Типаж тракторов состоит из нескольких классов, класс определяет габаритные размеры трактора. Каждый класс представлен обычно несколькими, тесно унифицированными типоразмерами разного назначения, составляющими семейство. Наиболее массовый и универсальный типоразмер в семействе называется базовым. В семейство входят также модификации и самостоятельные модели.
Отношение или разность классификационных показателей двух крайних классов (их базовых моделей) определяет диапазон, охватываемый типажом; отношение или разность классификационных показателей двух соседних классов определяют плотность типажа (ряда). Чем плотнее ряд, тем больше классов в типаже.
Совокупность всех типоразмеров тракторов составляет номенклатуру типажа. Уровень важнейших показателей тракторов характеризует технический уровень типажа.
Основной классификационный параметр. Выбор основного классификационного параметра имеет существенное значение. Хотя один показатель, даже наиболее правильно выбранный, не может в полной мере характеризовать все главнейшие качества трактора, выбор этого показателя важен, так как закономерный ряд может быть построен по значениям только одного показателя, принятого за основной.
В практике тракторостроения в качестве основного параметра принимались: мощность двигателя, тяговая мощность, число корпусов плуга, с которым агрегатируется трактор, тяговое усилие. Рассмотрим основные особенности каждого из этих показателей.
Мощность двигателя определяет производительность трактора преимущественно при выполнении стационарных работ. Производительность же при выполнении тяговых работ в значительной степени зависит не только от мощности двигателя, но и от тягового к. п. д. трактора, который, в свою очередь, определяется типом движителя.
Кроме того, необходимо учесть, что в тракторостроении, как и во многих других отраслях, получила распространение тенденция повышения скоростей, обеспечиваемая систематическим увеличением мощности двигателя.
Тяговая мощность, как классификационный показатель обладает теми же недостатками, что и мощность двигателя, с добавлением еще одного: она очень сильно зависит от почвенных условий.
Число корпусов плуга, с которым может работать данный трактор, еще в большей степени зависит от почвенных условий, чем тяговая мощность. Если последняя на плотном пути примерно в 1,5 раза выше, чем на рыхлой почве, то число корпусов плуга, агрегатируемых с одним и тем же трактором при пахоте разных почв, колеблется в три-четыре раза.
Тяговое усилие является основным параметром, определяющим возможность агрегатировать трактор с машинами-орудиями, тяговое сопротивление которых соответствует классу трактора.
Как показал многолетний опыт, при развитии конструкций транспортных машин такие показатели, как мощность двигателя, нестабильны, изменяются сравнительно быстро. Такой же показатель, как тяговое усилие трактора, значительно более стабилен.
Поэтому в качестве основного классификационного признака тракторов в Советском Союзе и во всех странах СЭВа принято номинальное тяговое усилие.
По методике, одобренной СЭВом, установлено приблизительное соответствие между номинальным тяговым усилием колесного трактора 4×2 и размером шин его ведущих колес, показанное ниже.
Горизонтальная и вертикальная унификация, типизация. Унификация базовой модели трактора с модификациями того же класса бывает очень глубокой. Часто на них установлены взаимозаменяемые двигатели, механизмы трансмиссии, рабочего оборудования. Если одна модель трактора отличается от другой только количественно, т. е. наличием или отсутствием отдельных узлов (Т4-С1; Т4-С2), то такие модели называются комплектациями.
Унификацию моделей в пределах одного тягового класса принято называть горизонтальной унификацией.
Однако развитая унификация возможна и необходима и между тракторами различных классов. Такая вертикальная унификация осуществляется обычно в двух направлениях; полная унификация элементов, размеры которых вообще не связаны с классом трактора (сиденья, рукоятки, краники, подножки, приборы, элементы кабины), и унификация с использованием секционного сочетания. На тракторах меньших классов используются двигатели с меньшим числом цилиндров, муфты с меньшим числом дисков, гусеничные тележки с меньшим числом катков, а на тракторах крупных классов в механизмы входят те же унифицированные элементы, но в больших количествах.
Типаж тракторов, официально одобренный на 1966—1970 гг., содержит тяговых классов.
Базовыми моделями в классах 0,6; 0,9 и 1,4 Т являются сельскохозяйственные колесные универсально-пропашные тракторы. В числе модификаций: универсально-пропашные тракторы повышенной проходимости, пропашные тракторы для высокостебельных культур, горные тракторы, самоходное шасси и тракторы промышленного назначения.
Тракторы класса Т являются гусеничными модификациями колесной базовой модели класса 1,4 Т и имеют специальное назначение: виноградниковый, свекловодческий, садовый, лесохозяйственный.
Базовыми моделями в классах и Т являются гусеничные пахотные тракторы и в классе Т колесный пахотный трактор. В качестве модификации и самостоятельных моделей в этих классах предусмотрены болотоходные, горные, трелевочные и лесохозяйственные тракторы, а также тракторы промышленного назначения.
Классы 10, и 25 Т представлены в типаже тракторами промышленного назначения и их модификациями: болотоходными, землеройнопогрузочными, тракторами-трубоукладчиками. Модификацией базовой модели класса Т является сельскохозяйственный пахотный трактор с номинальным тяговым усилием Т.
Типажом предусматривается:
а) повышение производительности путем увеличения рабочих скоростей до 9—15 км/ч и транспортных скоростей колесных тракторов до 30—35 км/ч-,
б) доведение срока службы до капитального ремонта агрегатов тракторов массового применения до 4,5—5 тыс. ч для дизелей, 5—6 тыс. ч для трансмиссий, 3,5—4 тыс. ч для ходовых систем гусеничных тракторов;
в) снижение удельной металлоемкости тракторов (за исключением некоторых специальных типов): колесных до 40—55 кг/л. с., гусеничных сельскохозяйственных до 60—70 кг/л. с., гусеничных промышленных до 70—90 кг/л. с.
г) применение для сельскохозяйственных тракторов многоступенчатых механических трансмиссий с переключением на ходу и бесступенчатых коробок передач, а для промышленных тракторов бесступенчатых гидромеханических, электромеханических и многоступенчатых механических передач.
Существенно улучшаются такие показатели двигателей, как литровый вес, литровая мощность, среднее эффективное давление, число оборотов, топливная экономичность.
Если в течение прошедшей семилетки (1959— 1965 гг.) были внедрены в производство новые базовые модели тракторов наиболее массовых классов МТЗ-50 и ДТ-75, то в пятилетке (1966— 1970 гг.) развитие и совершенствование конструкций осуществляется путем модернизации базовых моделей и создания модификаций.
В классе 0,6 Т вместо малоунифицированных моделей Т-16 и ДТ-20 созданы и внедрены в производство самоходное шасси Т-16М и трактор Т-25. На них установлен одинаковый двухцилиндровый дизель воздушного охлаждений^ входящий в одно семейство с четырех-цилитщровым дизелем тракторов класса 0,9 Т.
Этот четырехцилиндровый дизель форсируется с 40 до 50 л. с., в трактор Т-40 также вносятся некоторые усовершенствования, расширяется круг модификаций.
Мощность дизеля Д-50, устанавливаемого на трактор МТЗ-50, увеличивается до 60 л. с., в рабочем процессе применяется непосредственный впрыск. Это повышает производительность и улучшает экономичность трактора. Круг модификаций тракторов этого класса также расширяется. Модернизируется и трактор МТЗ-5 с увеличением мощности до 60 л. с.
Модернизации подвергается трактор ДТ-75: его рама удлиняется, и на него вместо дизеля СМД-14 устанавливается дизель АМ-41 размерностью 130×140 мм и мощностью 90 л. с. Этот дизель входит в одно семейство с шестицилиндровым дизелем АМ-01/03, устанавливаемым на гусеничном тракторе Т-4 и колесном Т-125. Модернизированный трактор ДТ-75М будет выпускаться в массовых количествах на двух тракторных заводах: Волгоградском и Павлодарском. Вводятся в производство модификации трактора ДТ-75: болотоходная, горная и промышленного назначения.
Пахотный трактор Т-4 также модернизируется с увеличением мощности двигателя до 130 л. с. путем введения турбонаддува; создаются и внедряются в производство модификации трактора Т-4.
Существенно модернизируется наиболее массовый трактор промышленного назначения Т-100М (модель Т-130). Дизель оборудуется турбокомпрессором и мощность доводится до 140 л. с. с последующим увеличением до 160 л. с. Усовершенствуется трансмиссия и другие агрегаты. При всех модернизациях придается большое значение улучшению условий труда и повышению безопасности работы, улучшаются эстетические показатели.
Ведутся работы и над созданием тракторов более далекой перспективы. К ним относится гусеничный пахотный трактор класса Т с двигателем мощностью 150 л. с., получивший марку Т-150.
В целях обеспечения унификации в отрасли организовано при заводах ограниченное число головных конструкторско-исследовательских отделов: по универсально-пропашным тракторам, пахотным тракторам, тракторам промышленного назначения и лесным тракторам.
Созданы также головные конструкторско-исследовательские отделы по дизелям разных классов и гидравлическому тракторному оборудованию.
Совершенствование и унификация наиболее массовых деталей: поршневых колец, клапанов, вкладышей и нормалей возложено на головные конструкторско-технологические отделы, организованные при заводах, изготовляющихэти детали.
Научно-методическое руководство всей конструкторской службой и координация ее работы возложена на головной институт НАТИ.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные принципы построения типажа"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы