Основными типами рабочих органов экскаваторов непрерывного действия являются цепной многоковшовый, цепной бесковшовый и роторный. Рассмотрим принципиальные особенности рабочих процессов, осуществляемых этими рабочими органами.
Цепной многоковшовый рабочий орган представляет собой цепь. на звеньях которой закреплены ковши. Цепь приводится в движение от звездочек, насаженных на приводной вал, и огибает нижние блоки, свободно сидящие на оси. Верхняя ветвь цепи опирается на поддерживающие ролики, а нижняя может перемещаться в жестких направляющих или свободно провисать.
При движении цепи в направляющих ковш движется прямолинейно и сопротивление копанию, приложенное к режущей кромке ковша, не может повернуть его, так как этому препятствуют направляющие.
При свободно провисающей цепи ковш при копании поворачивается вместе со звеном цепи, на котором он закреплен, и удерживается в рабочем положении за счет натяжения цепи.
При встрече ковша, закрепленного на свободно провисающей цепи, с препятствием усилие па режущей кромке создает момент, поворачивающий ковш. Этот момент воспринимается усилиями Р, стремящимися повернуть ковш в первоначальное положение. Усилие Р в значительной степени зависит от первоначального натяжения цепи. Если цепь будет чрезмерно натянута, в ней будут возникать во время работы чрезмерно большие усилия, которые приведут к се преждевременному износу и разрушению. При слабо натянутой цепи ковши будут свободно поворачиваться во время работы, что вызовет нарушение нужных углов резания, раскачку и колебания цепи. Машинисту необходимо своевременно подтягивать цепь и выдерживать заданные инструкцией по эксплуатации ес провесы.
При движении цепи в направляющих обеспечивается ровная поверхность забоя, однако при встрече с препятствием ковш, закрепленный па такой цепи, не может его обойти и поднимает всю ковшовую раму, что приводит к высоким нагрузкам и толчкам во время работы.
При свободно провисающей цепи ровная поверхность забоя не обеспечивается, зато ковши получают возможность более свободно обходить препятствия, встречающиеся в грунте. Так, при встрече с камнем ковш отклоняется и обходит его. Это повторяется несколько раз, в результате камень оголяется и ковш его захватывает.
Учитывая эти особенности, цепи с жесткими направляющими применяют для работы в однородных’ грунтах без каменистых включений (например, па экскаваторах поперечного копания для разработки глины в карьерах). Свободно провисающие цепи используют на траншейных экскаваторах для работы в разнообразных грунтах, включая грунты с каменистыми включениями.
В процессе работы ковш цепного экскаватора продольного копания совершает сложное движение: вместе с цепью он перемещается по отношению к машине и вместе с машиной — по отношению к грунту. Следует иметь в виду, что задний угол у зависит от направления суммарной (результирующей) скорости щ поэтому чем быстрее перемещается экскаватор, тем более наклонно по отношению к цепи должны быть установлены ковши.
Если толщина снимаемой стружки велика, ковши будут переполняться, если мала — ковши не будут полными и производительность экскаватора упадет. Поэтому в процессе работы машинист должен регулировать толщину снимаемой стружки, чтобы ковши нормально заполнялись. На экскаваторах поперечного копания толщину снимаемой стружки регулируют подъемом и опусканием ковшовой рамы, а на экскаваторах продольного копания — рабочей скоростью машины.
Заполненный грунтом ковш поднимается к верхнему приводному валу и здесь разгружается. На большинстве экскаваторов непрерывного действия ковши разгружаются под действием веса грунта при огибании приводных звездочек верхнего вала. Необходимым условием при этом является правильное расположение ковшей на ковшовой цепи — грунт должен целиком высыпаться в приемный бункер или течку конвейера и не попадать в следующий ковш. На экскаваторах, разрабатывающих липкие влажные грунты, например на мелиоративных экскаваторах поперечного копания, применяют принудительную разгрузку ковщей посредством поворота заднего днища и выталкивания грунта.
Цепной бесковшовый рабочий орган представляет собой режущие элементы, закрепленные непосредственно на цепи.
Если толщина слоя перемещаемого грунта чрезмерно велика и бесковшовый рабочий орган с ним не справляется, снижают толщину снимаемой стружки регулированием рабочей скорости машины.
Роторный многоковшовый рабочий орган отличается от цепного тем, что ковши закреплены не на движущейся цепи, а на вращающемся роторе. При работе роторного рабочего органа экскаватора продольного копания ковши срезают грунт и поднимают его вверх к месту разгрузки. Грунт от высыпания из ковшей во время подъема предохраняется внутренним защитным кожухом. В месте разгрузки кожух прерывается и переходит в точку, направляющую грунт на разгрузочный конвейер, Ротор вращается с окружного скоростью vo и одновременно вместе с экскаватором перемещается со скоростью На рисунке показано положение ротора, в котором ковш вышел из забоя, а ковш, совершая вращательное движение относительно оси ротора и поступательное движение вместе с ротором, снимает стружку, очертания которой заштрихованы.
Так как число ковшей на роторе и частота его вращения обычно постоянны, то подачу на один ковш (загрузку ковшей) регулируют рабочей скоростью экскаватора. Если ковши переполняются, рабочую скорость уменьшают, если ковши не заполнены, а двигатель экскаватора недогружен, рабочую скорость увеличивают.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Особенности рабочих процессов экскаваторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы