Передняя ось служит для соединения направляющих поворотных колес с остовом трактора, обеспечивая передачу толкающих усилий от остова к колесам.
Для повышения использования тракторного парка и максимального удовлетворения нужд народного хозяйства в настоящее время все отечественные колесные тракторы средней и малой мощности (класса 0,67 — Т-16М и ДТ-20; 0,97 —Т-40 и 1,47 — МТЗ-5ЛС, МТЗ-5МС и МТЗ-50) выполняют в основном в виде универсальных моделей с широко расставленными передними колесами. Передние оси таких тракторов имеют балки, состоящие из телескопически сопряженных труб, позволяющих изменять ширину колеи, и Г-образные поворотные цапфы, обеспечивающие повышенный дорожный просвет под передней осью. Кроме того, в отдельных конструкциях передних осей предусматривается возможность изменения величины дорожного просвета.
Передняя ось тракторов МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС состоит из трубчатой балки, шарнирно соединенной с передним брусом полурамы осью. Ось качания устанавливают в проушинах балки во втулках и закрепляют в проушинах переднего бруса полурамы клиновидным болтом. Возможность качания балки передней оси вокруг шарнира в поперечной плоскости трактора обеспечивает лучшую приспосабливаемость его колес к неровностям пути. С обеих сторон в трубчатую балку, концы которой выполняют разрезными, вставляют выдвижные кулаки, состоящие из сваренных между собой кронштейна и внутренней трубы. Внутренняя труба имеет шесть сквозных отверстий, расположенных на расстоянии 50 мм друг от друга, в которых устанавливают фиксатор. Перемещением внутренней трубы и установкой фиксатора в то или иное отверстие обеспечивают ступенчатое изменение колеи передних колес в пределах от 1200 до 1700 мм с интервалом в 100 мм. Колею 1800 мм обеспечивают перестановкой колес на ступице выпуклой стороной дисков внутрь.
После установки фиксатора выдвижной кулак зажимают в разрезном конце трубчатой балки стяжными болтами.
Во втулках кронштейна выдвижного кулака вращается поворотная цапфа, состоящая из шкворня и впрессованной в него полуоси направляющего колеса. Вертикальные нагрузки воспринимаются поворотной цапфой через упорный подшипник, установленный на шкворне.
Передняя ось трактора МТЗ-50 имеет индивидуальное под рессор ивание передних колес и возможность изменения величины дорожного просвета под передней частью трактора.
Подрессорйвание колес осуществляют пружинами, размещенными внутри кронштейнов выдвижных кулаков. Нижним концом пружина упирается в упорный подшипник, установленный на шкворне поворотной цапфы. Для дополнительной амортизации при больших деформациях пружин служат тарельчатые пружины.
Изменение величины дорожного просвета под передней осью обеспечивают фланцевым соединением с помощью болтов внутренней трубы с кронштейном выдвижного кулака в двух положениях — верхнем и нижнем. В верхнем положении дорожный просвет равен 650 мм, в нижнем — 575 мм.
Концы трубчатой балки неразрезные. Фиксацию и закрепление внутренней трубы относительно наружной трубчатой балки при изменении колеи передних колес осуществляют фиксатором и болтом. Регулирование ширины колеи передних колес ступенчатое, в пределах от 1200 до 1800 мм.
Ось качания передней оси трактора неподвижно закреплена в трубчатой балке пальцем и может свободно вращаться во втулках проушин переднего бруса полурамы.
Передняя ось трактора Т-40 аналогична передней оси трактора МТЗ-50, имеет индивидуальное подрессорйвание передних колес пружинами.
Изменение величины дорожного просвета под передней осью обеспечивается разъемной конструкцией поворотной цапфы. Фланец оси переднего колеса болтами может быть присоединен к фланцу шкворня в двух положениях, смещенных на 180°. Величина дорожного просвета при этом изменится от 500 до 650 мм.
Фиксацию и закрепление внутренней трубы в разрезных концах трубчатой балки передней оси осуществляют накладками со стопорными штифтами и стяжными хомутами, охватывающими наружную трубу снизу. Внутренняя труба имеет, четыре отверстия, что обеспечивает ступенчатое регулирование колеи в пределах от 1285 до 1815 мм при дорожном просвете в 500 мм и от 1260 до 1785 мм при дорожном просвете 650 мм.
Передняя ось шарнирно соединяется с брусом полурамы осью, закрепленной клином в кронштейне, приваренном к балке.
Передние оси трактора ДТ-20 и самоходного шасси Т-16М выполняют без подрессоривания направляющих колес. Выдвижные кулаки этих осей цельнолитые. Фиксацию и закрепление их в разрезных концах трубчатой балки осуществляют: у трактора ДТ-20 подобно тракторам МТЗ-5МС и МТЗ-5ЛС, а у самоходного шасси Т-16М, как у трактора Т-40. Колею передних колес изменяют в пределах от 1100 до 1400 мм у трактора ДТ-20 и от 1200 до 1700 мм у самоходного шасси.
Разъемная конструкция поворотной цапфы трактора ДТ-20 позволяет изменять высоту дорожного просвета под передней осью аналогично трактору Т-40.
Передняя ось пропашного трактора Т-28ХЗ представляет собой образец короткой оси, имеющей одно направляющее колесо. Она состоит из вилки и присоединенного к ней шпильками вертикального поворотного вала (на чертеже вал не показан).
Вертикальный вал устанавливают в специальном радиально-упорном шариковом подшипнике, размещенном в цилиндрическом кронштейне переднего бруса, что облегчает поворот направляющего колеса.
Ось направляющего колеса устанавливают в пазах вилки и закрепляют гайками и планками-замками. Замки предохраняют ось колеса от выхода ее из пазов вилки при отрыве колеса от поверхности пути.
Рис. 1. Конструкция передних осей тракторов:
а — МТЗ-5МС и МТЗ-ЛС; б — МТЗ-50; в — Т-40
Целесообразность такой конструкции передней оси у пропашных тракторов объясняют возможностью получения дорожного просвета порядка 800—1000 мм для обработки высокостебельных культур (хлопок, чай), хорошей вписываемостью в междурядья этих культур без повреждения их кроны, а также удобством размещения навесных сельскохозяйственных машин.
Рис. 2. Передняя ось трактора Т-28ХЗ
Установка направляющих колес на передних осях. Установка направляющих колес на передней оси должна обеспечить устойчивое прямолинейное движение и легкость поворота трактора, а также качение колес с минимальной затратой мощности, минимальным износом шин и отсутствием колебаний.
Для удовлетворения указанных требований направляющие колеса и поворотные цапфы передней оси трактора устанавливают под определенными углами в продольной, поперечной и горизонтальной плоскостях трактора.
Боковой наклон (развал) колес в поперечной плоскости под углом у делают для того, чтобы:
а) облегчить поворот трактора, так как при этом уменьшается плечо а обкатки и, следовательно, момент, необходимый для поворота колеса;
б) разгрузить малый наружный подшипник ступицы колеса и крепление подшипников, так как при такой установке колес появляется осевая сила, прижимающая ступицу колеса к внутреннему большому подшипнику;
в) компенсировать износ в шарнирах и подшипниках, а также деформацию деталей передней оси, не допуская этим возникновения отрицательного развала.
Однако установка колес с развалом вызывает стремление колеса повернуться в сторону наклона, что вызывает проскальзывание и износ шин.
Для устранения отмеченного недостатка колеса устанавливают с некоторым наклоном в горизонтальной плоскости (сходимость колес), так чтобы расстояние Вг между колесами спереди было меньше расстояния В2 сзади (обычно измерение указанных расстояний производят по внутренним точкам пересечения обода колеса с горизонтальной плоскостью, проходящей через оси колес). Сходимость колес определяется разностью расстояний В2 и Вх.
Рис. 3. Схема установки направляющих колес
Боковой наклон шкворня поворотной цапфы в поперечной плоскости под углом уменьшает плечо а обкатки и улучшает устойчивость прямолинейного движения трактора, так как при отклонении колеса действует стабилизирующий момент, возвращающий колесо в продольную плоскость. Стабилизирующий момент получается за счет подъема передней части трактора при обкатывании колеса вокруг наклонного шкворня.
Наклон шкворня поворотной цапфы в продольной плоскости верхним концом назад под углом а несколько улучшает устойчивость прямолинейного движения за счет действия дополнительных стабилизирующих сил, возникающих при отклонении колеса от продольной плоскости. .
Углы развала колес, поперечного и продольного наклона шкворня поворотной цапфы обеспечивают конструкцией передней оси и в условиях эксплуатации не регулируют. Регулированию подвергается лишь сходимость колес путем изменения длины поперечных рулевых тяг.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Передние оси тракторов"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы