Металлические конструкции в значительной степени определяют массу, стоимость и эксплуатационную надежность подъемнотранспортных машин. Они работают в условиях сложного воздействия различных нагрузок, окружающей среды и должны удовлетворять требованиям прочности, жесткости, устойчивости и экономичности. Изготовляют их сварными, реже клепаными. Существует несколько типов металлоконструкций, отличающихся между собой по конструктивному оформлению, габаритам, массе и применяемому для их изготовления прокату. Наиболее широкоприменяемыми в подъемно-транспортном машиностроении являются сплошностенчатые (из листа), коробчатые (из листа или гнутых профилей), трубчатые (из труб различного диаметра) и решетчатые (из профильного проката).
Недостатком решетчатых металлоконструкций является содержание большого количества элементов и узлов, множества мелких деталей (косынок, стыковых накладок, соединительных планок и др.), резко повышающих трудоемкость изготовления и расход металла; наличие пазух и недоступных мест для покраски, снижающих коррозионную стойкость их, и т. п.
Преимуществом листовых, коробчатых и трубчатых металлоконструкций перед решетчатыми является возможность применения в большом объеме механизации и автоматизации сборочносварочных работ при их изготовлении, а также применение прогрессивных методов резки и сварки.
Коробчатые конструкции позволяют использовать в металлоконструкциях тонкий лист (3—5 мм), что уменьшает площадь окраски почти в 2 раза по сравнению с площадью решетчатых конструкций. Трубчатые конструкции менее трудоемки в изготовлении, так как имеют меньшую длину сварных швов, номенклатуру профилей и наименований деталей, лучшую коррозионную стойкость и наиболее удобны для окраски. Применение гнутых профилей, изготовляемых методом холодной гибки или штамповки, при изготовлении металлоконструкций значительно уменьшают массу и трудоемкость.
Несмотря на большое разнообразие конструкций ПТМ, работы ВПТИтяжмаша дали возможность разработать «Технологическую классификацию сварных конструкций в машиностроении», позволившую типизировать технологические процессы, оборудование, сварочные установки и разрабатывать типовые проекты сборочносварочных цехов и участков. Это позволит сократить сроки и стоимость проектирования, сроки ввода предприятий в эксплуатацию и повысить использование оборудования и, следовательно, увеличить производительность труда и снизить себестоимость продукции.
Сварные конструкции классифицируют по технологическим и конструктивным признакам- в типовые группы, одинаковые по своим технологическим маршрутам. Основными параметрами, объединяющими сварные конструкции, являются: сопряжения свариваемых элементов, конфигурация швов, конструктивная форма изделия, тип заготовок, толщина свариваемого металла, тип сварного соединения, профиль сечения, габаритные размеры, масса и марка металла.
Вид сварной конструкции объединяется общностью сопряжений свариваемых деталей и конфигураций швов (прямолинейные, кольцевые, криволинейные и смешанные). В зависимости от этих признаков установлено три вида сварных конструкций: линейные, радиальные и радиально-линейные. К линейным конструкциям относятся сварные узлы, собираемые из прямолинейных деталей и соединяемые при помощи прямолинейных швов. Линейные конструкции делятся на плоскостные, балочные, рамные, решетчатые и корпусные.
Радиальные конструкции, к которым относятся сварные узлы, собираемые из деталей, представляющих собой тела вращения и соединяемые при помощи кольцевых специальных и криволинейных швов, делятся на три типа: цилиндрические (обечайки, трубы и др.), криволинейные (колена и разветвления трубопроводов, трубы со спиральным швом и др.) и сферические (шаровые резервуары, лепестковые днища и др.).
Радиально-линейные конструкции, к которым относятся сварные узлы, собираемые из деталей, соединяемых при помощи прямолинейных, кольцевых, спиральных и криволинейных швов, подразделяются также на три типа: балочные, корпусные и рамные. В зависимости от типа заготовок (листовые, из фасонного проката, комбинированные и др.), толщины свариваемых элементов и профиля фасонного проката в пределах типа сварные конструкции делятся на классы. Классы в зависимости от типа сварного соединения (встык, внахлестку и др.) разделяются на подклассы. Подклассы на группы, которые, в свою очередь, делятся на подгруппы и т. д. Степень детализации по данной классификации зависит от сложности конструкции, исходных заготовок, типов сварных соединений И других факторов.
Классификация сварных конструкций в сочетании с типовыми технологическими процессами создала условия к рентабельному применению переменно-поточных комплексно-механизированных линий в единичном и мелкосерийном сборочно-сварочном производстве. Например, на одном из заводов, где ежесуточно изготовляют 1750 наименований деталей для 350 сварных сборочных единиц, главным образом единичного и частично серийного исполнения, организовано 14 комплексномеханизированных поточных линий для изготовления крупногабаритных рам, балок, решетчатых и плоскостных металлоконструкций.
В сварочное производство введены новые для металлоконструкций операции: механическая обработка деталей перед сваркой, холодная листовая штамповка, термическая обработка и наплавка. Таким образом, организовано производство сварных конструкций с замкнутым и законченным циклом, начиная с подготовки металла под обработку и кончая термической обработкой, окраской, упаковкой продукции или передачей ее механическим цехам. Примером комплексной механизации производства изделий с большой номенклатурой деталей может служить также работа ВПТИтяжмаша и Узловского машиностроительного завода им. И. И. Федунца по переводу на поток производства основных сборочных единиц электромостовых кранов. На этом заводе впервые в практике краностроения созданы механизированные переменно-поточные линии по производству основных сборочных единиц кранов (пролетных и концевых балок, рам крановых тележек), а также специализированные универсальные стенды для общей сборки крановых мостов. Внедрение этих линий позволило в короткий срок организовать производство электромостовых кранов грузоподъемностью 10—20 т, что в 3 раза превысило прежний выпуск.
Накопленный опыт по производству металлоконструкций и созданию средств механизации позволяет успешно решать вопросы комплексной механизации в условиях единичного и мелкосерийного сборочно-сварочного производства,
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Основные виды металлоконструкций"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы