Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Советские трактора

Публикация:
   Муфты сцепления постоянно замкнутого типа

Читать далее:




Муфты сцепления постоянно замкнутого типа

Однодисковые муфты сцепления постоянно замкнутого типа применены на тракторах ДТ-54А, ДТ-55А, Т-28ХЗ, МТЗ-50 и МТЗ-52, а двухдисковые муфты сцепления установлены на тракторах ТДТ-75, ТДТ-40М, Т-74, ДТ-75, Т-180, Д-804 и Т-4М. Наиболее простой однодисковой постоянно замкнутой муфтой сцепления является муфта сцепления гусеничных тракторов ДТ-54А и ДТ-55А.

Муфта сцепления установлена на наружной торцовой поверхности маховика и закрыта картером, который крепят болтами к задней балке двигателя. Маховик и нажимной диск соединены между собой штампованным стальным кожухом, несущим держатели, в которые запрессованы ведущие пальцы. Квадратные головки пальцев входят в соответствующие прорези нажимного диска, вследствие чего последний вращается вместе с маховиком двигателя и одновременно может перемещаться в небольших пределах в осевом направлении. Усилие нажатия создается пружинами, расположенными в стаканах и опирающимися на нажимной диск через теплоизоляционные прокладки. Выключение и включение муфты производится механизмом привода, управляемым от ножной педали.

Рис. 1. Муфта сцепления тракторов ДТ-54А и ДТ-55А

Рис. 2. Муфта сцепления трактора Т-28ХЗ

В механизм привода входят, кроме педали, тяга, регулируемая по длине, рычаг, валик с вилкой, отводка и три отжимных рычага. Последние шарнирно установлены на осях, закрепленных в кронштейнах, приклёпанных к кожуху. Зазор между подшипником отводки и сферической поверхностью концов отжимных рычагов регулируют гайками. Правильная величина этого зазора необходима, во-первых, для предотвращения пробуксовки муфты сцепления при естественных износах фрикционных накладок ведомого диска, так как величина зазора при этом уменьшается и возможен момент, когда концы рычагов вплотную подойдут к подшипнику отводки, блокируя тем самым нажимные пружины, и, во-вторых, для обеспечения ее полного выключения. Для быстрой остановки вала муфты служит колодочный тормозок, привод которого сблокирован с приводом муфты сцепления. В приводе тормозка имеется регулировочное приспособление для обеспечения эффективности торможения вала муфты при износе фрикционной накладки тормозной колодки.

Муфта сцепления трактора Т-28ХЗ позволяет, помимо передачи крутящего момента от двигателя к трансмиссии, передавать вращение от маховика двигателя непосредственно к ВОМ. Это осуществляется посредством кожуха, зубчатого соединения и трубчатого вала, внешний конец которого выполнен в виде шестерни привода частично независимого ВОМ. .

Отличительные особенности муфты сцепления также состоят в применении литого кожуха, центрированного по цилиндрическому выступу маховика двигателя, и в выполнении ступицы ведомого диска в виде шариковой соединительной муфты, состоящей из наружной и внутренней обойм, между которыми заложены шарики. Внутренняя обойма удерживается от перемещений по шлицам вала муфты стопорными кольцами. Такое соединение способствует сглаживанию ударов, возникающих при включении муфты сцепления, и допускает ее работу с некоторым перекосом ведомого диска, который возможен при несовпадении осей коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач. Однако – подобное соединение может приводить к перекосу ведомого диска при выключенной муфте и, следовательно, нечистому ее выключению. Для передачи крутящего момента от маховика двигателя к нажимному диску служат специальные пальцы, закрепленные на кожухе муфты. Муфта сцепления установлена, как и муфта сцепления тракторов ДТ-54А и ДТ-55А, на наружной торцовой поверхности маховика. Вследствие этого вентиляционные отверстия, расположенные по наружной цилиндрической поверхности кожуха, создают хорошие условия для обдува фрикционных дисков и удаления продуктов износа, что способствует снижению теплового режима муфты сцепления.

В отличие от рассмотренных муфт сцепления муфта сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 имеет гаситель крутильных колебаний, осуществляющий упругую связь между двигателем и трансмиссией. Передача крутящего момента через демпферные пружины гасителя крутильных колебаний способствует уменьшению динамических нагрузок, возникающих в трансмиссии при резких изменениях скоростного режима трактора. Отличие этой муфты также состоит в том, что нажимной диск на наружной стороне имеет три прилива, которые входят в соответствующие окна кожуха, закрепленного в центрирующей расточке маховика двигателя. Приливы служат, с одной стороны, для обеспечения совместного вращения нажимного диска и маховика двигателя, а с другой стороны, для шарнирного закрепления на них отжимных рычагов. Это позволяет сократить размер муфты в осевом направлении, несколько увеличить поверхность трения и исключить возможность скопления продуктов износа в углублениях отжимных пальцев, как, например, это имело место в ранее рассмотренных муфтах сцепления. Вторые приливы нажимного диска служат в качестве направляющих для нажимных пружин. На переднем конце силового вала отсутствует подшипник, выжимной подшипник имеет закрытую конструкцию и не требует смазки во время эксплуатации (он заполнен специальной смазкой на заводе-изготовителе). Регулировка зазора между ним и отжимными рычагами производится при помощи винтов.

Привод управления муфтой сцепления имеет механический сервоусилитель. Он сблокирован с приводом управления увеличителем крутящего момента (УКМ). Сервоусилитель включает пружину, усилие которой передается на рычаг педали. Когда муфта сцепления включена, пружина стремится повернуть рычаг педали в ту же сторону, что и его оттяжная пружина. При выключении муфты сцепления ось пружины переходит через «мертвое» положение, после чего пружина начинает помогать дальнейшему нажатию на педаль, уменьшая величину потребного усилия. При выключении Размещение указанных муфт сцепления внутри цилиндрической выемки маховика двигателя несколько ухудшает условия для обдува фрикционных дисков, что способствует более напряженному их тепловому режиму.

Рис. 3. Муфта сцепления и увеличитель крутящего момента тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52

Передача неразрываемого силового потока ча трубчатый вал привода независимого ВОМ осуществляется в основном, как в муфте сцепления трактора Т-28ХЗ.

С муфтой сцепления тракторов МТЗ-50 и МТЗ-52 унифицирована муфта сцепления гусеничного виноградникового трактора Т-54В.

Применение двух ведомых дисков не меняет принципиальную схему одинарной постоянно замкнутой муфты сцепления, а вносит лишь некоторое конструктивное усложнение, связанное с необходимостью принудительного отвода среднего ведущего диска для чистоты выключения муфты сцепления. Поэтому в ряде случаев двухдисковые муфты сцепления созданы на базе однодисковых и имеют большое количество унифицированных с ними деталей. Примером такой двухдисковой муфты сцепления является муфта сцепления трактора ТДТ-75, унифицированная с однодисковой муфтой сцепления тракторов ДТ-54А и ДТ-55А по ряду деталей: штампованному кожуху, на муфты. При нажатии на педаль управления муфтой сцепления механизм отводки отводит только задний нажимной диск. Для обеспечения чистоты выключения муфты средний ведущий диск отводится от маховика при помощи трех предварительно сжатых пружин на величину, ограниченную тремя регулировочными болтами.

Рис. 4. Муфта сцепления трактора ТДТ-75

В муфте сцепления трактора ТДТ-40М нажимной и средний ведущий диски центрированы на шести ведущих пальцах, закрепленных на маховике двигателя. В муфте сцепления применена отводка автомобильного типа и шесть штампованных отжимных рычагов. Внешние концы рычагов связаны с отжимными пальцами, закрепленными в нажимном диске. Опорами отжимных центробежной силы, облегчающий работу отводки. Отвод среднего ведущего диска при выключении муфты производится тремя тягами, на концы которых действуют отжимные пружины. Тяги соединены с диском шпильками. Перемещение диска ограничивается тремя регулировочными винтами. Для предотвращения износа диска в местах касания винтов в него запрессованы подпятники.

Рис. 5. Муфта сцепления трактора ТДТ-40М

В муфте сцепления тракторов ДТ-75 и Т-74 средний ведущий и нажимной диски соединены с маховиком тремя парами направляющих сухарей, запрессованных в отверстия обода маховика. Отжимные рычаги имеют изогнутую форму. При выключении муфты центр тяжести длинного плеча рычага смещается относительно оси 6, вследствие чего возникает поворачивающий момент от

Муфта сцепления трактора Т-180 и трактора-трубоукладчика Д-804 отличается большей конструктивной сложностью. Это связано с тем, что вал муфты выполняет одновременно функцию упругого соединения, компенсирующего как возможную несоосность коленчатого вала двигателя и первичного вала коробки передач, так и их возможное перемещение вследствие деформации остова трактора при его эксплуатации. На наружной стороне маховика двигателя имеются три выступа, в которых закреплены три пары направляющих сухарей для подвижного соединения со средним ведущим и нажимным дисками. К выступам маховика крепится литой кожух, на цилиндрическом хвостовике которого установлен подвижной ползун отводки. Ведомые диски установлены на ведомом барабане 4, размещенном на двух подшипниках хвостовика коленчатого вала двигателя. Соединение барабана с валом муфты осуществлено зубчатой муфтой.

Рис. 5. Муфта сцепления тракторов ТД-75 и Т-74

Рис. 6. Муфта сцепления трактора Т-180 и трактора-трубоукладчика Д-804

В муфте сцепления применены двойные нажимные пружины и отжимные рычаги второго рода, расположенные наклонно по отношению к диаметральной плоскости маховика. Применение рычагов второго рода и подобное их расположение позволяют увеличить соотношение плеч рычагов, чем достигается уменьшение потребного усилия на управление муфтой, что особенно важно для мощных тракторов.

Рис. 7. Муфта сцепления трактора Т-4М

Для облегчения выключения муфты в рычажную систему привода включен пневмосервомеханизм следящего действия. В пневмосервомеханизм входят усилитель, пневмокамера автомобильного типа, шток и рычаг. При нажатии на педаль муфты сцепления открывается впускной клапан усилителя, воздух из пневмокамеры поступает в специальный цилиндр усилителя и перемещает вперед поршень, который через шток действует на рычаг, связанный с педалью, и выключает муфту сцепления. При снятии усилия с педали впускной клапан закрывается, полость цилиндра усилителя разобщается с пневмокамерой и соединяется с атмосферой, в результате чего муфта сцепления включается. Зазор между поршнем и штоком усилителя, необходимый для открытия его впускного клапана, обеспечивается специальной отжимной пружиной (на рисунке не показана).

Примером двухпоточной двухдисковой муфты сцепления одинарного типа является муфта сцепления трактора Т-4М. Отличительной особенностью этой муфты является применение полого вала. внутри которого размещен

вал привода независимого ВОМ, получающий вращение от шлицевой втулки, закрепленной в торце коленчатого вала двигателя.

Передача крутящего момента от маховика двигателя на средний ведущий и нажимной диски осуществляется шпонками, закрепленния с раздельным управлением — при наличии полностью независимого ВОМ.

Рис. 8. Двойная муфта сцепления самоходного шасси Т-16М

Муфта сцепления тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС выполнена по схеме, приведенной на рис. 73, в. Усилие сжатия на поверхностях трения главной муфты сцепления создается нажимными пружинами, передающими свое усилие через комплект фрикционных дисков муфты привода ВОМ на передний ведущий диск 4. Усилие нажатия на поверхностях трения муфты сцепления привода ВОМ может иметь два значения в зависимости от выключенного или включенного положения главной муфты сцепления. При полностью включенной главной муфте на поверхности трения муфты привода ВОМ действует дополнительное сжимающее усилие от пружин. Поэтому момент трения муфты привода ВОМ при движущемся тракторе больше момента трения главной муфты привода ВОМ. Поэтому муфта привода ВОМ обладает повышенными предохранительными функциями против воздействия динамических нагрузок. Принцип конструкции данной двойной муфты сцепления и способ ее управления идентичны в основном конструкции и способу управления муфты сцепления тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС. Некотосцепления, так как ведомые диски обеих муфт выполнены одинакового диаметра, что несколько снижает предохранительные свойства муфты привода ВОМ.

Рис. 9. Двойная муфта сцепления тракторов Т-40 и Т-40А

С муфтой сцепления тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС унифицирована муфта сцепления трактора Т-50В. Отличия состоят в применении двойных нажимных пружин главной муфты сцепления и выжимного подшипника закрытого типа.

Муфта сцепления тракторов Т-40 и Т-40А является двойной муфтой с раздельным управлением главной муфтой и муфтой привода ВОМ. Характерной особенностью муфты, помимо раздельного управления и наличия двух самостоятельных отводок, является наличие двух независимых друг от друга комплектов фрикционных дисков: для главной муфты — торцовая поверхность маховика двигателя, передний ведомый диск и первый нажимной диск; для муфты привода ВОМ — нажимной диск, второй ведомый диск и торцовая поверхность литого кожуха. Нажимные диски соединены с маховиком тремя парами направляющих сухарей. Нажимное усилие на поверхностях трения обеих муфт создается предварительно сжатыми пружинами, распирающими нажимные диски относительно друг друга.

Выключение главной муфты производится подшипником отводки, который воздействует на отжимные рычаги, отводящие первый нажимной диск от ведомого диска, сжимая пружины. Муфта привода ВОМ выключается подшипником второй отводки, воздействующим на рычаги. Эти рычаги, упираясь в шестигранные упоры, отводят нажимной диск от второго ведомого диска, сжимая те же пружины. Каждая муфта выключается отдельной педалью. Таким образом, в данной конструкции обе муфты автономны и нагружены одним и тем же нажимным усилием, но при выключении одной муфты момент трения другой муфты несколько возрастает. Это в ряде случаев имеет положительное значение, например, при выполнении трактором тяжелых работ или когда муфта сцепления начинает пробуксовывать вследствие недостаточной величины усилия сжатия.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Советские трактора

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Муфты сцепления постоянно замкнутого типа"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства