Перевозочный процесс городского населения характеризуется следующими параметрами: транспортной подвижностью населения, величинами пассажирских потоков, маршрутами и маршрутной схемой.
Транспортная подвижность населения города определяется количеством перевозок, приходящихся за год в среднем на одного жителя. В больших городах она достигает 700—900 поездок в год. Поездка — это разовое использование пассажиром одного из действующих в городе маршрутов.
Маршрут, установленный в заданном направлении, — путь следования подвижной транспортной единицы, в данном случае трамвайного вагона. Совокупность отдельных маршрутов одного вида транспорта, обеспечивающая постоянную связь между отдельными районами города, составляет маршрутную схему данного вида транспорта в городе.
Пассажирским потоком называется количество поездок, объединенных единым направлением и совершаемых в рассматриваемый период времени. Пассажирский поток количественно оценивается мощностью, которая измеряется числом пассажиров, проехавших в одном направлении в единицу времени через участок (перегон) транспортной сети.
Особенностью городских пассажирских перевозок является: неравномерность пассажиропотоков по времени и месяцам года, дням недели, времени суток, по перегонам маршрутов. Эта особенность обусловливается различной потребностью населения в поездках. Понятно, что основные перевозки городским транспортом осуществляются в рабочие дни недели в часы совершения так называемых трудовых поездок от места жительства до места работы. Эти часы в различный городах и на различных маршрутах приходятся на разное время суток. ‘Они называются часами “пик”, так как в это время мощность пассажирского потока достигает наибольшей величины. Утренними часами “пик” является интервал от 7 до 9 ч. Вечерние часы “пик” приходятся на 16-19 ч. В середине дня, ранние утренние и поздние вечерние часы суток мощность пассажиропотока резко уменьшается.
Мощность пассажиропотока в часы “пик” больше среднесуточной в 3-4 раза. В субботние, воскресные и праздничные дни потребность в трудовых поездках значительно уменьшается, вследствие чего снижается и мощность пассажиропотока, при этом по часам суток пассажиропоток становится равномерным.
Неравномерность распределения перевозки пассажиров по месяцам года связана со сменой времен года, с предоставлением отпусков трудящимся, а также с режимом занятий в учебных заведениях города. Период наибольших перевозок приходится, как правило, на весенние и ранние летние месяцы — апрель, май, июнь, а также на сентябрь, ноябрь и октябрь.
Каждый маршрут, устанавливая связь между районами города, проходит как по густонаселенным участкам, так и по различным участкам с культурно-бытовыми учреждениями, крупными предприятиями, заводами и фабриками. Каждый перегон характеризуется своей величиной пассажиропотока. Эта неравномерность обусловливается тем, что каждым остановочным пунктом пользуется разное количество пассажиров, в зависимости от степени концентрирования населения вокруг того или иного остановочного пункта, от того, где в городе расположен остановочный пункт, и т. п.
Маршрутная схема должна отвечать следующим основным требованиям и обеспечивать:
— минимальные затраты времени на поездку и наименьшее количество пересадок;
— наибольшую доходность предприятия и наименьшие затраты на перевозки;
— безопасность движения и вписывание в действующую городскую систему управления движения на уличной сети города.
Каждый маршрут, помимо показателя пассажиропотока, характеризуется следующими параметрами: протяженностью в км; средней эксплуатационной скоростью в км/ч, продолжительностью оборотного рейса в мин.
Продолжительность оборотного рейса — это время, за которое поезд проследует от одной конечной станции до другой и возвратится на первоначальную станцию. В продолжительность оборотного рейса включается время хода поезда по перегонам, время стоянок на промежуточных остановочных пунктах, перед светофорами, на узлах и перекрестках, время . стоянки на конечных станциях, время случайных и вынужденных простоев перед остановочными пунктами.
Средня» эксплуатационная скорость равна частному от деления протяженности маршрута на продолжительность оборотного рейса.
Параметры каждого маршрута, как и все параметры пассажирских перевозок в городе, характеризуются неравномерностью по часам суток. С учетом колебаний пассажиропотока в течение суток, вместимости применяемого подвижного состава на каждом маршруте определяется потребное количество подвижных единиц. Это в свою очередь позволяет определить такие показатели на маршруте, как интервал и частота движения.
Интервал движения на маршруте равен промежутку времени между двумя поездами и определяется как частное от деления продолжительности оборотного рейса на количество подвижного состава, находящегося в движении.
Частота движения показывает, сколько поездов в час проследует через какой-либо остановочный пункт, она является обратной величиной интервалу.
Интервал и частота на маршруте в течение суток изменяются в зависимости от количества поездов, находящихся в движении (от величины пассажиропотока на маршруте).
Основой правильной организации движения является расписание движения поездов. Расписание движения составляется с учетом обеспечения выполнения плана перевозки пассажиров, регулярного движения поездов на маршрутах, безопасности движения, максимальной скорости движения, допускаемой на маршрутах, наиболее эффективного использования подвижного состава, удобства поездки пассажиров, согласованности работы трамвая с другими видами транспорта.
Чтобы правильно составлять расписание движения, необходимо в первую очередь изучить пассажиропотоки на маршрутах. Определение фактических размеров и направлений пассажиропотоков периодически проводят путем обследования пассажирских перевозок и статистических обработок результатов обследований. Периодические обследования проводят, как правило, комплексно, одновременно на всех видах транспорта. Материалы обследования содержат данные о направлении и мощности пассажиропотоков, распределении потоков по участкам транспортной сети, о пассажиро-обороте остановочных пунктов, изменении пассажиропотоков по времени — сезонам года, дням недели и часам суток, а также данные по средней длине поездки пассажиров.
Кроме периодических могут проводиться систематические обследования работы отдельных участков маршрутной сети городского общественного транспорта. Периодические обследования проводятся один раз в году, систематические — по заранее разработанному плану. Периодические обследования служат материалом для разработки долговременных сезонных расписаний, систематические — помогают корректировать расписание в зависимости от динамики пассажиропотока на маршруте.
Талонное обследование пассажиропотоков, получившее широкое распространение, осуществляется путем выдачи пассажирам при посадке специальных билетов (талонов) с условным обозначением пункта посадки. Талоны отбираются при выходе пассажиров. При проведении наблюдения в каждом вагоне трамвая находятся два специальных наблюдателя, которые располагаются у входной и выходной дверей. Талонное обследование позволяет выявить мощность пассажиропотоков, длину поездки пассажиров и пассажирооборот остановочных пунктов. Однако этот метод, не дает ответа на вопрос о пересадочных пассажирах и не учитывает пассажиров, оставшихся на остановке, поэтому он не позволяет полностью решить все задачи транспортного и планировочного характера.
Обработка материалов по этому методу достаточно трудоемка и требует применения вычислительной техники, поэтому не все транспортные предприятия в состоянии систематически им пользоваться.
Глазомерное обследование пассажиропотоков проводится путем приблизительного подсчета и записи количества пассажиров, находящихся в подвижном составе, на отдельных, наиболее характерных участках транспортной сети. Запись ведут наблюдатели, находящиеся как внутри, так и вне подвижного состава. Глазомерное обследование является важным оперативным методом, наиболее простым, доступным и относительно дешевым. Однако при этом методе обследования не представляется возможным получить полные данные о направлении пассажиропотоков и длине поездки пассажиров.
Средняя эксплуатационная скорость равна частному от деления протяженности маршрута на продолжительность оборотного рейса.
Параметры каждого маршрута, как и все параметры пассажирских перевозок в городе, характеризуются неравномерностью по часам суток. С учетом колебаний пассажиропотока в течение суток, вместимости применяемого подвижного состава на каждом маршруте определяется потребное количество подвижных единиц. Это в свою очередь позволяет определить такие показатели на маршруте, как интервал и частота движения.
Интервал движения на маршруте равен промежутку времени между двумя поездами и определяется как частное от деления продолжительности оборотного рейса на количество подвижного состава, находящегося в движении.
Частота движения показывает, сколько поездов в час проследует через какой-либо остановочный пункт, она является обратной величиной интервалу.
Интервал й частота на маршруте в течение суток изменяются в зависимости от количества поездов, находящихся в движении (от величины пассажиропотока на маршруте).
Основой правильной организации движения является расписание движения поездов. Расписание движения составляется с учетом обеспечения выполнения плана перевозки пассажиров, регулярного движения поездов на маршрутах, безопасности движения, максимальной скорости движения, допускаемой на маршрутах, наиболее эффективного использования подвижного состава, удобства поездки пассажиров, согласованности работы трамвая с другими видами транспорта.
Чтобы правильно составлять расписание движения, необходимо в первую очередь изучить пассажиропотоки на маршрутах. Определение фактических размеров и направлений пассажиропотоков периодически проводят путем обследования пассажирских перевозок и статистических обработок результатов обследований. Периодические обследования проводят, как правило, комплексно, одновременно на всех видах транспорта. Материалы обследования содержат данные о направлении и мощности пассажиропотоков, распределении потоков по участкам транспортной сети, о пассажиро-обороте остановочных пунктов, изменении пассажиропотоков по времени — сезонам года, дням недели и часам суток, а также данные по средней длине поездки пассажиров.
Периодические обследования пассажиропотоков проводят в течение одного или трех дней: в предвыходной, выходной и обычный рабочий день недели. Систематические обследования работы отдельных маршрутов и отдельных участков транспортной сети ведутся как в течение всего дня, так и в отдельные, наиболее загруженные части суток.
Обследования пассажиропотоков на трамвае принято проводить несколькими методами.
Анкетный метод состоит в непосредственном опросе населения о характере и направлениях регулярных поездок. Данные заполненных населением специальных анкет позволяют судить о видах используемых транспортных средств, о начальных и конечных пунктах и времени следования пассажиров. Однако эти данные не отражают фактических размеров перевозок. Поэтому анкетный метод помогает в решении вопросов, касающихся реконструкции существующих или проектирования новых транспортных сетей. Этот метод очень трудоемок и сложен в обработке.
Талонное обследование пассажиропотоков, получившее широкое распространение, осуществляется путем выдачи пассажирам при посадке специальных билетов (талонов) с условным обозначением пункта посадки. Талоны отбираются при выходе пассажиров. При проведении наблюдения в каждом вагоне трамвая находятся два специальных наблюдателя, которые располагаются у входной и выходной дверей. Талонное обследование позволяет выявить мощность пассажиропотоков, длину поездки пассажиров и пассажирооборот остановочных пунктов. Однако этот метод, не дает ответа на вопрос о пересадочных пассажирах и не учитывает пассажиров, оставшихся на остановке, поэтому он не позволяет полностью решить все задачи транспортного и планировочного характера.
Обработка материалов по этому методу достаточно трудоемка и требует применения вычислительной техники, поэтому не все транспортные предприятия в состоянии систематически им пользоваться.
Глазомерное обследование пассажиропотоков проводится путем приблизительного подсчета и записи количества пассажиров, находящихся в подвижном составе, на отдельных, наиболее характерных участках транспортной сети. Запись ведут наблюдатели, находящиеся как внутри, так и вне подвижного состава. Глазомерное обследование является важным оперативным методом, наиболее простым, доступным и относительно дешевым. Однако при этом методе обследования не представляется возможным получить полные данные о направлении пассажиропотоков и длине поездки пассажиров.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие понятия о перевозочном процессе"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы