Стреловые самоходные краны (рис. 123) состоят из стрелы, поворотной платформы, опорно-поворотного устройства, ходовой части. Они оснащены механизмами подъема груза, подъема стрелы, вращения поворотной платформы и передвижения крана. Большинство современных стреловых самоходных кранов, кроме того, оснащены механизмом вспомогательного подъема.
По виду ходового устройства стреловые самоходные краны подразделяются на железнодорожные, гусеничные и пневмоколесные.
Стандартом определен следующий ряд грузоподъемностей стреловых самоходных кранов: 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100 и 160 т. Такая грузоподъемность является максимальной и может быть использована лишь при работе крана с основной (короткой) стрелой, установленной на минимальный вылет. При увеличении длины стрелы или увеличении ее вылета грузоподъемность соответственно уменьшается и определяется устойчивостью крана. Кроме того, максимальная грузоподъемность железнодорожных и пневмо-колесных кранов может быть использована лишь при установке их на выносные опоры, которыми снабжается опорная рама ходовой части крана.
По сравнению с другими самоходные стреловые краны отличаются высокой мобильностью и маневренностью. Наиболее мобильны из них пневмоколесные краны: они имеют высокую скорость передвижения, могут передвигаться по обычному грунтовому основанию и приспособлены для перевозки на большие расстояния без разборки самоходом или с применением тягача.
Рис. 123. Стреловые самоходные краны о — гусеничный; б — железнодорожный; в — иневмоколесный; 1 — стрела, 2~ поворотная платформа; 3 =- опорно-поворотное устройство; 4 —ходовая часть
Высокой мобильностью обладают и железнодорожные краны; по рабочей площадке они передвигаются самоходом, а на большие расстояния — в составе железнодорожного поезда.
Наиболее маневренными являются гусеничные краны: они могут передвигаться по рабочей площадке в любом направлении с грузом на крюке и не требуют установки дополнительных опор. Благодаря высокой маневренности и достаточной в условиях строительной площадки мобильности гусеничные краны являются наиболее эффективными монтажными механизмами для промышленного строительства.
Рис. 124. Схемы исполнения рабочего оборудования гусеничного крана CKJ-40
а — д — стреловые; е — к — то же, с установочным клювом; л — п — башенно-стреловые
Важной отличительной особенностью стреловых самоходных кранов является универсальность их рабочего оборудования — стрелы этих кранов могут быть удлинены за счет типовых вставок и оснащены клювами (гуськами).
На рис. 124 показаны различные исполнения рабочего оборудования крана СКГ-40. Универсальность рабочего оборудования значительно расширяет область применения стреловых кранов. Они могут успешно применяться для производства строительно-монтажных работ при возведении различных сооружений, отличающихся своими размерами, а также для погрузочно-разгрузочных работ, при укрупнительной сборке конструкций и обслуживании складов.
Конструкция механизмов самоходных кранов в основном зависит от типа привода и источника энергии. Современные стреловые самоходные краны чаще всего имеют многомоторный дизель-электрический привод (рис. 125). Механизмы крана при таком приводе выполнены в виде отдельных агрегатов с индивидуальными электродвигателями, получающими питание от собственной дизель-генераторной установки — электростанции. На механизмах гусеничных и железнодорожных кранов применяются электродвигатели переменного тока, питание которых может осуществляться непосредственно от внешней электросети. Это позволяет значительно сократить эксплуатационные расходы, повысить срок службы (моторесурсы) дизеля и улучшить условия работы машиниста крана. При работе крана от внешней сети отсутствует шум, что весьма важно.
На механизмах пневмоколесных кранов чаще применяют электродвигатели постоянного тока, что связано с необходимостью широкого диапазона регулирования скорости передвижения крана, легко осуществляемого при применении электрических машин постоянного тока.
Электростанции постоянного тока; применяемые на самоходных стреловых кранах, значительно сложнее и дороже в изготовлении и эксплуатации, чем электростанции переменного тока. Они имеют не менее двух генераторов, дизель, гонный электродвигатель и передачу, соединяющую генераторы либо с дизелем, либо с гонным электродвигателем. Последний подключается к сети переменного тока и обеспечивает работу крана от внешней электросети.
Электростанция переменного тока состоит лишь из дизеля и генератора, соединенных муфтой.
Стреловые самоходные краны грузоподъемностью до 16 т имеют одномоторный (групповой) дизель-механический привод (рис. 126). Механизмы крана при таком приводе кинематически связаны с двигателями общей трансмиссией, состоящей из большого количества валов, зубчатых и других передач, муфт включения, управляемых тормозов и механизмов реверсирования.
В кранах небольших грузоподъемностей применяются многомоторные дизель-гидравлические приводы. Механизмы крана при таком приводе, так же как и при многомоторном дизель-электрическом, выполняются в виде отдельных агрегатов с индивидуальными гидромоторами, получающими питание от собственной дизель-насосной установки.
Краны с дизель-электрическим многомоторным приводом по сравнению с кранами, имеющими групповой дизель-механический привод, обладают преимуществами — они постоянно готовы к работе; управление ими удобно; они снабжены простыми и блочными механизмами; можно получать питание от внешней сети и совмещать рабочие операции. Такие краны нашли широкое применение в строительстве.
Рис. 125. Кинематическая схема механизмов гусеничного крана СКГ-40
1 — грузоподъемная лебедка; 2 — лебедка вспомогательного подъема; 3 — стрелоподъемная лебедка; 4-= механизм вращения; 5 — механизм передвижения; 6 — дифференциал; 7 — электростанция; 8 — гусеничная тележка
В соответствии с Правилами Госгортехнадзора все стреловые самоходные краны оборудованы ограничителями грузоподъемности. Работа краном при бездействующем ограничителе грузоподъемности запрещается.
Рис. 126. Кинематическая схема механизмов гусеничного крана МКГ-10:
1 — дизель; 2 — коробка перемены передач; 3 — реверс грузоподъемной лебедки; 4 —реверс стрелоподъемной лебедки; 5 — раздаточная коробка; 6 — механизм вращения; 7 — -зубчатый венец опорно-поворотного устройства; 8— угловая (коническая) передача; 9 — центральный редуктор механизма передвижения; 10 а 11 — бортовые редукторы гусеничных тележек; 12 — стрелоподъем-ная лебедка; 13 — грузоподъемная лебедка
Наиболее универсальным является ограничитель грузоподъемности ОГМ-1 ВНИИСтройдормаша. Он состоит из датчика усилия, встроенного в канатные тяги стрелового полиспаста, датчика угла поворота стрелы, расположенного у корня стрелы, и корректирующего устройства, собирающего показания двух датчиков и дающего импульс на отключение механизма (механизмов) крана. Однако этот ограничитель очень сложен в регулировке и ненадежен в работе.
Широкое применение нашел ограничитель грузоподъемности, состоящий лишь из одного датчика усилия, который устанавливается в тяги, соединяющие оголовок надставки двуногой стойки с хвостовой частью поворотной платформы.
После срабатывания ограничителя грузоподъемности электросхема крана предусматривает возможность опускания крюка и подъема стрелы. Кроме ограничителя грузоподъемности стреловые самоходные краны оснащаются ограничителями хода стрелы, клюва и крюков.
Механизмы дизель-электрических кранов управляются с помощью контроллеров или кнопок. Эта система управления является наиболее простой и надежной. Краны с дизель-механическим приводом имеют рычажную, гидравлическую насосную или безнасосную и смешанную системы управления механизмами.
При эксплуатации стреловых самоходных кранов необходимо строго соблюдать требования, изложенные в Правилах Госгортех-надзора и Инструкции по эксплуатации, монтажу и перевозке крана, прилагаемой к паспорту каждого крана. Особое внимание необходимо уделять состоянию подкранового пути (основания, на котором работает кран), предотвращая чрезмерное отклонение грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы. Необходимо учитывать, что ограничитель грузоподъемности не реагирует на перегрузку стрелы, вызванную отклонением грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы, и лишь муфта предельного момента механизма вращения предохраняет стрелу от такой перегрузки. Даже незначительное (на 1—2°) от допустимого отклонение грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы может вызвать перенапряжение поясов стрелы и их разрушение.
Весьма опасна просадка пути (основания), она может вызвать недопустимое увеличение вылета стрелы и опрокидывание крана, а также недопустимое отклонение грузового полиспаста из плоскости подвеса стрелы и разрушение стрелы.
При небольшом вылете стрелы следует опасаться увеличения ее вылета за счет деформации (податливости) стрелового полиспаста или полиспаста маневрирования клювом, поэтому при подъеме тяжелого груза необходимо вначале поднять его на высоту 100— 200 мм, проверить вылет стрелы, а затем производить дальнейший подъем.
Повышенные требования предъявляются к подкрановому пути (основанию) и обеспечению вертикальности грузового полиспаста при эксплуатации кранов, оснащенных башенно-стреловым оборудованием. Подкрановый путь должен быть строго горизонтальным и не допускать просадки. В нерабочем состоянии маневровый клюв должен быть опущен в горизонтальное положение.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Общие сведения о стреловых самоходных кранах"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы