Трамвай явился первым видом электрического городского общественного транспорта. Впервые он был пущен в пригородах Берлина в 1881 г. В России трамвай появился в 1892 г. в Киеве. В Москве первые трамваи стали работать в 1899 г. К 1914 г. трамвайное движение существовало в 35 городах России, в Москве в это время насчитывалось 840 трамвайных вагонов и 6 трамвайных парков. Однако широкое распространение городской транспорт, в том числе и трамвай, получил после Великой Октябрьской социалистической революции.
В настоящее время трамвай, как вид городского пассажирского транспорта, — многоотраслевое хозяйство. В своем составе он имеет: эксплуатационно-ремонтные предприятия с подвижным составом; рельсовые пути; систему электроснабжения; устройства сигнализации и автоматического управления стрелочными переводами; систему организации движения; линейные сооружения и обустройства.
Подвижным составом трамвая или трамвайными вагонами называют транспортные средства, движущиеся по рельсовому пути и получающие энергию от контактной сети. Эксплуатационно-ремонтные предприятия, депо и заводы предназначены для поддержания трамвайных вагонов в необходимом техническом, санитарном и культурном состоянии и для производства технического обслуживания и ремонта трамвайных вагонов.
Система энергоснабжения трамвая включает тяговые преобразовательные подстанции, кабельную и контактную сеть и предназначена для подачи электрической энергии на трамвайный вагон от системы энергоснабжения города.
Устройства сигнализации и автоматического управления стрелочными переводами служат для регулирования и изменения направления движения вагонов по рельсовому пути.
Линейные сооружения и обустройства: конечные станции, посадочные площадки и павильоны — помогают наилучшей организации движения вагонов и обеспечивают удобства и безопасность пассажиров.
За годы Советской власти отечественная промышленность освоила выпуск трамваев многих типов. В трамваестроении широко применялись и применяются достижения науки и техники. В послевоенные годы промышленность страны серийно выпускала трамваи двухосные КТМ-1 и КГМ-2 с прицепными вагонами, четырехосные МТВ-82 и ЛМ-49. В 50-е 10Ды в Ленинграде приступили к серийному выпуску вагонов ЛМ-57,
оснащенных многопозиционным контроллером. С 1960 г. Рижский вагоностроительный завод изготовляет комфортабельные трамваи РВЗ-6 с подрезиненными колесными парами, бесшумными тележками и современной электрической аппаратурой.
С 1959 г. во многих городах Советского Союза введены в эксплуатацию трамваи производства ЧССР: сначала Т-1 и Т-2, а затем и Т-3. В этих вагонах бесшумная ходовая часть, комфортабельный салон, автоматическая система управления, хорошие динамические качества.
В настоящее время отечественные вагоностроительные заводы выпускают трамвайные вагоны, обладающие высокими эксплуатационными качествами: КТМ-5МЗ в г.Усть-Катаве, ЛМ-68М в Ленинграде и РВЗ-6М2 в Риге. Проходят опытную эксплуатацию вагоны РВЗ-7 и Т-ЗМ. В городах с узкой колеей эксплуатируются вагоны Т-4СУ.
Интенсивное развитие трамвая потребовало его дальнейшего совершенствования. На вагонах применяют пневматическую систему подвешивания и бесконтактную тиристорно-импульсную систему управления тяговыми двигателями, позволяющую значительно экономить электроэнергию. Современные вагоны имеют улучшенную планировку. Повышенные скорости движения резко повышают качество перевозок.
Использование в конструкциях новых полимерных материалов, а также современных материалов для дорожных покрытий, качественно новые конструкции верхнего строения рельсовых путей, новейшие способы и методы сварки стыков улучшают безопасность движения и позволяют применять подвижной состав, обладающий большими скоростями.
Организация движения в последние годы претерпевает большие преобразования. Использование вычислительной техники для составления расписания и маршрутизации, изучения пассажиропотоков и диспетчерское руководство движением создали все предпосылки для скорейшего внедрения автоматической системы контроля и управления движением (АСУД). Эта система обеспечит в ближайшее время значительное улучшение качества перевозок, повысит эффективность использования транспортных средств и снизит затраты на перевозки.
В энергохозяйствах и устройствах СЦБ и связи широко применяют полупроводниковую технику, телеуправление подстанциями. Совершенствуются системы защиты от токов коротких замыканий и перегрузки. Разработаны и применяются улучшенные конструкции подвески и спецчастей контактной сети, позволяющие увеличить скорость на 20—30%.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные характеристики трамвая как вида транспорта"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы