Для поддержания автомобилей в технически исправном состоянии требуются значительные затраты труда, средств и запасных частей. Министерство автомобильного транспорта РСФСР утвердило «Руководство по организации работ на станциях технического обслуживания автомобилей» (РТМ 200-РСФСР-12-0115-80), в которое включена методика определения потребности в автомобильных запасных частях на СТО. Несмотря на то что выпуск их из года в год растет, потребность в запасных частях полностью не удовлетворяется. Поэтому одной из важнейших проблем является определение потребностей СТО в запасных частях в зависимости от их производственной мощности, дифференцированной по видам работ и одновременно учитывающей надежность автомобилей в реальных условиях их эксплуатации, и обоснованное распределение запасных частей требуемой номенклатуры.
Определением потребности в запасных частях для технического обслуживания и ремонта автомобилей занимается широкий круг работников на разных уровнях — от руководителей объединения и директоров СТО до мастеров участков. Анализ применяемых отечественных и зарубежных методов определения потребности в запасных частях показывает, что нормативная потребность их на ресурсный пробег рассчитывается исходя из надежности деталей, узлов, агрегатов и условий эксплуатации автомобилей.
Ресурсная возможность автомобиля выражается через количество запасных частей, потребных для ремонта 100 машин. Эта нормативная удельная потребность в запасных частях разрабатывается заводом-изготовителем и вносится в номенклатурную тетрадь для заказа изделий.
Запасные части, изготовляемые в объеме, соответствующем установленным нормам расхода, реализуются по различным каналам. Расход запасных частей на СТО в большинстве случаев отличается от установленных норм, так как на него влияют производственные, технологические, информационные и другие объективные факторы работы станции.
Для рационального использования запасных частей на СТО, а также для определения действительной потребности в них необходимо установить границы коэффициента использования запасных частей в зависимости от пропускной способности рабочих постов. Существующий на СТО норматив оборотных средств в среднем составляет 25% годового объема запасных частей. Поэтому значения коэффициента использования запасных частей находятся в пределах 0,75—1,25.
Таким образом, применение в расчетах коэффициента использования запасных частей дает возможность правильно определить их потребное количество в зависимости от фактически сложившейся обстановки (на складе имеется сверхнормативный запас или ощущается дефицит деталей) или управлять расходом запасных частей на СТО.
Коэффициент может быть больше 1,25 и меньше 0,75. Доказано, что если полученную при рас
чете потребность в запасных частях не следует уменьшать, чтобы не создать на СТО дефицит. Если же фактический расход более высокий, то необходимо рассмотреть соотношение номенклатуры запасных частей одного и того же наименования, но разной комплектности, устранить причины, вызывающие повышенный расход, и после анализа окончательно определить количество запасных частей с учетом пропускной способности рабочего поста. Коэффициент можно планировать и без уменьшения, а для запасных частей малой и средней стоимости его можно даже увеличить, чтобы снизить расход крупных узлов и агрегатов.
Установлено, что при увеличении расхода отдельных деталей или узлов (полуось, редуктор’, сальники) уменьшается расход крупных узлов и агрегатов (задний мост в сборе). Расход запасных частей при г| = 0,75 можно оставлять на установившемся уровне или даже не планировать. Допустимо увеличение малорасходуе-мых запасных частей в пределах условия 0,75 1,25.
Количество автомобилей, нуждающихся в проведении ТО и ремонта, планируют в соответствии с возможностями СТО и пропускной способности рабочего поста. Определяя потребность СТО в запасных частях, принимают решение обеспечить обслуживание большого числа автомобилей, для замены деталей которых требуется малая трудоемкость, или обслужить малое число автомобилей с выполнением более трудоемких операций. Исходя из этого число автомобилей можно планировать по показателям, достигнутым ранее, или с учетом их роста. Окончательно число автомобилей уточняют в соответствии с программой увеличения или освоения новых видов услуг, увязав их с расходом запасных частей.
Поток требований на запасные части в зависимости от их стоимости неравномерен, и большинство заявок приходится на работы, связанные с заменой деталей относительно малой стоимости. Это требует проведения количественного анализа расхода запасных частей по стоимости каждой детали и по количеству замененных деталей на ресурсном пробеге. В результате обработки статистического материала были выделены три характерные группы запасных частей. В первую группу включены запасные части, которые пользуются наибольшим спросом (80%) и стоимость которых не превышает 10 р. Во вторую группу включены детали, спрос на которые составляет 15—18% (их стоимость 10—100 р.). В третью группу включены запасные части со спросом 2—5% (стоимостью свыше 100 р.).
Характерной особенностью метода расчета потребности в запасных частях для СТО является то, что он учитывает фактический расход запасных частей в зависимости от выполненных объемов реализации бытовых услуг за прошедший период. При оформлении заявки на запасные части учитываются и другие показатели, например, остаток запасных частей на складе, заявленное количество на текущий период и выделенные на них фонды, реализация и движение изделий по складу.
Решение одной из важнейших задач по организации производства на СТО заключается в определении потребности в автомобильных запасных частях не только по их количеству, но и по номенклатуре. Номенклатура запасных частей, хранимых на СТО, с одной стороны, должна быть по возможности обширной с тем, чтобы удовлетворить потребности в различных деталях, так как отказ заказчику в проведении тех или иных работ из-за отсутствия на складе деталей нужного наименования создает ему определенные неудобства, а СТО при этом теряет заказчика и не может выполнить определенный объем услуг. С другой стороны, эта номенклатура должна быть относительно небольшой, что связано с ограниченностью норматива оборотных средств СТО и ее складских площадей.
На практике имеющаяся на складах СТО номенклатура, сформированная под действием указанных выше двух противоположных факторов, не всегда является оптимальной с точки зрения предъявляемых требований и не каждое из имеющихся в наличии наименований является часто требуемым. Номенклатура часто требуемых деталей прежде всего определяется спросом на те или иные наименования. В принципе, при выполнении работ на СТО может потребоваться любая деталь. Однако хранение всех деталей на СТО нецелесообразно и невыгодно.
Исходя из требований эксплуатации автомобилей, видов выполняемых работ и условий работы СТО для складов универсальных станций технического обслуживания рекомендуемая для хранения номенклатура запасных частей по их функциональному назначению распределена по трем группам. В первую входят запасные части, необходимые для проведения работ по ТО автомобилей, во вторую — для TP узлов и механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобилей, охрану окружающей среды и экономию ГСМ, в третью — для TP автомобилей (кроме номенклатуры запасных частей, входящих в предыдущую группу).
Рекомендуемая номенклатура запасных частей, входящих в первую группу, установлена на основе анализа видов работ, входящих в ТО-1 и ТО-2 для старых моделей автомобилей, и сервисных книжек для выпускаемых автомобилей. Рекомендуемая номенклатура запасных частей второй группы сформирована на основе «Положения о техническом обслуживании и ремонте легковых автомобилей, принадлежащих гражданам» и другой технической документации. Третья группа сформирована на основе статистических данных и экспертного опроса специалистов СТО.
В результате формирования номенклатуры запасных частей для складов СТО к автомобилям «Москвич» по указанным трем группам в первую было включено 15 наименований, во вторую — 216, в третью — 340 наименований (табл. 3).
При наличии на СТО специализированных участков по ремонту кузовов, двигателей и других агрегатов номенклатура запасных частей третьей группы расширяется.
Номенклатура запасных частей, входящая в указанные группы, не исключает прохождение через СТО и других наименований запасных частей по разовым заявкам. Рекомендуемая номенклатура запасных частей корректируется для каждой СТО с учетом фактического расхода исходя из условий работы и уровня обеспечения данной СТО запасными частями.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Обоснование потребности в запасных частях для СТО"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы