Трактор Т-4, являющийся мощным гусеничным трактором, предназначен для выполнения широкого комплекса сельскохозяйственных работ в агрегате с навесными, полунавесными и прицепными гидрофицированными машинами и орудиями на повышенных скоростях. Обычная пахота может выполняться пятикорпусным плугом со скоростью 5—7 км/час. Обладая большой тягой, трактор Т-4 может применяться на строительных, промышленных, мелиоративных и транспортных работах.
Трактор Т-4 может быть изготовлен по заказу потребителя в следующих четырех комплектациях: Т-4-С1— полностью оборудованный агрегатами гидравлической навесной системы и с двумя выносными силовыми цилиндрами; Т-4-С2 — оборудованный агрегатами гидравлической системы, но без агрегатов гидравлической системы и без механизма навески; Т-4-С4— оборудованный, как и трактор Т-4-С1, но без выносных цилиндров.
На тракторах всех комплектаций могут быть установлены по заказу потребителя независимый вал отбора мощности, пусковой подогреватель и устройство для обогрева кабины.
На тракторе установлен двигатель АМ-01.
Силовая передача. Муфта сцепления — двухдисковая сухая постоянно замкнутого типа. Смонтирована она на маховике двигателя и закрыта крышкой, прикрепленной к картеру маховика. Вал муфты установлен на шариковом и роликовом подшипниках. Два ведомых диска и расположены на шлицах передней части вала муфты. Промежуточный и нажимной диски связаны с кожухом муфты пальцами ведущих накладок, закрепленными на кожухе. Сжатие дисков обеспечивается двенадцатью пружинами, поставленными в стаканах кожуха. Отжимные рычажки тягами связаны с нажимным диском. Упорные болты 5, ввернутые в резьбовые отверстия бонок кожуха, ограничивают перемещение промежуточного диска назад под действием пружин при выключении муфты.
Рис. 1. Трактор Т-4.
Муфта выключения состоит из корпуса с выжимным шариковым подшипником, во внутреннюю обойму которого впрессовывается упор. Вилка выключения посажена на шпонках на валик, который может поворачиваться в опорах, расточенных в крышке муфты сцепления. На наружном шлицевом конце валика посажен рычаг. Барабан тормозка, установленный на передней вилке карданного вала, тормозится при выключении муфты сцепления колодкой. Рычаг управления тормозком поставлен на валике вилки.
Карданная передача — эластичная с резиновыми втулками. Она обеспечивает соединение вала главной муфты сцепления с промежуточным валом реверс-редуктора.
Рис. 2. Муфта сцепления трактора Т-4.
Несоосность вала главной муфты сцепления и вала реверс-редуктора не должна превышать мм и регулируется установкой регулировочных прокладок под задние опоры двигателя.
Коробка передач — механическая восьмискоростная с реверс-редуктором. Обеспечивает она получение восьми передач переднего хода и четырех — заднего хода. Все шестерни — цилиндрические прямозубые.
Внутри корпуса коробки передач, закрытого крышкой, установлены первичный и вторичный валы. На шлицах первичного вала свободно передвигаются два блока шестерен: передний с зубчатыми венцами первой и второй передач и задний с зубчатыми венцами третьей и четвертой передач. На шлицах вторичного вала установлены шестерни и соответственно первой и третьей передач и блок шестерен второй и четвертой передач.
В корпусе реверс-редуктора, закрепленном на передней стенке корпуса коробки передач и закрытом крышкой, соосно с первичным валом установлен промежуточный вал, выполненный за одно целое с шестерней. Эта шестерня постоянно сцеплена с одной из шестерен двухвенечного блока, поставленного на игольчатых подшипниках на неподвижной оси в корпусе реверс-редуктора. На другой неподвижной оси в этом корпусе на игольчатых роликовых подшипниках поставлена шлицевая втулка, по которой может перемещаться шестерня заднего хода с широким зубом, постоянно сцепленная с подвижной шестерней первичного вала коробки передач. На переднем шлицевом конце промежуточного вала посажена вилка кардана.
Рис. 3. Коробка передач трактора Т-4.
Для получения основного ряда скоростей промежуточный вал соединяется с первичным подвижной шестерней. Для получения четырех пониженных передач шестерню сдвигают назад, сцепляя ее со вторым венцом двухвенечного блока. Тогда вращение на первичный вал коробки передач передается через двухвенечный блок с соответствующим снижением числа оборотов. Для получения заднего хода шестерней заднего хода сцепляют второй венец двухвенечного блока и шестерню.
Управление реверс-редуктором и коробкой передач осуществляется двумя рычагами. Для включения передач основного ряда (пятой — восьмой передач) необходимо переместить рычаг реверс-редуктора в положение «Основное», при этом крутящий момент с промежуточного вала реверс-редуктора будет передаваться непосредственно на первичный вал коробки передач. После этого перемещением рычага коробки передач включают нужную передачу.
Для включения передач пониженного ряда (первой — четвертой передач) необходимо переместить рычаг реверс-редуктора в положение «Пониженное», при этом крутящий момент с промежуточного вала реверс-редуктора будет передаваться на первичный вал коробки передач через двухвенечный блок шестерен. После этого перемещением рычага коробки передач включают нужную передачу.
Для включения заднего хода рычаг реверс-редуктора необходимо переместить в положение «ЗУ» и перемещением рычага коробки передач включить нужную передачу заднего хода.
Картер коробки передач соединен с картером заднего моста. Масло заливается через заливной патрубок, находящийся на задней стенке корпуса заднего моста. В реверс-редуктор масло заливается через специальное отверстие, закрываемое пробкой-сапуном.
Задний мост включает в себя центральную (коническую) передачу, планетарный механизм поворота, два тормоза солнечных шестерен и два остановочных тормоза. Конструкция механизмов заднего моста в основном аналогична конструкции заднего моста трактора ДТ-75, описанной выше.
Механизм управления трактором имеет гидроусилитель следящего действия для выключения тормозов солнечных шестерен, обеспечивающий снижение усилий на рычагах управления до 2—4 кГ. Гидроусилитель работает от насоса НШ-10.
Управление остановочными тормозами производится двумя педалями, соединенными с рычагами остановочных тормозов, находящимися внутри корпуса заднего моста.
Гидроусилитель имеет корпус, к которому крепятся крышки с уплотнительными резиновыми кольцами и защитными манжетами. В корпусе установлен силовой поршень, правый хвостовик которого имеет вилку для соединения с механизмом поворота.
Золотник, расположенный внутри поршня, отжимается до упора во втулку пружиной. Вилка, навинченная на шток золотника, служит для соединения с рычагом управления тормоза солнечной шестерни. В золотнике находится обратный клапан. Уплотнение штока золотника осуществляется резиновой манжетой. Для защиты хвостовиков поршня от пыли применены резиновые чехлы.
При прямолинейном движении трактора масло от насоса проходят в правую полость корпуса и далее по сверлениям в силовом поршне, как показано стрелками на рис. 4, поступает в левую полость и сливается в бак, при этом золотник удерживается в нейтральном положении пружиной, а правый буртик его плунжера не перекрывает правый ряд отверстий поршня. При оттягивании рычага тормоза солнечной шестерни во время поворота трактора золотник перемещается влево на величину свободного хода и перекрывает правый ряд сверлений в силовом поршне, в результате чего слив масла, поступающего в правую полость корпуса, прекращается. Под действием давления масла силовой поршень перемещается вслед за золотником до тех пор, пока правый ряд сверлений не откроется на такую величину, при которой установится равновесие сил, действующих на торец поршня и в механизме поворота, при этом усилие через вилку передается на тормозной рычаг солнечной шестерни.
Рис. 4. Гидравлический усилитель трактора Т-4.
Предохранительный клапан, включенный в систему гидроусилителя, ограничивает давление в ней до кГ)см2. В случае отказа гидравлической системы гидроусилитель работает как механическое связующее звено. В этом случае буртик золотника при выборе свободного хода упирается в выступ поршня и увлекает последний за собой.
Конечная передача представляет собой одноступенчатый шестеренчатый редуктор, состоящий из двух цилиндрических шестерен. Ведущая шестерня вращается на роликовых цилиндрических подшипниках. Ведомая шестерня и ведущее колесо прикреплены болтами к ступице, которая установлена на двух конических роликовых подшипниках на оси, закрепленной в корпусе заднего моста гайкой и зафиксированной от поворота болтом. Регулировочная гайка фиксируется стопором. На наружном конце оси установлен подшипник, прикрепленный к раме гусеничной тележки. Вытекание масла через зазор между ступицей и крышкой корпуса конечной передачи предотвращается большим самоподжимным уплотнением (с войлочным и резиновым кольцами), к которому постоянно прижимается пружинами нажимная шайба, уплотненная резиновой манжетой. Уплотнение собрано в корпусе. Внутренняя полость вращающейся ступицы уплотнена малым самоподжимным уплотнением аналогичного устройства.
Рис. 5. Конечная передача трактора Т-4.
Ходовая часть. Рама состоит из двух коробчатых лонжеронов, литые задние кронштейны которых соединены с корпусом заднего моста. Спереди лонжероны соединены передним брусом. Подвеска трактора — полужесткая с одной поперечной балансирной рессорой, собранной из четырех рессорных листов различной длины. Рессора установлена в коробке из стального листа, прикрепленной к лонжеронам рамы трактора. Концы рессоры опираются на амортизаторы гусеничных тележек.
Гусеничный движитель имеет две тележки, шарнирно соединенные с рамой.
Гусеничная тележка состоит из сварной рамы, к лонжеронам которой снизу крепятся шесть опорных катков. На верхних кронштейнах установлены два поддерживающих ролика. Спереди тележки имеется направляющее колесо с механизмом натяжения. Тележка снабжена двумя щитками: передним и задним. На амортизаторах свободно лежат концы балансирной рессоры, на которую опирается передняя часть рамы трактора. Задняя часть тележки подшипником и подшипником раскоса рамы тележки шарнирно соединена с осью, закрепленной в корпусе заднего моста.
Опорные катки — стальные штампованные одно- и двухбортные. Первый, третий п пятый катки — однобортные, а второй, четвертый и шестой — двухбортные. Корпус каждого опорного катка состоит из двух двухбортных пли однобортных роликов, сваренных в стыке их ступиц. Корпус катка установлен на оси на двух роликовых цилиндрических подшипниках. Осевое перемещение катка ограничивается упорными кольцами, поставленными на осп, и упорными шайбами, прикрепленными болтами к корпусу катка. Ось катка наружным п внутренним кронштейнами крепится к лонжеронам тележки. В кронштейнах смонтированы торцовые уплотнения катка, состоящие из шлифованных стальных колец, прижатых друг к другу пружиной, установленной в резиновой манжете.
Рис. 6. Гусеничная тележка трактора Т-4.
Поддерживающий ролик имеет стальной корпус, который вращается на роликовых конических подшипниках, установленных на оси кронштейна тележки. Торцовое уплотнение внутренней полости ролика аналогично таковому опорного катка. Регулировка осевого зазора в подшипниках производится гайкой.
Направляющие колеса — стальные литые. Каждое колесо имеет два бурта на ободе для направления гусеничной цепи. Роликовые подшипники, упорные шайбы, регулировочные прокладки и резино-металлические самоподжимные уплотнения взаимозаменяемы с аналогичными деталями опорных катков.
В гнезда опор оси вставлены пружины, обеспечивающие упругую подвеску колеса. Благодаря этому смягчаются удары, а следовательно, и стуки, возникающие при езде по неровностям грунта.
Гусеница состоит из 43 литых стальных звеньев. Каждое звено имеет две внутренние щеки, в отверстия которых запрессована длинная втулка, и две наружные щеки с короткими втулками. Внутренние щеки одного звена входят между наружными щеками другого. Звенья соединены пальцами, запрессованными в короткие втулки наружных щек звеньев. Гусеничная цепь имеет один замыкающий палец с двумя стопорными конусами и замыкающей втулкой. Стопорные конуса запрессовываются в конусные торцовые отверстия замыкающего пальца.
Рис. 7. Двухбортный каток (а) и поддерживающий ролик (б) трактора Т-4.
Электрооборудование. Схема электрооборудования приведена на рис. 8. В него входят следующие приборы и устройства: генератор переменного тока; селеновый выпрямитель; реле-регулятор; аккумуляторная батарея; стартер; две передние и две задние фары типа ФГ-300 (а также четыре фары прицепной машины); лампы освещения щитка; плафон типа ПК2-Г; переносная лампа типа ПЛТ-36; контрольная лампа типа ПД-20Е пускового подогревателя; контрольная лампа типа ПД-20Е включателя массы; контрольная спираль; свеча накала типа СР-65А; электромагнитный клапан пускового подогревателя; электродвигатель типа МЭ-12 пускового подогревателя; электродвигатель типа МЭ-219 вентилятора кабины; звуковой сигнал типа С56-Г; амперметр типа АП-6Е; включатели типа ВК-57 вентилятора, передних и задних фар; включатель массы типа ВК-318; включатель типа ВК-322 звукового сигнала; включатель типа ВН-45М свечи накала; переключатель типа П-57 ламп щитка и плафона; переключатель типа П-305 вентилятора и электромагнитного клапана пускового подогревателя; штепсельная розетка типа ШР-51 переносной лампы; штепсельный разъем типа ПС-300 фар и кнопки сигнала прицепной машины; предохранитель типа ПР2-Б на ток а; кнопка сигнала; провод «массы» к машине; соединительная втулка.
На щитке приборов установлены дистанционный термометр воды, дистанционный термометр масла и манометр.
Рис. 8. Схема электрооборудования трактора Т-4.
Рабочее оборудование. Гидравлическая навесная система имеет бак, расположенный под капотом двигателя с левой стороны трактора. Механизм навески в основном аналогичен таковому у трактора ДТ-75 и может быть собран по двухточечной или трехточечной схеме.
Вал отбора мощности — с независимым приводом. В стенке корпуса заднего моста закреплено гнездо, в котором на шариковом и роликовом подшипниках установлен ведомый вал муфты сцепления ВОМ, на котором на игольчатых подшипниках установлена ведущая шестерня, постоянно сцепленная с ведомой шестерней вала отбора мощности, поставленного на двух шариковых подшипниках. Муфтой, передвигающейся по шлицам шестерни, можно сцепить эту шестерню со шлицевой втулкой, закрепленной на ведомом валу муфты сцепления.
Муфта сцепления ВОМ смонтирована в корпусе. Муфта — многодисковая сухая непостоянно замкнутого типа. Ведущий барабан установлен на шлицах ведущего вала, вращающегося на бронзовой втулке и двухрядном шариковом подшипнике. На шлицах ведущего барабана поставлены четыре ведущих диска и нажимной диск. Ведомый барабан, приклепанный к ступице ведомого вала, имеет четыре ведомых диска. При включении муфты рычагом подшипник перемещает крестовину вперед, поворачивая сережками рычажки по часовой стрелке. Рычажки короткими плечами упираются в регулировочную шайбу, отжимаемую вперед от опорной шайбы пружинами, при этом нажимной диск сжимает диски муфты. Упорным болтом регулируют положение рычага. Регулировочную шайбу поворачивают при отвернутом стопорном болте.
Рис. 9. Вал отбора мощности трактора Т-4.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Трактор Т-4"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы