При выполнении мобильных процессов в сельском хозяйстве и промышленности трактор работает в агрегате с различными типами машин и орудий, рабочие органы которых выполняют необходимую технологическую операцию. Многообразие типов тракторов, машин и орудий предопределяет и многообразие типов тракторных агрегатов.
В зависимости от способа соединения с трактором машин и орудий и перемещения последних в транспортном положении различают следующие виды тракторных агрегатов: прицепные, полунавесные, навесные и комбинированные.
В прицепных агрегатах машина располагается позади трактора, соединяется с ним шарнирно в одной точке и транспортируется на собственной ходовой части. Перевод прицепных машин в транспортное положение осуществляется механизмами, которые являются составной частью этих машин. Полунавесные машины также имеют собственную ходовую часть, но при транспортировке часть веса машины воспринимается ходовой частью трактора. Соединение полунавесной машины с трактором шарнирное, в одной или нескольких точках, а перевод машины в транспортное положение осуществляется специальным механизмом трактора.
Для навесных тракторных агрегатов характерно то, что машины и орудия не имеют ходовых транспортных колес и при транспортировке вес их полностью передается на трактор.
Многие навесные машины имеют колеса, которые в рабочем положении служат дополнительной опорой машине для поддержания ее рабочих органов в заданном положении по глубине или высоте относительно поверхности земли, а у ряда машин также и для привода в движение их рабочих органов. Соединение машины с трактором, ее подъем, опускание и управление осуществляют специальным агрегатом, называемым навесной системой трактора. Комбинированные агрегаты представляют собой сочетание трактора с различными из упомянутых видов машин или орудий.
В Советском Союзе навесные машины с механическими подъемниками начали применять с 1931 г. в поливном хлопководстве для повышения маневренности и проходимости агрегатов, поскольку высокая стоимость оросительной системы требовала максимального использования орошаемых площадей.
Позже навесные машины стали применять на промышленных тракторах, где для их управления применяли тросо-лебедочный привод.
Однако вся навесная техника была в целом недостаточно совершенна и поэтому слабо распространялась.
Толчком к широкому развитию и внедрению навесных машин и орудий на тракторах явилось применение универсальных механизмов для соединения машин с трактором и гидросистем для их управления.
Применение гидропривода в системах управления навесными и прицепными машинами было обусловлено рядом его таких положительных свойств сравнительно с другими типами приводов, как высокая универсальность, относительно малые габариты и вес, возможность обеспечения дистанционного и автоматического управления и др.
Многолетний опыт широкой эксплуатации навесных тракторных агрегатов с гидравлическими навесными системами показал, что эти агрегаты сравнительно с прицепными обладают определенными преимуществами, а именно:
1) конструкция навесных машин проще (отсутствуют ходовая часть, ряд механизмов управления и др.), вследствие чего надежность их выше, а вес меньше в полтора раза и более;
2) значительно облегчается труд тракториста, повышается производительность и качество работы. Управление машиной (орудием) может осуществляться трактористом с его рабочего места и не требует значительных затрат усилий, заданный режим работы поддерживается автоматически, надобность в прицепщике, как правило, отпадает, затраты на технический уход за машиной из-за упрощения ее конструкции меньше;
3) повышается на 5—30% производительность и экономичность агрегата. Тяговое сопротивление машин ниже, а тяговые качества трактора выше вследствие меньшего веса машин и догрузки ходовой части трактора силами, действующими со стороны машины на трактор. Маневренность агрегата выше, поскольку появляется возможность поворота трактора с меньшим радиусом и движения его с поднятым орудием задним ходом.
Эти преимущества навесных тракторных агрегатов предопределили их широкое распространение.
В настоящее время навесными гидросистемами оснащают все тракторы отечественного производства и большинство зарубежных. Навесные машины становятся преобладающими в производстве и парке.
В зависимости от вида выполняемой работы, конструктивных особенностей машины, условий эксплуатации и динамических показателей работы тракторного агрегата применяют различные варианты размещения навесных машин и орудий на тракторе: позади ведущих колес трактора (задняя навеска), в межколесном пространстве, между осями направляющих и ведущих колес (средняя навеска), перед направляющими колесами трактора (фронтальная навеска), сбоку остова трактора (боковая навеска) или одновременно в нескольких местах трактора (эшелонированная навеска).
Заднюю навеску используют на большинстве машин для сплошной обработки почвы, а также посевных, посадочных, землеройных и некоторых уборочных машинах.
Средняя навеска наиболее целесообразна при агрегатировании с машинами для междурядной обработки пропашных культур, так как при этом облегчается наблюдение за рабочими органами, создается возможность более точного вождения агрегата и вследствие этого обеспечивается меньшая повреждаемость растений при небольших защитных зонах. Для осуществления средней навески конструкция трактора должна быть соответствующим образом приспособлена. Наиболее удобными для такого агрегатирования являются самоходные шасси. К преимуществам средней навески на самоходных шасси следует также отнести улучшение продольной устойчивости и управляемости трактора, лучшие тягово-сцепные его качества. Для ликвидации уплотнения почвы по следам колес при средней навеске машин за задними колесами трактора устанавливают навесные следорыхлители.
Фронтальную навеску применяют в случаях, когда машина по характеру выполняемой сельскохозяйственной операции должна двигаться впереди трактора и находиться в поле зрения тракториста (например, косилка для прокосов, волокуша для уборки сена, жатка, погрузчик, бульдозер и т. п.).
Боковую навеску применяют обычно для косилок и некоторых других машин подобного типа.
Эшелонированную навеску как сочетание боковых и задней или фронтальной навесок применяют обычно при работе с широкозахватными машинами (культиваторы, сеялки, сенокосилки и др.), когда по условиям общей динамики агрегата (обеспечение продольной устойчивости агрегата, равномерности нагрузки на ходовую часть и т. п.) расположить их сзади или осуществить среднюю навеску нельзя. Сочетание средней навески с фронтальной или задней или совместно всех трех видов навески в последнее время используют для совмещения отдельных операций, например, внесения удобрений и посева.
Навесные машины могут закрепляться непосредственно на тракторе жестко или присоединяться к нему шарнирно специальными подъемно-навесными устройствами (механизмами навески).
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности и преимущества навесных тракторных агрегатов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы