ТО агрегатов трансмиссии производят с периодичностью, установленной для автобуса. Диагностирование Д-1 производят перед ТО-1, а Д-2 перед ТО-2.
При ЕО выполняют контрольно-осмотровые работы по определению технического состояния и герметичности агрегатов трансмиссии, а также работы агрегатов трансмиссии на ходу автобуса. При необходимости устраняют неисправности и регулируют гидромеханическую коробку передач.
При ТО-1 помимо операций ЕО выполняют следующие операции.
По сцеплению. Проверяют состояние и действие оттяжной пружины и при необходимости регулируют свободный ход педали сцепления. Проверяют герметичность гипропривода и крепление картера сцепления, при необходимости закрепив его.
По коробке передач. Проверяют и при необходимости закрепляют коробку передач на картере сцепления. Прочищают сапун.
По гидромеханической коробке передач. Очищают от пыли и грязи коробку, сетки окон забора воздуха на картере гидротрансформатора, а также клеммы электромагнитов и включателей пульта управления. Проверяют крепление коробки к основанию кузова, крепление масляного поддона и состояние маслопроводов; проверяют правильность регулировки механизма управления периферийными золотниками; при необходимости устраняют неисправности.
По карданной передаче. Проверяют состояние и крепление карданного вала, люфт в шарнирах, шлицевых соединениях и промежуточной опоре карданной передачи; при необходимости закрепляют фланцы карданных валов, опорных пластин игольчатых подшипников, промежуточной опоры карданного вала. Устраняют выявленные неисправности.
По заднему мосту. Проверяют крепление и герметичность соединений заднего моста; при необходимости закрепляют картер редуктора, крышку стакана подшипников, крышки колесных редукторов и фланцев полуосей. Прочищают сапун заднего моста.
ТО-2. Помимо операций ЕО и ТО-1 выполняются следующие операции.
По сцеплению. Проверяют состояние и при необходимости закрепляют картер сцепления. Проверяют действие оттяжкой пружины и при необходимости регулируют свободный и полный ход педали и работу сцепления. Проверяют состояние, герметичность, крепление гидропривода сцепления и его работу, а в горной местности — состояние подшипника включения сцепления и дисков. При необходимости закрепляют детали и устраняют неисправности.
По коробке передач. Проверяют осмотром состояние и герметичность коробки передач: действие механизма переключения передач и крепление гайки ведомого вала; при необходимости устраняют неисправности.
По гидромеханической коробке передач. Проверяют состояние и крепление тяг, идущих от педали подачи топлива к гидромеханической коробке передач и регулятору режима давления; крепление крышек подшипников вторичного и промежуточного валов, тормоза-замедлителя. Проверяют крепление картера гидротрансформатора к картеру гидромеханической передачи, состояние и крепление фланца на ведомом валу. Заменяют масло в поддоне; при этом снимают фильтры поддона, очищают и промывают их, просушивают сжатым воздухом и устанавливают на место. Снимают, разбирают, очищают и промывают масляный фильтр гидромеханической передачи. Проверяют состояние, крепление и опломбирование спидометра и его привода. Проверяют регулирование механизма переключателя периферийных золотников и механизма блокировки передач.
По карданной передаче. Проверяют люфт в шарнирах промежуточной опоры и шлицевых соединениях; при необходимости снимают карданные валы для проверки на РУ. Закрепляют фланцы вилок карданной передачи.
По заднему мосту. Проверяют и при необходимости регулируют люфт в подшипниках ведущего вала; закрепляют крышку подшипника ведущей шестерни, гайку ее фланца.
СО. Помимо операций ТО-2 производят сезонную замену масел в агрегатах, предварительно промыв их. Проверяют исправность датчика контрольной лампы перегрева масла в гидромеханической коробке передач и температуры масла в автоматической передаче. В холодной климатической зоне при подготовке к зимней эксплуатации при необходимости утепляют агрегаты трансмиссии.
Надежность работы агрегатов трансмиссии во многом зависит от того, насколько правильно выполнены регулировки их узлов. Регулирование сцепления, коробки передач и заднего моста аналогично регулированию агрегатов трансмиссии грузовых и легковых автомобилей. Рассмотрим виды регулирования трехступенчатой гидромеханической коробки передач, конструкцией которой предусматриваются следующие виды регулирования: привода регулятора режима давления; моментов переключения передач; переключателей периферийных золотников и механизма, блокирующего одновременное включение двух передач.
Регулирование привода регулятора режима давления производят на работающей без нагрузки гидропередаче при включенной 3-й передаче с заблокированным гидротрансформатором при частоте вращения приводного вала 2000 об/мин. Тяга при этом должна быть закреплена на третьем отверстии от верхнего конца рычага регулятора режима давления.
Рис. 1. Регулирование привода регулятора режима давления
Рис. 2. Регулирование моментов переключения передач:
1 — толкатель гл энного золотника; 2 — регулировочный винт
Рис. 3. Регулирование переключателя периферийных золотников:
1 — барабан двойного фрикциона; 2 — клин; 3 — болт; 4 — дистанционная трубка; 5 — вилка переключения кольца; 6 — палец; 7 – регулировочным щуп; 8 — кольцо переключателя, периферийных золотчиков; 9 — золотник; 10 — корпус периферийного клапана; 11 — ведущий диск; 12 – подомни диск;
На работающей гидропередаче рычаг отводят в крайнее правое положение до упора и, вращая стяжку, добиваются получения давления в главной магистрали 686 кПа. Затем подводят регулировочный болт-метку до соприкосновения с рычагом. Перемещают рычаг / в крайнее левое положение до упора и, вращая регулировочный болт-метку 6, подводят его до соприкосновения с рычагом 5. По окончании регулировки застопоривают и покрывают эмалью регулировочные болты-метки и стяжки, контрящие гайки.
Регулирование моментов переключения передач производят вращением шестигранной головки толкателя главного золотника. При вывинчивании толкателя ускоряется момент переключения, а при ввинчивании происходит задержка момента переключения, т. е. переход на следующую передачу происходит при большей скорости движения автобуса.
Момент обратного переключения передач регулируют винтом. При увеличении или уменьшении зазора в соединении главного золотника с главным рычагом увеличивается или уменьшается разница между скоростью переключения передач с низшей на высшую и с высшей на низшую, а также между скоростью включения и выключения блокировки гидротрансформатора.
Рис. 4. Снятие деталей переключателя периферийных золотников:
а — шплинта; б — направляющей втулки; в — самого верхнего поводка вилки переключения периферийных золотников
Регулирование переключателей периферийных золотников проводят с помощью шаблона, состоящего из регулировочного щупа, выполненного в виде скобы, и специального клина. Обе части шаблона соединены между собой болтом, на котором установлена дистанционная трубка.
Для регулирования кольцо переключателей периферийных золотников 8 устанавливают в нейтральное положение и производят регулировку в следующем порядке:
— снимают переключатель периферийных золотников;
— подводят корпус периферийного клапана под отверстие в картере механического редуктора, вращая барабан двойного фрикциона через вторичный вал гидромеханической передачи;
— устанавливают щуп между кольцом переключателя периферийных золотников 8 и корпусом периферийного клапана. Своим пазом щуп должен при этом свободно находиться над золотником;
— вставляют клин между ведомым и ведущим дисками двойного фрикциона;
— поворачивают двойной фрикцион так, чтобы щуп вошел под вилку переключения периферийных золотников;
— ослабляют затяжку регулировочных болтов рычага переключения и снимают уплотнительное резиновое кольцо корпуса переключателя;
— устанавливают переключатель периферийных золотников на место, не завинчивая гайки крепления. Своей прорезью рычаг привода вилки должен войти в зацепление с бронзовым поводком;
— подводят регулировочные болты до соприкосновения с толкателями 2, выбирая их свободный ход без принудительного сжатия пружин I электромагнитов. Затем застопоривают регулировочные болты контргайками;
— снимают переключатель периферийных золотников и удаляют шаблон, не нарушая нейтрального положения кольца переключателя;
— устанавливают переключатель периферийных золотников на место, предварительно надев на уплотнительное кольцо.
Рис. 5. Регулировка механизма блокировки:
1 — пружина, 2 — толкатель; 3. 14 — контргайка; 4 — регулировочный болт; 5 — гайка; 6 — штанга; 7 — рычаг; 8 — электромагнит 3-й передачи; 9 — электромагнит передачи заднего хода; 10. 13 — планка; 11 — корпус переключателя периферийных золотников; 12— электромагнит клапана блокировки; 15 — регулировочная гайка. 16 — электромагнит 1-й передачи, /7 — электромагнит 2-й передачи; Л — зазор при выключенных передачах; И – зазор при включенной передаче
Аналогично регулируют другой переключатель.
Регулирование механизма блокировки.
После проведения регулировок переключателя периферийных золотников 1, 2, 3-й передач и заднего хода устанавливают блокирующий механизм, который должен свободно, без заеданий, перемещаться в отверстиях рычагов переключателей как при включенных, так и выключенных передачах.
Для регулирования механизма блокировки выполняют следующие операции:
— ослабляют все регулировочные гайки и перемещают вручную блокирующий механизм до упора в рычаг переключателя 3-й передачи и заднего хода. Вращая регулировочные гайки, подводят их до соприкосновения с рычагом и фиксируют с помощью контргаек
— устанавливают зазор А между торцами регулировочных гаек и рычагом, равным 3, 2…3,5 мм, вращая регулировочные гайки блокирующего механизма со стороны переключателя 1-й и 2-й передач;
— включают 1-ю передачу, подав питание на электромагнит.
Перемещают вручную блокирующий механизм до соприкосновения с рычагом переключателя 3-й передачи и заднего хода.
Вращением регулировочной гайки, расположенной против электромагнита 1-й передачи,устанавливают минимально возможный зазор В =0,01 мм между ее торцом и рычагом переключателя 1-й и 2-й передач;
— включают 2-ю передачу, подав питание на электромагнит. Перемещают вручную блокирующий механизм до соприкосновения с рычагом переключателя периферийных золотников 3-й передачи и заднего хода. Вращением регулировочной гайки, расположенной против электромагнита 2-й передачи, устанавливают минимально возможный зазор В =0,01 мм между ее торцом и рычагом переключателя 1-й и 2-й передач;
— включают 3-ю передачу, подав питание на электромагнит. Перемещают вручную блокирующий механизм до соприкосновения с рычагом переключателя 3-й передачи и заднего хода и проверяют ранее установленные зазоры В напротив электромагнитов 1-й и 2-й передач. Величина зазора В может колебаться в пределах 0,01… 0,30 мм;
— проверяют аналогично зазоры при включении заднего хода;
— устанавливают зазор В = 0,01 мм в случае несоответствия зазора допустимым значениям; при этом проверяют также величины зазоров при включении 1-й и 2-й передач;
— по окончании регулировки фиксируют регулировочные гайки блокирующего механизма с помощью контргаек.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание трансмиссии автобусов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы