерживающие внедрение алюминиевых сплавов взамен стали:
а) большая стоимость алюминиевых сплавов по сравнению со сталью СтЗ. Так, стоимость опытного 5-тонного мостового крана оказалась в 4,95 раза больше стоимости крана, изготовленного из стали СтЗ;
б) необходимость изготовлять металлические конструкции из алюминиевых сплавов на отдельных участках или цехах, так как данное производство требует соблюдения особых требований и более высокой культуры труда, чем изготовление стальных металлоконструкций. Вследствие высокой чувствительности алюминиевых сплавов к надрезам, царапинам и другим дефектам изготовление металлоконструкций из алюминиевых сплавов требует специфических мер предосторожности.

Первичными элементами, из которых изготовляют металлоконструкции, являются листовой и профильный прокат. Листовая сталь разделяется: на полосовую (ГОСТ 103—76), широкополосную (ГОСТ 82—70), тонколистовую (холоднокатаная ГОСТ 19904—74 и горячекатаная ГОСТ 19903 -74) и толстолистовую (горячекатаная ГОСТ 19903—74). Универсальную широкополосную сталь применяют в готовом виде без обрезки кромок, листовую — в готовом виде без обрезки кромок и с обрезкой кромок. С целью уменьшения отходов металла установлены заказные размеры по длине и ширине листов.

Низколегированные конструкционные стали изготовляют также в виде листового и широкополосного проката (ГОСТ 19282—73) и сортового и фасонного проката (ГОСТ 19281—73).

Сталь профильную изготовляют в виде уголков, швеллеров, тавров и др. Уголковые профили (ГОСТ 8509—72, ГОСТ 8510—72), в основном, применяют в качестве соединительных элементов и для элементов, работающих на осевое усилие. Швеллеры (ГОСТ 8240—72) применяют для элементов, работающих на осевые усилия, и в виде балок, работающих на поперечный изгиб. Двутавровые балки (ГОСТ 8239—72) применяют, как правило, для элементов, работающих на поперечный изгиб, и для колонн, работающих на осевое и внецентренно приложенное усилие. Тавры (ГОСТ 7511—73) являются удобным профилем в металлоконструкциях, так как из них можно изготовлять сварные двутавры, а, кроме того, они могут заменить сдвоенные уголки в сварных фермах.

Сталь круглую (ГОСТ 2590—71) используют для элементов связей, анкерных болтов и т. д.

Сталь квадратную (ГОСТ 2591—71) часто применяют для крановых путей.

Рифленую ромбическую сталь (ГОСТ 8568—77) применяют для настилов площадок и ступеней лестниц.

Рельсы крановые (ГОСТ 4121—76) и железнодорожные (ГОСТ 5633—51, 7173—54, 7174—75, 8161—75) используют для подкрановых путей и в качестве подтележечных рельсов. Кроме того, используют также рельсы двухголовые, тавровые и типа Р5 (ГОСТ 19240—73) для наземных и подвесных путей.

Трубы стальные горячекатаные бесшовные (ГОСТ 8732—78) — наружный диаметр 25—800 мм, толщина стенки 2,5—75 мм; трубы стальные холоднокатаные и холоднотянутые бесшовные (ГОСТ 8734—75) с наружным диаметром до 200 мм. По ГОСТ 18482—79 выпускают алюминиевые трубы холоднокатаные и холоднотянутые диаметром 6—120 мм, с толщиной стенок 0,5 — 5 мм и прессованные диаметром 25 —280 мм, с толщиной стенок 5—30 мм. Из алюминиевых сплавов выпускают также листы по ГОСТ 21631—76 толщиной 0,3—10,5 мм, шириной 600—2000 мм, максимальной длиной 2000—7200 мм. Стальные трубы и частично трубы из алюминиевых и титановых сплавов находят широкое применение в металлоконструкциях в качестве конструктивных элементов. В настоящее время в металлоконструкциях все больше применяют различные гнутые профили ( 11474—76, 19771—74, 19772—74, 8278—75, 8281—80, 8282—76, 8283—77, 9234—74), позволяющие значительно снижать массу конструкции. Гнутые профили получают прокаткой и гибкой на профилировочных станках или на гибочных прессах. Материалом для гнутых профилей служит горячекатаная и холоднокатаная отожженная листовая, ленточная и полосовая сталь марок СтО, Ст1, Ст2, СтЗ (ГОСТ 380—71*), стали 0,8, 10, 15, 20, 25 (ГОСТ 1050—74) толщиной 0,8—25 мм и низколегированная сталь (ГОСТ 19282—73) толщиной 2—16 мм и длиной профилей 3000—12 000 мм.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Производство подъемно-транспортных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Материалы, применяемые для металлоконструкций"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства