Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Организация и технология грейдерных работ

Читать далее:




Организация и технология грейдерных работ

Грейдеры в основном используют на строительстве, ремонте и содержании дорог для возведения насыпей, устройства корыт в земляном полотне, профилирования грунтовых дорог, очистки дорог и площадей от снега. Экономически целесообразно при сооружении земляного полотна использовать грейдер в комплекте с другими видами машин. Однако для ремонтных работ, поддержания земляного полотна в исправном состоянии, при малых объемах земляных работ (в сельском строительстве) и строительстве временных грунтовых дорог рационально применять только грейдеры. При выполнении комплекса земляных работ одним грейдером наиболее полно используются возможности грейдера как универсальной машины.

Ниже приводится технология выполнения грейдером некоторых видов работ.

Возведение насыпей. Наибольший эффект дает использование грейдеров при возведении насыпей высотой до 0,6 м (можно возводить насыпи высотой до 1 м).

Работа грейдера по возведению насыпи сводится к выполнению трех основных операций — зарезание, перемещение и разравнивание грунта. Все эти операции может последовательно выполнять один грейдер, совершая проходы вдоль насыпи. Однако для выполнения каждой очередной операции требуется соответствующая переналадка грейдера, что удлиняет цикл работ.

Число проходов грейдера при зарезании грунта зависит от высоты строящейся насыпи, площади поперечного сечения стружки грунта, вырезаемого машиной за один проход. Число проходов по перемещению грунта зависит от ширины дорожного полотна, высоты насыпи, а также от объема грунта, перемещаемого ножом грейдера за один проход.

Чтобы добиться высоких темпов возведения земляного полотна на объектах с большими объемами работ, более рационально в общем механизированном комплексе организовать работу грейдеров бригадами из 2—4 машин.

На рис. 130 приведена схема работы бригады тяжелых грейдеров по возведению насыпи из боковых резервов при поперечном перемещении грунта на расстояние 10 м. Бригада состоит из четырех однотипных грейдеров.

Грейдер зарезает грунт из резерва правым или левым концами отвала в зависимости от направления движения машины. Отвал устанавливают с углом захвата 35—40, углом наклона до 13 и углом резания 40—45°. Грунт зарезают послойно от внутренней бровки резерва.

Вырезанный грунт перемещают к оси насыпи тремя грейдерами, работающими по ступенчатой схеме одним фронтом. Для увеличения производительности отвалы грейдеров, работающих на перемещении грунта, целесообразно оборудовать удлинителями. Перемещение грунта из резервов является одной из основных операций, выполняемых грейдерами при возведении насыпи, и составляет 65— 75% общего числа его проходов. Перемещение заканчивают укладкой грунта способами, указанными на рис. 131. Чтобы перемещение грунта не отставало от зарезания, заранее определяют число грейдеров, требуемых для выполнения каждой из этих операций.

Насыпь возводят послойно, постепенно наращивая ее высоту. Если уплотнять каждый отсыпанный слой грунта не требуется, валики в насыпи укладывают вприжим, а насыпь уплотнится во время естественной осадки грунта.

При возведении насыпи с уплотнением каждого отсыпаемого слоя валики грунта укладывают вразбежку с последующим разравниванием их грейдерами. В результате получается насыпь высотой 0,2—0,3 м.

Валики первого слоя грунта укладывают наращиванием от края насыпи к ее оси: валик перемещают к краю насыпи и частично разравнивают, валик перемещают через первый, валик — через второй и т. д., частично разравнивая каждый валик.

Рис. 1. Схема работы бригады грейдеров при возведении насыпи из боковых резервов (стрелкой показано направление фронта работ):

При отсыпке второго слоя валики укладывают вполуприжим, начиная от оси насыпи к обочине, а несколько последних валиков укладывают вприжим. После разравнивания и уплотнения валиков второго слоя образуется слой высотой 0,3—0,4 м, а общая высота насыпи поднимается до 0,7 м. Излишний грунт насыпи сдвигают на обочины.

Разравнивают грунт в насыпи слоями 0,2— 0,3 м в плотном теле продольными круговыми проходами одиночным грейдером или бригадой их вдоль насыпи, начиная от краев, с постепенным приближением к середине и перекрытием следа предыдущего прохода.

Насыпи земляного полотна шириной до 7 м рекомендуется выполнять двумя грейдерами, из которых грейдер (более мощный) зарезает грунт от внутренней бровки резерва, а грейдер перемещает его и разравнивает. Грейдеры перемещаются последовательно один за другим, выполняя работу круговыми проходами. Число проходов зависит от высоты насыпи и глубины резервов.

Рис. 2. Схемы укладки валиков грунта в теле насыпи:
а – вприжим без зазора, б — вразбежку, в — расположение валиков при возведении насыпи (позиции l—6)t г — вполуприжим

При ширине насыпи, требующей трехкратного перемещения вырезанного в резервах грунта, насыпь сооружает бригада из трех тяжелых прицепных грейдеров, пятикорпусного плуга и трактора-тягача мощностью 100—130 Л. с. Каждый из четырех механизмов агрегата самостоятельно крепят к трактору: плуг непосредственно к трактору, а прицепные грейдеры — гибкой сцепкой различной длины. Для придания большей боковой устойчивости между прицепными грейдерами устанавливают жесткую распорку.

Рис. 3. Схема одновременной работы двух грейдеров:
1,2 — грейдеры

Пятикорпусный плуг зарезает и отделяет грунт от земляного массива, а три грейдера перемещают его. Первый грейдер забирает грунт, срезанный плугом, и, перемещая его, укладывает валиком вдоль полотна насыпи. Второй, перемещаясь вслед за первым, забирает валик грунта, уложенный первым грейдером, и т. д. Таким образом вырезанный плугом грунт за один проход агрегата трижды перемещается. Развороты в конце участка производятся в сторону более длинной сцепки.

Возведение насыпи из резервов заканчивают отделкой откосов п планированием дна резервов. Внутренние и внешние откосы насыпи высотой не более 1 м отделывают грейдером с помощью откосника, установленного на конце отвала; откосы высотой до 0,6 м — основным отвалом за один-два прохода грейдера; внешний откос высотой более 1 м — основным отвалом, вынесенным за раму грейдера. Для большей устойчивости грейдера колеса наклоняют в сторону откоса. Внешние откосы насыпей высотой 1,8—2 м отделывают и планируют планировщиком.

Рис. 4. Схемы соединения (а) и движения на разворотах (б) трех прицепных грейдеров и плуга: 1 — трактор-тягач, 2 — гибкая сцепка, 3 — распорки, 4 — грейдеры, 5 — плуг, 6 — траектория плуга, 7—9 — траектории грейдеров

Откосы земляного полотна крутизной 1 : 3 планируют грейдерами за два-три прохода по одному месту: первым проходом при движении вдоль бровки земляного полотна планируют верхнюю часть откоса, при обратном проходе — нижнюю часть откоса, перекрывая предыдущий след на 20—30 см. Для окончательной отделки откосов операции повторяют.

При планировке дна резервов грейдер совершает круговые проходы вдоль земляного полотна по правому и левому резервам. Число проходов зависит от ширины резерва. На рис. 6 приведена схема одновременного планирования дна двух резервов грейдером за два прохода по одному месту.

Устройство корыта в земляном полотне. Для размещения материала основания дорожного полотна (песка, гравия, щебня) и покрытия делают неглубокую выемку вдоль насыпи — корыто.

Рис. 5. Схема планировки откосов насыпи крутизной 1:3 грейдерами

В готовом земляном полотне корыто выполняют в тех случаях, когда дорожную «одежду» устраивают не сразу после сооружения дорожного полотна или одновременно с возведением насыпи дороги.

Рис. 6. Схема планировки дна резерва грейдером

Корыто устраивают круговыми проходами грейдера: грунт вырезают из верхней части насыпи и перемещают на обочины, где его разравнивают до требуемого уклона. Прежде чем делать корыто, грунт уплотняют.

Весь процесс устройства корыта состоит из восьми следующих проходов.

1. Грейдер зарезает грунт от оси насыпи на глубину 15—20 см ниже отметки корыта и на ширину 1,8 м.
2. Валик грунта, полученный в результате зарезания, перемещают на обочину дороги.
3. Грейдер вторично зарезает грунт насыпи на 3—5 см меньше глубины первого зарезания (т. е. на глубину 12—15 см) при той же отвала должен соответствовать поперечному профилю дна корыта.
4. Разравнивание грунта на обочине с требуемым уклоном в сторону боковых канав. Машинист следит за тем, чтобы грунт не пересыпался за бровку и в боковую канаву.
5. Незначительное зарезание грунта сбрасывающим концом грейдерного отвала. Отвал устанавливают под углом наклона до 6° при угле захвата 40—45. Вырезанный грунт укладывают на обочину вприжим, уплотняя его в месте перехода в корыто. Проход является очень ответственным, поэтому вдоль полотна насыпи на расстоянии 15—20 м устанавливают колышки, которые указывают, что след колес грейдера при движении должен отстоять от них на расстоянии 10—15 см.
6. Повторное зарезание грунта в корыте, чтобы получить требуемую глубину корыта у бровки обочины. Срезаемый грунт частично перемещают на обочину, где укладывают вприжим.

Рис. 7. Схема устройства корыта в готовом земляном полотне: 1, 3, 5—7 — зарезанне, 2, 4 — перемещение, 8 — разравнивание дна корыта, 9 — сечение

Отделку производят от обочины к оси полотна, а перемещаемый грунт разравнивают в средней части корыта, засыпая все неровности.

При этих операциях целесообразно применять удлинитель отвала, что позволяет сократить число проходов. Необходимо разворот грейдера в конце рабочих участков и на крутых поворотах при переездах осуществлять на первой передаче тяговой машины.

Рис. 8. Схема устройства корыта грейдером с одновременным возведением насыпи: а — отсыпка обочин, б — профилирование корыта, в — устройство корыта на насыпи высотой 0,3— 0,7 м; 1 — 19 — номера проходов грейдера

С одновременным возведением насыпи корыто можно устраивать двумя способами в зависимости от высоты насыпи.

При высоте насыпи до 0,3 м корыто образуют путем отсыпки обочин дороги: грунт, вырезанный из боковых канав грейдером, перемещают к оси дороги и укладывают на обочины. Когда толщина обочин достигнет требуемой величины, грунт выравнивают для придания обочине требуемого уклона.

Корыто начинают устраивать с зарезания грунта у бортов на глубину корыта. Отвал устанавливают с углом наклона, соответствующим поперечному наклону дна корыта. Вырезанный грунт перемещают к оси дороги, разравнивая и планируя его одновременно до тех пор, пока корыто не примет заданный профиль. Если в корыте окажется лишний грунт, его перемещают на обочину.

Корыто на насыпи высотой от 0,3 до 0,7 м выполняют следующим способом: обычное зарезание грунта в резервах, послойная укладка его и уплотнение. После уплотнения нижнего слоя, уложенного в насыпи вразбежку, и разравнивания его от края насыпи к ее оси отсыпают второй слой

насыпи к обочине, образуя валики, уложенные вполуприжим. Этот слой разравнивают и уплотняют. Дальнейшие операции по устройству корыта аналогичны ранее рассмотренным.

Сооружение и содержание кюветов (водоотводных канав). Водоотводные канавы делают по бокам дороги для предохранения земляного полотна и дорожной одежды от разрушающего действия поверхностных и грунтовых вод.

Для лучшего стока вод боковые откосы насыпи и откосы канавы делают определенной формы с различными поперечными сечениями: треугольные, трапецеидальные или сегментные (обтекаемые). Все виды водоотводных канав устраивают грейдерами.

Последовательность операций при устройстве кюветов показана на рис. 9.

Профилирование грунтовых дорог. При сооружении грунтовых дорог в нулевых отметках грейдеры используют как основные ведущие машины. Профилирование грунтовых дорог грейдерами заключается в разработке грунта боковых канав вдоль сооружаемого полотна дороги и перемещении его к осп дороги, а также в разравнивании грунта для придания дороге профиля с заданным поперечным уклоном.

Грейдеры тяжелого класса сооружают за смену 1,5—2 км грунтовой дороги. Примерная схема профилирования дорожного полотна грунтовой дороги шириной Эмс трапецеидальными канавами показана на рис. 10. На схеме показана половина профиля сооружаемого полотна дороги.

Рис. 9. Схема работы грейдера при устройстве боковых водоотводных кюветов: 1, 2, 4, 5 — зарезание, 3, 6 — перемещение, 7 — проход грейдера с откосником

При первом проходе зарезание производят от внешней бровки канавы с большим заглублением отвала. При втором проходе вырезанный валик грунта перемещают отвалом по полотну насыпи. Последующие проходы заключаются в постепенном зарезании и перемещении грунта по насыпи. Таким образом сооружают полотно дороги. Зарезание заканчивают при проходе, и последний грунт перемещают

к оси дороги двумя проходами, а затем разравнивают проходом. Профилирование заканчивают отделкой канавы с помощью откосника, установленного на отвале (проход), и чистовым разравниванием грунта по полотну дороги. При последних операциях отвал грейдера оборудуют удлинителем.

Используя одновременно личить производительность дорожного полотна. Один грейдер выполняет только зарезание грунта, а второй перемещает грунт.

Грейдерами планируют площади при строительстве аэродромов, стадионов и других сооружений. Если необходимо, предварительно срезают бугры и заполняют грунтами впадины на поверхности. Грунт срезают только в тех местах, где он превышает установленную отметку.

При планировке площадей грейдеры перемещают грунт от центра к периферии круговыми проходами. Отвал устанавливают с углом захвата 45—60, углом резания 40—50° и с минимальным углом наклона.

Смешивание грунтовых и минеральных материалов с вяжущими веществами. При строительстве дорожного полотна, чтобы улучшить основание и дорожную одежду, гравийные, два грейдера, можно значительно уве-и уменьшить время профилирования щебеночные и грунтовые материалы смешивают с вяжущими веществами и минеральными добавками непосредственно на дороге.

Рис. 10. Схема профилирования дорожного полотна в нулевых отметках грейдеров: 1 — 19 — номера проходов

Эту работу выполняют с помощью грейдеров в такой последовательности:
1. Разравнивают и профилируют грунтовые и минеральные добавки по полотну дороги: материал, уложенный в кучки по осн дороги, за один-два прохода грейдера собирают в сплошной валик ровного сечения.
2. Предварительно и окончательно перемешивают каменные материалы, грунты и минеральные добавки с вяжущими веществами: валик, . образованный по оси дороги, за один проход грейдера разравнивают в призму и, добавляя вяжущие материалы, перемешивают их.
3. Разравнивают готовую смесь и отделывают полотно дороги. Предварительно материалы перемешивают отвалом при угле захвата 45, угле резания 50—60°; угол наклона отвала должен соответствовать поперечному профилю дороги.

Составляющие перемешивают за три-четыре круговых прохода грей-бровке. Затем смесь вновь собирают отвалом грейдера в валик по оси дороги, который разравнивают в призму для повторной добавки вяжущих материалов. Указанные операции повторяют три-четыре раза до равномерного распределения всей нормы вяжущих материалов.

Перемешивание материалов грейдерным отвалом малоэффективно из-за большого числа проходов, длительности процесса, низкого качества смеси. Целесообразно для выполнения этих операций применять дорожные фрезы и грунтосмесительные машины.

Ремонт и содержание дорожного полотна. Дороги при эксплуатации изнашиваются и повреждаются, поэтому необходимо своевременно их ремонтировать. Ремонтные работы подразделяют на текущие и капитальные.

Текущий ремонт включает в себя перестройку или обновление отдельных элементов дороги, например поверхности покрытия.

При капитальном ремонте дорогу или ее отдельные участки перестраивают заново. Снятие старого слоя покрытия, разравнивание, профилирование и другие виды работ, связанные с восстановлением дорог, производят грейдерами. Незначительные разрушения поверхности восстанавливают, срезая неровности с последующей подсыпкой и разравнивая гравийные материалы. Другой способ восстановления дороги предусматривает срезание грунта с обочин полотна, при котором срезанный грунт перемещают к оси дороги двумя-тремя круговыми проходами грейдера вдоль дорожного полотна; последующими окончательными проходами грунт разравнивают. При этом заполняются грунтом все неровности и выбоины поверхности, срезаются отвалом бугры и полотно профилируется с требуемым поперечным уклоном. Недостающий грунт для восстановления профиля дороги берут из резерва или привозят дополнительно.

Уширение проезжей части дороги также относится к ремонтным работам, при которых увеличивают ширину проезжей части дороги за счет обочин на величину 0,5—1,75 м с каждой стороны. Примерная схема работ показана на рис. 11, б.

Первые несколько проходов состоят в кнрковании грейдером поверхностного слоя покрытия.

Рис. 11. Ремонт дорог: а — восстановление первоначального профиля дороги, б — уширение проезжей части дороги; 1 — 5 — проходы грейдера

Зарезание отвалом начинают левым концом со стороны внутреннего борта корыта и продолжают вдоль обочин двумя-тремя круговыми проходами до достижения требуемой глубины корыта. Затем меняют положение отвала и зарезают грунт на заданную глубину правым концом отвала с внешней кромки корыта. Дальнейшими проходами зачищают и планируют дно полосы уширения корыта специальной накладкой, устанавливаемой на отвал ниже ножей и имеющей ширину, равную полосе уширения корыта. Грунт, вырезанный при уширении корыта, убирают с проезжей части дороги и обочин или используют для подсыпки при выравнивании полотна дороги.

Очистка дорог и других сооружений от снега. Зимой грейдеры используют для очистки дорог и других сооружений от свежевыпавшего снега. Эти работы выполняют основным грейдерным отвалом.

От рыхлого снега поверхности очищают по возможности на высоких скоростях, что значительно улучшает проходимость и повышает производительность грейдера.

Грейдеры выполняют следующие снегоочистительные работы:
— расчищают дорожное полотно и другие сооружения от снежных заносов;
— расчищают и разбрасывают снежные валы на обочинах дорог; срезают ледяную корку с поверхности проезжей части дороги; очищают водоотводные канавы от снега.

От рыхлого снега поверхности очищают, совершая круговые проходы грейдерами по периметру очищаемой поверхности. Отвал устанавливают под углом захвата 50—60°. На свободный от зарезания конец отвала рекомендуется устанавливать удлинитель, что повышает производительность. Число проходов зависит от ширины дорожного полотна.

Боковые канавы очищают от снега грейдером, оснащенным кю-ветоочистителем. Кюветоочиститель имеет форму сечения канавы. Устанавливают его на отвале. Эту работу выполняют за два-три прохода с углом захвата отвала 60—70°.

Рекомендуемая скорость по очистке снега 10 км/ч и более. При таких скоростях грейдер развивает достаточное усилие, дающее возможность убирать обочины и разравнивать снежные валы до 50 см с отбросом снега за пределы полосы очистки до 5 м.

Производительность является основным показателем эффективного использования грейдера на различных видах работ. С повышением производительности машин сокращаются расходы на строительство и его сроки.

Производительность грейдеров зависит от многих факторов: профиля земляного сооружения, грунта, мощности грейдера, квалификации машиниста, длины обрабатываемого участка, организации работ и выбора технологии, степени использования времени работы машин.

Для повышения производительности грейдера необходимо:
— сокращать до минимума простои и непроизводительные проходы путем тщательной подготовки машины и участка работ, а также использования наиболее рациональной технологии работ;
— полнее использовать тяговую мощность машины при одновременном увеличении количества зарезаемого и перемещаемого грунта за каждый проход;
— выбирать оптимальную длину обрабатываемого участка дорожного полотна, которая будет соответствовать наибольшей производительности грейдеров на данном участке работы;
— уменьшать время цикла путем повышения скорости движения;
— работать на повышенных скоростях, для чего выбирать рациональные углы установки отвала и более полно использовать тяговую мощность грейдеров;
— соблюдать правила технической эксплуатации грейдеров, организовывать оперативное планирование и учет работы грейдеров.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Организация и технология грейдерных работ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства