Устройство и оборудование рабочего места водителя автобуса. От удобства положения водителя при работе, от обзорности проезжей части дороги во многом зависят работоспособность водителя, его стойкость против утомляемости и в конечном счете безопасность движения. С учетом этих условий и выполнено рабочее место водителя на современных отечественных автобусах. Оно отделено от пассажирского салона. Широкое, обтекаемой формы лобовое стекло позволяет не только хорошо просматривать проезжую часть прямо, но и наблюдать за обстановкой справа и слева на достаточный угол зрения. Для зашиты глаз водителя от лучей солнца имеется козырек, который может поворачиваться и фиксироваться в установленном положении.
Для наблюдения водителем за посадкой и высадкой пассажиров и за дорогой установлены зеркала заднего вида. Одно из них установлено в кузове, два других — снаружи: справа — перед передним окном кузова, слева — перед окном двери водителя. Положение зеркал регулируется.
На всех изучаемых автобусах установлено сиденье водителя, регулируемое по высоте. Оно имеет продольное перемещение и регулировку угла наклона спинки.
Сиденье водителя состоит из подушки, спинки, механизма подрессоривания, снабженного гидравлическим амортизатором, и основания с механизмом вертикального перемещения. Подушка и спинка сиденья обиты искусственной кожей. Рукоятки служат для изменения угла наклона подушки и спинки. Механизм подрессоривания служит для изменения жесткости подвески сиденья в зависимости от веса водителя. При нажатии педали происходит перемещение сиденья вниз под действием веса водителя. Для продольного перемещения сиденья относительно основания подставки рычаг подводят к оси сиденья.
Система отопления и вентиляции кузова. Кузов автобуса цельнометаллический, вагонной компоновки. Автобус ЛиАЗ-5256 оборудован жидкостной системой отопления, использующей тепло системы охлаждения двигателя и жидкостного подогревателя (рис. 142). В передней части автобуса под ветровыми окнами установлен передний отопитель кузова радиаторного типа, предназначенный для обогрева места водителя, салона и ветровых стекол с использованием наружного воздуха, подогреваемого в теплообменнике жидкостью, принудительно циркулирующей в системе. Для обогрева внутреннего воздуха салона под сиденьями установлены четыре отопителя радиаторного типа с принудительной подачей воздуха через теплообменники электровентиляторами. Отопители соединены параллельно между собой и подключены параллельно к радиатору системы охлаждения двигателя. Для отключения системы отопления от системы охлаждения двигателя служат два запорных вентиля.
Рис. 1. Сиденье водителя:
1 — спинка; 2 — рукоятка регулирования высоты сиденья; 3 — рукоятка регулирования угла наклона спинки; 4 — рукоятка регулирования торсиона; 6 — основание сиденья; 7 — педаль управления; 8 — основание подставки; 9 — направляющий механизм продольного перемещения; 10 — механизм подрессоривания; И — крестовина; 12 — подушка; 13 — боковина; 14 — амортизатор
Рис. 142. Схема системы отопления автобуса ЛиАЗ-5256
Пройдя входной вентиль, жидкость (антифриз) с температурой около 80 °С поступает по подводящей трубе 8 в радиаторы отопите-лей, а затем по отводящей трубе 9 в систему охлаждения двигателя через выходной вентиль. Для предпускового подогрева двигателя и поддержания в салоне теплового режима как при работающем, так и при неработающем двигателе служит пусковой жидкостный подогреватель, включенный в систему отопления автобуса. Циркуляция жидкости в системе отопления при неработающем двигателе осуществляется за счет работы центробежного насоса. При заполнении системы антифризом или сливе его из системы открывают воздушные клапаны, расположенные на радиаторах отопителей салона. Для предотвращения запотевания или замерзания ветрового стекла на переднем отопителе размещены выходные патрубки, которые соединены гибкими шлангами с соплами обдува ветрового стекла. Регулирование теплового режима осуществляется переключением двухре-жимных электровентиляторов отопителей или их выключением.
Система отопления автобуса ЛA3-695H показана на рис. 3. В неотапливаемый период воздух направляется на выброс вниз через заслонку или в моторный отсек для обдува двигателя через боковые жалюзи. Воздух в салон подводится по каналу, расположенному вдоль боковины, и равномерно распределяется по салону через регулируемые распределительные решетки. Канал заканчивается кожухом, на котором установлены два вентилятора, которые засасывают теплый воздух и подают его через шланг к соплам для обдува ветровых стекол. Система отопления обеспечивает 50-, 60-кратный обмен воздуха в течение часа. Температура воздуха в салоне автобуса, а также температура двигателя регулируются степенью открытия заслонки и жалюзи. При температуре наружного воздуха до минус 10 °С заслонка закрыта полностью, а жалюзи частично прикрыты. Теплый воздух направляется на обдув двигателя и основная его часть поступает в канал и через регулируемые решетки в салон автобуса и кабину водителя, а также на обдув ветровых стекол.
На автобусе ПАЗ-3205 нагнетаемый вентилятором свежий воздух, проходя через радиатор, подогревается и через кожух отопления поступает в поперечный воздуховод (рис. 4).
Рис. 3. Схема вентиляции и отопления автобуса ЛАЗ-695Н:
1 — вентиляционный люк; 2 — подвижное стекло; 3 — глухое стекло; 4 — крышка рециркуляционного канала; 5 — кожух; 6. 10 — жалюзи; 7. 14 — вентиляторы; 8 — радиатор; 9 — нижняя заслонка; 11 — дверка; 12 — решетка; 13 — канал отопления; 15 — гибкий шланг; 16 — сопло обогрева; 17 — забор воздуха из-под козырька
Рис. 4. Отопление кузова автобуса ПАЭ-3205:
1 — отопитель; 2 — привод дверки; 3 — дефростер обогрева водителя; 4 — колпак обдува ветровых стекол; 5 — привод шторки радиатора; 6 — вентилятор; 7 — гофрированный шланг; 8 — радиатор; 9 — диффузор; 10 — дверка; 11 — дефростер обдува бокового окна; 12 — воздуховод поперечный
В салоне дополнительно установлены три отопителя, состоящих каждый из теплообменника и двух вентиляторов. Один отопитель расположен под первым двухместным сидением правого ряда, два — под четвертым двухместным и трехместным сиденьями левого ряда и крепятся к их каркасам.
Отопители соединены с системой охлаждения двигателя трубопроводами. Нагнетаемый вентиляторами воздух, через теплообменник, нагревается и распределяется по салону.
Двухрежимные переключатели отопителей находятся на щитке приборов. Один переключатель для правой стороны, другой — для левой.
Стекла ветровых окон обдуваются теплым воздухом, выходящим через отверстия в дефростерах. Теплый воздух в дефростеры подается центробежным вентилятором через гофрированный шланг, подсоединенный к диффузору за радиатором. Вентилятор имеет электрический привод и работает в одном режиме.
Переключатель управления вентилятором находится на щитке приборов.
В летний период эксплуатации автобуса через люк правой боковины необходимо отсоединить диффузор от радиатора и гофрированный шланг обогрева ветровых стекол от корпуса вентилятора и закрепить их на кожухе отопления ремнями. Перекрыть заглушкой отверстие в верхней части кожуха отопления. Дверка должна полностью перекрывать канал отопления.
В системе отопления автобусов Икарус-260, -280 и ЛАЗ-42021 применяются отдельные радиаторные отопители с вентиляторами для обогрева ветрового стекла, кабины водителя и салона. Для поддержания теплового режима пассажирского салона как при работающем, так и неработающем двигателе на автобусе ЛАЗ-4202 используется жидкостный подогреватель, а на Икарусе-260, -280 — отопительно-вентиляционное устройство типа “Сирокко”.
Вентиляция салона кузова автобуса ЛиАЗ-5256 осуществляется за счет двух воздухосборников (см. рис. 142), расположенных в передней части над ветровым стеклом и трех вентиляционных люков, расположенных в крыше автобуса. В кабине водителя установлен вентилятор. Аналогичен принцип вентиляции салона кузова и на автобусе ЛАЗ-695Н. Естественная вентиляция на автобусах осуществляется через открывающиеся боковые окна.
На автобусе ГАЗ-Э221 для эффективного обогрева салона устанавливается система отопления, состоящая из основного и дополнительного отопителей.
Основной отопитель расположен под панелью приборов и служит для подачи нагретого воздуха в кабину (кузов) в холодное время года, а также для обеспечения принудительной и приточной вентиляции. Наружный воздух поступает в систему отопления через решетку панели у основания ветрового стекла. Количество воздуха, направляемого в отопитель, регулируется заслонкой воздухопритока, управляемой ручкой (рис. 145). Интенсивность прогрева кабины (кузова) регулируется трехскоростным вентилятором основного отопителя, управляемым переключателем, а также величиной открытия краника отопителя ручкой 3 и количеством воздухопритока, рукоятка.
Дополнительный отопитель расположен на полу в передней части пассажирского салона и работает в режиме использования внутреннего воздуха. Неоднократное прохождение внутреннего воздуха через радиатор дополнительного отопителя обеспечивает высокую интенсивность прогрева кабины (кузова). В системе отопления автобусов применен электронасос, который увеличивает количество жидкости, проходящее через радиатор отопителя, что улучшает прогрев кабины (кузова). Электронасос установлен в подкапотном пространстве на правом лонжероне.
Рис. 5. Органы управления отоплением и вентиляцией:
1 — переключатель вентилятора отопителя; 2 — ручка управления заслонкой воздухопритока; 3 — ручка управления краником отопителя; 4 — ручка распределительной заслонки отопителя
Пользоваться электронасосом рекомендуется на стоянке и при скорости движения до 50 км/ч.
Механизмы для открывания и закрывания дверей. На автобусах ЛАЗ, ЛиАЗ, Икарус двери открываются и закрываются пневматическими механизмами. Привод открывания дверей пневматический от привода тормозной системы. Каждая половина двери имеет отдельный механизм установленный в кузове на уровне пола на шарнирных опорах. Дверной механизм пневматического привода представляет собой цилиндр , закрытый крышками с уплотнительными кольцами, которые стянуты шпильками с помощью пружинных шайб и гаек. Левая крышка имеет отверстие с резьбой для присоединения штуцера трубопровода от крана управления дверьми. Правая крышка имеет большое отверстие для штока поршня и отверстие для присоединения штуцера трубопровода к воздушному баллону. Для предотвращения утечки воздуха между поршнем и цилиндром установлены резиновые уплотнительные кольца. Для предотвращения попадания пыли и грязи в уплотнения при движении штока установлен чехол. Поршень цилиндра через откидной болт с гайкой и шайбой соединен с кронштейном ведущей створки. Принцип работы пневматического дверного механизма основан на разнице площадей поршня с правой и левой сторон. Справа со стороны штока площадь поршня меньше, чем слева. Правая полость цилиндра всегда соединена с воздушным баллоном тормозов, т.е. находится под давлением. В левую полость подается воздух из воздушной системы через кран управления, находящийся в кабине водителя слева от сиденья. При положении крана на закрытие двери воздух из воздушного баллона поступает через золотник в левую полость цилиндра; в обеих половинах цилиндра создается одинаковое давление воздуха. Но ввиду того, что площадь поршня слева больше, чем справа, сила давления воздуха слева превышает силу давления воздуха справа. Под усилием перемещается поршень и закрываются двери. Для открытия двери переводят кран в положение, соединяющее левую полость с атмосферой. При этом воздух из нее выходит в атмосферу, а правая остается под давлением и поршень перемещается влево, открывая дверь.
На автобусах ЛA3 и Икарус управление дверными механизмами осуществляется электропневматическими клапанами, которые расположены непосредственно у рабочих цилиндров и имеют электропривод из кабины водителя. Включение и выключение клапанов осуществляется двумя тумблерами, установленными слева от водителя на панели приборов.
При включении цепи ток поступает в обмотку соленоида. Якорь, подобно сердечнику тягового реле стартера, втягивается внутрь обмотки и отжимает шток клапана. При этом клапан, подводящий воздух от магистрали через штуцер в левую полость цилиндра, закрывается и одновременно эта полость соединяется с атмосферой через зазор втулки и окно. Воздух выходит в атмосферу, а правая полость постоянно соединена с воздушным баллоном и поршень, перемещаясь в глубь цилиндра, открывает дверь. Для закрывания двери обесточивают цепь. Якорь освободит шток клапана, и клапан под действием пружины откроется, соединяя левую полость с воздушным баллоном. При отказе электропривода пользуются клапаном, который установлен на панели приборов справа от щитка. Ограничителем хода якоря является упор.
Рис. 6. Цилиндр механизма открывания дверей автобусов
На автобусах Икарус-260, -280 применяют пневматические одинарные цилиндры, подобные цилиндрам отечественных автобусов, и сдвоенные для открывания четырехстворча-тых дверей. Устройство сдвоенного цилиндра дано на рис. 8. Два одинаковых цилиндра жестко соединены между собой. Поршень цилиндра имеет манжету двустороннего действия, установленную между двумя дисками. Диски насажены на внутренний конец штока, благодаря чему манжета разделяет цилиндр на две полости А и Б. Для улучшения прилегания кромок манжеты к рабочим стенкам цилиндра в кольцевых выточках дисков установлены пружинные распорные кольца. Шток поршня проходит через отверстие крышки и направляющей. В гнездо крышки вставлено кольцо, к которому направляющая прижимает уплотнительное кольцо.
Сжатый воздух в полость А цилиндра подводится через штуцер, ввернутый в крышку. Для уплотнения соединения штуцера с крышкой служит кольцо. На наружный конец штока навернута резьбовая вилка. Оба цилиндра открытыми торцами прижаты через уплОтнительные кольца к торцам соединительного переходника и стягиваются между собой шпильками. В центральной части переходника имеется проходное отверстие, соединяющее полости А обоих цилиндров. Перпендикулярно этому отверстию выполнено радиальное отверстие, соединяющее трубопровод через штуцер с полостью А цилиндров. Для регулировки скорости наполнения цилиндра сжатым воздухом или выпуска его в атмосферу и соответственно открывания и закрывания двери в переходнике установлен регулировочный винт, который служит для изменения проходного сечения радиального отверстия. В нижней части соединительного переходника установлен направляющий штифт.
Рис. 7. Электропневматический клапан
Рис. 8. Цилиндр открывания дверей автобусов Икарус-260, -280
Полости А и Б соединены трубопроводами с краном управления дверьми. При открывании дверей воздух поступает в полость А, а из полости Б воздух медленно выходит в атмосферу. При закрывании, наоборот, сжатый воздух поступает в полость Б, а из полости А выходит в атмосферу. На автобусе ПАЭ-3205 управление дверьми осуществляется с помощью электрических выключателей, расположенных на щитке приборов. Электрический распределитель направляет сжатый воздух в соответствующую полость пневмоцилиндра и происходит открывание двери.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Оборудование кузова и специальное оборудование"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы