Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Муфты сцепления непостоянно замкнутого типа

Читать далее:




Муфты сцепления непостоянно замкнутого типа

В муфтах сцепления непостоянно замкнутого типа вследствие наличия нажимного механизма, отличного от нажимного механизма постоянно замкнутых муфт сцепления, представляется возможность оставлять рабочие поверхности трения дисков в устойчивом разомкнутом (выключенном) или замкнутом (включенном) положении независимо от приложения усилия к рычагу управления. Это облегчает управление трактором, в частности значительно сокращает число перестановок рычага переключения коробки передач в нейтральное положение при остановках тракторного агрегата, что создает определённое удобство для водителя.

Однако при применении рычажного нажимного механизма с жесткими деталями незначительная величина износа фрикционных накладок и соответствующее увеличение перемещения нажимного диска вызывают резкое падение нажимного усилия и коэффициента запаса муфты сцепления. Поэтому, чтобы такая муфта могла нормально работать, ее приходится часто регулировать и весьма точно устанавливать положение нажимных кулачков относительно нажимного диска. Такие непостоянно замкнутые муфты сцепления принято называть жесткими.

Для устранения этого недостатка жестких непостоянно замкнутых муфт сцепления в ряде случаев в конструкцию нажимного механизма вводят упругие звенья, позволяющие повысить плавность включения муфты и увеличить межрегулировочный период ее эксплуатации. Для этой цели используют обычно так называемые компенсационные пружины, в соответствии с чем эти муфты получили название непостоянно замкнутых муфт сцепления с компенсационными пружинами. Компенсационные пружины могут устанавливаться без предварительного сжатия или в предварительно сжатом состоянии. В первом случае соединительные серьги нажимного механизма выполняют в виде упругих пластинчатых пружин, обеспечивающих лучшую плавность включения муфты сцепления. Во втором случае между нажимным диском и рычажным механизмом устанавливают предварительно сжатые пружины малой жесткости.

Включение такой муфты сцепления состоит как бы из двух этапов. Первый этап продолжается до тех пор, пока усилие на концах нажимных кулачков не станет равным усилию предварительного сжатия компенсационных пружин. В течение этого этапа включение муфты происходит так, как включение муфты с жестким нажимным механизмом. Второй этап начинается с момента, когда нажимное усилие преодолевает силу предварительного сжатия компенсационных пружин. Во время этого этапа происходит процесс дополнительного сжатия этих пружин, что сопровождается ростом нажимного усилия до величины, обусловленной замкнутым положением системы отводки при переходе ее через нейтральное положение. Однако интенсивность роста нажимного усилия в этом случае меньше, вследствие чего при данной конструкции нажимного механизма износ рабочих поверхностей трения не вызывает резкого падения нажимного усилия. Поэтому межрегулировочный период такой муфты сцепления значительно увеличивается, а процесс ее регулирования облегчается.

Отличием ее является выполнение среднего ведущего диска из фрикционного материала. По наружному диаметру диска нарезаны зубья, посредством которых он соединен с внутренним зубчатым венцом маховика. В последнее время ведущий диск изготовляют и с приклепанными фрикционными накладками.

Рис. 1. Муфта сцепления трактора Т-100М

Муфта сцепления трактора Т-100М имеет механизм включения, содержащий упругое звено, установленное без предварительного его сжатия. Конструктивно упругое звено выполнено в виде пружинных сережек, шарнирно соединяющих нажимные кулачки с отводкой И. Для соединения ведущего диска с маховиком двигателя использованы пять комплектов соединительных прорезиненных планок. Применение планок обеспечивает получение эластичного соединения маховика и муфты сцепления, допускающего некоторые перекосы осей их валов при монтаже и эксплуатации трактора. Отличия имеются также в применении роликоподшипника для установки и центрирования ведущего диска, закреплении фрикционных накладок на переднем и нажимном ведомых дисках, применении трех-проушинной крестовины с разрезной ступицей, а также пластин и дискового нерегулируемого тормозка. Постановка фрикционных накладок на ведомых дисках ухудшает теплоотвод от ведущего диска, вследствие чего при повышении частоты включений муфта сцепления сильно нагревается.

Муфта сцепления трактора ДТ-20М изготовлена с предварительно сжатыми компенсационными пружинами, установленными между нажимным диском и фасонным диском. В сжатом состоянии пружины удерживаются стяжными болтами, а степень их предварительной затяжки фиксируется дистанционными втулками, обеспечивающими необходимое перемещение фасонного диска при дополнительной деформации пружин во время включения муфты сцепления. Кроме компенсационных пружин, отличия муфты состоят в использовании схемы установки фрикционных дисков, характерной для постоянно замкнутых муфт сцепления, и монтаже рычажного нажимного механизма, состоящего из двуплечих кулачков с противовесами, соединительных сережек и нажимной втулки отводки на деталях, вращающихся совместно с маховиком двигателя. Кулачки установлены на осях, закрепленных в проушинах регулировочного диска, и воздействуют на пологие винтообразные скосы фасонного диска. Регулировочный диск установлен внутри кожуха и выполняет функцию крестовины в ранее рассмотренных непостоянно замкнутых муфтах сцепления. Его положение фиксируется пружинным стопором.

Ввиду того, что все детали нажимного механизма вращаются совместно с маховиком двигателя, центробежный эффект противовесов нажимных кулачков используется не только для облегчения выключения муфты, но и для предохранения механизма от самопроизвольного включения под действием постоянных центробежных сил, развиваемых подвижной массой противоположных плеч нажимных кулачков и шарнирно связанных с ними соединительных сережек. Для обеспечения чистоты выключения муфты предусмотрено приспособление, состоящее из трех оттяжных пальцев, запрессованных в нажимном диске, и пружин, которые, опираясь на кожух, отводят нажимной диск при выключении муфты.

Муфта сцепления трактора ДЭТ-250 является разновидностью непостоянно замкнутой муфты сцепления. Эта центробежная, многодисковая муфта с сухим трением металлических поверхностей предназначена для автоматического отключения привода силового генератора при остановке дизеля.

Ведущую часть муфты составляют: барабан, ведущие и нажимной диски, включающие и выключающие пружины, крышка и трехплечие рычаги с инерционными грузами. Соединение ведущих и нажимного дисков с барабаном осуществлено посредством зубчатого зацепления. К крышке, соединенной с барабаном, прикреплены шесть равномерно расположенных кронштейнов под нажимные кулачки и приварены шесть пальцев для выключающих пружин. В ведомую часть муфты входят: барабан, свободно вращающийся на текстолитовых втулках и и семь ведомых дисков. Ведомый барабан имеет фланец для соединения с муфтой карданного вала привода силового генератора.

Отличительной особенностью муфты является отсутствие отводки, служащей для ее включения и выключения. Включение муфты происходит автоматически после пуска двигателя и возрастания числа оборотов его коленчатого вала до 400—500 об!мин. В этом случае под действием центробежных сил инерционные грузы расходятся, рычаги сжимают выключающие пружины, вследствие чего включающие пружины сжимают ведущие и ведомые диски.

На тракторах с генераторным пуском муфта сцепления не имеет упорных винтов, поэтому ведущая и ведомая ее части постоянно соединены между собой. В первый момент после пуска двигателя муфта работает с некоторой пробуксовкой, пока число оборотов коленчатого вала двигателя не достигает такой величины, при которой центробежная сила инерционных грузов полностью исключит действие выключающих пружин на систему включающих пружин, сжимающих ведущие и ведомые диски. Для предохранения карданного вала и деталей редуктора силового генератора от перегрузок момент трения муфты ограничен: она не может передавать крутящий момент, превышающий более чем в 1,5 раза максимальный момент двигателя.

Рис. 2. Многодисковая центробежная муфта сцепления трактора ДЭТ-250

Уход за муфтами сцепления. Уход за муфтами сцепления заключается в своевременной смазке подшипников и подтяжке резьбовых соединений, а также в регулировке и при необходимости в промывке муфты.

В муфтах сцепления смазывают выжимной подшипник и поверхности скольжения отводки, передний и задний подшипники вала муфты, а также втулки валика вилки выключения и ось педали. При наличии муфты сцепления привода ВОМ смазывают и ее соответствующие детали.

В процессе работы трактора происходит постепенный износ фрикционных дисков муфты сцепления, вследствие чего зазор между дисками увеличивается, а сила нажатия пружин или кулачков становится недостаточной для обеспечения необходимого сжатия дисков. В результате получается пробуксовывание муфты сцепления, т. е. проскальзывание ее ведущих дисков относительно ведомых. При небольшом износе фрикционных дисков пробуксовывание устраняют соответствующей регулировкой муфты сцепления.

Регулировка одинарных муфт сцепления сводится к установлению соответствующего зазора между головками отжимных рычагов и торцом втулки выжимного подшипника, а в двухдисковых одинарных муфтах — дополнительно и зазора между упорными винтами и торцом или подпятником среднего ведущего диска. Зазор между головками отжимных рычагов и торцом втулки выжимного подшипника у разных муфт колеблется в пределах 3—4,5 мм, причем разница для отдельных рычагов не должна превышать 0,3—0,4 мм.

В двойных муфтах сцепления с совмещенным управлением регулируют:
— ход педали до упора в специальную защелку, фиксирующую полностью выключенное положение главной муфты сцепления (обычно путем изменения длины соответствующей тяги);
— зазор между отжимными рычагами и выжимным подшипником, обеспечивающий свободный ход педали (производится поворотом гаек отжимных болтов);
— зазор между специальными упорными болтами и передним нажимным диском для обеспечения полного выключения главной муфты без выключения муфты привода ВОМ (при помощи соответствующего зазора между ними).

Ход педали до захода в защелку с учетом свободного ее хода часто, устанавливают при заводской регулировке, а в процессе эксплуатации трактора он не изменяется.

В двойной муфте тракторов Т-40 и Т-40А с раздельным управлением каждая муфта регулируется аналогично одинарной муфте сцепления с той лишь разницей, что в муфте сцепления привода ВОМ зазор между выжимным подшипником отводки и головками отжимных рычагов устанавливается путем завертывания нажимных болтов последних.

В непостоянно замкнутых муфтах сцепления регулировка осуществляется поворачиванием крестовины на несколько градусов вправо при отпущенном стяжном болте.

Пробуксовка муфты сцепления может быть и при правильно отрегулированной муфте вследствие замасливания дисков при случайном попадании смазки на их поверхности трения. В этом случае трущиеся поверхности дисков промывают керосином или бензином при выключенной муфте.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Муфты сцепления непостоянно замкнутого типа"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства