Автомобили-самосвалы, предназначенные для перевозки навалочных и сыпучих грузов, широко применяются в народном хозяйстве страны. Большинство автомобилей-самосвалов создано на базе основных моделей грузовых автомобилей и отличается от них формой кузова, уменьшенной длиной, укороченной базой, а иногда и увеличенным передаточным числом главной передачи. Уменьшение длины и базы автомобиля-самосвала улучшает его маневренность, а увеличение передаточного числа главной передачи повышает тяговые качества.
По сравнению с бортовым автомобилем время разгрузки автомобиля-самосвала значительно меньше, поэтому при массовых перевозках на небольшие расстояния использование автомобилей-самосвалов повышает производительность подвижного состава и снижает себестоимость тонна-кило-метра перевезенного груза.
В решениях XXV съезда КПСС по «Основным направлениям развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» записано: «Развить производство автосамосвалов и самосвальных автопоездов грузоподъемностью 75, 120 тонн и более». К 1980 г. доля самосвалов в автопарке страны составит 30% при увеличении средней грузоподъемности до 8 т.
На базе автомобиля гАЭ-53А создан самосвал ГАЗ-САЗ-63Б с металлическим кузовом грузоподъемностью 3,5 т. Кузов имеет жесткий каркас, а при помощи гидравлического подъемного механизма может опрокидываться назад, на левую и на правую стороны. На базе автомобиля ЗИЛ-130 создан автомобиль-самосвал ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъемностью 4,5 т с цельнометаллическим кузовом полукруглой формы. На базе автомобиля MA3-5335 создан автомобиль-самосвал МАЗ-5549 грузоподъемностью 7 т с задним бортом, открывающимся и закрывающимся автоматически.
В семейство автомобилей КамАЗ входит также автомобиль-самосвал КамАЗ-5510 грузоподъемностью 7 т. На строительстве со значительным объемом бетонных и земляных работ применяют самосвалы КрАЗ-256 грузоподъемностью 10 т (базовая модель—автомобиль КрАЗ-257).
На Белорусском автомобильном заводе создано несколько моделей автомобилей-самосвалов большой грузоподъемности для работы в карьерах, на крупных стройках, а также при добыче полезных ископаемых открытым способом. В настоящее время в эксплуатации находятся автомобили-самосвалы БелАЗ-540А (рис. 1, е) грузоподъемностью 27 т и БелАЗ-548А грузоподъемностью 40 т. На их базе для перевозки угля созданы автомобили БелАЗ-7520 и БелАЗ-6425 с увеличенными объемами кузовов.
На самосвале БелАЗ-540А использованы оригинальные конструктивные решения, Применение гидромеханической трансмиссии позволило улучшить тягово-динамические качества самосвала и облегчить управление. Наличие конечных передач позволило разгрузить дифференциал и полуоси, соответственно уменьшив их размеры. Пневмогидравлическая подвеска обеспечила плавность движения автомобиля, а гидравлический усилитель в рулевом управлении значительно уменьшил усилие на рулевом колесе. На первичном валу коробки передач установлен гидродинамический тормоз-замедлитель.
Автомобили-самосвалы большой грузоподъемности иногда называют внедорожными машинами, так как их используют в условиях бездорожья. Большой диаметр и значительная ширина колес повышают проходимость автомобилей-самосвалов. Гидравлические подъемные механизмы значительно сокращают время разгрузки автомобилей, самые большие карьерные самосвалы разгружаются в течение 20—25 с.
—
В народном хозяйстве широко применяются автомобили-самосвалы. Особенно большое распространение они получили при перевозках строительных сыпучих и полужидких грузов в кузовах ковшового типа.
Самым большим отечественным автомобилем-самосвалом является БелАЗ-548 грузоподъемностью 40 т. Он обладает хорошей проходимостью в карьерных условиях благодаря значительному дорожному просвету, правильному распределению по осям весовой нагрузки, короткой базе и двигателю мощностью 520 л. с. Этот автомобиль-самосвал имеет гидромеханическую трансмиссию и пневматическую подвеску.
Белорусский автомобильный завод выпускает с 1961 г. автомобиль-самосвал БелАЗ-540 грузоподъемностью 27 т, имеющий платформу ковшового типа для скальных пород. Так же как и автомобиль-самосвал БелАЗ-548, он отличается хорошей проходимостью. Мощность его двигателя равна 360 л. с.
В 1960 г. Минский автомобильный завод передал Белорусскому заводу для производства автомобиль-самосвал MA3-530 грузоподъемностью 40 т. Днище платформы ковшового типа обогревается для уменьшения в зимнее время примерзания грунта. Двухместная кабина имеет обогрев, вентиляцию и регулируемые сиденья.
Для тяжелых дорожных условий предназначен также автомобиль-самосвал МАЗ-525 грузоподъемностью 25 т. Он имеет дорожные просветы под передней осью 700 мм и под задней 460 мм, шины размером 17,00—32 или 18,00—32 с грунтозацепами и главную передачу с большим передаточным числом (20,5). Двухместная кабина самосвала защищается от падающего груза стальным козырьком. Для облегчения работы шофера коробка передач снабжена синхронизаторами, в трансмиссии имеется гидромуфта, а в рулевом управлении — гидроусилитель.
На строительствах с большим объемом бетонных, скальных и земляных работ широко применяется самосвал КрАЗ-222 грузоподъемностью 10 т.
Автомобиль-самосвал МАЗ-205 грузоподъемностью 5 т отличается от бортового автомобиля МАЗ-2О0 укороченной рамой без буксирного приспособления, укороченными карданными валами и базой. Управление подъемным механизмом осуществляется из кабины.
Автомобиль-самосвал КАЗ-600В грузоподъемностью 3,5 т имеет металлическую платформу с автоматически откидывающимися при опрокидывании боковыми бортами. Гидравлический подъемный механизм позволяет опрокидывать платформу в обе стороны.
Для перевозки сыпучих и полужидких промышленных и строительных грузов на базе грузового автомобиля ЗИЛ-130 Мытищенский машиностроительный завод выпускает автомобиль ЗИЛ-ММЗ-555 грузоподъемностью 4,5 т. Металлическая платформа этого самосвала имеет в поперечном сечении полуовальную форму. Ее днище изготовлено из стального листа. Борта после опускания закрывают вручную.
Рис. 1. Грузовые автомобили-самосвалы:
а — МАЗ-525; б — MA3-530; в — КрАЗ-222; г — MA3-205; д — ЗИЛ-ММЗ-585; е — ГАЗ-9ЭА
На базе автомобиля ЗИЛ-164А выпускаются автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-585Л и ЗИЛ-ММЗ-585М грузоподъемностью 3 т при движении по грунту. Кузов первого самосвала предназначен для перевозки строительных грузов и имеет только задний открывающийся борт, кузов второго — для сельскохозяйственных грузов и имеет три открывающихся борта. Кабина у обоих самосвалов трехместная.
Самый маленький самосвал ГАЗ-5ЗА грузоподъемностью 1750 кг при движении по грунту имеет коробчатую металлическую платформу объемом 3,2 м3 с откидным задним бортом. В боковых стенках платформы сделаны скобы для крепления стоек, позволяющих наращивать борты при перевозке легковесных грузов. Автомобиль-самосвал ГАЗ-9ЭБ имеет те же параметры, что и ГАЗ-93А, но его платформа закрывается специальной крышкой при бестарной перевозке зерна, овощей и других сельскохозяйственных грузов.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Назначение и типы автомобилей-самосвалов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы