Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Выбор топлива и смазочных материалов

Публикация:
   Нефть и ее состав

Читать далее:




Нефть и ее состав

Главным источником для производства автотракторных топлив и смазочных материалов является нефть. От метода переработки и состава нефти зависят эксплуатационные свойства производимых нефтепродуктов. Нефть представляет собой маслянистую жидкость с характерным запахом, коричневого, темно-коричневого, реже красного или желтого цвета. В зависимости от состава нефтей их плотность колеблется от 0,810 до 0,985 • 103 кг/м3. Нефти бывают легкие (плотность до 0,73) и тяжелые (плотность до 1).

Элементарный химический состав нефтей различных месторождений неодинаковый. Основными элементами нефти являются углерод (83—87%) и водород (12—14%). Кроме того, в нефти содержатся кислород (0,1—0,3%), сера (от 0,01% в малосернистых нефтях до 5—7% в высокосернистых), азот (0,02—1,7%), а также в незначительном количестве многие другие элементы.

По групповому химическому составу нефть представляет собой смесь различных глеводородов, сернистых, кислородных и азотистых соединений. В состав нефти входят три класса углеводородов: парафиновые, нафтеновые и ароматические. В нефтепродуктах могут содержаться, иногда в значительных количествах, непредельные углеводороды, образующиеся в процессе переработки нефти и нефтепродуктов.

Парафиновые углеводороды (общая формула СпН2п+2) Простейшим представителем этого класса является метан Углеводороды с содержанием атомов углерода в молекуле от 1 до 4 при нормальных условиях представляют собой газ. от 5 до 15 — жидкость, более 16 — твердые вещества.

Физические и химические свойства углеводородов с нормальной и изоструктурой различны. Чем сложнее молекула вещества и чем больше ее молекулярная масса, тем больше у нее изомеров. Так, октан С8Н18 имеет 17 изомеров, тетрадекан С14Н30— 2835 изомеров и т. д.

Парафиновые углеводороды имеют наиболее высокую массовую теплоту сгорания из всех классов углеводородов, поскольку они содержат наибольшее число водородных атомов. При нормальных условиях парафиновые углеводороды химически стабильны. Поэтому топлива и смазочные материалы, содержащие большое количество парафиновых углеводородов, также стабильны при хранении. При высоких температурах устойчивость к окислению кислородом воздуха нормальных и изопарафиновых углеводородов различна. Нормальные парафиновые углеводороды являются нежелательным компонентом в бензинах, так как имеют плохие антидетонационные свойства, т. е. низкие октановые числа (табл. 1). Высокие октановые числа имеют газообразные углеводороды, которые используются в качестве газообразного топлива для автомобилей.

Нормальные парафиновые углеводороды с большей молекулярной массой, чем у октана, имеют отрицательные октановые числа.

В дизельных топливах н-парафиновые углеводороды повышают цетановые числа, т. е. они обладают низкой температурой самовоспламенения.

Наряду с высокими цетановыми числами н-парафиновые углеводороды имеют существенный недостаток. Они ухудшают низкотемпературные свойства дизельных топлив. Так, н-гексадекан (цетан) имеет температуру плавления + 18,15 °C, н-октадекан—F 28,18 °C и т. д.

Таблица 1.
Октановые числа нормальных парафиновых углеводородов

В масляных фракциях н-парафиновые углеводороды улучшают вязкостно-температурную характеристику (оцениваются индексом вязкости), однако одновременно ухудшают низкотемпературные свойства.

Изопарафиновые углеводороды имеют более вывокие октановые числа по сравнению с н-парафиновыми той же молекулярной массы. С увеличением разветвленности молекулы октановые числа углеводородов повышаются. Изопарафиновые углеводороды имеют лучшие низкотемпературные свойства по сравнению с н-парафиновыми. Парафиновые углеводороды (за исключением низкомолекулярных) при действии на резину вызывают в основном незначительное ее набухание.

Нафтеновые углеводороды (общая формула CnH2n) являются производными циклопентана и циклогексана!

Почти у всех нафтеновых углеводородов в нафтеновом кольце имеются боковые парафиновые цепи. Углеводороды, в состав которых входят несколько нафтеновых колец, называются полициклическими.

Нафтеновые углеводороды имеют меньшую теплоту сгорания, чем парафиновые углеводороды, так как содержат меньшее число атомов водорода в молекуле по сравнению с парафиновыми. Нафтеновые углеводороды при действии на резину также вызывают ее набухание. Они обладают более высокими октановыми числами по сравнению с н-парафиновыми углеводородами, имеющими одинаковое число углеродных атомов в молекуле. Поэтому в составе бензинов они являются более ценным компонентом, чем н-парафиновые углеводороды.

Таблица 2.
Октановые числа парафиновых углеводородов

Таблица 3.
Октановые числа к-парафиновых и нафтеновых углеводородов

Цетановые числа нафтеновых углеводородов более низкие по сравнению с цетановыми числами н-парафиновых углеводородов. Например, цетановое число н-гептана равно 56,3, а метилциклогексана — 20, цетановое число н-цетана равно 100, а н-гексилциклогексана — 35. Однако более низкие температуры плавления нафтеновых углеводородов делают их ценными компонентами дизельных топлив, работающих при отрицательных температурах.

В масляных фракциях нафтеновые углеводороды увеличивают вязкость. Углеводороды с длинными боковыми цепями имеют довольно высокие индексы вязкости.

Ароматические углеводороды, в основном являются производными бензола CeHe. К производным бензола относятся толуол, ксилолы, нафталин, антрацен и т. д.

Ароматические углеводороды содержат еще меньше водорода, чем нафтеновые, поэтому теплота сгорания у них более низкая (во всех случаях речь идет о массовой теплоте сгорания).

Ароматические углеводороды обладают высокой термической и химической стабильностью. Они являются наи-

более ценным компонентом бензинов, поскольку имеют самые высокие антидетонационные свойства — октановые числа. Но, являясь ценными высокооктановыми компонентами бензинов, ароматические углеводороды обладают повышенной склонностью к нага-рообразованию. В товарных бензинах их содержание не должно превышать 40—45%. Из-за высокой термической стабильности ароматические углеводороды являются нежелательным компонентом дизельных топлив. Так, например, цетановые числа н-амилбензола и н-гексилбензола соответственно равны 8 и 28.

Содержание в маслах ароматических углеводородов, особенно полициклических, увеличивает вязкость, но ухудшает вязкостно-температурные свойства, т. е. снижает индекс вязкости.

Из всех классов углеводородов ароматические углеводороды обладают самой низкой теплотой сгорания и сильнее всех воздействуют на резину, изготовленную из натурального каучука (НК).

Таблица 4.
Октановые числа ароматических углеводородов

Непредельные углеводороды не входят в состав нефти, а образуются при ее переработке и переработке нефтепродуктов. Непредельные углеводороды подразделяют на олефиновые (с одной двойной связью), диолефиновые (с двумя двойными связями) и ацетиленовые (с одной тройной связью). Общая формула олефиновых непредельных углеводородов С„Н2п. Диолефиновые и ацетиленовые непредельные углеводороды не входят в состав автотракторных топлив и масел.

Из всех свойств непредельных углеводородов необходимо отметить их низкую химическую стабильность. Благодаря наличию двойной связи они легко окисляются, полимеризуются, образуя смолы. Из-за низкой химической стабильности непредельные углеводороды являются недопустимым компонентом в бензинах, дизельных топливах и смазочных маслах. В низкооктановых бензинах допускается незначительное количество непредельных углеводородов, поскольку они имеют более высокие октановые числа по сравнению с октановыми числами н-парафиновых углеводородов с тем же количеством атомов углерода в молекуле, например (изображен только углеродный скелет):

Непредельные углеводороды являются хорошим сырьем для химической и нефтехимической промышленности.

Свойства топлив и масел зависят от химического состава т. е. от того, какие углеводороды и в каком количестве входят в их состав. В бензинах содержатся углеводороды с числом атомов углерода от 4 до 12, в дизельных топливах — от 12 до 25, в смазочных маслах — от 20 до 70.

Кислородные соединения представляют собой органические кислоты, фенолы и асфальтосмолистые вещества. Органические кислоты вызывают коррозию металлов, прежде всего цветных. Чем ниже молекулярная масса кислот, тем сильнее их коррозионные свойства. Основная масса кислорода, содержащегося в нефти и нефтепродуктах, приходится на долю асфальтосмолистых веществ. Они вызывают повышенные образования нагаров, лаков, в связи с этим содержание их в топливах и маслах нежелательно.

Сернистые соединения в составе топлив и смазочных материалов могут находиться в виде .сероводорода, меркаптанов, элементарной серы (активные сернистые соединения), сульфидов, дисульфидов, полисульфидов, тиофанов, тиофенов и других сернистых соединений (неактивные сернистые соединения). Активные сернистые соединения вызывают сильную коррозию металлов. Неактивные сернистые соединения, содержащиеся в топливах, при сгорании образуют серный и сернистый ангидриды. При пуске и прогреве двигателя ангидриды образуют с водяным паром серную и сернистую кислоты, которые являются агрессивными по отношению к различным металлам. В прогретом двигателе коррозию вызывают ангидриды этих кислот.

В бензинах сернистые соединения понижают октановое число и приемистость бензина к ТЭС (тетраэтилсвинцу). Сернистые соединения увеличивают образование осадков и нагаров. Нагары и осадки получаются прочными и трудно-удалимыми. Иногда сернистые соединения оказывают положительное влияние. Так в маслах для гипоидных передач сернистые соединения увеличивают прочность масляной пленки.

Азотистые соединения находятся в нефти и нефтепродуктах в незначительных количествах и в основном входят в состав асфальтосмолистых веществ.

Нефть и нефтепродукты не обладают электропроводимостью, но при трении о металлические поверхности образуется статический заряд электричества. Поэтому все емкости, в которых производится «слив — налив» нефтепродуктов, необходимо заземлять.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Выбор топлива и смазочных материалов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Нефть и ее состав"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства