Регулировка муфты сцепления и блокировочного механизма коробки передач. Трактор ДТ-54А. Величина свободного хода педали муфты сцепления должна быть равна 30—35 мм. При величине свободного хода менее мм муфту регулируют в следующем порядке. Изменяя длину тяги, соединяющей педаль с рычагом муфты, регулируют зазор между нажимным диском тормозка и накладкой ступицы тормозка; зазор должен быть в пределах 7—8 мм при полностью включенной муфте. Если при выключении края стаканов тяг тормозка отходят от ушек нажимного диска на 3—5 мм, то зазор между нажимным диском и ступицей тормозка установлен правильно. После этого при крайнем заднем положении педали муфты сцепления, вращая корончатые гайки тяг, устанавливают зазор 3,5—4,5 мм между концами отжимных рычагов и обоймой выжимного подшипника, при этом разница в зазорах между отдельными рычагами не должна превышать 0,3 мм. При отвинчивании гайки на оборот зазор увеличивается на 2,5 мм. После регулировки корончатые гайки должны быть зашплинтованы.
Рис. 1. Управление муфтой сцепления и блокировочным механизмом коробки передач трактора ДТ-54А.
Блокировочный механизм регулируют изменением длины тяги. Рычаг переключения передач устанавливают в нейтральное положение и, отъединив тягу, проверяют легкость вращения валика блокировочного механизма, Повернув рычаг валика вперед до упора в прилив корпуса и поставив верхний конец педали муфты сцепления на расстояние 20—25 мм от правого рычага управления муфтами поворота, регулируют длину тяги и соединяют ею рычаг и педаль муфты сцепления (на некоторых тракторах тяга нерегулируемая).
Трактор Т-75. Регулировку муфты сцепления проверяют и при необходимости выполняют через 240 час. работы трактора в следующем порядке. Установив рычаг управления муфтой в крайнее заднее положение, проверяют зазор между рычажками и муфтой, который должен быть в пределах 3,5—4,5 мм. Разность зазоров у отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм. При необходимости устанавливают требуемый зазор гайками тяг нажимного диска. После этого регулируют зазор между упорами и промежуточным диском, который должен быть в пределах 1,2—1,8 мм. Для этого, отвернув контргайки, завинчивают упоры до соприкосновения с промежуточным диском, а затем вывинчивают каждый упор на Р/а оборота и затягивают контргайки.
Регулировка тормозка муфты сцепления выполняется при полностью выключенной муфте сцепления. Отвернув контргайку нажимного винта рычага, завинчивают винт до тех пор, пока накладка колодки тормозка не прижмется к тормозному шкиву 8. После этого включают муфту сцепления, ввинчивают нажимной винт в рычаг еще на оборота и затягивают контргайку.
Блокировочный механизм регулируют, изменяя длину тяги, соединяющей нижний конец рычага управления муфты сцепления с рычажком валика механизма блокировки коробки передач. Для этого рычаг муфты сцепления устанавливают так, чтобы его короткое плечо соприкасалось с упором, к которому его прижимает пружина. Нижний конец рычага управления муфтой сцепления соединяют с рычагом так, чтобы верхнее плечо рычага управления было отклонено назад на 12—15° от вертикали. Рычаг валика механизма блокировки коробки передач поворачивают вперед до упора в прилив крышки и, регулируя длину тяги, соединяют этот рычаг с нижним концом рычага управления муфты сцепления.
Тракторы Т-74 и ДТ-75. Регулировка муфты сцепления проверяется и при необходимости выполняется через 240 час. работы трактора. Регулировка производится так же, как и у трактора Т-75, только зазор между отжимными рычагами и муфтой выжимного подшипника при включенной муфте сцепления должен быть равен 2,5—3,5 мм, а зазор между промежуточным диском и упорным винтом должен быть в пределах 1,7—2,3 мм, для чего каждый винт завинчивают до упора, а затем отвинчивают на оборота и затягивают контргайку.
Регулировка тормозка муфты сцепления у трактора ДТ-75 аналогична таковой у трактора Т-75, описанной выше. У трактора Т-74 тор-мозок регулируют при выжатой до отказа педали муфты сцепления, сохраняя в остальном тот же порядок регулировки.
Механизм блокировки коробки передач у трактора Т-74 регулируют, изменяя длину тяги, соединяющей нижний рычажок педали муфты сцепления и рычажок валика механизма блокировки. Для этого педаль муфты отводят назад до упора в уголок пола, а рычажок валика механизма блокировки вперед до упора во фланец коробки передач. Регулируя длину тяги, соединяют ею нижний рычажок педали муфты и рычажок валика механизма блокировки. Одновременно регулируют длину тяги, соединяющей верхний рычажок педали муфты с верхним концом рычага, установленного на валике вилки муфты и отведенного в крайнее заднее положение.
Механизм блокировки коробки передач у трактора ДТ-75 регулируют совместно с регулировкой механизма управления муфтой сцепления и УКМ, описанной ниже.
Регулировка механизма управления муфтой сцепления и увеличителя крутящего момента трактора ДТ-75. Перед регулировкой механизма управления следует отрегулировать главную муфту сцепления и муфту сцепления УКМ. У последней при включенном положении зазор между подшипником отводки и отжимными рычажками должен быть равен 4±0,3 мм, а разница зазора у отдельных рычажков не должна превышать 0,3 мм.
Регулировка величины хода отводки главной муфты сцепления. При упоре отводки в корпус заднего подшипника вала муфты сцепления рычаг должен быть отклонен назад от вертикали на 30±5°, при этом длину тяги регулируют так, чтобы рычаг управления главной муфтой был отклонен назад от вертикали на 30—40°, а при его повороте вперед до упора отводка переместилась бы вперед на ±1 мм.
Регулировка сервомеханизма. Винтом следует натянуть пружину сервомеханизма так, чтобы рычаг управления главной муфтой сцепления фиксировался в переднем и заднем положениях. Затем, изменяя длину тяги 14, нужно добиться, чтобы при заднем положении рычага двуплечий рычаг не доходил до упора на 1— мм.
Регулировка хода нажимного диска муфты сцепления УКМ. Установив рычаг управления УКМ в переднее положение и сдвинув вперед отводку муфты сцепления УКМ до упора в стакан переднего подшипника ведущего вала УКМ (при этом верхнее плечо двуплечего рычага должно быть наклонено вперед от вертикали на 8±7,5°), нужно отрегулировать длину тяги так, чтобы между задней стороной паза этой тяги и пальцем нижнего конца рычара был зазор 1—2 мм, а при выключенном состоянии муфты сцепления УКМ суммарный зазор между ее дисками был равен 1,8— 2,0 мм.
Регулировка одновременности включения главной муфты сцепления и муфты сцепления УКМ производится тягой. Для этого, поставив рычаг в крайнее заднее положение, а рычаг в крайнее переднее положение, изменяют длину тяги так, чтобы передняя сторона паза этой тяги без зазора касалась пальца верхнего плеча рычага, а при полном включении главной муфты сцепления между пазом и пальцем был зазор не менее мм. При выключении муфты сцепления УКМ рычагом (главной муфты сцепления) суммарный зазор между ее дисками должен быть равен 1,5— 2,0 мм.
Регулировка тормозка водила УКМ. Выключив главную муфту сцепления, изменяют длину тяги так, чтобы выступы заднего конца ее вилки совпали с выступами рычажка управления тормозном, а зазор между задней стороной паза рычажка и пальцем тяги был равен 1—3 мм.
Регулировка тормозка главной муфты сцепления производится так, как описано выше у трактора Т-75.
Регулировка механизма блокировки коробки передач производится изменением длины тяги при включенной главной муфте сцепления, при этом между пальцем рычага заднего валика механизма блокировки и упором крышки коробки передач должен быть зазор 2—5 мм, а при выключении муфты этот палец должен касаться площадки прилива колонки крышки.
Рис. 2. Механизм управления трактором ДТ-75.
Окончательная регулировка длины пружины сервомеханизма винтом должна обеспечить надежную фиксацию рычага управления главной муфтой в его крайних положениях при минимальном усилии для переключения.
Регулировка центральной передачи. Трактор ДТ-54А. В центральной передаче в процессе эксплуатации регулируются положение вторичного вала коробки передач с ведущей конической шестерней и осевое перемещение ведомой конической шестерни вместе с валом (осевой зазор в конических подшипниках).
Боковой зазор между зубьями шестерен не регулируют, пока его величина не превысит 2,5 мм или не возникнет явное нарушение в работе зацепления. Обычно регулировку этого зазора производят только при установке новых шестерен, заменяемых комплектно.
Рис. 3. Схема регулировки центральной передачи трактора ДТ-54А.
Правильное положение вторичного вала коробки передач определяется размером 95-0,5 мм от заднего торца ведущей шестерни до оси вала. Установку этого размера производят, изменяя толщину комплекта регулировочных прокладок под крышкой переднего подшипника вторичного вала коробки передач. Если прокладок окажется недостаточно, то между торцами крышки и наружного кольца подшипника следует установить прокладку толщиной мм и провести указанную выше регулировку.
Осевое перемещение большой конической (ведомой) шестерни не должно превышать 0,5 мм. Регулировка осуществляется посредством изменения зазора в конических подшипниках 6. Для этого следует ослабить гайки крепления левой перегородки, снять маслоотражательный щиток и стопорную пластину, завернуть регулировочную гайку до полного устранения осевого люфта вала, а затем отвернуть ее на 5—7 зубьев и, нажимая ломиком на ведомую коническую шестерню, перемещать левый стакан до упора регулировочной гайки в перегородку. Прежде чем закрепить перегородку, следует повернуть вал заднего моста (при выключенных муфтах поворота) на оборот, затем проверить индикатором осевое перемещение вала 7, застопорить регулировочную гайку и установить на место маслоотражательный щиток.
При замене шестерен зазор между их зубьями (0,2—0,4 мм) и осевой зазор (0,2—0,4 мм) в конических подшипниках регулируют в следующем порядке. Установив ведущую шестерню в нужное положение (как описано выше), ослабив крепление перегородок и сняв стопорные пластины 12, отворачивают правую гайку на 2—3 оборота, левую затягивают до беззазорного соприкосновения шестерен и полностью затягивают правую гайку 8. Затем отвертывают левую гайку на 16—17 зубьев, а правую затягивают на 5—7 зубьев. После этого повертывают шестерню на оборот, проверяют величину зазоров и производят сборку.
Тракторы Т-75 и Т-74. В центральной передаче зазор между зубьями новых шестерен должен быть равен 0,2—0,55 мм, а осевой зазор в конических подшипниках — не более 0,3 мм. В процессе эксплуатации зазор между зубьями шестерен не регулируют.
Рис. 4. Схема регулировки центральной передачи трактора Т-74.
Регулировка зацепления новых конических шестерен центральной передачи производится следующим образом. Изменяя число регулировочных прокладок под фланцем стакана переднего подшипника вторичного вала коробки передач, устанавливают правильный размер от торца ведущей шестерни до оси вала, который должен быть равен 113,09 мм; затем при помощи правой и левой регулировочных гаек и подводят ведомую коническую шестерню до беззазорного зацепления с ведущей шестерней (для чего отворачивают гайку на 1—2 оборота, завертывают правую гайку до беззазорного зацепления шестерен и затягивают гайку). После этого, отвернув правую регулировочную гайку на 16—17 зубьев, заворачивают левую регулировочную гайку до тех пор, пока не исчезнет зазор между правой регулировочной гайкой и торцом перегородки. Отвернув левую регулировочную гайку на 5—7 зубьев и нажимая ломиком на шестерню 6, передвигают левый стакан до упора регулировочной гайки в торец перегородки; повернув шестерню на оборот, затягивают и стопорят гайки крепления перегородок и проверяют величину зазора между зубьями шестерен, осевой зазор в конических подшипниках, а также отпечаток контакта на рабочей стороне зуба ведущей шестерни. Отпечаток должен составлять не менее 50% по длине зуба и располагаться на образующей начального конуса на расстоянии не менее мм от наружных кромок зуба.
Трактор ДТ-75. Зазор между зубьями шестерен центральной передачи регулируют только при замене шестерен. Для этого, изменяя количество прокладок под ведомой конической шестерней, устанавливают расстояние от обработанной бобышки левой перегородки корпуса до привалочной плоскости шестерни (размер В), которое должно быть равно цифровому значению, указанному на верхней плоскости этой перегородки. Затем, изменяя количество прокладок под фланцем стакана переднего подшипника вторичного вала коробки передач, устанавливают зазор между зубьями шестерен в 0,25—0,5 мм, при этом отпечаток контакта на рабочей поверхности зуба должен составлять не менее 60% длины и высоты зуба и располагаться по образующей начального конуса на расстоянии не более мм от меньшего основания.
Регулировка механизмов поворота. Тракторы Т-74, Т-75 и ДТ-54А. Свободный ход рычагов управления муфтами поворота должен быть равен 60—90 мм, а полный ход тормозной педали— 120—140 мм.
Рис. 5. Схема механизма управления поворотом трактора Т-74.
Регулировка свободного хода рычага управления муфтой поворота осуществляется изменением длины тяги ее наконечником до тех пор, пока величина свободного хода не будет соответствовать норме. Если снимался рычаг, то его следует закрепить на елочных шлицах вала рычага отводки с отклонением вперед на ±5° от плоскости, перпендикулярной оси трактора.
Регулировка полного хода тормозной педали производится следующим образом. При отведенной назад педали тормоза изменением длины тормозной тяги установить рычаг валика тормоза под углом 10—20° назад от вертикали; затем завернуть до отказа регулировочную гайку и отвернуть ее на 6—7 оборотов; ослабив контргайку упорного винта (расположена она снизу корпуса заднего моста), завернуть винт до упора, а затем отвернуть его на — 1 2/2 оборота и затянуть контргайку.
Трактор ДТ-75. В механизме поворота регулируются ход педалей остановочных тормозов и свободный ход рычагов управления тормозами солнечных шестерен.
Ход педали считается отрегулированным правильно, если при перемещении правой педали от вертикального положения до отказа вперед она фиксируется на первом зубе сектора, а левая педаль при отклонении до отказа вперед совпадает с правой. Регулировку производят, если правая педаль проходит далее второго зуба сектора (или левая педаль проходит аналогичное положение).
Для восстановления нормального хода педали тормоза необходимо при отпущенном тормозе, изменяя длину тяги, установить педаль вертикально, снять крышку крайнего регулировочного люка, расположенного на задней стенке корпуса трансмиссии, установить зуб правой педали в первую впадину сектора (или левую педаль в такое же положение), полностью затянуть регулировочную гайку ленты остановочного тормоза, завернуть до упора винт (при отпущенной контргайке) и, отвернув его на Р/2 оборота, затянуть контргайку.
Свободный ход рычагов управления тормозами солнечных шестерен должен быть в пределах 60—80 мм. Регулировку производят при уменьшении его до мм.
Рис. 6. Тормоза трактора ДТ-75.
Для восстановления свободного хода необходимо снять крышки и регулировочных люков, регулировочной гайкой затягивать тормозную ленту до тех пор, пока кольцевая проточка штока не совпадет с поверхностью проушины пружины, завернуть винт до упора (при отпущенной контргайке), затем отвернуть его на 1 1/2 оборота и затянуть контргайку.
Если свободный ход рычага управления не будет соответствовать требуемому, то нужно отрегулировать длину тяг, соединяющих рычаги с тормозным механизмом.
Регулировка подшипников опорных катков тракторов ДТ-75, Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Для проверки осевого зазора подшипников нужно, подняв каток над t гусеницей, передвигать его ломиком, вставленным между катком и балансиром. Зазор должен быть равен не более 0,5 мм. Регулировка осуществляется удалением необходимого числа прокладок между корпусом балансира и корпусом уплотнения до тех пор, пока катки не начнут проворачиваться при приложении значительного усилия. Затем следует добавить одну прокладку толщиной 0,2 мм и вторично проверить легкость вращения катка.
Регулировка подшипников направляющих колес тракторов ДТ-75, Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Для регулировки осевого зазора подшипников необходимо снять гусеницу с направляющего колеса, слить масло из ступицы колеса, снять колпак, отогнуть замочную пластину и ослабить контргайку. Затянув гайку до тугого вращения колеса, отпустить ее затем на 1/3—1/2 оборота. Осевой зазор в конических подшипниках колеса должен быть в пределах 0,2—0,5 мм.
Регулировка осевого перемещения каретки. Тракторы Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Осевое перемещение каретки должно быть не более 0,5 мм. Осевой зазор замеряется между торцом втулки и упорной шайбой. Для регулировки необходимо отогнуть стопорную пластину и отвернуть болты (у трактора Т-74 —болт) крепления упорной шайбы, удалить несколько прокладок, общая толщина которых должна соответствовать величине, на которую нужно уменьшить зазор, установить на место шайбу и завернуть болты. Затем проверить зазор и застопорить болты отгибной пластиной.
Трактор ДТ-75. Осевое перемещение каретки должно быть в пределах 0,5—2,0 мм. При увеличении осевого перемещения более чем на мм под крышку балансира ставят прокладку толщиной 0,5 мм вместо прокладки толщиной 1,5 мм, установленной при сборке на заводе.
Регулировка натяжения гусеничной цепи тракторов ДТ-75, Т-75, Т-74 и ДТ-54А. Регулировка должна производиться на ровной горизонтальной площадке. Натяжение гусеницы считается нормальным, если расстояние между пальцем наиболее провисшего звена и линейкой, поставленной на концы пальцев звеньев над поддерживающими роликами, находится в пределах 30—50 мм (рис. 245), при этом пружина амортизирующего устройства должна быть сжата до 260— 265 мм для трактора ДТ-54А, до 435—445 мм — для трактора Т-75, до 470—475 мм— для трактора Т-74 и до 640 мм — для трактора ДТ-75.
Рис. 7. Схема устройства опорного катка трактора ДТ-75.
При работе трактора на слабом грунте (грязь, мокрый снег) провисание цепи рекомендуется увеличивать до 60—80 мм.
Регулировка натяжения цепи производится следующим образом. Вращением регулировочной гайки при отпущенной контргайке добываются нормального натяжения гусеницы, после чего передвигают трактор назад и вперед для равномерного натяжения гусениц и, проверив еще раз провисание, затягивают контргайку.
Рис. 8. Определение натяжения гусеницы трактора ДТ-54А.
Если провисание гусеничной цепи велико и вращением регулировочной гайки не удается добиться правильного натяжения, то следует удалить из цепи одно звено.
Рис. 9. Направляющее колесо трактора ДТ-75.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные регулировки гусеничных тракторов класса 10 т"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы