Одной из важных эксплуатационных характеристик дизельного топлива являются его низкотемпературные свойства и подвижность при отрицательных температурах. Топлива, содержащие нафтеновые и ароматические углеводороды, при охлаждении теряют свою подвижность при температурах —55…—60 °C, а топлива, содержащие большое количество «-парафиновых углеводородов, имеют плохие низкотемпературные свойства вследствие кристаллизации последних даже при положительных температурах. Выделяющиеся кристаллы парафиновых углеводородов могут засорить систему питания двигателя, особенно топливные фильтры, нарушить или даже прекратить подачу топлива.
Низкотемпературные свойства дизельных топлив оцениваются температурой помутнения и температурой застывания. Температурой помутнения называют температуру, при которой изменяется фазовый состав топлива, так как наряду с жидкой фазой появляется твердая. При этом топливо теряет свою прозрачность, мутнеет из-за выделения микроскопических кристаллов льда (если в топливе имеется вода) и, в основном, твердых углеводородов. Однако при помутнении топливо не теряет своей текучести. Размеры кристаллов таковы, что они проходят через фильтры грубой очистки и не проходят через фильтры тонкой очистки, на которых образуется тонкая парафиновая пленка. Поэтому нарушается подача топлива из-за его помутнения при пуске и прогреве дизеля. Температуру помутнения дизельного топлива определяют по ГОСТ 5066—56.
При дальнейшем понижении температуры выпавшие кристаллы парафиновых углеводородов начинают сращиваться, образуя пространственную решетку, внутри ячеек которой находится жидкая фаза топлива. При температуре застывания топлива кристаллическая решетка настолько упрочняется, что топливо теряет текучесть. Температуру застывания определяют по ГОСТ 20287—74.
Разница между температурой помутнения и температурой застывания дизельного топлива составляет 8—35 °C, в зависимости от химического состава топлива. Температура воздуха, при которой возможна эксплуатация дизельного топлива, должна быть на 5—10 °C выше температуры помутнения для предотвращения нарушений в подаче топлива в двигатель. Например, топливо с температурой помутнения —19 °C можно использовать при температуре не ниже —14 °C.
Кроме химического состава на низкотемпературные свойства дизельных топлив оказывает влияние фракционный состав. Чем выше температура выкипания топлива, тем хуже низкотемпературные свойства. Низкотемпературные свойства можно улучшить удалением из топлива части н-парафиновых углеводородов (депарафинизацией). При депарафинизации (табл. 25) можно получить топливо с заранее заданной температурой застывания. Однако нельзя забывать о том, что при депарафинизации удаляются высоко цетановые компоненты — н-парафиновые углеводороды, т. е. снижается цетановое число дизельного топлива. Топлива с плохими низкотемпературными свойствами имеют высокие цетановые числа, а топлива с хорошими низкотемпературными свойствами обладают неудовлетворительными цетановыми числами. Для сохранения цетанового числа на необходимом уровне проводят неглубокую депарафинизацию, а для улучшения низкотемпературных свойств к топливу добавляют специальные присадки — депрессанты.
Таблица 1.
Зависимость низкотемпературных свойств топлива от фракционного гпгтявя
Таблица 2.
Низкотемпературные сройстрз дизельного топлива
Для снижения температуры застывания дизельных топлив в условиях эксплуатации допускается, как исключение, Добавление керосина. С этой целью используют низкоза-стывающие керосины (типа реактивных топлив) в количестве до 25%. При сильном разбавлении дизельного топлива керосином снижается цетановое число, что приводит к жесткой работе двигателя, и резко ухудшаются смазочные свойства, в связи с-чем повышается износ плунжерной пары. При температуре воздуха от —20 до —30 °C двигатели работают на смеси, состоящей из 90% дизельного топлива и 10% керосина, а при температуре от —30 до —35 °C они работают на смеси, состоящей из 75% дизельного топлива и 25% керосина. Обычный осветительный керосин вообще не пригоден для данной цели, так как имеет плохие низкотемпературные свойства. Температура помутнения осветительного керосина составляет —12…—15 °C.
Следует отметить, что зимних сортов дизельного топлива выпускается значительно меньше, чем летних. Поэтому зимние сорта топлива следует использовать только в холодное время и не допускать их смешивания с летними топливами.
Определить сезонность использования дизельного топлива в условиях эксплуатации можно при помощи экспресс-анализа: охлаждением пробирки с дизельным топливом в охладительной смеси, состоящей из снега с солью.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Низкотемпературные свойства дизельного топлива"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы